Урок по теме «Модификация диаграмм на основе статистических данных п. Октябрьский»
методическая разработка на тему

Юдахина Татьяна Михайловна

       Юдахина Татьяна Михайловна 26.04.2017 года представила свой опыт работы на межмуниципальном творческом отчете по теме РИП «Краеведение как технология становления и развития сельской общественно- активной школы» на примере открытого урока информатики в 9 классе по теме: «Модификация диаграмм с использованием статистических данных п. Октябрьский (в программе Microsoft Excel)»

            Цельурока:

  1. Отработать навыки создания диаграмм и графиков.

Задачи:

  1. Повторить и систематизировать знания и умения при работе с программой Microsoft Excel
  2. Совершенствовать умение публично представлять свою работу.
  3. Совершенствовать умения и навыки  участвовать в  беседе, диалоге, высказывать свое мнение.
  4. Обозначить проблемы в социальной и экологической обстановке п. Октябрьский и наметить пути решения.

           

            Татьяна Михайловна продемонстрировала методические приёмы, направленные на привлечение учащихся к формированию целей и задач урока. Индуктором на уроке стал авторский фильм учителя «Уголок России». Учащиеся вышли на тему, что на уроке будет использован материал родного поселка для… построения диаграмм!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_uroka_modifikatsiya_diagramm.docx55.32 КБ
Файл urok_diagrammy_.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Октябрьская средняя  школа»

МО «Радищевский район»

Разработка урока на тему:

«Модификация диаграмм

на основе

статистических данных

п. Октябрьский»

Информатика и ИКТ.

Программа Excel. 9 класс.

Автор:

учитель информатики

Юдахина Т М.

П. Октябрьский 2017

МБОУ «Октябрьская средняя школа»

Конспект урока по информатике и ИКТ

9  класс

Тема «Модификация диаграмм с использованием статистических данных п. Октябрьский (в программе Microsoft Excel)»

разработала: Юдахина Т. М, учитель информатики

Тип урока: комбинированный.  

Цель:

  1. Отработать навыки создания диаграмм и графиков.

Задачи:

  1. Повторить и систематизировать знания при работе с программой Microsoft Excel
  2. Совершенствовать умение публично представлять свою работу.
  3. Совершенствовать умения и навыки  участвовать в  беседе, диалоге, высказывать свое мнение.
  4. Обозначить проблемы в социальной и экологической обстановке п. Октябрьский и наметить пути решения.                                                                                                    

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Понимать важность получения новых знаний и их применения в практической деятельности.
  2. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимание.
  3. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, гордость за нее  и желание способствовать ее развитию и процветанию.

Метапредметные:

1.Регулятивные:

  1. Планировать  решение учебной задачи.
  2. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем  ориентировочных действий в новом учебном материале.
  3. Принимать решения в проблемной ситуации  в процессе дискуссии, диалога.

2.Познавательные:

  1. Формулировать ответы на вопросы учителя, по памяти воспроизводить информацию, которая необходима для решения учебной задачи.
  2. Формулировать несложные выводы, структурировать тексты, включая умения выделять  главное и второстепенное.

3.Коммуникативные:

  1. Принимать другое мнение, различные точки зрения, использовать речевые средства для решения  коммуникативных   задач,
  2. Участвовать в диалоге, слушать и понимать  своих собеседников.
  3. Уметь представлять публично результаты своей работы, владеть вниманием аудитории.

Предметные:

  1. Понимать роль информационных процессов в современном мире.
  2. Формировать умение формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  3. Овладеть простейшими способами представления и анализа статистических данных.
  4. Осознать значение информатики в современном мире.
  5. Формировать навыки и умения безопасного и целесообразного проведения при работе с компьютерными программами.

Ход урока:

                           

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                                                                  УУД  

1.Организационный момент

1.Приветствие  учащихся.

2.Проверка готовности к уроку, настрой на учебное занятие.

3.Проведение инструктажа по ТБ.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют свое рабочее место,

рассаживаясь по группам: ЭКОЛОГИ, СОЦИОЛОГИ, БИБЛИОГРАФЫ

Регулятивные:

1.Включение в деловой ритм урока, настрой на учебную деятельность.

Личностные УУД:

1.Осознание доброжелательных взаимоотношений

Коммуникативные:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация-

1.Устный опрос по прошедшему материалу

2. «Тестик» по ЭТ

2. Тест на внимание.

В приведенных предложениях некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют основные понятия, используемые в электронных таблицах. Найдите эти понятия.

Например:

Хотя был установлен небольшой масштаб, лица можно было различить.

  1. Дорогая, чей кабриолет под окнами?
  2. Надев школьную форму, Ласточкин почувствовал  себя  другим человеком.
  3. «А дресс-код – то нарушен»,- сказал Алексей Иванович.
  4. На столбе целый день висело объявление о пропаже собаки.
  5. Бистро «Камелия» уже закрылось.
  6. Неужели - стоит изменить прическу - и жизнь изменится?

1.Отвечают на вопросы, приводят примеры.

2. Ищут тематические понятия в «спрятавшихся» предложениях.

Регулятивные:

1.Оценивают уровень владения учебным материалом.

2. Используют внимание и сообразительность для получения ответа

3.Целеполагание

Нацеливает обучающихся на предстоящую работу, предлагает сформулировать цели урока.

1.Вопросы:

Что, на ваш взгляд, самое удивительное в ЭТ?

что позволяет представить и, тем самым,  быстро и наглядно проанализировать полученные результаты?

2.Просмотр ролика Уголок России… (неожиданно)…  внимание! Вопрос! Зачем это я вам показала? Чем мы сейчас займемся?

 

1.Размышляют, выходят на формулировку цели (построение диаграмм)

Пытаются связать тему урока с просмотренным фрагментом.

Да! Это наш поселок и строить диаграммы мы будем про него!

Регулятивные:

1.Принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем.

Коммуникативные:

1.Высказывают свое мнение.

4.Основная часть урока. Практическая работа в группах

1.Вместе с учениками проговаривает алгоритм работы в программе ЭТ

2. Корректирует, помогает в построении диаграмм.

3. Помогает выйти в сеть или скопировать на флэшку весь рабочий материал группы.

1. Знакомятся с предложенным статистическим материалом, обсуждают, подбирают тип диаграмм.

2.Выполняют индивидуальные задания в группе, работа по ИНСТРУКЦИИ

(Класс разделен на группы Социологи,

 Экологи,

Библиографы)

Регулятивные:

1.принимают участие в решении практической задачи

Познавательные:

1.Анализируют информацию; делают  выводы, структурируют знания, устанавливают  логические связи.

Коммуникативные:

1.Обмениваются мнениями; задают вопросы с целью получения нужной информации, строят монологические высказывания.

5.Публичное представление результатов работы

1. Предоставляет слово лидерам групп (или другим членам группы)

Регламентирует выступления

1.Слушают выступления, задают вопросы, предлагают пути решения проблем… 

Познавательные:

1.Применяют полученные знания для решения задач «неклассического» содержания с использованием краеведческого материала.

Коммуникативные:

1.Аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

2. Умение полно и ясно выражать свои мысли, владение ораторским искусством.

3. Признавать возможность различных точек зрения.

6.Рефлексия

1.Ответьте на вопросы:

  • смогли ли мы их достичь цели?
  • уместен ли был «местный» материал для построения диаграмм?
  • Пополнили ли  вы свою  «интеллектуальную» копилку?

2.Подберите одно или два значимых слова, (согласно теме вашей группы),  которые помогут ответить на вопрос: «Как уберечь наш поселок и деревню в целом от медленного вымирания?

3. Лидеры, оцените вклад каждого в общее дело баллами от 1 до 10

Дают ответы на вопросы

                       Могу объяснить

 Я        

                   Могу  научить

             

            Смогу применить

- Человек,  история, знания, экология,  душа…

                 

Регулятивные:

1.Проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценки;

2.Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

7.Информация о домашнем задании

1.Составить диаграмму факторов, влияющих на здоровье человека

1.Записывают в дневник домашнее задание, уточняют его.

Регулятивные:

1.Принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

Оценить:

ЛИЧНЫЕ БАЛЛЫ: Опрос, тест, диаграмма, выступление,

ГРУППА: внимательность, представление данных, выводы

ПРИЛОЖЕНИЯ

РАЗРЕЗАТЬ НА СТОЛЫ

СОЦИОЛОГИ

1-2-3

ЭКОЛОГИ

4-5-6

БИБЛИОГРАФЫ

7-8-9

Троицкий

Кокая

Анисимов

Абдусаламов

Сидорова

Одзиляева

Тараторин

Козлова

Волик

Надоша

Никерова

Путова

ЭКОЛОГИ

ЛИЧНЫЕ баллы

ГРУППОВЫЕ баллы

ИТОГ

Оценка

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

ответы

тест

диаграмма

представление

Общий балл

внимание

Общее представление

выводы

Общий балл

Сидорова

Одзиляева

Тараторин

Козлова

СОЦИОЛОГИ

ЛИЧНЫЕ баллы

ГРУППОВЫЕ баллы

ИТОГ

Оценка

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

ответы

тест

диаграмма

представление

Общий балл

внимание

Общее представление

выводы

Общий балл

Троицкий

Кокая

Анисимов

Абдусаламов

БИБЛИОГРАФЫ

ЛИЧНЫЕ баллы

ГРУППОВЫЕ баллы

ИТОГ

Оценка

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

ответы

тест

диаграмма

представление

Общий балл

внимание

Общее представление

выводы

Общий балл

Волик

Надоша

Путова

Никерова

Задания для групп

СОЦИОЛОГИ

СОЦИОЛОГИ

Внимание!

В приведенных предложениях некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют основные понятия, используемые в электронных таблицах. Найдите эти понятия.

Например:

Хотя был установлен небольшой масштаб, лица можно было различить.

  1. Дорогая, чей кабриолет под окнами?
  2. Надев школьную форму, Ласточкин почувствовал  себя  другим человеком.
  3. «А дресс-код – то нарушен»,- сказал Алексей Иванович.
  4. На столбе целый день висело объявление о пропаже собаки.
  5. Бистро «Камелия» уже закрылось.
  6. Неужели - стоит изменить прическу - и жизнь изменится?
  7. Мы миллиграмм поставим сзади, а грамм, а килограмм куда?

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Статистика

В настоящее время в поселке проживает 1561 житель.  Из них 766-трудоспсобное население, 244 – дети и школьники до 18 лет, 551 – пенсионеры.

Динамика изменения численности населения:  2010 г – 1737 чел, 2013 г -1898, 2014г – 1821, 2015г -1706, 2017г -1561.

Жилые дома в поселке называют подворья.  Из всех подворий  жилые – 626, используются под дачи – 77, 27 подворий стоят пустые или вовсе заброшены. Всего подворий 730

Динамика рождаемости и смертности:

2012г

2013г

2014г

2015г

2016г

рождаемость

10

14

13

11

13

смертность

20

28

28

17

30

Алгоритм построения диаграмм

  1. Ввести табличные данные;
  2. Выделить данные, необходимые для построения диаграммы;
  3. Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы;
  4. Выбрать тип диаграммы;
  5. Задать параметры построения;
  6. Разместить и оформить диаграмму

ЭКОЛОГИ

ЭКОЛОГИ

Внимание!

В приведенных предложениях некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют основные понятия, используемые в электронных таблицах. Найдите эти понятия.

Например:

Хотя был установлен небольшой масштаб, лица можно было различить.

  1. Дорогая, чей кабриолет под окнами?
  2. Надев школьную форму, Ласточкин почувствовал  себя  другим человеком.
  3. «А дресс-код – то нарушен»,- сказал Алексей Иванович.
  4. На столбе целый день висело объявление о пропаже собаки.
  5. Бистро «Камелия» уже закрылось.
  6. Неужели - стоит изменить прическу - и жизнь изменится?
  7. Мы миллиграмм поставим сзади, а грамм, а килограмм куда?

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Статистика

- биоморфологический спектр на 48% представлен деревьями, на долю кустарников приходится 45 %, 7% представлены древовидными лианами 4 видов.

В процессе исследования выяснили, какие деревья жители нашего поселка считают самыми красивыми. Были опрошены 175 жителей поселка.

- 119 участвовавших в анкетировании жителей поселка самыми красивыми в поселке считают «голубые ели», 70 - наиболее используемые в озеленении  березы, 65 - каштан. 18 опрошенных считают, что все деревья являются украшением поселка;

Пользуясь случаем, напоминаем вам, что совсем скоро, 13 мая, состоится праздник Дикого Пиона. Предлагаем вашему вниманию прогноз погоды на ближайшие три недели:

Дата (апрель/май)

26

27

28

29

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Температура воздуха

13

17

19

18

15

16

15

15

10

15

14

8

9

10

5

6

9

9

13

19

Алгоритм построения диаграмм

  1. Ввести табличные данные;
  2. Выделить данные, необходимые для построения диаграммы;
  3. Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы;
  4. Выбрать тип диаграммы;
  5. Задать параметры построения;
  6. Разместить и оформить диаграмму

БИБЛИОГРАФЫ

БИБЛИОГРАФЫ

Внимание!

В приведенных предложениях некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют основные понятия, используемые в электронных таблицах. Найдите эти понятия.

Например:

Хотя был установлен небольшой масштаб, лица можно было различить.

  1. Дорогая, чей кабриолет под окнами?
  2. Надев школьную форму, Ласточкин почувствовал  себя  другим человеком.
  3. «А дресс-код – то нарушен»,- сказал Алексей Иванович.
  4. На столбе целый день висело объявление о пропаже собаки.
  5. Бистро «Камелия» уже закрылось.
  6. Неужели - стоит изменить прическу - и жизнь изменится?
  7. Мы миллиграмм поставим сзади, а грамм, а килограмм куда?

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Статистика

Количество пользователей Октябрьской библиотеки по итогам 2016г – 805чел. Из них школьники – 170, пенсионеры – 403, 232 – молодежь и работающее население.

Динамика численности пользователей библиотеки:

год

2010г

2011г

2012г

2013г

2014г

2015г

2016г

Кол-во читателей

796

798

798

796

790

803

805

Что же читают наши жители?

Исторические романы - 10%, детективы - 21% , женские романы – 10%, литература по программе (школьники) – 55%, Газеты и журналы – 2%, справочная и учебная литература -1%, научно-популярная -1%

Алгоритм построения диаграмм

  1. Ввести табличные данные;
  2. Выделить данные, необходимые для построения диаграммы;
  3. Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы;
  4. Выбрать тип диаграммы;
  5. Задать параметры построения;
  6. Разместить и оформить диаграмму

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ЧАСТЬ.

Диаграммы сохранить в

папку на Рабочем столе

С именем файла /круговая Э/

или /гисторгамма С/

/график Б/

и т. д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ЧАСТЬ.

Диаграммы сохранить в

папку на Рабочем столе

С именем файла /круговая Э/

или /гисторгамма С/

/график Б/

и т. д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ЧАСТЬ.

Диаграммы сохранить в

папку на Рабочем столе

С именем файла /круговая Э/

или /гисторгамма С/

/график Б/

и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поговорим об ЭТ Знаю… Умею…

Слайд 2

Проверим знания об ЭТ ТЕСТ

Слайд 3

Проверим: 1в - 123344 2в - 331234 3в - 124433 4в – 334412 Без ошибок – 5 1 ошибка – 4 больше – 3 Вписываем в лист оценивания

Слайд 4

БИБЛИОГРАФЫ ЭКОЛОГИ СОЦИОЛОГИ

Слайд 5

Проверка внимательности В приведенных предложениях некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют основные понятия, используемые в электронных таблицах. Найдите эти понятия. Например: Хотя был установлен небольшой масш таб , лица можно было различить. Дорогая, чей кабриолет под окнами? Надев школьную форму, Ласточкин почувствовал себя другим человеком. «А дресс-код – то нарушен»,- сказал Алексей Иванович. На столбе целый день висело объявление о пропаже собаки. Бистро «Камелия» уже закрылось. Неужели стоит изменить прическу и жизнь изменится? Мы миллиграмм запишем сзади, а грамм, а килограмм куда определим? 3 МИНУТЫ!

