Методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Информатика"
методическая разработка на тему

Шулика Филипп Игоревич

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к семинарам по дисциплине «Информатика» специальность 23.01.03 Автомеханик.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_po_informatike_101.doc680.5 КБ

Предварительный просмотр:

Депобразования и молодежи Югры

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

(БУ «Мегионский политехнический колледж»)

Эмблема колледжа новая 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

Мегион, 2015

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК экономических дисциплин

БУ «Мегионский политехнический колледж»

Протокол №___ от «__»___________2015 г.

 

Составитель:

Шулика Ф.И. преподаватель 

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к семинарам по дисциплине «Информатика» специальность 23.01.03 Автомеханик.

               


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ        5

Практическая работа №1-2 (2 часа).        6

Практическая работа №3-4 (2 часа).        7

Практическая работа 5-6 (2 часа)        9

Практическое занятие 7-8 (2 часа).        11

Практическая работа 9-10 (2 часа).        13

Практическая работа 11-12 (2 часа).        16

Практическая работа 13-14 (2 часа).        20

Практическая работа 15-16 (2 часа).        22

Практическая работа 17-18 (2 часа).        24

Практическая работа 19-20 (2 часа).        28

Практическая работа 21-22 (2 часа).        30

Практическая работа 23-24 (2 часа)        32

Практическая работа 25-26 (2 часа)        35

Практическое занятие 27-28 (2 часа).        38

Практическая работа 29-30 (2 часа).        40


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации предназначены для обучающихся по выполнению практических работ по дисциплине «Информатика».

Каждая практическая работа содержит:

- тему работы;

- цель;

- практическую часть;

Практическая работа – это форма учебных занятий, где на основе полученных знаний и сформулированных умений решают задачи, предоставляют результаты своей творческой деятельности или самостоятельно осваивают сложные познавательные приемы необходимые для серьезного и активного изучения дисциплины «Информатика».

Выполнение обучающимися практических работ проводятся с целью:

- формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся установленными рабочей программой дисциплины по конкретным разделам (темам);

- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;

- совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др. 

Методические указания разработаны на основании рабочей программы дисциплины «Информатика».

Преподавание дисциплины осуществляется в едином комплекте дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими.


СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине «Информатика»

для специальности «23.01.03 Автомеханик»

  1. Количественная характеристика информации. Единицы измерения информации.
  2. Дискретное представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
  3. Логические величины, операции, построения.
  4. Логические схемы. Логические выражения в схемах компьютера.
  5. Архивация данных. Извлечение данных из архива.
  6. Оформление текста в MS Word.
  7. Вставка сноски и проверка орфографии в текстовом редакторе MS Word.
  8. Вставка объектов в Word – рисунков, гиперссылок.
  9. Создание таблиц в MS Word.
  10. Создание маркированных списков.
  11. Создание структурированого документа.
  12. Использование встроенных функции в MS Excel.
  13. Использование диаграмм и графиков в MS Excel.
  14. Создание изображения с помощью инструментов и примитивов растрового и векторного графических  редакторов.
  15. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций.


Практическая работа №1-2 (2 часа).

Тема: Количественная характеристика информации. Единицы измерения информации.

Цель: Изучить способы измерения информации, единицы измерения информации.

Задание 1. Решить следующие задачи

  1. Сколько бит в одном гигабайте?
  2. Сообщение размером в 1,5 килобайт содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого было написано сообщение?
  3. Сколько килобайт в сообщении, содержащем 12288 битов?
  4. Сколько информации несет в себе двузначное число, не обращая внимание на конкретное значение?

Задание 2. Решить задачи.

  1. Имеется файл изображения разрешением 1200х768 пикселей. Глубина цветопередачи – 32 бит.Какой объем займет это изображение?
  2. Есть звуковой стерео-файл длиной в 15 секунд, записанный с частотой дискретизации 44,1 кГц, глубиной в 24 бит. Какой объем у данного файла.
  3. Имеется видеофайл со следующими характеристиками: Частота кадров 24 кадра в секунду, разрешение экрана 720х256 пик. Глубина цветопередачи 32 бит. Длина ролика 10 секунд. Ролик со звуковой дорожкой формата 5.1 с частотой дискретизации 44,1 кГц, разрядностью 24 бит. Определить размер файла.

Практическая работа №3-4 (2 часа).

Тема: Дискретное представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации

Цель: Изучить способы представления текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

Задание 1. Кодировать и декодировать текст, пользуясь таблицами кодирования ASCII, CP866 (Мои документы/Заготовки 1 курс):

  1. Кодировать слова Lesson, Код.
  2. Декодировать 196 206 204.

Задание 2. Определить текст в кодировке Windows, используя программу Блокнот:

  1. Запустите стандартное приложение Блокнот (Пуск/Все программы /Стандартные/Блокнот).

