Методическая разработка урока: Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
методическая разработка на тему

Таршинова Лилия Алексеевна

Методическая разработка урока позволяет сформировать представление об информационных этикете и праве; обозначить проблему информационной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

на тему:  Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

                                                                                               Составила:  

                                                                                            преподаватель                                                                                                                                                                                                      

                                  ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж

                                      сахарной промышленности»

                                                                                                 Л.А. Таршинова

Жердевка

2014

Цели: сформировать представление об информационных этике и праве; обозначить проблему информационной безопасности.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • информационную этику;
  • информационное право;
  • информационную безопасность;
  • право распоряжения;
  • право владения;
  • право пользования;
  • вредоносные программы;
  • антивирусные программы;
  • этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать нормативную, юридическую литературу, касающуюся информационных ресурсов;
  • находить и использовать иные нормативные документы, применяя поиск в сети Интернет и в СПС;
  • пользоваться информационными ресурсами;
  • выработать в себе черты человека, владеющего информационной культурой.

Программно-дидактическое оснащение: Угринович Н.Д. с.171-172

Ход урока

  1. Организационный момент

II.Актуализация знаний

-Какие критерии развития информационного общества вы знаете? (Примерный ответ. Решена проблема информационного кризиса; приоритет информации над другими ресурсами; глобальность информационной технологии; информационное единство человеческой цивилизации; реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.)

- В чём проявляется информационная культура? (Примерный ответ. Информационная культура является продуктом творческих способностей и проявляется в умении использовать информационные технологии в обыденной жизни и профессиональной деятельности; в умении находить, обрабатывать информацию; в умении работать с различной информацией; в знании норм правовых аспектов  информационной деятельности.)

III. Постановка целей урока

      Деятельность специалистов, работающих в сфере информатики и информационных технологий, всё чаще выступает в качестве объекта правового регулирования. Некоторые действия при этом могут быть квалифицированы как правонарушения (преступления).

     Правовые аспекты, связанные с информатикой, в нашем обществе мало кто может осветить в полной мере. Все ли знают ответы на следующие вопросы?

     * Можно ли не копируя купленную программу, предоставить возможность пользоваться ею другому лицу?

     * Кому принадлежит авторское право на программу, созданную студентом в ходе выполнения дипломной работы?

     * Можно ли скопировать купленную программу для себя самого, чтобы иметь резервную копию?

     * Можно ли декомпилировать программу, чтобы разобраться в её деталях или исправить ошибки?

     * В чём состоит разница между авторским и имущественным правом?

IV. Работа по теме урока

Вопросов, подобных этим, возникает множество. Есть, конечно, вопросы, ответы на которые очевидны: нельзя создавать вирусы, нельзя хулиганить в сетях, нельзя в некоммерческих телеконференциях запускать коммерческую информацию, нельзя вскрывать и искажать защищённую информацию в чужих базах данных и т.д., следовательно, совершать поступки,  которые могут быть объектом уголовного преследования. Остановимся на правовом регулировании в области информатики в России.

Важно отметить, что правовое регулирование в информационной сфере, связанной с защитой информации, программированием и т.д., является для российского законодательства слабо разработанным направлением. В 1992 году был принят закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», содержащий обширный план приведения российского законодательства в сфере информатики в соответствие с мировой практикой. В 2002 и 2006 гг. в него были внесены дополнения. Действие этого закона распространяются на отношения, связанные с созданием и использованием программ для ЭВМ  и баз данных. Главное содержание данного закона – юридическое определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных, таких, как авторство, адаптация, база данных, воспроизведение, декомпилирование, использование, модификация т.д., а также установление прав, возникающих при создании программ и баз данных, - авторских, имущественных, на передачу, защиту, регистрацию, неприкосновенность и т.д.

Авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных (как выпущенные, так и не выпущенные в свет), представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства. Авторское право распространяется на программы для ЭВМ и базы данных, являющиеся результатом творческой деятельности автора или творческой группы. Творческий характер деятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.

Представляемая настоящим законом правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, и на базы данных. Предоставляемая правовая охрана не распространяется на идеи и принципы.

Для призвания и осуществления авторского права на программы для ЭВМ и базы данных не требуется опубликования, регистрации или соблюдения иных формальностей. Авторское право на базу данных признаётся при условии соблюдения авторского права на каждое из произведений, включенных в базу данных.

Автору программы для ЭВМ или базы данных или иному правообладателю принадлежит исключительное право осуществлять и (или ) разрешать осуществление следующих действий:

  • выпуск в свет программы для ЭВМ и базы данных;
  • воспроизведение программы для ЭВМ и базы данных (полное или частичное) в любой форме, любыми способами;
  • модификацию программы для ЭВМ и базы данных, в том числе перевод программы для ЭВМ и базы данных с одного языка на другой;
  • иное использование программы для ЭВМ и базы данных.

Однако имущественные права на программы для ЭВМ и базы данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Таким образом,  имущественное право на программу, созданную в ходе творческого проекта, принадлежит не автору, а организации.

