Преподавание русского языка и литературы с учетом профессиональной направленности. (опыт работы).
статья

Если человек не знает, к какой пристани

он держит путь, для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека

   В Методических рекомендациях по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (далее - Методические рекомендации) сказано, что они разработаны в целях совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов среднего звена) и направлены на совершенствование учебного процесса организаций, реализующих указанные программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst_mo_29.03.23.docx877.73 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание русского языка и литературы

с учетом профессиональной направленности.

(опыт работы).

Если человек не знает, к какой пристани

он держит путь, для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека

   В Методических рекомендациях по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (далее - Методические рекомендации) сказано, что они разработаны в целях совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов среднего звена) и направлены на совершенствование учебного процесса организаций, реализующих указанные программы.

Межпредметность и профнаправленность

– актуальные современные принципы обучения.

   В современных условиях перед учебными заведениями стоит задача подготовки профессионально-компетентных, широко образованных рабочих, способных решать новые задачи, стоящие перед народным хозяйством, активно и творчески включаться в решение сложных производственных проблем.

   Усиление практической направленности преподавания – одна из основных задач, поставленных перед системой образования. Превращение науки в непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по предметам общеобразовательного цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями: они выступают в качестве квалификационного требования к рабочим многих современных профессий. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учебных заведениях профессионального профиля. Профессиональная направленность обучения дает возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего. Именно в сохранении преподавания основ наук в школьном объеме и акцентировании внимания учащихся на возможности применять знания по химии, физике, математике и другим предметам при изучении конкретной профессии видит академик сущность концепции профессиональной направленности.

   Существует несколько трактовок понятия «профессиональная направленность преподавания». Одна из наиболее полных состоит в следующем. Принцип профессиональной направленности преподавания заключается в «своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программами знаний, умений, навыков и в то же время успешно формируются интерес к данной профессии, ценностное отношение, профессиональные качества личности будущего рабочего». Педагогическими средствами, служащими реализации профессиональной направленности преподавания, являются как элементы содержания обучения, так и некоторые компоненты приемов, методов и форм обучения.

   Принцип профнаправленности тесно взаимосвязан с принципом межпредметности. В процессе работы составляется схема взаимосвязи между профессионально-квалификационной характеристикой и реализацией межпредметных связей преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин.

   Преподаватель общеобразовательных дисциплин способствует развитию познавательного интереса и творческой направленности личности обучающегося, используя разнообразные методы и средства: проектная деятельность, деловая игра, семинар, «круглый стол», конкурсы стенных газет, эссе, предметные недели, викторины, игры-путешествия.

Для достижения результата при планировании уроков необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Систематичность и преемственность.

2. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от выбранной профессии или специальности.

3. Связь профориентации с жизнью.

Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным.

Роль общеобразовательных дисциплин

 и профессиональной подготовки студентов.

   Профессиональная направленность в преподавании общеобразовательных предметов обеспечивается посредством использования на уроках материала дисциплин профессионально-технического цикла, более глубокого изучения теории и законов, лежащих в основе технологических процессов, принципа действия машин, механизмов, средств связи, а также путем выполнения практических работ и создание текстов с профессиональным содержанием практического характера. Осуществление профессиональной направленности в разработке комплексных межпредметных заданий для студентов определенных групп профессий приводит к образованию объединенных систем знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера.

Русский язык и профессия.

   Развивая на своих уроках тему труда, я использую лучшие произведения прозы. Начиная с 1 курса, обучающиеся пишут сочинения – миниатюры на темы: «Я здесь учусь и мне это нравится», «Моя будущая профессия», «Мое рабочее место», «Мастер-наставник». Мною проведен открытый урок по дисциплине Русский язык с учетом профнаправленности «Орфоэпия. Орфоэпические нормы» в группе 122 (29.01.25 Переплетчик), в ходе которого  обучающиеся показали умение работать индивидуально, в парах, в малых группах (ОК 2, МР 08, ПРб 01, ПРб 03); а также умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; умение давать самооценку, взаимооценку (МР 08, ЛР 07, ПРб 01, ПРб 03).

   Предварительно было дано индивидуальное задание двум учащимся (ОК 4, МР 08, ЛР 07, ПРб 01, ПРб 03): подготовить выразительное чтение стихотворения и составить этимологическую справку.

   Разрабатываются практические задания с текстами, где говорится о выбранной профессии, ее востребованности и актуальности. В своей работе я стремлюсь к развитию лексики обучающихся, связанной с производством и их профессией. С этой целью составляются мини-словари по специальностям. В них вносятся названия инструментов, видов работ, специальные термины. В наиболее трудных технических терминах (фОрзАц, ляссЕ, экслИбрис, фальцОвка; дагеротИпия, апертУра и другие) ставится ударение, чтобы обучающиеся запомнили их произношение. Обучающиеся получают задания на составление предложений, текстов со спецтерминами, кроссвордов для закрепления их правописания, пишут диктанты на производственную тематику, составляют тексты рабочей документации.

Ознакомьтесь с цитатами из мира фотографов и выполните задания.

  1. Какая из цитат знаменитых фотографов и деятелей искусства характеризует ваше творческое кредо?
  2. Есть ли у вас авторитет в мире фотографии, чей опыт вы используете?
  3. Выпишите одно из высказываний и объясните его значение?
  4. Насколько актуальна эта фраза в наши дни?
  5. Считаете ли вы, что эти фразы могут быть полезны опытным фотографам? Почему?
  6. Кто из указанных авторов цитат вам известен?

