Статья: "Использование интернет - ресурсов в современном образовательном процессе"
статья по теме

Гиль Анна Сергеевна

Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.

      Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования.

      В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ - компетенции всех педагогических работников.

      Это позволит эффективно решать вопросы обновления форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГОБУ СПО «Ульяновское училище культуры (техникум)»

Использование интернет - ресурсов

в современном образовательном процессе

             

                                                                                               Методист ОГОБУ СПО

                                                                                             «Ульяновское училище

                                                                                             культуры (техникум)»

                                                                                            Гиль Анна Сергеевна

г.Ульяновск, 2014г.

Введение

         Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.

      Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования.

      В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ - компетенции всех педагогических работников.

      Это позволит эффективно решать вопросы обновления форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков.

  1. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса.

       Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы жизни и становятся его неотъемлемой частью. В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

     

Основными принципами социальной сети являются:

1) идентификация – возможность указать информацию о себе

2) присутствие на сайте

3) отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями

4) общение – возможность общаться с другими участниками сети

5) группы

6) репутация – возможность узнать статус другого участника

7) обмен – возможность поделиться материалами (фотографиями, документами)

         

Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки.

1. Привычная среда для учащихся.

2. В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.

3. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

4. Возможность совместной работы.

5. Наличие форума, стены, чата.

6. Каждый студент – участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.

7. Активность участников прослеживается через ленту друзей.

8. Удобно использовать для проведения проекта.

9. Подойдет в качестве портфолио как для студента, так и для преподавателя.

        Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность.

       Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий.

        Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве.

        Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом.

  1. Новые тренды в образовательном процессе:  блоги и вебинары.

 В образовательный процесс начинают внедряться новые способы взаимодействия и обмена информацией между пользователями.

Например, такие как:

  • Социальные сети;
  • Подкасты, видеокасты;
  • Скринкасты;
  • Запись и распространение лекций и уроков;
  • Мультимедийные интерактивные презентации;
  • Вебинары;
  • Образовательные компьютерные игры;
  • 3D принтеры;
  • Блоги и др.

Использование блога в образовательном процессе.

   Блог — это web сайт, главное содержимое которого — регулярно публикуемые записи (посты). Записи могут содержать: текст, видео, аудио, изображения и др. Блоги бывают разные, как и их содержание, предназначение. Особенностью блога является то, что посетители могут оставлять комментарии к постам и участвовать в обсуждениях.

    Важно отметить, что блоги начинают активно использоваться для образовательных целей. Преподаватель и Блоггер в одном лице может эффективно применять свой блог для того, чтобы донести до посетителей полезную информации и поделиться своей точкой зрения, а в ответ получать чужие мнения в виде комментариев и электронных писем.

 Преимущества использования блога в учебном процессе:

  • При использовании блога обучение не зависит от времени и места.
  • Учащиеся могут принимать активное участие в  обсуждении записей, формировать на их основе задачи и совместно их решать.
  • Блог способствует вовлечению студентов в активное взаимодействие друг с другом и преподавателем на протяжении всего курса и, возможно, даже после его завершения.
  • Студенты учатся выражать свои мысли (вопросы, ответы) в письменной форме в виде комментариев.
  • Есть возможность проследить направление рассуждений определенного человека, например, автора (преподавателя, блоггера). При использовании блога образовательный процесс становится более неформальным и раскрепощенным.
  • К обсуждениям могут присоединяться совершенно разные люди, которые также интересуются этой темой.
  • Блог позволяет легко встраивать различные мультимедийные элементы (видео, анимацию, картинки и др).
  • Создание и ведение блога не требует от преподавателя каких-то серьезных денежных затрат. В Интернете есть много сервисов, которые позволяют быстро создать и далее вести блог бесплатно.
  • Всегда есть возможность вернуться к пройденному материалу, даже после завершения прохождения курса.

       Таким образом, процесс обучения движется в сторону получения доступа к образовательным ресурсам через онлайн сервисы и системы. Преподаватели и учителя начинают создавать и вести свои образовательные блоги, которые зачастую более эффективны, чем стандартные способы взаимодействия со студентами, например, такие, как бумажные методички и лекции у доски.

