Статья "Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта"
статья на тему

Фадеева Ирина Михайловна
Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, найти оптимальный путь её решения и доказать обоснованность выбора. В этих условиях возрастает роль самостоятельной работы студентов (СРС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedkonferentsiya_dekabr_20114.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта

Фадеева Ирина Михайловна, преподаватель КГБПОУ АМТ.

«… знания можно предложить, но овладеть ими может

и должен каждый самостоятельно».

А. Дистервег

Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, найти оптимальный путь её решения и доказать обоснованность выбора. В этих условиях возрастает роль самостоятельной работы студентов (СРС). Самостоятельность - как черта личности, как необходимое условие реализации ФГОС третьего поколения, на нее сделан акцент и в учебных планах помимо аудиторных часов предусматривается  50% учебного времени на самостоятельную работу.

Одной из важнейших стратегических задач современного СПО является формирование общих и профессиональных компетентностей будущих специалистов. Квалификационные характеристики по медицинским специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, использование  и анализ информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи, всё большее значение приобретает СРС, создающая условия для формирования у студентов готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

При изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» организация СРС представляет единство двух взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа студента (ВСРС) и аудиторная самостоятельная работа студента, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя на занятиях. ВСРС — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, но направляемая им.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента (ВСРС) занимает особое место в современном образовательном пространстве и включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, все виды деятельности, которые должны сформировать компетентного профессионала. Значение ВСРС возрастает в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли.

Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление студенту возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, производить самостоятельные научные изыскания или получать практические профессиональные навыки. Всё это ставит студента перед необходимостью самостоятельно «добывать» информацию, осмысливать её, проектировать собственный результат. В Ачинском медицинском  техникуме обеспечен свободный доступ всех студентов к информационным ресурсам, в том числе к электронной библиотеке под названием «Консультант студента», что создаёт важную предпосылку для выполнения проектов и проведения исследовательской работы. 

Процесс обучения должен все больше основываться на способности студентов находить и обращаться к знаниям и применять их для решения задач. Учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения - все это становится более важным, чем запоминание конкретной информации.

Очевидно, что ориентация образовательного процесса на СРС неизбежно влечет за собой не только иные формы организации учебной деятельности, но и принципиально новые формы контроля за ее осуществлением. Это дает очень хорошие результаты: отношение студентов к учебному процессу существенно меняется, значительно повышается степень их самостоятельности и ответственности. Они не пропускают занятий и готовятся к каждому из них. В данной системе учитываются не только академические успехи студентов, но и их активность на занятиях, участие в семинарах, своевременное и качественное выполнение письменных работ. Это позволяет выразить результаты обучения студентов в числовой количественной форме, а значит более эффективно осуществлять анализ и управление успеваемостью.

В рабочих программах дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» прописаны виды ВСРС к каждому разделу. Виды внеаудиторной СРС, предусмотренные программой, разнообразны: изучение основной и дополнительной литературы; работа с обучающими и контролирующими электронными образовательными ресурсами; подготовка рефератов, докладов, презентаций; работа со сборником тестовых заданий по дисциплинам; составление и решение кроссвордов; составление конспектов, заполнение таблиц и т.д.

Приведу лишь один пример: ВСРС по теме «Аппаратное и программное обеспечение современного ПК» предусматривает:

Подготовку реферативных сообщений по следующим темам:

  • Информационное общество.
  • Защита информации.
  • Периферийные устройства ПК.

Составление электронных мультимедийных презентаций по следующим темам:

  • Средства защиты информации.
  • Программное обеспечение ПК.

Составление конспекта по теме «Аппаратное и программное обеспечение компьютера».

При этом составление конспекта это обязательная часть ВСРС, которую должен выполнить каждый студент, а подготовка реферативных сообщений, электронных презентаций - это часть ВСРС, которую студент выбирает самостоятельно.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Аудиторная СРС проводится под руководством преподавателя в соответствии с разработанными методическими указаниями к выполнению практической работы.

Методические указания избавляют преподавателя от мелочной опеки, при этом позволяют больше времени отводить на руководство наиболее сложными исполнительскими действиями студентов, характерными признаками которых являются наличие у человека собственных взглядов и убеждений, умение самостоятельно мыслить, принимать правильное решение, отстаивать свою точку зрения. При этом студент учится управлять своей деятельностью: контролировать, оценивать и корректировать ее с учетом конкретных условий. В противном случае возможны серьезные ошибки, мешающие достижению поставленной цели.

Эффективным способом организации СРС стало создание презентаций и сайтов, творческих работ по графике, проектная деятельность.

Метод проектов очень перспективен для организации СРС.  Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы  и усиливают стремление к ее качественному выполнению.

Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных,  графических и других видов работ,  выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Непосредственно работа над творческим мультимедийным проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме. Поиск информации сопровождается работой в Интернет, с мультимедийными справочниками, энциклопедиями, видео- и аудио- документами по различным учебным дисциплинам. Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков.