Слайд 7

Проверка внимательности В приведенных предложениях некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют основные понятия, используемые в электронных таблицах. Найдите эти понятия. Например: Хотя был установлен небольшой масш таб , лица можно было различить. Дорога я , чей ка бриолет под окнами? Надев школьную форму, Ла сточкин почувствовал себя другим человеком. « А дрес с-код – то нарушен»,- сказал Алексей Иванович. На столбе ц елый день висело объявление о пропаже собаки. Би стро « Ка мелия» уже закрылось. Неуже ли ст оит изменить прическу и жизнь изменится? Мы миллиграмм запишем сза ди , а грамм , а килограмм куда определим?

Слайд 8

Модификация диаграмм…

Слайд 9

Внимание на экран!

Слайд 10

Внимание! ВОПРОС!

Слайд 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Построение диаграмм. Статистика поселка.

Слайд 12

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Диаграммы сохранить в папку на Рабочем столе с именем /круговая Э/ или / гисторгамма С/ /график Б/ и т. д.

Слайд 13

Выделить необходимый диапазон данных 2 Запустить мастер диаграмм 3 Выбрать тип диаграммы 4 Задать основные и дополнительные параметры диаграммы (выполнить шаги 1 - 4) 5 Алгоритм построения диаграммы Создать таблицу с числовыми данными 1 Форматировать и редактировать области диаграммы, если это необходимо 6

Слайд 14

Вам слово, СОЦИОЛОГИ! ВАМ СЛОВО, СОЦИОЛОГИ

Слайд 15

ВАМ СЛОВО, ЭКОЛОГИ

Слайд 16

ВАМ СЛОВО, БИБЛИОГРАФЫ

Слайд 17

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ…

Слайд 18

Ответьте на вопросы: - Смогли ли мы достичь цели? - Уместен ли был «местный» материал для построения диаграмм? - Пополнили ли вы свою «интеллектуальную» копилку? Подберите одно или два значимых слова, (согласно теме вашей группы), которые помогут ответить на вопрос: «Как уберечь наш поселок и деревню в целом от медленного вымирания?

Слайд 19

Родина всегда ждет тебя!

Слайд 20

Я… Могу научить… Смогу применить…

Слайд 21

ЗАДАНИЕ. Вам дома необходимо выработать четыре основных параметра, оценить каждый параметр. Построить гистограмму или график. Представить результаты на следующий урок на любом из носителей. ФАКТОРЫ, влияющие на здоровье человека ( ск-ко %) Образ жизни Наследственность Экологическая обстановка Здравоохранение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи" разработан с применением модульной технологии обучения. Может быть проведен как при преподавании  предмета "Основы права", так и в курсе преподавания ...

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

Интегрированный урок по дисциплинам «Обществознание» и «Основы права» на тему «Выборы в органы местного самоуправления».

Цели урока:Воспитательная: формирование активной гражданской позиции студентов, политическая социализация студентов, формирование политической культуры.Образовательная: сформировать у студентов модель...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка ( презентация) "Маркетинг деревообрабатывающего производства" по теме "Модификация товара"

В данной методической  разработке, представлен опыт работы по использованию   технологии критического мышления,   на примере  метода фокальных объектов,  который ...

План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования "

План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования " по ПМ 06.01. "Организация работы структурного подразделения" для обучающихся по специальнос...

Методические рекомендации по проведению дистанционного урока без оперативного участия преподавателя в Калининградском подразделении Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций

Методические рекомендации предназначены для самостоятельного изучения материала в рамках дистанционного обучения обучающимися, проходящих обучение на курсах целевого назначения....