   Эти фразы наполнены вдохновляющими словами, которые будут полезны и интересны как начинающим, так и профессиональным фотографам. Цитаты воплотили бессмертную страсть мастеров фотографии к главному занятию в их жизни. Прочитайте золотые слова великих фотографов и вдумайтесь в них. Эти цитаты произнесли люди, познавшие и неудачи, и успех. Вы не только узнаете о том, что думали о фотографии великие мастера, но и почерпнете интересные мысли и советы, которые пригодятся вам на практике.

«Ваши первые 10 000 фотографий – Ваши худшие», - Анри Картье-Брессон.

«Многие фотографы считают, что если они купят лучшую камеру, то смогут снимать лучшие фотографии. Лучшая камера не будет работать за вас, если в вашей голове или в сердце ничего нет», - Арнольд Ньюман.

«Которая из моих фотографий самая любимая? Та, которую я собираюсь снять завтра», - Имоджен Каннингем.

      Такие методы и приемы повышают интерес обучающихся к изучению предметов, как общеобразовательного, так и специального цикла.

Литература и профессия.

     Немаловажную роль в профессиональном самоопределении обучающихся играют и уроки литературы, где вопрос «Кем быть?» можно заменить вопросом «Каким быть?». Поиски ответа на него закладывают фундамент личности, без которого невозможно воспитание ни профессионала, ни гражданина. Кроме того, литературные произведения («Левша» Н.С.Лескова, «Ревизор» Н.В.Гоголя, рассказы А.П.Платонова и др.), содержащие профориентационный материал, позволяют учащимся знакомиться с профессиями прошлого, помогают дать ответ, почему на смену этим профессиям пришли новые.

   Просмотр и анализ отрывков из художественных фильмов, инсценировка (в дальнейшем планирую такие виды работы как составление киносценария к фрагменту произведения, съёмка видеофрагмента в группе 101 Фотохудожник) готовят обучающихся к продолжению своего образования и дальнейшему формированию личной образовательной траектории.

   Связь актуальных тем нашей жизни и профессии расширяет кругозор и способствует не только привлечению внимания к чтению, расширению культурных связей, но и поиску ответов на вопрос: как изменить ситуацию? Работая над проектом в рамках конкурса «Книги будущего 2023», обучающиеся гр. 222 Филиппова В. и Скипченко В. обратились к проблеме чтения, так как современный книжный рынок предлагает читателю выбор не только жанровый, тематический, авторский, но и форматный.

   А изучение романов-антиутопий располагает к созданию креолизованных текстов (группа 251 и 101). Они представляют собой иллюстрации к антиутопическим произведениям ХХ века: Е.Замятин «Мы» (1920-е), А.Платонов «Котлован» (1930-е), В.Набоков «Приглашение на казнь» (1935), братья Стругацкие «Град обреченный» (1972), Т.Толстая «Кысь» (2002) и помогают не только развитию творческих способностей, но и формированию гражданской позиции личности. 

Е. Замятин «Мы» (1920-е)

«Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми.»

Воробьева А., гр. 251

   Все вышеназванные формы работы имеют следующий ожидаемый результат: активизируется процесс профессионального самоопределения, развиваются умения планировать профессиональную карьеру, расширяется представление о профессиях, развивается навык самопрезентации, подчёркивается роль русского языка и литературы в получении образования и овладении определённой профессией.

А правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Недаром К.Д. Ушинский говорил:

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет.

Мобильный выпускник – залог успеха на рынке труда.

   Профессиональная направленность общеобразовательных дисциплин означает в широком смысле ориентацию студентов на производственную деятельность, на воспитание их готовности к труду рабочего конкретной профессии, а в узком смысле – на формирование совместно с преподавателями профессиональных знаний и умений обучающихся.

   В дальнейшем предлагаю при проведении декады общеобразовательных дисциплин проводить открытые уроки с учетом профессиональной направленности и внеклассные мероприятия, а также интегрированные уроки «Наука в профессии Переплетчик // Фотохудожник // Дизайнер и другие, преподаваемые в лицее.

   Таким образом, выработка системы знаний достигается изучением технологий на базе законов и явлений, даваемых в общеобразовательных и общетехнических предметах, побуждением у обучающихся применять ранее полученные знания для объяснения или самостоятельного анализа новых фактов, понятий, закономерностей; использованием для раскрытия различных явлений, изучаемых в различных предметах, применением единой трактовки понятий, единых единиц измерений, методов.

   Современное профессиональное образование должно дать выпускнику учреждения профессионального образования не только сумму знаний, но и набор умений, навыков, компетенций, обеспечивающих готовность к работе в условиях развивающегося рынка труда. Поэтому в настоящее время происходит обновление содержания и структуры общеобразовательной подготовки обучающихся, где предполагается оценить влияние общеобразовательной составляющей новой образовательной программы на освоение обучающимися профессий, показать роль общеобразовательной подготовки в развитии личностных качеств обучающихся, значимых для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда и становления их профессиональной карьеры.

Список использованной литературы

  1. Жижова О. «Перспектива успеха», Изд. Дом «Первое сентября», Москва 2006
  2. Романова Е.С. «99 популярных профессий», Петербург, 2006 г.
  3. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», Москва 2009 г
  4. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с.
  5. Пакалина Е.Н. Отраслевая профориентация: профессиональные пробы. Методические рекомендации. — Екатеринбург: изд-во ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2013. — 82 с.
  6. Петрова Основы межпредметных связей. – М.: Высшая школа, 2010г. с. 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (ФОРМИРУЕМ МЕТАПРЕДМЕТЫ)

     Российская  школа находится  на  этапе  становления  в новом  качестве,  которого  требует  современная  об...

Лекции по методике преподавания русского языка и литературы в начальной школе

Лекционный материал по дисциплине Методика преподавания русского языка в начальной школе...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ. 05. «Преподавание родного языка и литературы» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Программа профессионального модуля является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросом работодателя по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание...

Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»

Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.

Напичканный знаниями, но не умеющий их  использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать....