Тесты по русскому языку и культуре речи
тест

Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи (с ответами)

Скачать:


Предварительный просмотр:

вариант первый

                Вариант 1

1. Напишите  слово на месте пропуска.

Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, называется…Фонетика………

_____________________

2.Установите последовательность  стилей данных отрывков и запишите сначала тексты художественного стиля, далее - разговорного, научного, официально-делового.

а). Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной  лексики и терминологии.

б). Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете… Божественная ночь!

в). Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

г). -Привет! Что делаешь?

-Привет! Я читаю.

-Что? Это потеря времени. Это не для всех.

-Я не согласен с тобой. Мне нравится читать. Это моё. Книги делают меня счастливым. Они доставляют много удовольствия, они заставляют меня или плакать или смеяться. Книги могут показать весь мир.

б, г, а, в

3. Установите соответствие между терминами и определениями.

1) синонимы    

2) антонимы        

3) омонимы        

4) паронимы        

а) слова, которые пишутся и  произносятся одинаково, но имеют разные лексические значения              б) слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

в) слова, противоположные по лексическому  значению          

г) слова, сходные по звучанию, как правило, одной части речи, но разные по значению и строению.  

1-б,2-в,3-а,4-г

4. Выберите правильный ответ. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?

а) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по чарам и колдовству ЗЛОЙ феи.

б) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.

в) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

г) Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

в)

5. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?

а) как в воду глядел

б) набрать в рот воды

в) выйти сухим из воды

г) как рыба в воде

б)

6. Выберите правильный ответ.  В каком слове четыре звука?

а) лён

б) даль

в) её

г) поют

в)

7.  Выберите правильный ответ.  В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) бОроду

б) пломбировАть

в) красивЕе

г) задОлго

в)

8. Выберите правильный  ответ. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

а) р…скошный, нагр…ждать, осл…жнять

б) эксп…зиция, в…кзал, з…ря

в) ор…гинальный, пр…горать, альм…нах

г) с…довник, д…легат, соб…ру

а)

9. Выберите правильный  ответ.  В каком ряду во всех словах пропущена буква С?

а) …боры, бе…дельник, бе…вольный

б) во…будить, ра…бежаться, в…помнить

в) ра…торгнуть, ра…писаться, во…кликнуть

г) ра…резать, во…полнить, …бежать

в)

10. Определите способ образования слова  НАПОЛНЯЮТ (Приставочно – суффиксальный)

11.Укажите вариант, в котором все слова сочетаются с числительным «трое».

а) девушки, огни, облака

б) друзья, котята, сутки

в) мальчики, девочки, дворы

г) походы, бабушки, собаки

б)

12. Выберите правильный  ответ. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е:

а) ст…рать, зап…реть, уд…рать

б) зам…рать, от…рать, отп…рать

в) ум…реть, зап…реть, соб…ру

г) бл…стеть, бл…стать, зам…рать

в)

13.Выберите правильный  ответ. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

а) пр…писать, пр…городный, пр…кратить

б) пр…ехать, пр…шить, пр…близить

в) пр…милый, пр…ступник, пр…вратности судьбы

г) пр…бавить, пр…хорошенький, пр…сесть

в)

14. Установите последовательность. Определите, какой частью речи являются слова, запишите их в следующем порядке: глагол, причастие, деепричастие, числительное, имя прилагательное:

Уснувший, писать, второй, читая, дедушкин(писать, уснувший, читая ,второй, дедушкин)

15. Выберите правильный ответ, указав прилагательное с –Е- в суффиксе:

а) камыш…вый

б) песц…вый

в) плюш…вый

г) свинц…вый

в)

16. Выберите правильный ответ . В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?

а) он пол…т, та…т, пиш…т                    

б) он слыш…т, дыш…т, терп…т

в) он леле…т, сыпл…т, трепл…т                

г) он стел…т, дума…т, ве…т

б)

17. Определите, какой частью речи является слово «мимо» в предложении.

В три часа я буду проезжать мимо твоего дома.(предлог)

 18. Выберите правильный  ответ. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Колыхаясь, и сверкая, движутся полки.

б) Пройдя несколько шагов, он свернул влево.

в) Эта книга, читая которую он вспомнил свое детство, поразила его.

г) Он молча положил передо мной книгу.

а)

19. Выберите правильный  ответ.  Укажите предложение, структура которого соответствует схеме

 [  , (   ) ,   ]. (Запятые не поставлены).

а) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен.

б) Савельич мало-помалу успокоился  хотя всё ещё изредка ворчал про себя.

в) Один среди своих владений чтоб только время проводить сперва задумал мой Евгений порядок новый учредить.

г) Я часто прислушиваюсь к себе и слышу как неясным сладостным пением подымается из души любовь.(в)

20. Установите соответствие между предложениями и знаком препинания, который необходимо поставить на месте пропуска.  

1. двоеточие

2. запятая

3. тире

4. точка с запятой

а) Налево чернело глубокое ущелье(?) за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари

б)  Лес рубят (?) щепки летят.

в)  Тем временем выглянуло солнце (?) оно послало свои лучи на землю.

г)  Никогда еще он не видел такой осени (?) ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.

1-г, 2-в, 3-б, 4-а

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Там н(1) было ещё н(2) деревца, н(3) кустика, н(4)какая  жердинка  н(5) торчала из земли.

а) 1,2 ;   б) 2,3;    в) 2,4;   г) 2,3,4       г)

22. В каком предложении все выделенные слова пишутся слитно?

а) Я пришёл, ЧТО(БЫ)   посмотреть на тебя, а (ЗА )ТЕМ  уж пригласить в кино.

б) Он также  хочет познакомиться, (ПРИ)ЧЁМ побыстрее,(НЕ)ОТКЛАДЫВАЯ.

в) (В)ТЕЧЕНИЕ месяца мы закончим работу, а потом  (ТО)ЖЕ) приедем.

г) Я так (НИ)ЧЕГО нового и (НЕ)УЗНАЛ   по этому  делу.   а)

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) килограмм мандарин

б) свежие дрожжи

в) молодые тополя

г) трое друзей          а)

 Прочитайте текст и выполните задания 24 – 29.

(1)…(2)Они были объединены одним желанием – знать.(3) И возраст у них разный, и профессии  самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем знает.

(4)В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5)Посетители библиотеки либо где – то учились, либо мечтали учиться. (6)Им всем нужны были книги, но, приходя сюда, в библиотеку, они терялись в книжном океане. (По К. Чуковскому)

24. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

а) В нашей стране функционируют десятки тысяч библиотек.

б) Библиотека – важная часть жизни современного человека.

в) Библиотеку посещали тысячи самых разных людей.

г) Библиотеки – наше богатство.

в)

25. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей шестого  (6) предложения текста?

а) книги  были нужны;

б) им нужны были;

в) им были; приходя сюда;

г) книги нужны были всем

а)

26. Укажите верную характеристику четвёртого(4) предложения текста.

а) простое

б) сложносочинённое

в) сложное бессоюзное

г) сложноподчинённое

а)

27. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОБЪЕДИНЕНЫ из второго(2) предложения текста.

а) глагол

б) имя прилагательное

в) причастие

г) деепричастие         в)

28.Укажите вид связи в словосочетании ПОСЕТИТЕЛИ БИБЛИОТЕКИ (предложение 5).

(управление)

29.Укажите, какое слово не является синонимом  к слову ПОТРЕБНОСТЬ (предложение 4).

а) спрос

б) необходимость

в) желание

г) нужность          в)

30. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь  домой,

а) мне стало грустно.

б) уже совсем стемнело.

в) я вспомнил о моём обещании позвонить другу.

г) из моей сумки выпала книга.

в)



Предварительный просмотр:

вариант второй

Вариант 2

1.Допишите слово на месте пропуска.

Раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слова и морфемный состав слова, называется……Словообразование. Морфемика.

2. Установите последовательность  стилей данных отрывков и запишите сначала текст, принадлежащий разговорному, художественному, публицистическому, официально-деловому, научному стилю.

а) Внести изменения в структуру секций и направлений с учетом замечаний Президиума.

б) Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

в) Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда   время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами.

г) Коррупционный скандал не повредит присутствию его детища на российском рынке.

Один из богатейших людей мира, основатель IKEA Ингмар Кампрад «убит горем» после увольнения двух топ-менеджеров из российского подразделения компании за проявление терпимости к коррупции

д). Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза бородавчатая и береза пушистая.

б, в, г, а, д

3. Установите соответствие между терминами и определениями.

1) литота

2) метонимия

3) олицетворение        

4) гипербола

а) речевой борот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений неодушевленного.