Имущественные права на программу для ЭВМ и базу данных могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения дополнительного разрешения правообладателя осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ, а также исправление явных ошибок. Запись и хранение в памяти ЭВМ допускаются в отношении одной ЭВМ или одного пользователя в сети. Также допускается без согласия правообладателя осуществлять следующие действия:

  • адаптировать программы для ЭВМ или базы данных;
  • изготавливать или поручать изготовление копии программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения выполнять декомпилирование программ для ЭВМ с тем, чтобы изучить кодирование и структуру этой программы при следующих условиях: информация, необходимая для взаимодействия программы с другими программами, недоступна из других источников, а не для составления новой программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой.

        Свободная перепродажа экземпляра программы для ЭВМ и базы данных допускается без согласия правообладателя.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных, а также незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечёт за собой уголовную ответственность.

Можно выделить следующие виды компьютерной преступности:

  • несанкционированный доступ в компьютерной сети и системы, банки данных с целью шпионажа или диверсии (военного, промышленного, экономического);
  • ввод в программное обеспечение так называемых логических бомб, срабатывающих при определённых условиях (угрожающие уничтожением данных, для шантажа владельцев информационных систем);
  • разработку и распространение компьютерных вирусов;
  • преступную небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приведшую к тяжким последствиям;
  • подделку компьютерной информации (продукции) и сдачу заказчикам неработоспособных программ, подделку результатов выборов, референдумов;
  • хищение компьютерной информации (нарушение авторского права и права владения программными средствами и базами данных);
  • преступления, спланированные на основе компьютерных моделей, например, в сфере бухгалтерского учёта.

Для современного состояния правового регулирования сферы, связанной с информатикой, в России в настоящее время наиболее актуальными являются вопросы, связанные с нарушением авторских прав. Большая часть программного обеспечения, используемого отдельными программистами, пользователями и целыми организациями, приобретена в результате незаконного копирования, т.е. хищения. Назрела потребность узаконить способы борьбы с этой порочной практикой, поскольку она мешает, прежде всего, развитию самой информатики.

- Как можно защитить информацию от несанкционированного доступа?

Это могут обеспечить:

  • установленные на ПК антивирусные программы с регулярно обновляемой базой;
  • система паролей на ПК;
  • установление прав доступа на диск, папку, файл;
  • биометрические системы идентификации;
  • использование закодированного программного и аппаратного ключа на ПО;
  • использование RAID –контроллеров для физической защиты данных на дисках;
  • установка аппаратного или программного межсетевого экрана.

V. Практическая работа

(Для выполнения задания класс делят на 3 группы)

Задание 1. Найдите в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве:

а) на литературное произведение;

б) на произведение живописи;

в) на программный продукт;

г) на музыкальное произведение.

Задание 2. Найдите в Интернете названия справочников, журналов, газет и т.п., в которых можно найти информацию:

а) о программных продуктах;

б) о компьютерах;

в) об информационных системах;

г) о новинках мировой киноиндустрии.

Задание 3. Найдите в Интернете юридические документы для информационного рынка, изданные за последние пять лет, для:

а) России;

б) международного сообщества.

VI. Подведение итогов урока

- Какими нормативными актами регулируются отношения в сфере информатики?

- В чём состоит авторское право на программные средства и базы данных?

- В чём состоит имущественное право на программные средства и базы данных?

- Как осуществляется защита авторских и имущественных прав?

- Охарактеризуйте виды компьютерных преступлений.

- Расскажите об этике программистов и этических аспектах при пользовании Интернетом.

Домашнее задание.

Подготовить реферат на одну из тем:

  1. Путь к компьютерному обществу.
  2. Правонарушения в сфере информационных технологий.
  3. Правила этикета при работе с компьютерной сетью.
  4. Защита информации в Интернете.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда»

методическая разработка урока по дисциплине «Охрана труда» для специальности 051001 «Профессиональное обучение»...

Методическая разработка урока: «Правовые основы семьи и брака».

Супружество, рождение детей их воспитание, усыновление детей и попечительство - это отношения, которые возникают в семье  на протяжении многих столетий. В современном обществе остро стоит проблем...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики на тему: Представление данных. Задачи математической статистики.

  Целью данной методической разработки является показ возможного варианта урока математики по теме: "Представление данных. Задачи математической статистики" путем применения разл...

Методическая разработка урока " Практическое занятие по информатике. Кодирование графической информации"

Методическая разработка урока " Практическое занятие по информатике. Кодирование графической информации"...

Методическая разработка урока по учебной практике ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 25 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание буклета в программе MS Publisher»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ данной работе представлена разработка урока по учебной практике на тему: «Создание буклета в программе MS Publisher».Методическая разработка урока сод...

Методическая разработка урока по теме: "Основные виды научных источников информации". МДК 01.09 Основы учебно-исследовательской деятельности.

Дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности»Тема: «Основные виды научных источников информации»Конспект: Ивановой М.А.Цель: сформировать представления обучающихся ...