3.  Использование вебинаров в процессе образовательной деятельности

 

          За последние несколько лет вебинары вошли в число средств дистанционного обучения, пользующихся наибольшей популярностью. Вебинары используются и для проведения повышения квалификации, и для маркетинговых целей, и для обучения в рамках среднего и высшего образования. Сегодня трудно найти организацию, широко применяющую технологии дистанционного обучения, и не использующую вебинары.

          Вебинар – это проведение онлайн занятий, конференций или презентаций с использованием сети Интернет в режиме реального времени. Во время занятия  каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.  

               Использование вебинаров: 

- облегчает задачу получения новых знаний в процессе образования,

-способствует  получению нового опыта и освоению новых методов обучения,

- активно может использоваться людьми с ограниченными возможностями.

         Преимуществом может являться возможность расширения сотрудничества как с национальными, так и зарубежными высшими учебными заведениями, организация онлайн конференций и как следствие повышение рейтинга ВУЗа и в профессиональной среде, и среди потенциальных студентов, а также привлечение новой аудитории абитуриентов.

         Однако необходимо отметить, что целесообразно использовать вебинары совместно с другими средствами дистанционного обучения. В первую очередь с дистанционными курсами. Совместное использование вебинаров с другими средствами дистанционного обучения позволит значительно повысить эффективность дистанционного обучения.

4. Социальные сетевые сервисы

        Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества для поддержки и развития социальных контактов, совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными, творческой деятельности сетевого характера, выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи).

     Web 1.0 и первое поколение сетевых сервисов - он не мог быть ориентирован на каждого уникального пользователя, как печатное издание, каждый сайт имел ограниченную целевую аудиторию.

      Web 2.0— методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. В современном киберпространстве преобладает концепция освоения паутины с помощью социальных сетевых сервисов.

       

Виды социальных сетевых сервисов

     Социальные поисковые системы позволяют осуществлять поиск в соответствии с потребностями пользователя или группы. В настоящее время в Рунете существует несколько систем пользовательского поиска:

Свики

Гугл

Роллио

создает облака тегов и подстраивается под предпочтения пользователя, который по каждому ключевому слову указывает по его мнению наиболее авторитетные сайты в данной категории

Система пользовательского поиска позволяет использовать широту возможностей поиска крупнейшая социальная сеть для создания поисковой системы, соответствующей вашим задачам и желаниям

использует сужение области поиска с помощью назначения авторитетных сайтов и меток

              

Социальные сети

Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Крупнейшие социальные сети:

В Контакте

Одноклассники.ru

Мой Круг

Facebook

Twitter

Возможность публикации видео и аудиозаписей (минус: нет возможности комментирования аудио.) Неограниченное количество фотографий и фотоальбомов,

Организация встреч и групп по интересам

позиционируется как крупнейшая социальная сеть в Рунете. Одноклассники действительно имеют наибольшее количество зарегистрированных пользователей.

проект компании Яндекс, создан для профессионального общения. Позволяет пользователям предлагать услуги

богатые возможности  по взаимодействию с другими людьми,

высокий технический арсенал

объединяет группы сообщений по теме,

использует собственный сервис сокращения ссылок

Популярные сервисы блогов России (по мнению сервиса Яндекс. Блоги):

LiveJournal

LiveInternet

@Mail.Ru

Живой журнал

Добавление сообщения в дневник, как через веб-интерфейс, так и с помощью программных клиентов, по электронной почте или SMS. Добавлять в свои сообщения изображения, голосования

Предоставляет возможности ведения блога любому пользователю, получившему почтовый ящик

        Вики

         Вики — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт — Википедия.

         Вики характеризуется такими признаками:

Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора. Особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы. Некоторые вики могут править все посетители сайта.

         

      YouTube

 Стал популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей. На сайте представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи, включая видеоблоги.

       YouTube стал настолько значимым явлением в медиамире, что c ним вынуждено считаться и телевидение.

        Географические сервисы

Географические сервисы позволяют работать с картами мира и отдельных стран, регионов, городов и совместно размещать информацию на географических картах, отмечать места, создавать комментарий.