б) прием, при котором замена слов производится на основе смежности.

в) художественное преувеличение

г) художественное преуменьшение

1-г, 2-б,3-а,4-в

4. Выберите правильный ответ. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

а) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.

б) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.

в) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.

г) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

б)

5. Выберите правильный ответ. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

а) бить баклуши

б) положа руку на сердце

в) сложа руки

г) не покладая рук

г)

6. Выберите правильный ответ.  В каком слове количество звуков и букв совпадает:

а) юный

б) даль

в) пью

г) медь

в)

7. Выберите правильный ответ.  В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) жалюзИ

б)баловАть

в)щАвель

г)нефтепровОд

в)

8. Выберите правильный  ответ. В каких вариантах во всех словах после шипящих пропущена буква О?

а) ш…рох, трущ…ба, крыж…вник

б) щ…лочь, ч…лка, щ…тка

в) ш…в, ш…рник, обж…ра

г) пч…лы, ш…лк, ш…рты     (а, в)

9. Выберите правильный  ответ.  В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

а) без...мянный, супер…гра, без...скусный , пед…нститут

б) пре…нтересный ,сверх...ндустриализация ,  спорт...нвентарь

в) сверх…мпульсивный,  без...нициативный, фин...нспектор

г) суб...нспектор, под...тожить,   меж...нститутский,  пост...нфарктный

б)

10. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом ЩИК?

а) обида, разведать, каменщик

б) поднос, автомат, заказ

в) буфет, переводить, резать

г) угон, барабан, кровля

г)

 11.Выпишите из предложения слово, образованное приставочным способом.

Иногда идешь куда-нибудь по делу, хотя бы по грибы или на рыбную ловлю, и проходишь мимо  красоты с чувством досады: что-то надо было с этим делать, раз оно тебе дано, а ты шел мимо, не знаю, что делать.

Ответ:_проходишь____________

12. Выберите правильный  ответ.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А?

а)  к…сательная, р…стительность, утв…рь

б) прик…сновение, прил…жение, уг…рел

в) зар…внять (грядку), скл…нение, сл…жжение

г) пл…вец, р…сток, предл…жить

а)

13. Выберите правильный  ответ.

В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

а) пр…ближался, пр…добрый, пр…крыть

б) пр…вокзальный, пр…скверный, пр…слать

в) пр…открыть, пр…дорожный, пр…плыть

г) пр…градить, пр…бить, пр…спокойный

в)

14. Установите последовательность. Определите, какой частью речи являются слова, запишите их в следующем порядке:  местоимение, наречие, прилагательное, глагол, причастие

Слышащий,  твой, зеленый, как-нибудь, переживать

твой, как-нибудь, зелёный, переживать, слышащий

15. Выберите правильный ответ. В каком ряду во всех словах пропущены две буквы НН?

а) варё…ые овощи, краше…ый пол, гружё…ые вагоны

б) печё…ый картофель, коше…ая трава, ране…ый боец

в) взволнова…ая речь, выкраше…ая веранда, скоше…ый луг

г) мощё…ые улицы, жаре…ые грибы, вяза…ая кофта

в)

16. Выберите правильный ответ . В каком варианте пропущена буква И?

а) н…куда спешить, н…когда отдыхать

б) н…где жить, н…откуда ждать помощи

в) н…куда не пойду, н…когда не вернусь

г) н…где нет покоя, н…кто позвонил в дверь

в)

17.Определите, какой частью речи является слово «благодаря» в предложении.

Живучесть лишайников объясняется тем, что водоросль, благодаря своей способности вырабатывать хлорофилл, снабжает им себя и гриб.

Ответ: предлог__________

18. Выберите правильный  ответ. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

б) Май леса наряжает  и лето в гости приглашает.

в) Как мороз ни скрипуч  да не больно жгуч.

г) Осенний ветер бушевал  и волны вскидывал глубоко.

в)

19. Выберите правильный  ответ. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме [  , (   ) ,   ] . (Запятые не поставлены)

а) К вечеру стало так тихо что листочки на берёзе не шевелились.

б) О том  как всё было рассказывал впоследствии Павел Петрович Смирнов.

в) Он сказал что это не тучи, а туман и что завтра будет день солнечный и даже жаркий

г) Когда наступила ночь в домах зажглись огни.

