Рабочая программа кружка по русскому языку и литературе "Слово"
рабочая программа

Петрова Татьяна Емельяновна

Данная программа позволяет студентам ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по русскому языку и литературе «Слово»

Пояснительная записка

Данная программа позволяет студентам ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у студентов умений самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям студентов и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы студент получил широкую практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в 2 недели.

Паспорт программы

Название программы: Программа «Слово» для развития творческих способностей студентов и формирования умений и навыков для решения лингвистических и литературных заданий повышенного уровня сложности.

Разработчик программы: Петрова Т.Е., преподаватель СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»

Основания для разработки программы:

Закон «Об образовании РФ»;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01,

Цель: формирование предметной, коммуникативной, социальной компетентности в вопросах литературы и русского языка.

Задачи:

-составить целостное представление о проблемах литературы и русского языка;

-дополнить и расширить стандартные знания по литературе и русскому языку;

-расширить знания по основным теоретическим вопросам литературы;

-обеспечить студентов достоверной информацией об основных нормах литературного языка и помочь осознанно овладеть ими;

-закрепить интерес к решению проблем, связанных с литературой и русским языком;

-подвести студентов к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры устной и письменной речи, охрана литературного языка.

Принципы программы:

Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.

Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов литературоведения и русского языка) к общим (качество идеальной речи).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к русскому языку и литературе как наукам гуманитарного направления, во-вторых, успешное выступление на олимпиадах по литературе и русскому языку.

Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 20 занятий.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка и литературы, удовлетворяет познавательный интерес студентов к проблемам литературы, русского языка, культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области этих учебных дисциплин.

Инвариантивность. Программа применима для обучающихся 1, 2 курсов.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь студентам:

-усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;

-расширить знания о качествах идеальной речи;

-помочь студентам овладеть способами исследовательской деятельности;

-формировать творческое мышление;

-способствовать улучшению качества письменной и устной речи; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня.

Основные виды деятельности студентов:

-работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;

-выделение фактов, доказательств проблемы;

-работа с текстом и его анализ;

-творческие работы;

-исследовательская и проектная деятельность.

Примерное содержание занятий кружка «Слово».

1. Диагностическая олимпиада.

2. Комплексный анализ художественного текста. План.

3. Комплексный анализ художественного текста. Опыт анализа.

4. Языки мира. Карта языков мира.

5. Родственные связи языков.

6. Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки.

7. Классификация и происхождение славянских языков.

8. Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка.

9.Творческая работа. Создание сочинения-миниатюры по определенной теме с использованием заданных тропов.

10. Крылатые слова и выражения.

11. Интеллектуальный марафон «Знатоки грамматики»

12. Ученые-лингвисты. Доклады студентов.

13. Культура речи. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация.

14. Трудные случаи акцентуации.

15. Интерпретация поэтического текста.

16. Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

17. Тестовая работа по культуре речи.

18. Творческая работа «Я работаю корректором».

19.Решение тестов повышенной трудности по орфографии.

20. Выпуск газеты "Литератор"

Учебно-тематическое планирование занятий кружка «Слово»

Наименование тем курса

Виды деятельности

Форма контроля

1. Вводное занятие.

тестирование

тест

2. Из истории русского языка

1)Языки мира. Карта языков мира.

работа с источником информации: составление тезисов лекции

творческая работа «Прогулка по славянским местам»

2) Родственные связи языков.

решение лингвистических задач

игра «Переводчик»

3) Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки.

составление опорного конспекта

устное выступление

4) Классификация и происхождение славянских языков.

выпуск лингвистической газеты

конкурс газет

5) Учёные-лингвисты.

проектная деятельность

презентация, буклет

3. Культура речи

1)Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация.

тестовая работа

тест

2) Трудные случаи акцентуации.

работа со словарем

защита орфоэпического словаря

3) Интерпретация поэтического текста.

составление плана

работа с клише

творческая работа

4) Культура речи.

Лексические, грамматические,

синтаксические нормы литературного

русского языка.

решение лексических, грамматических, синтаксических задач

тест

5) Творческая работа «Я работаю корректором».

работа с текстом

статья в районную газету

4. Морфология и орфография русского языка.