Основные географические сервисы Рунета:

Google Earth

Панорамио

Скетчуп

WikiMapia

программа  позволяет в разных масштабах изучать поверхность Земли по данным спутниковых снимков

социальный сервис Интернета, который позволяет помечать свои фотографии геотегами и привязывать их к картам Гугла

можно «построить» архитектурные объекты 3D (как реальные, так и воображаемые) и «поставить» их в определенном месте на Земле.

описание географических объектов всей планеты Земля

          Таким образом, географические сервисы позволяют не только получать текстовую и медиаинформацию, но и задавать  ее положение на географических картах планеты, что расширяет возможности социальных сетевых сервисов не только по типу данных, используемых в них, но и в пространственном отношении.

        Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений: совместное мышление, толерантность, освоение моделей, критичность мышления.

             

   Список современных информационных технологий для учебного процесса:

Electronic Learning

Дневник.ру

система электронного обучения при помощи информационных технологий

Единая образовательная система

       Изначально социальные сети создавались для удобного общения с друзьями, однако сейчас они все чаще используются для целей образовательного и делового общения.

5.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

         Особое влияние на развитие открытого образовательного пространства оказывают веб-технологии .

        Ответом на новые вызовы, следующим закономерным этапом развития технологии портфолио стало появление его новой формы, которая получила название веб-портфолио (webfolio).  Ведение веб-портфолио в социальной сети обеспечивает доступ к персональной информации вне зависимости от места работы или учебы, что позволит избежать ненужных трат времени и усилий для неоднократного сбора и представления одной и той же информации на сайте школы, вуза, организации. Работы по написанию методического обеспечения создания и ведения электронного портфолио в социальной сети поддержаны грантом РГНФ. (4portfolio.ru для создания и ведения веб-портфолио обучаемого и педагога)

        Сетевые сообщества становятся новой формой профессионального взаимодействия. Рекомендуем создавать профессиональные и учебные сообщества.

       Веб-портфолио могут вести ученики и учителя. Веб-портфолио педагога обеспечивает не только представление его успехов и достижений, создание собственного сайта с неограниченным количеством страниц, но и дистанционное взаимодействие с учениками и родителями. Средства информатизации и коммуникации являются катализатором совершенствования форм и методов обучения.

      В заключение отметим, что социальные интернет-сервисы можно и нужно использовать в учебном процессе. Их роль и место еще нужно осмыслить и понять. В настоящий момент можно констатировать, что развитие технологии веб 2.0, появление новых инструментов для сбора и систематизации информации для дистанционного взаимодействия позволяет приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом. Разработка удобных и легко настраиваемых инструментов сети обеспечивает формирование личного виртуального пространства для каждого пользователя, возможность самопредставления своих успехов и достижений, вступления в различные сетевые сообщества для обмена информацией. И если дальше развивать эту мысль, то следует отметить, что постепенное наполнение каждым пользователем персонального интернет-пространства будет способствовать формированию единого информационного пространства общества для информационного взаимодействия, демонстрации достижений, расширения возможности обмена мнениями и идеями, профессионального и личностного роста и развития. 

Список использованных информационных интернет – ресурсов:

  1. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. URL: http://www.trainings.ru
  2. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Mojaeva_Feschenko_Ispolzovanie_virtualnyh_social_nyh_setei.pdf
  3. Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении. URL: http://ru.wikibooks.org (дата обращения 20.01.2012)
  4. Е-правительство и лучший ИКТ-регион // Издание о высоких технологиях. - Режим доступа: URL: -

http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2006/articles/egov2.shtml

  1. http://vos.dviger.com/virtoteka/show/c_2279.html
  2. http://www.vestniknews.ru
  3. Интернет-портал: http://www.web-learn.ru/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"

Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....

ПРОЕКТ " Технология проектирования современного образовательного процесса в ПОО"

Данный проект раскрывает тему проектирования современного образовательного процесса в ПОО.Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее пр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...

Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.

Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...

Доклад "Деятельность преподавателя в современном образовательном процессе системы СПО"

Выступление на заседании цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов по специальностям:08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений35.02.08 Электрификация и автомати...

Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.

Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного в...