Применение производной при решении физических задач.
методическая разработка на тему

    Чем же отличается интегрированное занятие от обычного? Сравнительный анализ показывает, что отличие, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком занятии выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka.docx223.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение  

«Радищевский технологический техникум»                                

                                                                                                       

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интегрированного теоретического занятия

физики и математики

по теме: «Применение производной  при решении физических задач»

ОУД 03 «Математика»

ОУД 08 «Физика»

Профессии «Автомеханик» и «Хозяйка(ин) усадьбы»

                                                                 Автор:      

Мельникова М.Н. преподаватель математики,

                                                                                                                           

                                                                                                                     

р.п. Радищево

2016 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

I. Основная часть ………………………………………………………………

1.1. Методическое обоснование темы ………………………………………..5

1.2. Методические рекомендации по проведению теоретического  занятия

…………………………………………………………………………………..7

1.3. План теоретического занятия …………………………………………….9

Заключение …………………………………………………………………..15

Список использованных источников ………………………………………19

Приложения ………………………………………………………………….21

Введение

Интегрированное занятие, как одна из форм учебного занятия.

 

    Чем же отличается интегрированное занятие от обычного? Сравнительный анализ показывает, что отличие, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком занятии выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

    Основная часть интегрированного занятия наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности обучающихся. Интегрированным занятиям присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

    а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

   б) тесное сотрудничество преподавателей  при подготовке занятия;

   в) руководство работой обучающихся, готовящихся выступать на интегрированном занятии;

   г) на всех этапах занятия активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи;

   д) обеспечение преемственности между каждой частью занятия на основе общего подхода.

    Преподаватель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности группы. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить междисциплинарные связи.

    Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили обучающиеся, из одной дисциплины в другую для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.

    Интеграция - средство интенсификации занятия, высокая форма воплощения междисциплинарных связей на качественно новой ступени. Междисциплинарные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний обучающихся в родственных дисциплинах.

    Структура интегрированных занятий требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным дисциплинам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

   

            Блок математики

При закреплении или повторении материала обычно активность обучающихся снижается, поэтому необходимо активизировать путем введения инновационных методов.

Такие уроки повышают эффективность обучения, создают условия развития творческих способностей обучающихся.         Например, при проведении устного счета я применяю игру «Везёт тому– кто знает ». Сигнальные карточки (зеленые и красные) помогают мотивировать обучающихся на активную деятельность и включают обратную связь. Преподаватель задаёт вопрос, один ученик отвечает, а остальные, если согласны с отвечающим, поднимают зеленую карточку, если нет – красную. За каждый правильный ответ обучающиеся получают оценочный балл: за правильный ответ – 5 баллов, а за оперативность – 3 балла.

При закреплении изученной темы или повторении материала       можно использовать игру «Кто быстрее и внимательнее». В специальном конверте обучающиеся получают набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже находится в конверте. Обучающийся достает карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладывают лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны составляют условное слово. Проходя по рядам, можно легко определить результаты работы. За каждый правильный ответ обучающиеся также получают оценочный балл: за правильный ответ – 5 баллов, а за оперативность – 3 балла.

После проведения игры подсчитываем результаты и выставляем оценки, исходя из количества набранных баллов: от 70 до 80 – «удовлетворительно», от 80 до 100 баллов – «хорошо», и от 100 до 110 – «отлично».

  Блок физики.

Основной задачей образования является  подготовка обучающихся к жизни во «взрослом мире», показ многообразия духовной сферы, удовлетворения познавательных и нравственных  потребностей на основе координации содержания, конкретизации задач через комплексное взаимодействие дисциплин.

Я вам постоянно напоминаю, что «Физика- это природоведение + математика», и «Физика-Царица наук, но Слуга физики». Вы знаете, что невозможно решить физическую задачу -не зная математики.

Сегодня на занятии  мы будем решать ряд физико-математических задач на вычисление производных и первообразных.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения:

1) позволяют повысить положительную мотивацию обучающихся к учению,  активизирует познавательную деятельность;

2) развивает мышление и творческие способности обучающихся;

3) обеспечивает наглядность протекания физических процессов;

4) формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.

Знания и умения  по решению типовых физико-математических задач: структурировать и систематизировать знания и умения по данной теме;

 находить производную, используя правила дифференцирования при решении задач; знать формулы и уравнения физико-математических величин.

Работать в команде, планировать свою деятельность, нести ответственность  за результат своей деятельности   обучающиеся  получают на данном учебном  занятии.

        В данной методической  разработке  интегрированного занятия мы хотим продемонстрировать  групповую  форму организации деятельности обучающихся и  использование элементов технологии проблемного обучения.

        

  1. Основная часть
  1. Методическое обоснование темы

Методическая разработка теоретического занятия по  курсу учебных дисциплин «Математика»  и «Физика»  составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям 23.01.03 Автомеханик и 35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»,  Положением о планировании, организации и проведении теоретических  занятий  ОГБПОУ РТТ, учебным планом по данной профессии, рабочих  программ по учебным дисциплинам «Математика» и «Физика».

       Теоретическое  занятие «Применение производной при

решении физических задач»  проводится  в рамках раздела: «Начала математического анализа» - математика,    на которую отводится  28  часов;  «Механика», «Колебания и волны» - физика.

         Ведущей дидактической целью теоретических занятий является формирование физико-математических умений и навыков, необходимых в последующей профессиональной   деятельности.  Содержанием теоретических занятий является решение разного рода учебных и профессиональных задач  (например, анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных производственных и хозяйственных задач).

Наряду с формированием умений и навыков  в процессе проведения  теоретических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания в практической деятельности.

                 В соответствии  рабочих  программ по учебным дисциплинам «Математика» и «Физика,  в результате  изучения данной темы «Применение производной  при решении физических задач»  обучающийся  должен:

Уметь: решать типовые физико-математические задачи; структурировать и систематизировать знания и умения по данной теме

Знать: основы изучения данной темы; определение производной; правила дифференцирования; формулы производных по математике и физике; формулы и уравнения физико-математических величин.

Формируемые компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 5.

Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  1. Методические рекомендации                                                                        по проведению теоретического занятия

На этапе освоения  выбранной  темы у  обучающихся  уже имеется  представление о производной, правилах дифференцирования, о формулах производных в математике и физике.  Поэтому при решении задач  мы  будем использовать групповую форму работы и элементы технологии проблемного обучения.

Применение  групповой формы организации деятельности обучающихся   в процессе обучения  позволяет  формировать у обучающихся  навыки:                                                                                                        

 - действенного общения;

-  умение слушать;

- умение принять  точку зрения другого;

- умение разрешать конфликты;

- умение работать сообща для достижения общей цели.

       Применение элементов технологии проблемного обучения подразумевают такую организацию занятий, которая предполагает создание педагогами проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате которой происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и активное развитие мыслительных способностей.  Грамотное  использование элементов технологии проблемного обучения приводит к хорошим результатам:  

            - повышается мотивация;

            - качество знаний,

            - формируются и развиваются  профессиональные компетенции  и общие компетенции:  умение работать в команде; организовывать собственную деятельность; анализировать рабочую ситуацию, контролировать и корректировать собственную деятельность; осуществлять поиск информации для выполнения поставленных задач.

  1. План  проведения теоретического занятия

План проведения занятия (технологическая карта занятия)

Тип занятия: интегрированный

Тема

 «Применение производной  при решении физических задач»

Курс

Второй

Актуальность интегрированного занятия

-наглядность и экономия времени за счёт заранее подготовленного материала;

-эффектное и занимательное разнообразие форм занятия;

- зрительное восприятие способствует лучшему усвоению материала и разнообразить занятие.

Цели занятия

Обучения:

- формирование представления о единстве дисциплин в понимании целостности окружающего мира;

-обобщение и систематизация материала полученного на занятиях математики и физики, связанного с производной, механическим движением, колебаниями и волнами в решении задач;

-рефлексия степени усвоения материала.