Проекты студенты могут выполнять как во внеурочное время, так и на  практических занятиях. При этом студенты могут объединяться в группы, каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой группой  по круговой системе. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования.

На этапе формирования новых знаний СРС организуется при работе с электронными учебниками, мультимедийными презентациями, обучающими программами. Наиболее эффективным при такой работе является организация поисковой деятельности и дифференцированного подхода. Это позволяет формировать у каждого студента умения и навыки самостоятельно добывать знания; развивать организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность; учитывая индивидуальные особенности каждого студента соответствующие его подготовке и возможностям, осуществлять степень помощи студенту; создать условия для демонстрации успеха каждого. В ходе выполнения самостоятельной работы у обучающихся формируется самооценка, повышается критичность, рефлективность, обоснованность.  

Компетентность - это важнейшая характеристика специалиста, который должен быть так готов к выполнению профессиональной деятельности, чтобы самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять свои трудовые функции. В результате самостоятельной работы компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, который является высоким мастерством, характеризует глубокое овладение специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в процессе обучения информацией.

В процессе изучения информатики студентами медицинского техникума происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и умелому применению в жизни того, что накоплено при обучении. Ставится задача перехода от массового обучения к индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, которые заложат основы для становления профессиональной компетентности.

Выполнение этих задач невозможно без применения современных обучающих технологий. Причем, использовать их необходимо не только при обучении общепрофессиональным и специальным дисциплинам, но и при изучении информатики. Именно при получении и закреплении знаний и складываются те навыки, которые в дальнейшем обеспечат успешное усвоение специальных предметов и, как следствие, формирование профессиональной компетентности выпускника среднего медицинского учебного заведения.

В основу современных форм и методов активного обучения положен деятельност- ный подход, который предполагает максимально возможное включение обучаемых в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему знаний с помощью специально создаваемых средств обучения.

Это способствует более глубокому и осмысленному усвоению предметов «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», приобретению умений и навыков, закладывает тот самый фундамент, на котором будет строиться дальнейший профессиональный рост выпускника среднего медицинского учебного заведения как компетентного специалиста.

Опыт работы показал, что поиск новых знаний по информатике для студентов - медиков действительно вызывает интерес, расширяет их кругозор, раскрывает глубину применений их в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в будущей профессиональной деятельности. При этом студенты используют сайты Интернета. Многие практические занятия по информатике представлены практическими работами, каждая из которых выполняется индивидуально на занятии и защищается у преподавателя. Студенты получают индивидуальные задания по темам курса (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных и т.д.) содержание которых имеет профессионально-прикладной характер. Многие задания посвящены статистической обработке данных эксперимента. Такой традиционный метод контроля дополняется «срезами», контрольными работами, выполняемыми на занятии. Они охватывают 3-4 темы и в отличие от практических работ позволяют полнее и объективнее судить о степени подготовленности студента, его самостоятельности при выполнении работ. В завершение изучения раздела проводится компьютерное тестирование. Причём важно чтобы студенты знали уровень сложности вопросов итогового теста и его обоснованность в соответствии с требованиями ФГОС. Использование систем тестового контроля  на  компьютере оправдано в случаях возникновения психологического барьера «преподаватель – студент», для отказа от системы фиксированных вариантов тестов и эталонов, для повышения объективности и скорости оценки результатов тестирования. В нашем техникуме в учебном процессе уже в течение нескольких лет успешно применяется компьютерное тестирование в тестовой оболочке  SunRav TestOfficePro.

Основным способом приобретения и накопления знаний по будущей специальности является самостоятельная работа студентов. Именно в процессе самостоятельной работы происходит наиболее качественная переработка и преобразование полученной на лекциях и практических занятиях информации в глубокие и прочные знания, умения и навыки. Самостоятельная работа обеспечивает непрерывность и системный характер познавательной деятельности, развивает творческую активность будущих специалистов.

В обучении информатики на занятиях и во внеурочное время необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую студенту как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проектный метод, привлекать студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых преподавателем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность студентов.

Список литературы:

1.  Михалищева. М. А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования / М. А. Михалищева // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

2. Сальникова, Т.Г. Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов СПО.-2011. – URL : http://metod._rekomend._po_samostoyat._rabote.doc.-12.12.12.

3. Сутягина Н.А. Развитие у студентов средне -специальных медицинских учебных заведений профессиональной компетентности средствами информатики. Электронный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета. www.omsk.edu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...

Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...

Разработка учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Данная методическая разработка составленна автором в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения. Основная цель разрабо...

«Бинарный урок – как одна из форм реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов»

В статье разбирается сущность понятия бинарного урока, рассматриваются его формы, определяются цели и задачи бинарных уроков, анализируется возникновение потребности в проведении таких уроков, рассмат...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...