МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по литературе: Литературный турнир «Знатоки литературы»
методическая разработка

Литературный турнир "Знатоки литературы" это познавательное и развивающее соревнование обучающихся 9,10 классов в литературных знаниях и начитанности. Турнир разделен на несколько туров, где участники отвечают на различные литературные вопросы, угадывали авторов и названия произведений, героев по описанию.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знатоки литературы30 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым «Сакский технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА 

 

 внеклассного мероприятия по литературе:

Литературный турнир «Знатоки литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:                                                                               Немченко Анна Леонидовна                                                                    

преподаватель литературы

 

 

                                                                                   

 

 

Саки, 2023г. 

Цель мероприятия: определить, расширить объем знаний; пробудить интерес к литературе в частности и престижности знаний вообще.

Задачи:

обучающие:

- углубление, обобщение и систематизация знаний по основным разделам программы;

- проверка общего уровня эрудиции;

развивающие:

- развитие творческого мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;

- углубление  интереса к предмету;

- развитие  творческих способностей обучающихся, активизация желания работать  самостоятельно;

воспитательные:

- воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения  принимать  решение;

- воспитание чувства сплоченности и коллективизма.

Оборудование:

- телевизор.

Оформление:

эпиграф, портреты русских поэтов и писателей.

 

 

 

 

 

Ход игры

Эпиграф.

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.

Древнегреческий философ Аристотель

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей игры.

Здравствуйте, ребята и гости. Сегодня мы собрались, чтобы провести литературный турнир «Знатоки литературы». Вы покажите свои знания в области литературы и увидите, что ее изучение может быть интересно и занимательно.

3. Объяснение значения эпиграфа.

Эпиграфом к нашему литературному турниру я взяла слова древнегреческого философа Аристотеля «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».

- Как вы  понимаете слова  эпиграфа?

(Надо уметь применять полученные знания на деле.)  

4. Вступительное  слово педагога.

- Что такое литература для современного общества?

Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо. 

Представление жюри.

Правила игры.

Наша игра состоит из 5 раундов, которые необходимо будет выполнить двум командам. Если игрок знает ответ, он дожжен поднять руку. Кто первым поднимает, тот и отвечает. За каждый правильный ответ команда получает баллы. По окончанию игры, жюри подведет итог и определит команду победителей, участники которой станут лучшими знатоками литературы.

 

Для того чтобы начать наше мероприятие, вам нужно придумать название и приветствие для своей команды.

Мы приветствуем участников нашей игры!  Итак, все готовы – наша игра начинается.

В рамках учебной программы по литературе, мы познакомились с талантливыми писателями и поэтами 19 века, который еще называют «Золотым веком» русской литературы.  

Раунд 1. «Портретная галерея» 

Задание:  вспомните писателей и поэтов, которых мы называем классиками русской литературы по их портретам и назовите их фамилию имя отчество.

Оценивается: 2 балла полностью названы ФИО писателя, 1 балл только фамилия писателя.

1. Александр Сергеевич Пушкин

2. Михаил Юрьевич Лермонтов

3. Николай Васильевич Гоголь

4. Иван Сергеевич Тургенев

5. Лев Николаевич Толстой

6. Антон Павлович Чехов

7. Федор Иванович Тютчев

8. Федор Михайлович Достоевский

9. Николай Алексеевич Некрасов

10. Иван Александрович Гончаров

Раунд 2. «Вопрос-ответ» 

Задание: внимательно слушать вопрос и дать на него ответ.

Оценивается: 1 балл за каждый правильный ответ.

  1. Кто автор произведений: «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила»? Ответ: А.С. Пушкин

  1. Кто написал повесть «Очарованный странник»:

Николай Лесков или Николай Чернышевский? Ответ: Николай Лесков

  1. Что такое монолог? Ответ: Один человек говорит, все молча слушают

  1. Какое произведение принесло Николаю Васильевичу Гоголю известность? Ответ: «Вечера на хуторе близ Диканьки?

  1. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? Ответ:

Михаил Юрьевич Лермонтов

  1. Кто написал роман «Анна Каренина»? Ответ: Лев Николаевич Толстой

  1. Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? Ответ: идея

  1. Что написал Иван Сергеевич Тургенев: «Дети и родители» или «Отцы и дети»? Ответ: «Отцы и дети»

  1.  Салтыков – Щедрин за короткий срок создал книгу сказок, сколько в нее вошло сказок? Ответ: около 30 

  1.  Кто написал строчки: «Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало»? Ответ: Афанасий Фет

  1.  Кто написал пьесу «Вишневый сад»? Ответ: Антон Павлович Чехов

  1.  Из какого стихотворения строчки: «Любви, надежды, тихой славы. Не долго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман» Ответ: К Чаадаеву. А.С. Пушкин

  1.  Роман «Преступление и наказание» написал? Ответ: Федор Михайлович Достоевский

  1.  Что обычно начинается со слов: «Жили-были» или «В некотором царстве..»: сказка или былина? Ответ: сказка

Раунд 3. «Русские сказки»

Задание: назвать по иллюстрации сказку, автора

Оценивается: 2 балла названа сказка и автор, 1 балл только сказка.

