Влияние регионального компонента на развитие творческой активности учащихся СПО
материал

Хаданович Алина Евгеньевна

Влияние регионального  компонента на развитие  творческой активности  учащихся СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хаданович А.Е.

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Общечеловеческое легче и глубже воспринимается через национальное и региональное. Через постижение малой Родины, ее истории, культуры формируется отношение к себе, к другим, к стране и миру в целом. Все это содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и подлинным ценностям культуры. Необходимость регионализации системы обучения нашла отражение в «Законе об образовании». С принятием закона и утверждением Базисного учебного плана для каждого конкретного региона России стала актуальной проблема теоретической, практической разработки и реализации регионального компонента содержания образования. Различные аспекты регионального компонента содержания общего образования рассматриваются в работах А.Ю. Белогурова, С.А. Гильманова, Л.Ф. Греханкиной, А.В. Даринского, Э.Д. Днепрова, В.И. Загвязинского, И.А. Закировой, Н.А. Корощенко, А.П. Кузнецовой, М.Н. Кузьмина, Ю.В. Лазарева и др.  

Предметом  рассмотрения в данной статье является региональной компонент  в области литературного и лингвистического образования. Внедрение  регионального  компонента в общую  систему среднего профессионального  образования,   является, на наш    взгляд, необходимым. Особенно  это  касается педагогического  учебного  заведения, в котором прежде всего обучают  будущих  учителей и воспитателей.          

Краеведческая линия особенно  важна сегодня, когда патриотизм, гражданственность обязаны не  просто  стать  словами. Каждый регион  имеет  свое лицо, а Дальневосточный регион, особенный.  Безусловно, знакомство  с особенностями  этого  региона может  осуществляться и через  литературу. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям национальной и мировой культуры. Следует  отметить, что  на уровне  правительства РФ решаются проблемы, связанные с судьбой   малочисленных  народов Севера и Дальнего  Востока. Создана Российская Ассоциация коренных  народов Севера и Дальнего  Востока в целях расширения региональной работы, принято  решение о  создании информационных  центров по защите окружающей среды и прав коренных народов. Ежегодно 9  августа отмечается Международный день  коренных  народов Камчатки и др.  регионов, к которому приурочены грандиозные  мероприятия в Быстринском районе, конференции, международные семинары  в Петропавловске-Камчатском с участием исследователей из  Японии, Аляски, Германии и  т. д.   Проходят  чудесные  концерты, на которых  выступают  национальные  хореографические коллективы, ансамбли Камчатки. Проводятся мастер-классы под  руководством заслуженных  артистов России (например, Екатерины Гиль). А сколько  художников, музыкантов, поэтов и писателей взрастила камчатская земля? Сколько  талантливых творческих  деятелей раскрыли свои таланты именно  здесь, на Камчатке.

В 1974 г.  была создана Камчатская писательская организация Союза  писателей России.  В 1989г.  был  образован Фонд  компенсации в пользу народов Севера, в рамках  деятельности которого  были  утверждены премии  в различных  областях  культуры: литературная – имени Георгия Поротова; сценическая -  имени Александра Гиля; художественная  - имени Кирилла Килпалина. Затем была учреждена портретная галерея подвижников возрождения и  развития культуры  аборигенного  населения.  Обо всем  нужно  знать студентам, людям, проживающим в стране над океаном, чтобы чувствовать  гордость  за свой край.   Каждый  должен  понимать то, что  нужно  «любить и славить  эту землю» (В. Науменков).

Так в  КГОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» в рамках  курса «Литература Камчатки» проходят  занятия, на которых  студенты имеют  возможность  познакомиться с именами  творцов и  хранителей  культуры нашего  края, с историей развития камчатской писательской организации. Учащимся интересен и фольклор  коренных  народов Севера, их  материальная, духовная культура, поэтому студенты с удовольствием принимают  участие в мероприятиях, которые посвящены региональному вопросу. При подготовке к таким  мероприятиям и раскрываются индивидуальные  способности  учащихся, развивается  творческий потенциал.

Все очевиднее  становится тот  факт, что  не  сама по  себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими  способностями является главным показателем всесторонне развитой личности. Развитие  творческих  способностей студентов можно  осуществлять при подготовке к различным  мероприятиям. Например, уже несколько  лет в  педагогическом  колледже проводят внеклассные  мероприятия по  литературе Камчатки, на которых  происходит знакомство студентов с произведениями известных  и начинающих  поэтов Дальнего  Востока. Учащиеся ежегодно принимают  активное участие  в музыкально-поэтических  вечерах, на которых  декламируют   собственные стихотворения и прозаические  миниатюры.  Эти тексты печатаются в сборниках «Паутина мыслей», выходящих  в свет  благодаря усилиям  самих  же студентов.

Красота родной природы воодушевляет  студентов на создание собственных литературных текстов, которые студенты представляют  на мероприятиях, литературных  вечерах  различного уровня (с 2004 года наиболее талантливые  учащиеся колледжа имеют  возможность представить свои  сочинения на суд зрителей на «Санеевских  чтениях»; литературно-музыкальных  вечерах в педагогическом колледже;  политехническом техникуме и т.п.).