Задание 3. С помощью кодировки Unicode закодирована следующая фраза: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Оцените информационный объем этой фразы.

Задание 4. В графическом редакторе Paint создайте изображение и определите его информационный объем.

  1. Запустите Paint (Пуск/Все программы /Стандартные/ Paint).
  2. Задайте параметры рисунка 1 (Рисунок/Атрибуты): размер 570379 точек, палитра цветная.
  3. Параметры рисунка 2: размер 570379 точек, палитра черно - белая.

Задание 5. Представление звука.

С помощью микрофона запишите фразу «Я учусь в мегионском политехническом  колледже». Для начала записи оцифрованного звука щелкнуть по кнопке Запись . Для остановки записи, воспроизведения или перемотки звукового файла необходимо воспользоваться соответствующими кнопками.

  1. Сохраните файл с именем Звукозапись 1.
  2. Создайте файлы Звукозапись 2, 3 фразы «Я учусь в мегионском политехническом  колледже», изменив параметры: частота дискретизации — 24,000 кГц; 44,1 кГц, глубина кодирования — 16 бит; 16 бит (моно, стетео).
  3. Рассчитайте объемы V1, V2, звуковых файлов по формуле.
  4. Сравните с реальными объемами (Свойства/Размер). Сравнить объемы между собой.

Выводы запишите в тетради.


Практическая работа 5-6 (2 часа)

Тема: Логические величины, операции, построения.

Цель: Получить навыки в работе в простейшими логическими операциями.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое Булева логика, чем она отличается от бытовой?
  2. Что такое высказывание?
  3. Что такое истинность суждения?
  4. Какое высказывание считается простым?
  5. Что такое дизъюнкция, конъюнкция, отрицание?

Решить следующие задачи:

№1 Заданы простые высказывания о погоде. Из них составлены сложные высказывания. Записать их формулами алгебры логики.

  1.  «На улице мороз, небо пасмурное, но снег не идет»;
  2. «На улице температура плюсовая и туман или на деревьях иней»;
  3.  «Если северный ветер или идет снег, то на улице мороз»;
  4. «На дорогах нет гололедицы, если дует северный ветер при морозе»;
  5. «На улице оттепель или на деревьях иней, если температура плюсовая»;
  6. «Для того, чтобы шел дождь или снег, необходимо наличие пасмурной неба»;
  7. «Для появления на деревьях инея или налипания снега на проводах, достаточно пасмурного неба и оттепели»;
  8. «Для гололедицы на дорогах необходимо и достаточно наличие плюсовой температуры при северном ветре и тумане»;
  9. «Если дует южный ветер и на улице оттепель, то на деревьях иней, на улице туман и на дорогах гололедица»;
  10. «На улице туман или на деревьях иней может быть тогда и только тогда, когда на улице оттепель».

№2. Даны два простых высказывания:

А={2·2=4}, В={4·4=15}.

Составьте следующие сложные высказывания. Какие из них истинны?

А) hello_html_m1f95fb7d.gif; Б) А& В; В) Аhello_html_m24ce8d55.gifВ; Г) hello_html_m1f95fb7d.gifhello_html_523ee06.pnghello_html_3ca99695.gif; Д) Аhello_html_m5816f839.pngВ.

№3 Найдите значения выражения:

А) (1hello_html_m24ce8d55.gif1)hello_html_m24ce8d55.gif(1hello_html_m24ce8d55.gif0); Б) (0 & 1)& 1; В) ((1& 0)hello_html_m24ce8d55.gif (0&1))hello_html_m24ce8d55.gif 1; Г) ((1&1)hello_html_m24ce8d55.gif0)·& (0hello_html_m24ce8d55.gif1).

№4. Даны простые высказывания:

А={Принтер- устройство ввода информации},

В={Процессор- устройство обработки информации},

С= {Монитор- устройство хранения информации},

D={Клавиатура- устройство ввода информации}.

Определите истинность составных высказываний:

А) (А&В)&(Сhello_html_m24ce8d55.gifD); Б) (А& В)hello_html_523ee06.png(В& С); В) (Аhello_html_m24ce8d55.gifВ)hello_html_m5816f839.png(С& D); Г) hello_html_m1f95fb7d.gifhello_html_m5816f839.pnghello_html_3ca99695.gif.

№5 Составить таблицу истинности для следующих формул:


Практическое занятие 7-8 (2 часа).

Тема: логические схемы. Логические выражения в схемах компьютера.

Цель: научиться работать с логическими схемами, понимать принципы преобразования логического выражения в схему и наоборот.

Задача 1.

Постройте логическую схему, соответствующую логическому выражению F=А&Вv (ВvА). Вычислить значения выражения для А=1,В=0. 