Развития: 

-  ответственное отношение к учебному труду;  

-способность работать в группах для достижения цели и нести ответственность за результаты своей работы;

-требовательность к себе и сокурсникам;

-умение выделять главное;

- развивать мышление обучающихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала;

-показать необходимость знаний по математике и физике в других науках.

Воспитания:

-способствовать развитию познавательной активности;

-развитию мыслительных способностей; 

-формированию интереса к учебным дисциплинам;

-навыков контроля и самоконтроля;

-чувства ответственности, самостоятельности, деловые и коммуникативные качества обучающихся.

Формируемые компетенции:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 5.

Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Средства обучения

Ноутбук, проектор,  раздаточный материал, презентация к учебному занятию, оценочный лист на каждого обучающегося

Студент должен

уметь: решать типовые физико-математические задачи; структурировать и систематизировать знания и умения по данной теме.

знать: основы изучения данной темы; определение производной, правила дифференцирования; формулы производных по математике и физике; основы механики, колебания и волны по физике; формулы и уравнения физико-математических величин.

Планируемый продукт деятельности обучающихся:  

1. Умение решать физико-математические задачи по данной теме.

2.  Развитие компетенций: ОК1, ОК2, ОК3,  ОК4, ОК5, ОК6.

3. Повышение познавательного интереса к интегрированному занятию по данным дисциплинам.

4. Повышение качества обучения и успеваемости.

Ход занятия

 

Организационный компонент

Целевой компонент

Содержательный компонент

Процессуальный компонент

Время, мин.

Деятельность педагогов

Деятельность

обучающихся

Методы

Средства

Формы

деятельности

Организационно-мотивационный этап

1. Организационный момент

Включение обучающихся  в деятельностный ритм.

Создание благоприятного климата в коллективе.

ОК 6.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к учебному занятию.

Заполнение журнала.

Деление обучающихся на подгруппы.

Воспринимают информацию.

Выбирают ответственного  в подгруппах.

Словесный,

прием «обращение».

Дискуссия

и анализ при выборе ответственного группы.

Ноутбук,

проектор,

слайд презентации

«Тема теоретического занятия - ?»

Фронтальная,

групповая

2. Постановка целей теоретического занятия

Совместная постановка целей занятия, определение плана деятельности.

ОК 2.

Создает условия для самостоятельной постановки  цели и для ее понимания.

Конкретизирует цель, способствуя развитию познавательной активности обучающихся  и план проведения занятия. Обращает внимание обучающихся на лист самоконтроля  в который,  в ходе занятия будут заносится баллы полученные за выполненную работу.

Формируют и формулируют цель и определяют план деятельности на занятии.

Просмотр листа самоконтороля, в котором имеются все этапы занятия.

Метод самостоятельного формулирования целей, планирования.

Ноутбук, проектор,

Слайды презентации:

«Цели занятия»,

«Лист самоконтроля».

Фронтальная

4

3. Мотивация

Побуждение познавательного интереса

к теме у обучающихся

ОК 1.

Управляют вниманием обучающихся.

Доступно раскрывают сущность предстоящей работы.

Формулируют

поочередно вопросы

математики и физики.

Предлагают разгадать кроссворд, чтобы разгадать тему занятия.

Воспринимают информацию.

Отвечают на задаваемые вопросы игры.

Разгадывают кроссворд.

Словесный, прием «обращение».

Ноутбук,

проектор.

Слайды презентации:

-игра  «Везёт тому– кто знает»;

-кроссворд.

Физико – математическая игра, коллективная, групповая.

5

Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности

4. Актуализация знаний

 Актуализация знаний обучающихся в виде конкурса «Найди правильную дорогу»

ОК 5.

Повторение фор-

мул:

-производных;

-колебаний;

-волнового движения.

Управление процессом оценочной деятельности

обучающихся

(наблюдение за работой в подгруппах)

Воспринимают информацию.

Заполняют схему по знаниям формул. взаимообмен заполненных  схем между подгруппами для проверки и оценки по эталону ответов.

Заполнение листа самооценки.

Словесный:

инструктаж

 Самостоятельная работа

Слайды:

-карточки-задания;

-критерии оценок»;

-«Эталон ответов».

Оценочный лист.

Коллективная

10

5. Применение производной и первообразной при решении физических задач

Развитие творческих познавательных способностей, мыслительных способностей; способности работать сообща для достижения общей цели и нести ответственность за результаты своей работы; способности к анализу и самоанализу нестандартности, приобретение опыта

В решении физико-математических задач.

ОК 1,  ОК 5.

Объясняют алгоритм решения задач.

Управляют самостоятельной работой обучающихся.

Управляют процессом организации поиска  решения учебных задач.

Самостоятельная работа по решению задач.

Обсуждают способы выполнения алгоритма решения задач, записывают решение в рабочую тетрадь, комментируют и обсуждают результаты .

Выполнение работы в подгруппах.

Элементы технологии проблемного обучения.

Самостоятельная работа.

Ноутбук, проектор,

Слайды презентации:

-производная в решении физических задач.

Рабочая тетрадь.

Групповая

Рефлексивно-оценочный этап

6. Защита  выполненного задания

Развитие

аналитического мышления

формирование способности к коррекции собственной деятельности,

давать самооценку  и взаимооценку

результата деятельности, подготовка к целеполаганию последующей деятельности

ОК 3.ОК 5, ОК 6.

Оценка правильности выполнения задания, логичности и последователь-

ности решения проблемных задач, четкость формулировки своей точки зрения.

Представление и защита  выполненного задания.

Демонстрация способности анализировать, нести ответственность за свою работу.

Оценка и анализ.

Дискуссия.

Оппонирование.

Ноутбук, проектор,

Слайд

презентации:

 код ответов к заданиям.

Оценочный лист.

Индивидуальная,

групповая,

коллективная.

  1. Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение сформирован-ности общих компетенций

ОК 5, ОК 6.

Управляют самостоятельной оценкой решения физико-математических задач.

Объективная оценка работы каждого обучающегося; анализ типичных ошибок; анализ динамики формирования ОК;

отражение полученных оценок в журнале.

Выводы по итогам  теоретического занятия.

Оценка результатов обучающихся относительно самих себя, и деятельности

одногруппников.

Заполнение оценочного листа.

Словесный:

беседа, оценка и анализ.

Оценочные листы.

Журнал теоретического обучения.

Грамоты  для  награждения.

Слайд «Итоговый оценочный лист»

Фронтальная

8. Рефлексия

Осознание обучающимися  смысла их деятельности на теоретическом  занятии по решению задач.

ОК 1, ОК 3.

Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения.

Оценка динамики результатов развития обучающихся относительно самих себя.

Словесный:

Беседа.

 Слайд презентации

Рабочая тетрадь

Индивидуальная

9. Домашнее задание

Закрепление приобретенных знаний при решении задач.

ОК 1.

Объявление домашнего задания

Осмысление задания.

Словесный:

инструктаж

Слайд презентации «Домашнее задание».

Рабочая тетрадь.

Индивидуальная

2


Заключение

Все науки настолько связаны между собою,

что легче изучать их все сразу,

нежели какую-либо одну из

них в отдельности от всех прочих.

Рене Декарт

                                                       

Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», и его системоборазующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников.

Формирование компетенций происходит непосредственно в процессе познавательной деятельности и основывается на таких качествах личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умению постоянно учиться, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность, умение выстраивать межличностные отношения.

С учётом вышеизложенного становится очевидной важность учебно-позвательной деятельности обучающихся и необходимость ее эффективной организации и управления этой деятельностью.

Сегодня изменилась приоритетная цель образования  и формат преподавания передача знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающимся - умение учиться, формирование компетенций. Изменился формат обучения, изменился педагог. Преподаватель направляет деятельность обучающихся  для самостоятельного поиска необходимых знаний и руководит этой деятельностью, консультирует, подсказывает новые источники информации, т.е. становится «педагогом – организатором, консультантом».

На своих теоретических занятиях мы  уже давно начали применять элементы игровых, компьютерных технологий, групповые формы занятий.

Проведенные игры и конкурсы   на мотивационном этапе,  позволяют повысить мотивацию и активизировать познавательную деятельность обучающихся.

В учебных группах, в которых мы проводим интегрированные занятия  успешность обучения студентов значительно повышается.

Методическая разработка будет интересна для преподавателей физико-математических дисциплин, реализующих образовательную программу подготовки квалифицированных рабочих, специалистов по профессиям СПО.

Список используемой литературы

  1. Автомеханик - профессия для автолюбителей. Профессия автомеханик (автослесарь): обучение, необходимые качества [Электронный ресурс]//Режим доступа: www. fb.ru.
  2. Блинов  В.И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст]/В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков, - М.:ФИРО, 2010. – 19 с.
  3. Есенков  Ю.В.Управление учебно-познавательной деятельностью студентов в условиях внедрения ФГОС СПО нового поколения [Текст]/ Ю.В. Есенков, И.А. Ситявина. – Ульяновск: УИПКПРО. 2014. – 68 с.
  4. Литвиненко В.В. Автомобильные датчики, реле и переключатели. Краткий справочник[Текст]/ В.В. Литвиненко, А.П. Майструк  — М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. — 176с: ил.: табл.
  5. Лукьянова  М.И. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и анализ современного урока: учебно- методическое пособие/ М.И.Лукьянова.- Ульяновск: УИПКПРО. 2013. – 120 с.
  6. Проблема активизации учебной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки [Электронный ресурс]//Режим доступа: www.superinf.ru.
  7. Росс Твег  Системы впрыска бензина. Устройство, обслуживание, ремонт [Текст]/ Росс Твег  - М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. - 144 с: ил.
  8. Сергеева  Т.А. Проектирование учебного занятия[Текст]/ методические рекомендации/ Т.А.Сергеева, Н.М. Уварова.- М.: Интеллект – центр, 2003. – 84 с.
  9. Соснин Д. А. Новейшие автомобильные электронные системы— (Серия «Библиотека студента»). Учебное пособие для специалистов по ремонту автомобилей, студентов и преподавателей вузов и колледжей [Текст]/ Соснин Д. А., Яковлев В. Ф. — М.: СОЛОН-Пресс. 2005. — 240 с: ил.
  10. Фахретдинова М.А. Организационно-педагогические условия формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся [Текст]: методическое пособие / М.А. Фахретдинова, Н.И. Нагимова, Ю.Н. Фомин, Ф.М. Яковлева, Н.Г. Камалетдинова, Л.В. Кожокарь. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014. – 60 с.
  11. Ходасевич А. Г. Справочник по устройству и ремонту электронных приборов автомобилей. Часть 5. Электронные системы зажигания. Контроллеры систем управления смесеобразованием, зажиганием, двигателем[Текст]/ Ходасевич А. Г., Ходасевич Т. И. -М.: ДМК Пресс, 2006. - 208 с.: ил. 
  12. Ютт В. Е. Электронные системы управления ДВС и методы их диагностирования: Учебное пособие для вузов[Текст]/ Ютт В. Е., Рузавин Г. Е. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - 104 с. илл. 

Приложения

Интегрированное занятие (физика + математика)                                            "Применение производной при решении физических задач"

  • Мельникова Мария Николаевна преподаватель математики

Разделы: МатематикаФизика

Курс: второй

Цели занятия:

Обучения:

- формирование представления о единстве дисциплин в понимании целостности окружающего мира;

-обобщение и систематизация материала полученного на занятиях математики и физики, связанного с производной, колебаниями и волнами в решении задач;

-рефлексия степени усвоения материала.

Развития: 

-  ответственное отношение к учебному труду;  

-способность работать в группах для достижения цели и нести ответственность за результаты своей работы;

-требовательность к себе и сокурсникам;

-умение выделять главное;

- развивать мышление обучающихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала;

-показать необходимость знаний по математике и физике в других науках.

Воспитания:

-способствовать развитию познавательной активности;

-развитию мыслительных способностей;

-формированию интереса к учебным дисциплинам;

-навыков контроля и самоконтроля;

-чувства ответственности, самостоятельности, деловые и коммуникативные качества обучающихся.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • ;
  • карточки с задачами
  • оценочные листы.

План занятия:

1. Организационный момент.
2. Цели занятия

3. Физико – математическая игра «Везёт тому– кто знает»

4.Кроссворд  в котором вы должны разгадать  ключевое слово темы занятия

5. Конкурс формул из математики и физики , где используется производная.
6. Применение производной в решении  физико – математических  задач.

Ход занятия

1. Организационный момент

Преподаватель сообщает  цели занятия, а тема под вопросом  (Слайд №1)

Преподаватель:  У нас сегодня необычное занятие. Оно будет объединять математику с физикой. Тему занятия  мы пока не раскроем, мы хотим, чтобы вы сами разгадали её  из кроссворда. Итак, начнем:

А)  Физико – математическая игра «Везёт тому– кто знает»:

Преподаватель математики:

А теперь ребята, я хочу предложить вопросы, которые мы изучали на уроках математики (слайды № , №  )

  1. Что называется производной функции в точке? 

     

  1.  В чем заключается геометрический смысл производной? 

         

  1. В чем заключается механический смысл производной?

       

  1. Укажите функцию, производная которой в точке а равна 1.

  1. По таблице назовите наибольшие количество формул производных, которые вы знаете ( по подгруппам, слайд № )

 

Преподаватель физики:

  1. В чем состоит физический смысл производной? Ведь не даром у нас урок физики и математики (слайд №  №   )

(сформулировать: физический смысл производной заключается в том, что производная от пути по времени есть мгновенная скорость, а производная от скорости есть ускорение)

 2.Что такое ускорение?

  1.  Назовите уравнение зависимости координаты от времени для равномерного движения x(t)=x0+vt
  2. Назовите уравнение зависимости проекции вектора перемещения от времени для равномерного движения x(t) = vxt
  3. Записать уравнение зависимости проекции скорости от времени для равнопеременного движения (t)= v0x + axt

Обучающиеся проставляют в оценочные листы заработанные баллы.

Б) А сейчас с помощью кроссворда вы узнаете тему занятия. Перед вами кроссворд. И то слово, которое выделено и которое вы должны разгадать будет являться ключевым в нашей теме занятия. (слайды №  , № )

http://festival.1september.ru/articles/572249/img1.gif

  1. Длина траектории за определенный промежуток времени. (Путь.)
  2. Физическая величина, характеризирующая быстроту изменения скорости. (Ускорение.)
  3. Одна из основных характеристик движения. (Скорость.)
  4. Немецкий философ, математик, физик, один из создателей математического анализа. (Лейбниц.)
  5. Наука, изучающая общие закономерности явлений природы, состав и строение материи, законы ее движения. (Физика.)
  6. Изменение положения тела в пространстве относительно некоторой системы отсчета с течением времени. (Движение.)
  7. Выдающийся английский физик, именем которого названы основные законы механики. (Ньютон.)
  8. Что определяет положение тела в выбранной системе отсчета.(Координаты.)
  9. Учение о движении и силах, вызывающих это движение. (Механика.)
  10. Наука, изучающая методы и способы решения уравнений. (Алгебра.)
  11. То, чего не достает в определении: производная от координаты по …есть скорость. (Время.)

  Вы отгадали ключевое слово “производная”. Но вернемся к началу нашего занятия. Вспомним, что перед нами стояла задача сформулировать тему занятия, использовав это слово. Следовательно, чем мы будем заниматься на занятии? Решать задачи на нахождение производной.

– А какие задачи? Т.е. тема нашего занятия  “Применение производной при решении физических задач”.

В) Историческая справка:

Обратимся к истории появления в математике и физике термина “ производная”.

 Дифференциальное исчисление было создано Ньютоном и Лейбницем в конце 17 столетия на основе двух задач:

1) о разыскании касательной к произвольной линии

2) о разыскании скорости при произвольном законе движения

В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развивалась кинематическая концепция производной. Различные изложения стали встречаться в работах у Декарта. Большой вклад в изучение дифференциального исчисления внесли  Лагранж, Эйлер.

  С именем Лагранжа связана такая операция математического анализа, как нахождение производной.  В 19 лет он стал профессором в Артиллерийской школе Турина. Именно Лагранж в 1791 г. ввёл термин “производная”, ему же мы обязаны и современным обозначением производной (с помощью штриха). Термин “вторая производная” и обозначение (два штриха) также ввёл Лагранж.

http://festival.1september.ru/articles/512674/img2.gifhttp://festival.1september.ru/articles/512674/img5.gif

Задача определения скорости прямолинейного неравномерного движения была впервые решена Ньютоном. Функцию он назвал флюэнтойт.е. текущей величиной, производную же - флюксией. Ньютон пришел к понятию производной, исходя из вопросов механики. Предполагают, что Ньютон открыл свой метод флюксий ещё в середине 60-х годов XVII в.

http://festival.1september.ru/articles/512674/img3.gif

Первый общий способ построения касательной к алгебраической кривой был изложен в “Геометрии” Декарта. Более общим и важным для развития дифференциального исчисления был метод построения касательных Ферма. Основываясь на результатах Ферма и некоторых других выводах, Лейбниц значительно полнее своих предшественников решил задачу о построении касательной к кривой в некоторой точке.

http://festival.1september.ru/articles/512674/img4.gif

Г) Конкурс «Найти свою дорогу» команды получают одинаковые карточки и стрелками соединяют обозначение физических и математических  формул.

Формулы из математики и физики, где используется производная:

υ(t) = х(t)                                                        

Сила тока

a(t) = υ(t)                                                        

Угловая скорость

J(t) = q(t)                                                          

Производная произведения (функции) на постоянную:

ω(t) = φ(t)                                                

Функция

а(t) = ω(t)                                                  

Производная суммы (функций):

N(t) = A/(t)                                                  

Производная частного (функций):

П(t) = υ (t)                                              

Производная произведения (функций):

Δx = x(t2) – x(t1)                                        

Скорость

v(t) = lim vср.

v(t) = x′(t)                                                    

Ускорение

Δt = t– t1                                                                              

Угловое ускорение

x = f(t)                                                        

Мощность

Производная произведения на постоянную:

Приращение аргумента

Производная суммы (функций):

Производительность труда

Производная произведения формула

Приращение функции

Производная частного формула

Производная

Ответы

υ(t) = х(t)                                                        

Скорость

a(t) = υ(t)                                                        

Ускорение

J(t) = q(t)                                                          

Сила тока

ω(t) = φ(t)                                                

Угловая скорость

а(t) = ω(t)                                                  

Угловое ускорение

N(t) = A/(t)                                                  

Мощность

П(t) = υ (t)                                              

Производительность труда

Δx = x(t2) – x(t1)                                        

Приращение функции

v(t) = lim vср.

v(t) = x′(t)                                                    

Производная

Δt = t– t1                                                                              

Приращение Аргумента

x = f(t)                                                        

Функция

Производная произведения на постоянную:

Производная произведения (функции) на постоянную:

Производная суммы (функций):

Производная суммы (функций):

Производная произведения формула

Производная произведения (функций):

Производная частного формула

Производная частного (функций):

2.Итак, тема урока “Применение производной при решении физических задач”, но перед тем, как перейти к решению задач, нужно повторить теорию кинематики.

Преподаватель физики: для этого  давайте решим задачу по кинематике: (слайд  )

Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=-2+4t+3thttp://festival.1september.ru/articles/572249/Image2640.gifНайдите ее скорость и ускорение в момент времени t=2с.                                            (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).

Решим задачу с помощью производной (слайд № ).

Дано:

x(t)=-2+4t+3thttp://festival.1september.ru/articles/572249/Image2640.gif

t=2с.                                            

Найти: ט(t); а(t)-?

Решение

http://festival.1september.ru/articles/572249/Image2657.gif

И так, с  помощью данной задачи, мы  рассмотрели  механический смысл производной, запишем в тетрадях (слайд №   ):

Производная от координаты по времени есть скорость.

x'(t) =  (t)

Производная от скорости по времени есть ускорение.

'(t) = а(t)

Далее обучающимся по подгруппам предлагается решить задачи:

Задача № 1. (Слайд )

Дано:

x(t)=-270+12t

Найти: ט(t); а(t)-?

Решение:

1. ט (t)=x’=(-270+12t)’= (-270)’+(12t)’=0+12=12 м/c

2. a(t)= ט’=x’= (12)’= 0 м/с2

Ответ: 12м/с, 0 м/с2

Зачада № 2. (Слайд )

Дано: x(t) = – 5t 3+ 2t 2 + 5t

Найти: ט = ט (t );

а = а (t )

Решение:

1. (t)=x’=(-5t3)’+(2t2)’+(5t)’=

-15t2+2•2t+5•1 =>

ט(t)=-15t2+4t+5

Задача №3

Каково изменение периода колебаний математического маятника при изменении его длины?

Решение:

Период колебаний математического маятника определяется по формуле:

T = 2.

T’(l) = (2)’ = 2(()’ ·( )’) = 2 · (·  = ·  = .

Задача №4  из ЕГЭ.

Точка движется прямолинейно по закону http://festival.1september.ru/articles/588593/f_clip_image090.gif, где http://festival.1september.ru/articles/588593/f_clip_image092.gif - перемещение в сантиметрах, http://festival.1september.ru/articles/588593/f_clip_image094.gif - время в секундах. В какой момент времени скорость точки будет равна 33см/с?

Решение.

http://festival.1september.ru/articles/588593/f_clip_image090_0000.gif
http://festival.1september.ru/articles/588593/f_clip_image096.gif
http://festival.1september.ru/articles/588593/f_clip_image098.gif
http://festival.1september.ru/articles/588593/f_clip_image100.gif
http://festival.1september.ru/articles/588593/f_clip_image102.gif
http://festival.1september.ru/articles/588593/f_clip_image104.gif
http://festival.1september.ru/articles/588593/f_clip_image106.gif.

Преподаватель физики: консультирует группы в поисках решения, координирует их деятельность, следит за решением задач. Наиболее активные обучающиеся в группах поощряются  баллами. Группа может проверить свое решение по готовому, предложенному преподавателем решению на слайдах презентации.

Преподаватель математики: А теперь подведем итоги занятия, ответив на вопросы:

  1. Что дают нам знания о производной?
  2. Какие задачи можно решать, используя физический и геометрический смысл производной?

IV. Итог урока:

 Мы сегодня повторили применение производной при решении различных физических задач.

У нас был необычное занятие, на котором мы ответили на вопрос, так ли важна производная в жизни?

Вы на него не смогли сразу ответить, т.к. у вас не хватало соответствующих знаний по решению физических задач. И тогда мы вам предложили интегрированное занятие, т.е. провести самостоятельное решение задач по данной теме.
  В ходе работы на учебном занятии
производная помогла нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи физического характера в разных областях науки и техники.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике по теме «Применение интегрального исчисления к решению прикладных задач в экономике»

Данная методическая разработка направлена на формирование навыков коллективного способа обучения  с использованием объяснительно – иллюстративной технологии, технологии  взаимного обуч...

Учебно – методическое пособие по физике Рабочая тетрадь дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей 1 курса

Пособие состоит из заданий для самостоятельной работы студентов по физике по теме « Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей.Задания содержат перечень вопросов...

Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)

Цель:1. Повторение основных определений темы.           2.Формирование умений практического применения действий над...

Открытый урок «Применение интеграла к решению физических задач»

Мощным средством исследования в математике, физике, механике и других дисциплинах является определенный интеграл – одно из основных понятий математического анализа. Геометрический смысл интеграл...

Элективный курс «Практикум по решению физических задач» предназначен для учащихся 10-11 классов.

Программа элективного курса отличается от общеобразовательной программы по физике тем, что дает возможность учащимся, обучающимся в образовательных классах  хорошо овладеть навыками решения задач...

Дополнительная образовательная программа по физике «Методы решения физических задач»

Решение же задач позволит учащемуся включиться в познавательную деятельность, найти для решения задачу по силам.  Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 8-9 классах в рамках пре...

Применение дробей и процентов для решения прикладных задач по основам строительного материаловедения

Методическая разработка с профессионально-ориентированным содержанием занятия по математике 1 курс СПО. Профессия: 08.01.07 Мастер общестроительных работ....