  Такие поэтические вечера стали уже традиционными. Они  объединяют  учащихся разных  учебных  заведений, поскольку обращение к прекрасному и  возвышенному всегда привлекает  неравнодушных к миру искусства  людей, позволяют студентам услышать знаменитых поэтов, писателей, деятелей искусства.  А темы поэтических  вечеров («Природа Камчатки», «Времена года», «Уж  небо  осенью  дышало», «Камчатка - рыбацкая», «Камчатский край», «Мой дом  -  Петропавловск-Камчатский», «Мифы и  сказания народов Камчатки», «Образ  Кутха в фольклоре Камчатки» и др.) вызывают  неподдельный интерес у молодежи к региональному аспекту.

        Уникальна природа камчатского  края. Так много стихов и песен посвящено красоте Камчатки, так много выпущено  красочных  изданий с чудесными фотографиями, множество  документальных фильмов снято о  чудесах  камчатской природы, представлены материалы об  истории города Петропавловска-Камчатского, – все это  может  стать  материалом для  воспитательной работы. О том, что  нужно  сохранять  природные  богатства, следует  говорить  и в учебном заведении, тем более, что  это  актуальная проблема в настоящее время.  

Интересной для учащихся является и  исследовательская деятельность. Изучая литературные тексты камчатских  авторов, студенты проводят исследования, анализируя художественный язык произведений. Очень  интересна работа по  выявлению  диалектных  слов, изучению  этимологии  лексических  единиц, поэтому не остаются без  внимания и вопросы лингвистики. Как  шло  формирование  языков на Камчатке? Какие словари уже  созданы на Камчатке, какие только  готовятся к печати? Как протекает  работа по  сбору диалектного  материла в настоящее время? Занимаясь  этими  и др.  проблемами  и выступая на  студенческих  конференциях,  студенты получали заслуженные  грамоты и дипломы.         

Ежегодные  диалектологические экспедиции, организованные  лабораторией этнолингвистики  КамГУ, анализ  их результатов, описание  процесса сбора диалектного  материала - это  еще одно  направление работы в рамках  системы мероприятий, направленных  на развитие познавательного  интереса и творческих  способностей учащихся. Целый ряд классных  часов можно  предложить для проведения в этом русле (при этом студенты педагогического  учебного заведения могут  и  должны принимать  участие в их  подготовке): «Название растений и животных», «Наименований представителей коренных  народов севера», «Топонимика Камчатки», «Название  одежды в говорах  камчадалов», «Название кулинарных  блюд», «Название  предметов материальной культуры», «Рыболовецкая лексика в говорах  камчадалов», «Охотничья лексика в говорах  камчадалов» и  т.п. Многие вопросы уже были  затронуты  во  время работы с группой студентов. Некоторые материалы стали  основой для исследовательской  деятельности и превратились  научные статьи, с которыми учащиеся выступали  на студенческой конференции в КамГУ им. Витуса Беринга. В настоящее время объектами исследования лаборатории региональной этнолингвистики выступают три исторически  устойчивые языковые  системы Камчатки: корякский язык, камчатское наречие как язык камчадалов, эвенский язык как поздний устойчивый компонент этноязыковой ситуации [1; С. 37]. Студенты педагогического  колледжа участвуют в проведении теоретических  и практических научных  исследований по некоторым  из этих направлений, они  вместе с научным  руководителем (Хаданович А.Е.) принимают  участие в ежегодных апрельских  филологических чтениях на Неделе студенческой науки В КамГУ им. Витуса Беринга.

Важно, на наш  взгляд, знать  историю  своего  края, знать  историю     народа, населяющего  полуостров.  В настоящее  время актуальным вопросом является изучение региональной специфики картины мира  в топонимике Камчатки [1; С. 39]. Развитию  познавательного интереса будут способствовать занятия, на которых затрагиваются вопросы о происхождении названий населенных пунктов, судьбах  людей, именах,  которых  носят  улицы нашего  города.    Об этом можно  говорить  и помимо  уроков, т. к.  знакомство  с историей поможет   по-настоящему полюбить  тот  край, в котором мы живем, учимся, работаем.         Мероприятия, классные  часы, касающиеся истории  можно  проводить по  самым разным  темам.  1. «Полуостров на краю света», 2. «Открывая Камчатку», 3. «В стране  огнедышащих  гор» (Экспедиция Витуса Беринга), 4.«Слава Российских  Колумбов», 5. «Камчатка в середине XIXв.»,  6. «История развития образования на Камчатке», 7. «Миссионерская деятельность  церкви», 8. «Декабристы и Камчатка»  и др.