Задача 2.

Дана логическая схема. Упростите её, используя минимальное количество вентилей. Нарисуйте новую схему.

hello_html_m1a2e9d99.png

Задание 3.

Построить логические выражения к схеме, упростить, нарисовать новые схемы.

hello_html_m5eea90f3.png

Задание 4.

Построить логические выражения к схеме, упростить, нарисовать новые схемы.

http://logikas.ucoz.ru/1/img6.gif


Практическая работа 9-10 (2 часа).

Тема: Архивация данных. Извлечение данных из архива

Цель: Освоить основные приемы работы с архиватором WinRAR

Задание 1. Создание архив Заготовки 1 курс в программе WinRAR:

  1. Запустите программу WinRAR (Пуск/Все программы/WinRAR).
  2. Выберите требуемые файлы и/или папки из списка файлов в окне WinRAR (Мои документы/Заготовки 1 курс).
  3. Щелкните по кнопке Добавить, в окне Имя и параметры  архива произведите настройку архива. Вид окна представлен на рис. 1.

Рис. 1. Настройка параметров  архива

  1. По умолчанию создается простой архив RAR. Но возможно создать архив формата ZIP, установив соответствующий переключатель в группе Формат архива.
  2. Параметры архивации. Создать SFX-архив – это создание самораспаковывающегося архива; Создать непрерывный архив – значительно увеличивает степень сжатия, особенно при добавлении в архив значительного количества небольших файлов с похожим содержимым.
  3. В окне Метод сжатия  можно выбрать один из режимов сжатия. По умолчанию установлен средний режим Обычный. Этот показатель можно повысить, однако при этом существенно возрастает время архивирования.
  4. В поле Имя архива введите имя архива. По умолчанию архив будет размещен в текущей папке, если необходимо другое размещение щелкните по кнопке Обзор.
  5. По завершении установки параметров архива щелкните  OK.

Задание 2. Извлечение файлов из архива.

  1. Открыть архивный файл Заготовки 1 курс: Файл – Открыть архив.
  2. Выбрать на панели инструментов кнопку Извлечь в указанную папку – откроется окно диалога Путь и параметры извлечения.  Установив параметры, щелкните ОК.

Задание 3. Произвести анализ степени сжатия файла в зависимости от формата архива, метода сжатия, параметров архивации, типа файла.

  1. В рабочей папке создайте следующую структуру.

  1. Из папки Заготовки 1 курс/101_2 найдите и скопируйте в папку Текст два файла с расширением .docx, в папку Графика – два файла с расширением .bmp, в папку Исполняемые – calc.exe и klmcp.exe
  2. Создать три архива для каждой из группы файлов (Текст, Графика, Исполняемые) и поместить их в папку Архивы.
  3. Распакуйте созданные архивы в папку Извлечение.
  4. Создайте самораспаковывающийся архив, содержащий файлы из папки К_архивации/Графика.
  5. Распакуйте созданный архив.
  6. Создайте самораспаковывающийся архив, содержащий файлы из папки К_архивации/Исполняемые.
  7. Распакуйте созданный архив.
  8. Определите степень сжатия каждого файла.
  9. Определить, файлы какого типа сжимаются лучше.

Практическая работа 11-12 (2 часа).

Тема: Оформление текста в MS Word

Цель: получить навыки в создании и редактировании текстовых документов в приложении MS Word.

  1. Загрузите текстовый процессор MS Word 2007.
  2. Установите параметры страницы (Разметка страницы/Поля): Верхнее, Нижнее – 2; Левое – 3; Правое – 1,5.
  3. Включите отображение непечатаемых (специальных) символов (¶) закладка Главная.
  4. Наберите 6 абзацев:
  • Введение
  • Ввод текстовой и графической информации
  • Текстовые редакторы и программы распознавания образов
  • Выводы и предложения
  • Список использованной литературы
  • Приложение
  1. Сохраните текст в файле с именем 101_3 (Файл, Сохранить как…) (периодически в процессе и перед завершением работы с документом выполняйте команду сохранения файла).

Задание 1. Установить стиль Заголовок 1, Заголовок 2.

  1. Для набранных абзацев установите стиль Заголовок 1 (Главная/Стиль/Заголовок 1)
  2. За заголовком Ввод текстовой и графической информации начните новый абзац (Курсор в конец строки, Enter) и, установив стиль Заголовок 2, наберите подзаголовок - Назначение и классификация устройств ввода, к заголовку Текстовые редакторы и программы распознавания образов наберите подзаголовок Microsoft Word.