б)

20. Установите соответствие между предложениями и знаком препинания, который необходимо поставить на месте пропуска.  

1. двоеточие

2. запятая

3. тире        

4. точка с запятой

а) Всю дорогу до хутора молчали (?) говорить мешала тряская езда.

б) Ввысь взлетает сокол(?)жмется уж к земле извилистая речка.

в) Метель не утихала (?) небо не прояснялось.

г) Изумрудные лягушата прыгают под ногами(?) между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.

1-а, 2-в, 3-б, 4-г

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Тем хорош лес, что, сколько в него н(1) ходи, сколько н(2) смотри и н(3) слушай, а всё увидишь

н(4)виданное и услышишь н(5)слыханное.

а) 2,3,4   б) 2,3,5   в) 1,2,4,5   г) 1,2,3

г)

22.  В каком предложении все выделенные слова пишутся раздельно?

а) На миг я растерялся, но (В)СКОРЕ пришёл в себя и пошёл  (НА)ВСТРЕЧУ опасности.

б) Я (В)СЕРДЦАХ махнул рукой, а он болтал (БЕЗ)УМОЛКУ, как бы оправдываясь.

в) (ПО) ВСЮДУ мы работали (БЕЗ)УСТАЛИ, наперекор обстоятельствам.

г) Поездка оказалась  удачной, (НЕ)СМОТРЯ на погоду или (ВО)ПРЕКИ ей.

б)

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) прозрачная вуаль

б) солнечный Сочи

в) у писателя Сковороды

г) заводские мастеры

г)

Прочитайте текст и выполните задания 24 – 29.

(1)…(2)Он был любим и ценим как прекрасный лирик, как непревзойдённый мастер стиха и слова – не более. (3)Чаадаев всё-таки смотрел сверху вниз на его «изящный гений». (4)Даже Жуковский с высоты своего переводного мистицизма считал его чем-то вроде гениального ребёнка. (5)Его удельный вес и его  значение далеко не постигалось, как сам он, в сущности, не постиг, что такое Гоголь. (6)Это не всё: будучи о себе весьма высокого мнения, он всё- таки сам себя тоже недооценивал. (7) «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь», - эти слова вполне можно было бы применить к нему самому. (8)Он был ещё жив, когда в довольно широких кругах читателей и критиков с ним начали сравнивать (и не всегда в его пользу) таких авторов, как Бенедиктов, Кукольник. (По В.Ходасевичу).

24. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

а) Пушкин – великий русский поэт.

б) Всем известны слова Аполлона Григорьева: «Пушкин – это наше всё».

в) Пушкин для нас само воплощение поэзии.

г) Несмотря на свою славу, Пушкин при жизни не был достаточно глубоко оценён даже наиболее проницательными из своих современников.

г)

25. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей восьмого (8) предложения текста?

а) он был жив;

б) он был;

в) он был ещё жив;

г) он жив

а)

26. Укажите верную характеристику шестого(6) предложения текста.

а) простое

б) сложносочинённое

в) сложное бессоюзное

г) сложноподчинённое

в)

27. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛЮБИМ из второго(2) предложения текста.

а) глагол

б) имя прилагательное

в) причастие

г) деепричастие

в)

28.Укажите вид связи в словосочетании ВЫСОКОГО МНЕНИЯ (предложение 6). (Согласование)

29. Укажите значение слова МИСТИЦИЗМ в предложении 4.

а) намеренное введение в обман и заблуждение

б) вера в таинственный сверхъестественный мир

в) идеализированное изображение людей

г) лиризм

б)

30. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в шахматы,

а) развиваются мыслительные способности.

б) мне не было равных.

в) вы учитесь логическому мышлению.

г) необходимо внимание.

в)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Срезовая работа (тест) по русскому языку и культуре речи вариант1

Данный тест является средством промежуточного контроля по дисциплине ОПД "Русский язык и культура речи", разработанный для студентов  второго курса СПО...

Срезовая работа (тест) по русскому языку и культуре речи вариант 3

Данный тест является средством промежуточного контроля по дисциплине ОПД "Русский язык и культура речи", разработанный для студентов  второго курса СПО...

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

Тесты по русскому языку и культуре речи

Тесты для текущего контроля знаний...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

Итоговый тест по дисциплине ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи для специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства

Итоговый тест по дисциплине ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи для специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства...