Виды лексических ошибок (презентация к занятию на тему: Выявления основных видов нарушения лексических норм. Основные ошибки в построении и употреблении ССП)
презентация к уроку

Гальченко Яна Александровна

Виды лексических ошибок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды лексических ошибок

Слайд 2

Лексические нормы русского литературного языка – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам! Лексические нормы определяют правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Слайд 3

Виды лексических ошибок: тавтология – повторение одного и того же слова в пределах данного предложения или толкование какого-либо слова однокоренным словом Например : Вот, например , классический пример ; Это не оправдывает вовсе Печорина совсем . Одно из повторяющихся слов необходимо опустить

Слайд 4

Виды лексических ошибок: плеоназм – речевая избыточность: использование в пределах одного предложения слов с близким или одинаковым значением Например : коллега по работе, в январе месяце, на предприятии есть свободные вакансии Избыточное слово необходимо опустить

Слайд 5

Виды лексических ошибок: речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли Например : Гражданин Калиновский Л.Л. на автомобиле следовал по улице без номерного знака. Необходимо вставить недостающее слово или словосочетание

Слайд 6

Виды лексических ошибок: лексическая несочетаемость – употребление в одном предложении двух слов с противоположным или несочетаемым значением Например : В короткие сроки разруха была восстановлена. (правильно – разруха ликвидирована или разрушенное восстановлено ) В парке было заложено тридцать два дерева . (правильно – посажено )

Слайд 7

Виды лексических ошибок: неразличение паронимов , т.е. слов, близких по звучанию и написанию, но различных по значению Например : Детство Павла прошло в бедноте (правильно – в бедности ); Давыдов провел собрание сельского актива и бедности (правильно – бедноты ); Мне представили слово на собрании (правильно – предоставили )

Слайд 8

Виды лексических ошибок: неточное или неуместное употребление иноязычных слов Например : Чехов говорит, что человеку нужно не три фунта земли, а всю землю (правильно – фута ) Сначала мы поссорились, а потом пришли к консенсусу (в данном случае более уместно – к соглашению )

Слайд 9

Виды лексических ошибок: разрушение фразеологизмов , устойчивых единиц языка Например : глубокое утро (правильно – позднее утро); В годы войны весь наш народ трудился, не покладая сил и энергии (правильно – не покладая рук )

Слайд 10

Виды лексических ошибок: нарушение стилистического единства Например : Я предложил любимой девушке вступить со мной в брак. (более уместно – выйти за меня замуж ) Организации на работу требуется вахтерша. (более уместно – вахтер )

Слайд 11

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): грубые Руки у него большие и черствые. снова Через три года Татьяна обратно встречает Онегина. Николай был спортивный молодой юноша. перестал видеть правым глазом После ранения Павел потерял зрение правого глаза. Когда слышишь это слово, чувствуешь, что тебя наполняет прилив чувств. Поэзия Пушкина производит на меня неповторимое впечатление чувство.

Слайд 12

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Образ Чацкого как бы противопоказан образу Молчалина. Фашисты мучили пленных непосильным трудом и голодовкой. Островнов сумел втесаться в доверие. В Великой Отечественной войне принимал участие весь многонациональный русский народ. Мой дядя окончил университет и получил высшее образование. Мы живем в век, когда новые открытия буквально следуют по пятам. Полуголодные, полухолодные строили мы Турксиб . Кутузова как полководца отличает дальнозоркость.

Слайд 13

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Лектор привлек общее внимание всех присутствующих. Объявление на вокзале: «Господа командировочные, получите командировочные удостоверения». Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. Председатель собрания представил слово докладчику. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. Ни один укол, который сделала медсестра Наташа, не был больным.

Слайд 14

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Нужно оказать всестороннюю помощь отсталым студентам колледжа. Рабочие пристально слушали начальника цеха. Объявление на двери рентгенкабинета : «Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы». Этот человек произвёл на меня сильнейшее воздействие. Первая премьера этого балета состоялась на сцене Большого театра.

Слайд 15

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Этот памятник архитектуры поражает туристов своими причудливыми габаритами. Классные руководители должны обеспечить явку своих родителей. Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к началу выставки! На грядущей неделе надо будет заплатить профсоюзные взносы. Директор распорядился объявить благодарность секретарше.

Слайд 16

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов. С 15 декабря 2011 года ещё один спутник крутится вокруг Земли. Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Фермеры стремятся добиться увеличения коров в хозяйстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по теме "Знакомство с оборудованием мастерской"

Презентация предназначена для обучения работ, демонстрации станка для гибки арматуры. Знакомсто с техническими параметрами  и техникой бебопасности при работе на данном станке. Дан иллюстративный...

ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Изучение основных положений в греко-римской борьбе, простых захватов и освобождений от них, изучение приемов в партере: переворот захватом рук сбоку.

Задачи: 1) изучить основные положения в греко-римской борьбе, передвижения по ковру, простые захваты и освобождения от них;2) изучить прием в партере: переворот захватом рук сбоку....

Презентация к занятию на тему: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»

Презентация  к  уроку по учебной дисциплине «Инженерная графика» для  специальности  35.02.12  Садово-парковое и ландшафтное строительство на тему: «Цвет. Основные свойства цв...

Конспект занятия по теме "Автоспорт, его виды"

Конспект занятия по картингу по теме "Автоспорт, его виды" с электронным тестом по проверки знаний и со слайдами по теме. Включает в себя информацию о дисциплинах автоспорта и их особенности...

Презентация к уроку на тему: «Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах»

Презентация для сопровождения урока по теме: "Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах"...

Презентация к занятию на тему: «Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление»»

Слова умеют плакать и смеяться,Приказывать, молить и заклинатьИ, словно сердце, кровью обливаться,И равнодушно холодом дышать.Б.Слуцкий...

Методическая разработка практического занятия на тему: Определение основных общих и специальных требований к устройствам безопасности (по ГОСТ 12.2.026.0-93), а также порядок и правила безопасной работы на продольно-строгальных станках.

        Повышение качества профессионального образования предполагает использование таких технологий, которые обеспечили бы обучающемуся развитие мотивационной сферы, и...