Измените параметры стиля Заголовок 1: Установите курсор в абзац любого заголовка, использующего стиль Заголовок 1, и в формате выбранного стиля последовательно измените формат шрифта (Главная/Шрифт): Times New Roman, Полужирный, размер 16, видоизменение - все прописные, интервал Разреженный; формат абзаца (Главная/Абзац): интервал после 12 пт., выравнивание По центру, положение на странице с новой страницы (Главная/Абзац на вкладке Положение на странице установите флажок С новой страницы).

  1. Измените параметры стиля Заголовок 2: Установите курсор в абзац любого заголовка, использующего стиль Заголовок 2, и в формате выбранного стиля измените формат шрифта: Times New Roman, Полужирный, размер 16; формат абзаца: интервал перед и после 6 пт., выравнивание По центру.

Задание 2. Ввести и отформатировать текст.

  1. После заголовка Введение начните новый абзац. Установите параметры абзаца: Выравнивание - по ширине; первая строка - отступ 1,25см, междустрочный интервал полуторный. Установите шрифт Times New Roman, размер 14. Введите следующий текст:

Цель работы заключается в ознакомлении и изучении технических и программных средств, использующихся для организации ввода текстовой и графической информации.

  1. После заголовка Список использованной литературы добавьте:

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2010.

Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2015.

  1. После подзаголовка Назначение и классификация устройств ввода начните новый абзац и введите следующий текст:

Ввод информации в компьютер обеспечивает подсистема ввода, которая реализована в виде устройств ввода информации. К таким устройствам относятся:

клавиатура,

манипуляторы (мышь, джойстик, трекбол, трекпойнт),

сканер;

дигитайзер (цифровой планшет),

тактильная панель (тачпад),

тактильный экран,

речевой ввод.

Существуют и другие устройства ввода информации.

  1. После подзаголовка Microsoft Word начните новый абзац и введите следующий текст, пользуясь эффектами курсива, подчеркивания, полужирного выделения, верхнего и нижнего индекса (Главная/Шрифт).

Microsoft Word (далее Word) - мощный текстовой процессор, предназначенный для выполнения всех процессов обработки текста: от набора и верстки, до проверки орфографии, вставки в текст графики, распечатки текста. Встроенный язык программирования Visual Basic for Application расширяет возможности за счет написания макросов.

В Microsoft Word поддерживается автоматическая коррекция текста по границам, автоматический перенос и проверка правильности написания слов, имеются средства, позволяющие в считанные минуты создать деловое письмо, факс, автобиографию, расписание, календарь, научный документ с формулами и многое другое.

Word позволяет открывать много окон для одновременной работы с несколькими текстами, а так же разбить одно активное окно по горизонтали на два и выровнять их.

  1. Поменяйте местами второй и третий абзацы в параграфе Microsoft Word (выделить 3-й абзац, Главная/Вырезать, курсор в начало 2-го абзаца, Главная/Вставить).
  2. После заголовка Выводы и предложения введите текст:

В работе дан обзор современных технических и программных средств, обеспечивающих ввод текстовой и графической информации.


Практическая работа 13-14 (2 часа).

Тема: вставка сноски и проверка орфографии в текстовом редакторе MS Word.

Цель: научиться проверять текст, используя автоматическую орфографию.

Научиться вставлять в текст перекрестные ссылки, а также пользоваться ими в дальнейшем.

Задание 1. Вставить сноску, перекрестную ссылку.

  1. Вставьте в конец страницы сноску ко второму абзацу подзаголовка Microsoft Word (курсор в конец 2-го абзаца, Ссылки/Вставить сноску). Текст сноски: Целью лабораторной работы является приобретение практических навыков по оформлению документов средствами MS Word.
  2. В конце списка устройств подзаголовка Назначение и классификация устройств ввода в квадратных скобках вставьте перекрестную ссылку на источник №1 Списка литературы (курсор в конец списка, (Вставка/Связи/Перекрестная ссылка, тип ссылки - Абзац, выбрать источник №1, Вставить).

Задание 2. Проверка орфографии и грамматики, замена в тексте, расстановка номеров страниц, формирование оглавления.

Системы проверки правописания, используемые в большинстве современных текстовых редакторов, позволяют выявлять значительную часть допущенных пользователем опечаток и орфографических ошибок. Подчеркивание слова красной волнистой линией свидетельствует о орфографической ошибке, зеленой волнистой линией — пунктуационной. Принцип действия типичной системы проверки правописания следующий: во встроенном словаре системы содержится большой набор слов анализируемого языка в различных грамматических формах (время, число и т.д.), система пытается найти  проверяемое слово в этом словаре. Если слово найдено, то оно считается правильно написанным. Если слово не найдено в словаре, но есть похожие слова, то выдается сообщение об ошибке и предлагаются возможные варианты замены. Если ничего похожего не найдено, то система предлагает исправить слово или занести его в словарь.

  1. Проверьте правописание и исправьте ошибки (курсор в начало текста, Рецензирование/Правописание).
  2. Удалите текст Введения (Выделить текст, Главная/Вырезать).
  3. Отмените результат выполнения команды (Отменить).
  4. Замените в тексте «Microsoft» на «MS» (Курсор в начало текста, Главная/Заменить).
  5. Выделите весь Список литературы и Главная/Абзац/Сортировка, по абзацам, по возрастанию).
  6. В конце текста на последней странице вставьте дату и время (Вставка/Дата и время).
  7. Расставьте номера страниц (Вставка/Номер страницы).
  8. Добавьте в начало документа новую страницу. Создайте оглавление работы (Ссылки/Оглавление).
  9. Просмотрите документ в режиме предварительного просмотра .

Практическая работа 15-16 (2 часа).

Тема: вставка объектов в Word – рисунков, гиперссылок.

Цель: Научиться создавать документы с использованием рисунков и гиперссылок на интернет-сайты.

Задание 1. Вставить рисунок

  1. Под заголовком Приложение вставьте рисунок клавиатуры из папки Заготовки 1 курс (Вставка/Рисунок). Под рисунком наберите название рисунка Рис. 1. Клавиатура.
  2. Вставьте разрыв раздела со следующей страницы (Курсор в начало текущей страницы Приложения Разметка страницы/Разрыв/Разрывы разделов/Следующая страница).
  3. Установите для созданного раздела Приложения ориентацию – альбомная, применить - К текущему разделу.
  4. Растяните рисунок на всю страницу.
  5. Перейдите на следующую страницу и вставьте рисунок сканера из Коллекции картинок MS Office (АвтоФигуры, Сети) (Вставка/Клип/Упорядочить клипы). Растяните рисунок на всю страницу. Под рисунком наберите название рисунка Рис. 2. Сканер.

Задание 2. Создать гипертекстовые объекты.

Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между её различными фрагментами (т.е. гиперсвязи). Гипертекстовую информацию можно читать в обычном порядке листая страницы на экране, можно перемещаясь по смысловым связям в произвольном порядке.

  1. Сделайте закладки на ключевые слова (т.е.  Клавиатура, Сканер названия Рис.1, 2): выделите необходимое слово Вставка/Закладка напишите это слово Добавить.
  2. Сделайте гиперссылки: выделите нужное слово ( т. е. клавиатура из подзаголовка Назначение и классификация устройств ввода) Вставка/Гиперссылка/Связать с…/местом в документе/выберите место в документе/выберите нужную закладку.
  3. Теперь при чтении текста Назначение и классификация устройств ввода можно по гиперсвязи быстро перейти к соответствующим рисункам клавиатуры, сканера.
  4. Самостоятельно организовать гипертекстовый переход от рисунка к тексту.

Практическая работа 17-18 (2 часа).

Тема: Создание таблиц в MS Word

Цель: Научиться создавать и редактировать таблицы в текстовом редакторе MS Word.

Задание 1. Создать экспресс-таблицу, рассчитать значения строки Итого.

  1. Создайте таблицу используя команды Вставка/Таблица/Экспресс-таблица/ с подзаголовками 1.
  2. Добавить или удалить строки (столбцы) можно используя команду Макет/Строки и столбцы (курсор при этом должен быть в любой из ячеек таблицы) или через контекстное меню, вызываемое правой клавишей мыши
  3. Оформите таблицу по образцу (таблица 1).

Таблица 1. Студенты нашего колледжа

Специальность

Студенты

Выпускники

Всего

Автомеханики

114

39

Нефтянники

139

51

Повара

197

69

Делопроизводители

52

81

Электрики

135

202

Бухгалтеры

155

180

Парикмахеры

68

97

Программисты

35

15

Третий столбец посчитайте при помощи формулы. Формулу можно вставить в меню: Макет / данные / формула. По умолчанию будет формула подсчета суммы.

Задание 2. Создать таблицу по образцу, используя объединение ячеек, изменяя направление текста.

  1. Создайте таблицу, используя команду Вставка/Таблица/Вставить таблицу. В открывшемся диалоговом окне необходимо указать количество столбцов — 5, количество строк — 25, автоподбор ширины — по ширине окна.
  2. Объединить ячейки, используя команду Макет/Объединить ячейки.
  3. Для изменения направления текста выделите группу ячеек и воспользуйтесь командой Макет/Направление текста.
  4. Удалить 4 строку Тамбовской области, для этого: необходимо выделить соответствующую строку и выполнить команду контекстное меню/Удалить ячейки/Удалить всю строку.
  5. Вставить 5 строку Курской области, для этого: необходимо выделить близлежащую строку и выполнить команду контекстное меню/Вставить/Вставить строки…(снизу или сверху). Ввести данные: 5        Железногорск 112,03        95 827 (2012 г.)

