«Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»
статья

Косова Инна Андреевна

«Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sito2022_tekst.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевая площадка №5

ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»,

VI Всероссийская научно-методическая конференция с онлайн-трансляцией

«Современные инновационные технологии в образовании»

(СИТО-2022)

ДОКЛАД

Тема «Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»

(очное участие и выступление на конференции)

Подготовила: преподаватель

ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»

Косова Инна Андреевна

г. Павловский Посад, 21.11.2022

В обществе давно бытует мнение о том, что специалист со средним профессиональным образованием - это рабочий или прораб. Сегодняшние реалии таковы, что многие обладатели дипломов учреждений СПО напрямую соприкасаются с решением сложных технических задач, обеспечивают функционирование систем различной сложности, а также являются руководителями трудовых коллективов.

«Вся жизнь человека — это поход за профессиональным мастерством» — такими  словами академик В. П. Беспалько великолепно высказывается о пути становления человека в профессиональной сфере.  

Для того, чтобы стать профессионалом своего дела необходима большая часть жизни, постоянное движение и стремление к мастерству.

На формирование профессиональных  и личностных качеств молодежи должен быть направлен специально организованный образовательный процесс, где на первый план выдвигается ориентация на индивидуализацию процесса обучения.

Вопросы, которые задает практика, свидетельствуют об актуализации потребности понять, что же такое индивидуальная образовательная траектория и как её выстроить для студентов системы СПО.

Первые шаги к индивидуализации образования уже сделаны, что особенно заметно в связи с введением новых ФГОС  и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.

Основная цель индивидуализации в системе СПО направлена на подготовку студентов в соответствии с природными задатками и склонностями к самостоятельной профессиональной деятельности.

Данную цель возможно осуществить за счет применения индивидуальных образовательных маршрутов для каждого студента.

Разработка примерного

индивидуального образовательного маршрута.

Проводится поэтапно, с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.

  1. этап – диагностика уровня сформированности личностных, предметных и метапредметных компетенций обучающихся;

  1. этап целеполагания и определения первостепенных задач;         каждый студент выбирает темы, которые ему предстоит освоить (в знаковой, схематичной, рисуночной, тезисной форме) и выстраивает свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в идеале). Исходя из результатов диагностики и выбора обучающимся темы, педагог совместно с обучающимся определяет цели и задачи маршрута.

  1. этап определения срока реализации маршрута -  в индивидуальном порядке по согласованию со студентом срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами, потребностями самого студента.

4 этап – программирование индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам.

Обучающийся с помощью педагогов выступает в роли организатора своего образования: формулировка цели, отбор тематики, предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления, составление плана работы, выстраивание системы контроля и оценки деятельности.

Создается индивидуальная программа обучения на определенный период (занятие, тема, раздел, курс).

5 этап – реализация индивидуальной и общей образовательных программ. 

Роль педагога заключается в том, чтобы направить, дать алгоритм индивидуальной деятельности обучающегося, вооружить его соответствующими способами деятельности, поиском средств работы, выделить критерии анализа работы, оценить его деятельность.

6 этап – интеграция с другими специалистами

Разработчик маршрута решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным обучающимся других специалистов.

7 этап – демонстрация личных образовательных продуктов обучающимися  и коллективное их обсуждение. Организуется работа по выявлению проблем в окружении, элементы которых получены студентами в ходе деятельности.                             

Способы демонстрации результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация портфолио достижений, зачётная работа и др.

8 этап – рефлексивно-оценочный этап. 

Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности студента.

После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.

Таким образом, цель индивидуализации в системе СПО — адресно подготовить каждого студента к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с его природными задатками и склонностями.

Эту идею можно реализовать через разработку индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента.

Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного образования.

В системе СПО принято опираться на ясную и емкую формулировку этого явления, которую дал А.В. Хуторской: «Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании».

Возникла необходимость проектировать индивидуальные образовательные программы, которые рассматривают как документы, формализирующие индивидуальную образовательную траекторию и отражающие результат выбора студента.

ИОП должна отвечать следующим требованиям:

– должна быть адресной и гибкой;

– соответствовать ФГОС;

– обеспечивать возможность достижения обучающимся уровня образования, востребованного им и необходимого для реализации социального заказа;

– способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности;

– способствовать интеграции содержания профессионального образования;

– соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям учреждений СПО и санитарно-гигиеническим требованиям.