        Если заглянуть  вглубь веков, то  мы увидим, что  у каждого  народа, населяющего  полуостров  Камчатка, своя история. Например, у ительменов говорит Петрашева В.В., «она насчитывает  не менее четырнадцати тысячелетий. Древним аборигенным  народом также являются коряки. Эвены  пришли на Камчатку около  трехсот  лет  назад, а алеуты появились  на Командорах  в XIX в.». Но  все эти  народы неизбежно соприкасались  друг  с другом, обмениваясь  в процессе развития достижениями  своей культуры.  Следы взаимодействия коряков и ительменов ярко  прослеживаются на материальной культуре. В связи  с этим интересна  будет  серия  классных  часов «Жизнь  и быт  народов Камчатки», «Традиции  и  обычаи народов Камчатки», «Искусство  национального  танца», «О разделении  мужского  и женского  труда» и т. п.  

                 Иными словами, внедрение регионального компонента в систему образования (обучение и воспитание), наряду с другими  направлениями, является одним  из  актуальнейших  вопросов на современном этапе. Реализация программы по данному направлению  может  осуществляться следующим  образом:

1.  Знакомство  с историей народов Камчатки, этапами заселения полуострова.  

2.    Знакомство с материальной  духовной культурой коренных  народов Севера.

3. Привлечение внимание к традициям, обычаям, религиозным  представлениям  народов Севера и Дальнего  Востока.

4.         Знакомство  с именами  творцов и хранителей культуры Камчатки;;  

5.         Формирование и  развитие интереса к  камчатскому фольклору, литературе камчатских  писателей и поэтов; специальным периодическим изданиям.  

6.         Знакомство  с основными достижениями в области  этнолингвистики, формирование интереса к  особенностям  национального  языка коренных  народов Севера.

7.          Привлечение  к исследовательской деятельности в рамках  регионального  вопроса.

8.        Привлечение внимания к работе творческих  коллективов Камчатки, художников, фотографов, мастеров.  

9.         Развитие  творческих  способностей учащихся (создание собственных  лирических  и  прозаических  произведений;  выступление на конкурсах  чтецов; инсценировка; планирование  классных  часов и т.д.);

10.        Формирование бережного  отношения к природе Камчатки.

Как никогда прежде очевидной стала необходимость  изучать особенности культурных  накоплений каждой народности: как большого  государственного мегаполиса, так и крошечной народности в десятки  человек.

        Та, уникальная материальная, духовная культура, которая создавалась  тысячелетиями, нуждается в возрождении в начале  тысячелетия третьего.

        В педагогическом колледже уже несколько  лет  активно  осуществляется работа по  ознакомлению студентов с богатством камчатской литературы, традициями обычаями народов Севера, историей.  Мы считаем, что  эта работа особенно  необходима в данном учебном заведении, потому что  камчатский педагогический колледж готовит  будущих  учителей, воспитателей, то есть  специалистов, которые  в дальнейшем будут также воспитывать подрастающее поколение.  И как сказала Кузьмина М.В. в статье «Региональный компонент образовательного  стандарта – носитель национальной культуры региона», одним из  условий эффективности  региональной работы является социокультурная подготовка учителя и будущего  учителя. А так как настоящий учитель  - это носитель  культуры, то  в современных  условиях он «сам, овладевая основами национально-этнических жизни  народов, должен  осмыслить включение национальной культуры в содержание образовательных  программ, потому что одной из  актуальных  проблем  современной педагогики, является способность учителя органично  связать федеральный компонент содержания образования с особенностями региона». Таким образом, воспитательная и развивающая работа, которая уже несколько  лет  ведется  в данном направлении в камчатском педагогическом  колледже, является важной и нужной.

Список литературы:

Глущенко О.А. Этнолингвистическая школа камчатского государственного университета им. Витуса Беринга / О.А. Глущенко. // Вестник КРАУНЦ (Камчатской региональной ассоциации «Учебно-методический центр»), 2011, №1 (17).         


 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние негативного семейного фактора на формирование отклоняющегося поведения подростков (стендовая консультация)

Материал предназначен для размещения на стенде. Он будеи интересен как педагогам, так и родителям....

Влияние арготических явлений на современный русский язык

Цель этого проекта заключалась в том, чтобы исследовать, какое влияние оказывают арготические явления на современный русский язык. Учащимися был проведен социологический опрос жителей города Покачи. Р...

темперамент. влияние его на формирование детского творческого коллектива

Презентация раскрывает три теории о темпераменте. В работе раскрыты теории Гиппократа, Крэчмера, Павлова. Главная мысль- как найти точки соприкосновения с воспитанниками разными по темпераменту, раскр...

Методическая разработка урока – ролевой игры: "Влияние лекарственных веществ на организм человека на примере действия ацетилсалициловой кислоты"

Методическая разработка урока - ролевой игры: "Влияние органических лекарственных веществ на организм человека на примере анализа действия ацетилсалициловой кислоты". Дисциплина "О...

Информированность учеников о влиянии мобильных телефонов на организм.

Как правельно пользоваться мобильным телефоном...

Влияние информационныхтехнологий на качество УВП

Внедрение информационно – коммуникативных технологий  в образовательный процесс...