1) Орфограммы приставок и корня

орфографический тренинг

тест

2) Орфограммы суффиксов и окончаний

орфографическая дуэль

словарный диктант

3) Орфографическая игра «Гонка за лидером»

решение орфографических задач повышенной сложности

игра «Гонка за лидером»

5. Литературоведение и работа с текстом.

1) Тропы. Фигуры речи.

работа с текстом, составление зачётных заданий

взаимозачёт

2) Создание сочинения-миниатюры по определенной теме с использованием заданных тропов.

сочинение-миниатюра

сочинение-миниатюра

3)Крылатые слова и выражения.

исследовательская работа

публичное выступление

4) Литературная игра «Фигурами да тропами …»

работа с художественными средствами языка

литературная игра «Фигурами да тропами»

5)Комплексный анализ художественного текста. План.

составление тезисов лекции

6)Комплексный анализ художественного текста. Опыт анализа.

работа с текстом

олимпиада

7) Родословное древо А.С.Пушкина.

презентация

викторина

8) Мифологические образы в лирике А.С.Пушкина.

исследовательская работа

презентация

9)Архаизмы в лирике А.С. Пушкина.

исследовательская работа

письменный отчет

10) Лексический анализ произведений А.С.Пушкина.

творческая работа

11)Тоническое, силлабическое стихосложение.

работа со стихотворными текстами.

12) Стихотворные размеры.

работа со стихотворными текстами.

практическая работа

13)Интерпретация поэтического текста А.С.Пушкина.

стиховой анализ

олимпиада

14)Поэты пушкинской поры.

работа с презентацией

литературный турнир

5. Литература и другие виды искусства.

1)А.С.Пушкин и живопись.

2) А.С.Пушкин и музыка.

проектная деятельность

презентация

Список литературы:

1. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 10 классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, академия Холдинг, 2004. – 144 с.

2. Казарина С. Г. Милюк А. В., Усачева М. П. Пунктуация. Для подготовки к выпускному и вступительному экзамену по русскому языку. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 128 с.

3. Казбек-Казиева М. М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5 – 11 классы. – 2-е изд, испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

4. Коржикова М. Б. Обучающие, контрольные и итоговые тесты по русскому языку: 8 – 11 классы: Синтаксис и пунктуация. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2004. – 288 с.

5. Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М.: Эксмо, 2006. – 240 с.

6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. – М.: Книга, 1971. – 303 с.

7. Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи: Словарь-справочник. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 352 с.

8. Сенкевич М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. Сб. упражнений: Учебное пособие для вузов.- М.: Высш. школа, 1980. – 280 с.

9. Срезневский И. И. Русское слово: Избранные труды: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.

10. Ушакова О. Д. Афоризмы и крылатые выражения: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 64 с.65. Ушакова О. Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника.. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с

11. Францова Н. В. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 352 с.

12. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А. И., Ефремов В. А. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004. – 112 с.

13. Литературный энциклопедический словарь / под общ. Ред. В. М. Кожевникова, П. Н. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 752 с.

14. Олимпиадные задания по литературе, 9 класс / Сост. О. А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2004. – 201 с.

15. Олимпиадные задания по литературе, 10 класс / Сост. О. А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2004. – 201 с.

16. Олимпиадные задания по литературе, 11 класс / Сост. О. А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2004. – 201 с.

17. Орфоэпический словарь русского языка / Авт.-сост. Новинская Н. И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336.

18. Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А. М. Ломова.- Воронеж, 1993. – 176 с.

19. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс"

Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс .1. Законы об образовании2. Цели обучения данного курса3. Критерии оценивания письменных работ4. Содержание курса (знать/уметь)5....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

Рабочая программа кружка по английскому языку «Занимательный английский»

Рабочая программа кружка по английскому языку "Занимательный английский"...

Программа кружка по русскому языку "В мире русского языка"

Министерство образования Республики БурятияГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»ПРОГРАММА КРУЖКА «В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»...

Рабочая программа кружка «Тайны русского языка»

Данная программа позволяет расширить и углубить знания студентов по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтакси­са, но не дублирует материал, изучаемый в рамках учебной ...