Анализ научных исследований показывает, что ведущими условиями для реализации ИОП в СПО должны стать:

– обеспечение преемственности содержания среднего и высшего профессионального образования;

– разработка и реализация в воспитательно-образовательном процессе образовательных программ разного уровня и направленности;

 – развитие механизмов взаимодействия с другими учреждениями СПО, ресурсными центрами, вузами, работодателями, социальными партнерами;

– реализация моделей психолого-педагогической и тьюторской поддержки индивидуальных образовательных траекторий студентов;

 – развитие системы мониторинга личностного продвижения студента.

Для молодых людей, получающих образование в организациях СПО, трудовая деятельность начинается еще в процессе обучения, так как знания, умения и навыки формируются на теоретических и практических занятиях, во время прохождения производственной практики.

Главная задача социального партнерства состоит в эффективном взаимодействии техникума  и социальных партнеров.  

Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется по следующим направлениям:

- совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса;

- разработка совместных учебно-методических материалов;

- организация практического обучения студентов с привлечением специалистов-практиков;

- учебно-методическое и организационное обеспечение баз профессиональной практики;

- привлечение ведущих работодателей, являющихся потребителями кадров системы СПО, к участию в работе государственных аттестационных комиссий при проведении ГИА выпускников.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании.

На индивидуальной траектории ответственность за обучение более весомо, чем раньше, ложится на самого студента.

Для учреждений СПО  это означает, что у студентов придётся развивать соответствующие качества и навыки, такие как:

- интерес к саморазвитию,

- привычку к интеллектуальной заботе о себе,

- умение критически оценивать варианты,

- принимать решения и нести за них ответственность.

Этот процесс подразумевает наличие у студентов готовности к осуществлению осознанного выбора.  Это возможно при условии, что студент имеет высокий уровень мотивации на получение профессиональных компетенций и обладает способностью к построению индивидуальной образовательной траектории.

Но все ли студенты готовы самостоятельно осуществить правильный выбор уровня, направления, профиля образования?

Проблема индивидуализации образовательного процесса не будет окончательно решена, пока не будут получены четкие ответы на вопросы:

- какие условия следует создать в учреждениях СПО для реализации траектории каждого обучающегося;

- какие принципы необходимо положить в основу разработки и реализации индивидуальной траектории?

Являясь куратором группы обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» учебно-воспитательный процесс планировался с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. С этой целью с помощью педагога–психолога был составлен социально – психологический паспорт группы.  На основе тестирования были выявлены наклонности и предпочтения каждого студента группы.

Проведение мониторинга выявило следующие приоритеты в шкале ценностей:  свобода и самостоятельность;  друзья и общение;  физическое и психическое здоровье.  Очевидна возрастная ориентированность на свободу и самореализацию студентов  через общение, а так же знания, как признание ценности образования.

Одним из вопросов был  вопрос «Можете ли Вы сказать, что ваша жизнь носит целенаправленный характер?».  62% -  ответили, что они частично знают, как реализовать свою цель,  36 % - знают точно, как достичь своих целей,  3% - доля тех, кто не определился.

Тестирование студентов показало некоторую неопределённость будущих перспектив применения профессиональных навыков - примерно 60% из них сказали, что выбор нашего учебного заведения и будущей профессии был определён их родителями.

Тестирование, в частности,  указывает на то, что для разных категорий обучающихся нужен индивидуальный подход в построении образовательного маршрута.

Постепенное внедрение маршрутной системы позволит создать такие психолого-педагогические условия, в которых у студентов с различными способностями и возможностями к обучению появится стимул к обретению своей будущей профессии, стремление к постоянному саморазвитию и самообразованию. Такая модель должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса СПО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения программы по английскому языку на 5 семестр 2014-15 г. по индивидуальной образовательной траектории

Методические указания для выполнения программы по английском у языку на 5 семестр 2014-15 г. по индивидуальной образовательной траектории...

Самостоятельная работа в индивидуальной образовательной траектории студентов колледжа.

Самостоятельная работа студентов  – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская, проектная работа, выполняемая во внеаудиторное время . Виды, способы выполнения ...

Приказ о подготовке к инструктивно - методическому семинару по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"

Инструктиво - методический семинар по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"...

План работы по иностранному языку на основе индивидуальных образовательных траекторий

Реализация технологий индивидуальных образовательных траекторий на уроках английского языка с целью индивидуализации обучения...

Доклад на тему "Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования"

Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образ...