1. Этот предмет был с трудом найден для дочери отцом, но потребовал от нее жертвы. Вокруг этого предмета разгораются страсти, в результате которых одни остаются ни с чем, а другие обретают счастье. («Аленький цветочек», Иван Сергеевич Аксаков)

2. Данную сказку в 1883 году написал русский писатель, где через главного персонажа «рыбу» подвергает критике одно из главных человеческих недостатков - трусость. (Премудрый пискарь, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)

3. Замёрзшая падчерица выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются братья. Они внимательно слушают главную героиню, и один из них предлагает помочь девушке. После чего девушка возвращается домой счастливая с подснежниками и волшебным колечком. (Двенадцать месяцев, Самуил Яковлевич Маршак)

5. Как называется сказка, которая начинается со строк …Три девицы под окном пряли поздно вечерком, а главный персонаж сказки превращался в шмеля, муху и комара? (Сказка о царе Салтане, А.С. Пушкин)

6..Ответ: Иван-царевич и Серый волк, Василий Жуковский.

7. Вступление «волшебной сказки» начинается с описания волшебного края - Лукоморье. Там, от учёного кота, автор якобы и услышал об этой сказки. Ответ: Руслан и Людмила, А.С. Пушкина.

Крылатые выражения – меткие слова, образные выражения, устойчивые обороты, которые стали известны всем носителям языка. Данный термин появился благодаря Гомеру (легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея», который в своих произведениях употреблял слово «крылатые», объясняя свою мысль тем, что слова будто на крыльях летят к собеседнику.

Раунд 4. «Крылатые выражения»

Задание: определите, кому из известных людей принадлежит данное крылатое выражение. 

Оценивается: за каждый правильный ответ 2 балла; с подсказкой 1 балл.

1. «С корабля на бал».

Ответ: Александр Сергеевич Грибоедов. Русский поэт, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор. Статский советник. Грибоедов известен прежде всего благодаря пьесе в стихах «Горе от ума», которую до сих пор часто ставят в театрах России.

2. «Луч света в тёмном царстве».

Ответ: Николай Александрович  Добролюбов. Русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, поэт, публицист.

3. «Пришёл, увидел, победил».

Ответ: Гай Юлий Цезарь. Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель.

4. «Король-то голый!»

Ответ: Ханс Кристиан Андерсен. Датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.

5. «Быть или не быть?»

Ответ: Уильям  Шекспир. Английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии.

6. «Рождённый ползать летать не может…»

Ответ: Максим Горький. Русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист и общественный деятель, публицист.

7. «Не хочу учиться, хочу жениться»

Ответ: Денис Иванович Фонвизин. Русский литератор екатерининской эпохи, лингвист, создатель русской бытовой комедии; статский советник.

Много писателей писали стихотворения о любви. Давайте вспомним, знаменитое пушкинское «Я помню чудное мгновенье…»

(Прочитаем вместе, я буду начинать, а вы продолжать)

Раунд 5. «Баттл стихотворений» 

Задание: участники из команды по очереди читают стихотворения наизусть.

Оценивается: 5 баллов за полностью прочитанное стихотворение, 3 балла часть стихотворения.

Пока жюри подводит итоги, мы с вами немного отдохнем.

 

Спасибо всем участникам литературного турнира, зрителям и жюри. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие вдохновило всех присутствующих на дальнейшее знакомство с русской литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков информатики

Конкурс между двумя-тремя командами на знание основ информатики и не только. Игра проводилась между 2 и 3 курсами в колледже. Но можно использовать и в 10-11 классе. В каждой команде по 5-6 человек....

Турнир знатоков русского языка

Конкурсы для предметной недели по русскому языку...

Внеаудиторное мероприятие (интеллектуальная игра) "Знатоки литературы"

Внеаудиторное мероприятие(интеллектуальная игра)для студентов I курса, для обучающихся 8-11 классов«Знатоки литературы»Введение    Внеаудиторное мероприятие «Знатоки литературы»...

Внеаудиторное занятие по литературе "КВН: знатоки литературы"

Разработка КВН можно использовать на уроках литературы...

Презентация по литературе "Литературная Тамбовщина"

Тамбов тесно связан с литературной историей России. В первой половине 19 века он был описан М. Ю. Лермонтовым в поэме «Тамбовская казначейша» (предположительно, Лермонтов был в Тамбове в 1...

Интегрированное мероприятие в рамках недели по математике и информатике «Турнир знатоков»

Интегрированное мероприятие  в рамках недели по математике и информатике «Турнир знатоков»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профессии 18103 «Садовник». Викторина «Турнир знатоков»

Методическая разработка внеклассного мероприятия разработана в рамках проведения предметной недели по профессии  "Садовник".  Цель: Закрепить знания полученные на уроках теоретичес...