Площадь и население  городов Центрально—Чернозёмного округа России

Субъект федерации

№ п/п

Основные города

Площадь, тыс. км²

Население,

тыс. чел.

Курская область

1

Курск

188,75

428 000 (2013 г.)

2

Щигры

21

16 700 (2013 г.)

3

Льгов

100

21 452 (2010 г.)

4

Обоянь

12

13 696 (2010 г.)

Белгородская область

1

Белгород

153,1

373,5 (2013 г.)

2

Старый Оскол

134,2

260 000 (2012 г.)

3

Губкин

42

88 560 (2012 г.)

4

Алексеевка

125

38,9 (2012 г.)

5

Шебекино

41

44 277 (2010 г.)

Воронежская область

1

Воронеж

596,51

1 003 725 (2013 г.)

2

Борисоглебск

49

65 585 (2013 г.)

3

Лиски

65

55 864 (2013 г.)

4

Острогожск

22

33 842 (2010 г.)

5

Семилуки

14

26 025 (2010 г.)

6

Россошь

59,06

62 865 (2013 г.)

Тамбов-ская область

1

Тамбов

90,89

281 834 (2013 г.)

2

Мичуринск

90

98 758 (2010 г.)

3

Моршанск

18,52

41 556 (2013 г.)

4

Кирсанов

10,9

17 224 (2010 г.)

Липецкая область

1

Липецк

320

508 000 (2012 г.)

2

Елец

34

108 404 (2010 г.)

3

Грязи

33

46 807 (2013 г.)

4

Лебедянь

18

20 526 (2013 г.)

5

Данков

24

20,7 (2012 г.)


Практическая работа 19-20 (2 часа).

Тема: создание маркированных списков

Цель: Научиться форматировать текст в Word с применением маркированных и нумерованных списков.

Задание 1. Создать маркированный список

  1. Скопировать текст Задания из папки Мои документы/Заготовки 1 курс/к лабораторной_8. Выровнять текст по левому краю. Установите необходимые параметры шрифта: заголовок — ВСЕ ПРОПИСНЫЕ, знать/понимать, уметь, использовать приобретенные знания.. — полужирный.
  2. Оформить список как  Маркированный список, для этого: выделить нужный блок текста, выберите закладку Главная/кнопка Маркеры / Определить новый маркер; на закладке Символ, выбрать шрифт  Wingdings, символ, ОК.
  3. Для выполнения Задания 4 перейдите на следующую страницу при помощи команды Вставка/Разрыв страницы или Разметка страницы/Разрывы.

Задание 2. Оформить текст как Нумерованный список (по аналогии с предыдущим заданием).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2012.
  2. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2010.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2012.
  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 10-11 кл. (в 2 томах). – М., 2012.
  5. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2015.
  6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2012.
  7. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2012.


Практическая работа 21-22 (2 часа).

Тема: СОЗДАНИЕ СТРУКТУРИРОВАНОГО ДОКУМЕНТА

Цель: научиться создавать структурированный документ, используя знания, полученные ранее.

  1. Создайте в виде нового документа титульный лист для сборника своих практических работ.  На титульном листе отобразите: •
  • название сборника фигурным текстом;
  • какую-либо картинку;
  • свою Фамилию,
  • И.,О. и номер группы;
  • фамилию, и., о. преподавателя;
  • название вуза, факультета.

2. Распечатайте документ. Сохраните документ.

3. Создайте единый документ в виде структуры, содержащей титульный лист и отчеты по практическим работам. Для этого выполните следующие действия:

  • создайте новый документ, содержащий такие строки: Титульный лист Работа1 Работа2 и так далее…;
  • измените стиль строк документа на стиль «Заголовок 1»;
  • перейдите в режим «Главный документ»;
  • с помощью кнопок панели «Главный документ» вставьте вместо строк главного документа вложенные документы (отчеты по практическим работам) в виде файлов.
  1. Сохраните документ.
  2. Просмотрите вновь созданный составной документ в режиме «Разметка страницы». Уберите чистые страницы, если они были созданы.
  3. Внутри каждого вложенного документа создайте по 2 – 3 подзаголовка. Измените стили этих подзаголовков на стиль «Заголовок 2». Понизьте уровень этих подзаголовков.
  4. Переформатируйте единым образом весь составной документ. Проставьте сквозную нумерацию страниц.
  5. В начале документа создайте оглавление.
  6. Перейдите в режим «Главный документ» и сверните вложенные документы.
  7. Сохраните документ

Практическая работа 23-24 (2 часа)

Тема:Использование встроенных функции в MS Excel

Цель: научиться работать с функциями категорий: Математические, Статистические, Логические с использованием Мастера функций

Задание 1. Создать и заполнить таблицу алгебраических функций.

  1. В ячейках А1:Н1 создать шапку таблицы с предварительным форматированием ячеек.
  2. Записать в столбец Число ряд чисел 0, 1…15 при помощи операции Автозаполнения.
  3. Заполнить столбец Десятичный логарифм следующим образом: выделить ячейку В2, вызвать Мастер функций , выбрать категорию Математические, выбрать функцию LOG10; в поле Число ввести адрес А2, щелкнув на соответствующую ячейку  или с клавиатуры; скопировать формулу для всего столбца.
  4. В ячейке В2 должно быть #ЧИСЛО!, т. к. логарифм 0 не существует.
  5. Заполнить столбец Натуральный логарифм, Корень, Факториал аналогично, выбрав соответственно функции LN, КОРЕНЬ, ФАКТР.
  6. Столбцы Квадрат и Куб заполнить следующим образом: выбрать функцию СТЕПЕНЬ, в поле Число ввести адрес А2, в поле Степень ввести 2 для квадратичной функции или 3 для кубической.
  7. Заполнить столбец Показательная функция следующим образом: выбрать функцию СТЕПЕНЬ, в поле Число ввести 2, в поле Степень ввести адрес А2.
  8. Любую функцию можно записать с клавиатуры, точно соблюдая текст названия функции и её синтаксис, применяемый в Мастере функций.
  9. Сохраните таблицу в файле с именем 101_9.

Задание 2. При помощи Статистических функций МИН(), МАКС(), и СРЗНАЧ() найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озёр над уровнем моря.

  1. Перейдите на лист 2.
  2. Введите и отформатируйте все не закрашенные данные. Шрифт текста с полужирным начертанием — Edwardian Script ITC
  3. Чтобы вычислить Глубину самого мелкого озера необходимо выделить ячейку Е10, вызвать Мастер функций , выбрать категорию Статистические, выбрать функцию МИН; в поле Число ввести диапазон D3:D8, ОК.
  4. Аналогично рассчитайте Площадь самого обширного озера и Среднюю высоту над уровнем моря, выбрав соответственно функции МАКС, СРЗНАЧ.


Практическая работа 25-26 (2 часа)

Тема: Использование диаграмм и графиков в MS Excel

Цель: освоить основные приемы работы с мастером диаграмм.

Задание 1. Построить гистограмму, отображающую рост количества серверов Интернета по годам.

  1. Создать таблицу по образцу. Шрифт заголовка — Mistral, размер — 20. Года в ячейках D2:L2 ввести при помощи Автозаполнения.
  2. Присвоить листу электронной книги имя Гистограмма.
  3. Сохраните таблицу в файле с именем 101_10.
  4. Выделить диапазон ячеек В3:L3, содержащий исходные данные. Запустить Мастер диаграмм с помощью команды Вставка/Диаграммы, тип Гистограмма вариант Гистограмма с группировкой.
  5. На закладке Конструктор (закладка появится когда диаграмма будет выделена) в группе Макеты диаграмм выбираем вариант Макет 1. Выделяем название диаграммы и вводим текст Количество серверов (млн.), шрифт названия — Mistral, размер — 20.
  6. Удалим Легенду справа (текст Ряд 1) при помощи клавиши Delete.
  7. В группе Данные/Выбрать данные в окне Выбор источника данных, Подписи горизонтальной оси нажимаем Изменить, в окне диапазон подписей оси протаскиванием мыши выделяем диапазон ячеек В2:L2, ОК, ОК.
  8. Перейти на закладку Макет, в группе Подписи/Подписи данных выберите вариант У вершин снаружи.
  9. В результате получим следующую гистограмму, в которой высота столбца пропорциональна значению величины.

Задание 2. Построить круговую диаграмму, позволяющую наглядно представить долю серверов Интернета, зарегистрированных в разных доменах.

  1. Создать на листе 2 таблицу Распределение имен серверов Интернета по доменам.
  2. Лист 2 переименовать в Круговая диаграмма.
  3. Выделить диапазон ячеек В3:J3, содержащий исходные данные. Запустить Мастер диаграмм Вставка/Диаграммы, тип Круговая вариант Разрезанная круговая.
  4. На закладке Конструктор  в группе Макеты диаграмм выбираем вариант Макет 5. Выделяем название диаграммы и вводим текст Распределение имен серверов Интернета по доменам, шрифт названия — Calibri, размер — 16, начертание — курсив.
  5. В группе Данные/Выбрать данные в окне Выбор источника данных, Подписи горизонтальной оси нажимаем Изменить, в окне диапазон подписей оси протаскиванием мыши выделяем диапазон ячеек В2:J2, ОК, ОК.
  6. Перейти на закладку Макет, в группе Подписи/Подписи данных выберите вариант У вершин снаружи.
  7. В результате получим следующую круговую диаграмму, в которой величина кругового сектора пропорциональна значению части.


Практическое занятие 27-28 (2 часа).

Тема: Создание изображения с помощью инструментов и примитивов растрового и векторного графических  редакторов.

Цель: получение навыков в работе с растровыми редакторами.

Задание 1: Создать собственную абстрактную композицию по подобию композиции известного русского художника-абстракциониста Василия Кандинского с помощью инструментов и примитивов в графическом редакторе растрового типа Paint.

Задание 2: Нарисуйте план вашей улицы с использованием выбранных вами условных обозначений для домов, деревьев, кустарников, пруда, других объектов. Создайте план с помощью инструментов и примитивов  в графическом редакторе растрового типа Paint. Для условных обозначений используйте текст.

Задание 3: Нарисуйте буквицу для текста сказки  «Жили – были…». Выполните данное задание в графическом редакторе растрового типа Paint. С помощью палитры цветов, выполните рисунок в цвете.

   

Задание 4: В графическом редакторе растрового типа Paint нарисуйте образ, возникающий при чтении стихотворения «Ночевала тучка золотая на груди утеса великана…» (или «Белеет парус одинокий…», «Стоит в поле теремок-теремок…»). При создании рисунка используйте инструменты и примитивы. С помощью палитры цветов, выполните рисунок в цвете.

Задание 5: Выполнить компьютерный рисунок (в программе Paint) на свободную тему. Выполненный рисунок использовать  в конкурсе рисунков в школе, в классе или на базе Дома культуры.

Задание 6:  Нарисуйте план вашей квартиры с использованием выбранных вами условных обозначений для мебели и  других объектов. Создайте план с помощью инструментов и примитивов  в графическом редакторе растрового типа Paint. Для условных обозначений используйте текст.

Задание 7: Создать компьютерный рисунок из простейших геометрических фигур с помощью пересечения, объединения, исключения одних из других и т.д. При выполнении задания проявить фантазию и творчество. Заготовку рисунка можно сначала выполнить на листе бумаги в качестве домашней работы. Использовать полученный компьютерный рисунок на конкурсах в классе, школе.


Практическая работа 29-30 (2 часа).

Тема: Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций

Цель: освоить приемы создания мультимедийных презентаций с помощью программы Microsoft Power Point 2007

Задание. Создать презентацию на тему «Моя профессия».

  1. Запустить программу Power Point 2007 (Пуск/Все программы/ Microsoft Office/ Power Point 2007).
  2. Выбрать дизайн презентации (закладка Дизайн, в группе Темы — Солнцестояние; цвета темы — Официальная).
  3. Слайд 1.
  4. Выбрать Макет для слайда 1 — Титульный слайд (закладка Главная/Макет).
  5. Введите текст в соответствующие области. Текст так же можно вставить выполнив команду Вставка/Надпись и протащив рамку надписи на слайде. Шрифт текста — Bookman Old Style, размеры — 66, 36 и 18 соответственно.
  6. Вставьте рисунок (Вставка/Рисунок).
  7. Вставьте файл музыки (Вставка/Звук/Звук из файла — автоматически).
  8. Настройте анимацию слайда 1 (Анимация/Настройка анимации). На панели справа Добавить эффект/Вход для заголовка: Проявление с вращением, начало — С предыдущим, скорость — Средне; для рисунка бабочки: Возникновение, начало — После предыдущего; для текста об авторе: Развертывание, начало — С предыдущим, скорость — Быстро.
  9. Выделяем значок звука и на закладке Работа со звуком  устанавливаем  следующие параметры:  Скрыть при показе,  Непрерывно, Воспроизведение звука — Для всех слайдов.
  10. Запустите просмотр: пиктограмма  или Показ слайдов/С текущего. Для выхода из режима просмотр нажимаем кнопку Esc.
  11. Сохраните презентацию в файле с именем ФИО_101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Материалы и изделия»

Лабораторные работы по дисциплине "Материалы и изделия" и шаблон отчета по лабораторным работам...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Методические указания составлены с целью оказания практической помощи студентам специальности 08.02.05  Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, при определении физических, ...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Теория алгоритмов"

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к экзамену по дисциплине «операционные системы» (специальность «230115 ...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Операционные системы"

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к экзамену по дисциплине «операционные системы» (специальность «09.02.0...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Русский язык"

Методические указания предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования  технического и социально-экономического профилей изучающих учебную дисциплинуУД.01 Русский...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОП 03 Электротехника и электроника

Методические указания для выполнения практических работ по ОП 03 Электротехника и электроника   разработанны на основе рабочей программы и предназначенны для реализации государстве...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для студентов, обучающихся по специальности: 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) очной формы обучения разр

Методические указания для проведения практического занятия  «Определение параметров движения при поступательном и  вращательном движениях» по разделу "Кинематика&q...