Современный урок химии
план-конспект урока на тему

Здравствуйте. Решила поделиться разработками уроков по химии за 8 и 10 классы, также элективного курса, построенных с применением технологий сингапурской методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon singapur-uroki._8_u_10_kiass.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

      Основные сведения о строении атомов.

Цели урока:     1) Сформировать знания учащихся о составе атома и      атомного ядра.

  1. Показать взаимосвязь понятий: протон, нейтрон и массовое число.
  2. Объяснить основные методы «Сингапурского обучения»  при изучении данной темы.

              Ход урока

1. Актуализация. Организационный момент. Проверка знаний.

Проверка знаний по основным понятиям, которые ученики уже изучили.

На данном этапе урока можно использовать метод «КУИЗ – КУИЗ - ТРЭЙД» - «опроси- опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Давайте сделаем карточки.

  1. Учитель говорит ученикам: «Встаньте, поднимите руку и найдите пару» (ближайшую).
  2. Ученик А спрашивает ученика В (задает вопрос)
  3. Ученик В отвечает.
  4. Ученик А помогает и хвалит. (если ответ неправильный, то задает наводящий вопрос)

      5)   Ученики меняются ролями.

  1. Ученики меняются карточками и благодарят друг друга.
  2. Ученики повторяют шаги 1-6 несколько раз.

Например:1) В предложение вставить слова «атом» и «молекула»

а) ….водорода образована….водорода.

б) ….углекислого газа образована……углерода и …..кислорода.

в) …..кислорода образована…..кислорода.

г) …..сернистого газа образована…..серы и …..кислорода.

д) ….воды образована……водорода и …..кислорода.

е) ….серной кислоты образована…..водорода,…….серы и …..кислорода.

2) Записать знаки следующих химических элементов и их произношение: натрия, железа, кальция, марганца, углерода, хлора, алюминия, калия, кремния, серы, цинка, серебра, водорода, кислорода, магния, меди, фосфора.

3) Запишите формулу вещества и вычислите его относительную молекулярную массу, если известно, что в состав его молекулы входят:

а) 2 атома водорода

б) 2 атома фосфора и 5 атомов кислорода  

в) 2 атома азота

≥г) 2 атома натрия и 1 атом кислорода

д) 2 атома кислорода

е) 1 атом водорода, 1 азота и 3 атома кислорода.

Указать какое из этих веществ является простым, а какое сложным.

11. Изучение новой темы. 

Проверка остаточных знаний учащихся  по строению атома из курса физики.

Вопрос «Какое строение имеет атомы химических элементов».

Ответ- ядро и  электронная оболочка. ( протоны (+), электроны(-), нейтроны(0)

На данном этапе урока можно использовать метод «ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН» - «подумай- запиши – обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ  высказывание или ответ на какой - либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.

ПАЙС – имеется 4 принципа обучающей структуры, необходимых  для успешной работы в команде. ( Позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие)

Позитивная взаимозависимость: успех одного означает успех других  или « Мы вместе». Успех не может быть достигнуть без участия каждого. Ученики нуждаются друг в друге.

Индивидуальная ответственность: Каждый ученик должен выступить перед кем-то другим или «Меня видят». (как себя чувствуют ученики)

Равное участие – равный статус.

Одновременное взаимодействие – ситуация показывает визуальное и аудиальное взаимодействие. Как себя чувствуют ученики – вовлеченными.

Данный урок проводится полностью в контексте учебника. Более подробно рассматривается планетарная модель атома Резерфорда.

111. Закрепление

На данном этапе урока  можно использовать метод «ИНСАЙТ – АУТСАЙД СЕКЛ»

-«внутренний и внешней круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешней круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.

1)  Ученики формируют круги. Ученики становятся в 2 круга по периметру кабинета. Ученики во внутреннем круге смотрят наружу, лицом к партнеру во внешнем круге. (Посмотрите на своего партнера по лицу. Запомните его. Все ученики  В сформируйте внешний круг. Сейчас все ученики А найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг)

2) Учитель задает вопрос и дает время подумать (3-5секунд)

3) Ученики из внешнего круга отвечают своему партнеру(1 минута)

4) Ученики меняются ролями. Теперь внутренний круг отвечает, а внешний слушает.( Внутренний круг, теперь ваша очередь отвечать в течение 1 минуты)

5) Ученики меняются партнерами.  Ученики двигаются дальше, чтобы поработать с новым партнером. Учитель отсчитывает партнеров вместе с учениками.( Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом). Теперь громко отсчитайте 4 человека, передвигаясь по кругу, и дайте им 5. Найдите, таким образом, нового партнера.

Например

 1) Определите число электронов, протонов и нейтронов для атомов: калия, кальция, алюминия, кремния.

2) Каковы заряды атомных ядер элементов: магния, фтора, неона, бора.

3) Из чего состоят ядра атомов.

4) Сколько протонов, и электронов в атомах элементов: натрия, аргона, хлора, фосфора.

Прощальная фраза: Отличного Вам дня! Я была рада встретиться с вами.

Домашнее задание: пар6, упр1,3,5

Тема урока.                                                                                            Обобщение сведений об углеводородах.

Цель: обобщить сведения об углеводородах, проследить зависимость свойств вещества от строения. Подготовиться к контрольной работе. Применить структуры «Сингапурского обучения»  при изучении данной темы. На уроке применяются следующие структуры сингапурского образования.

 Мэнэдж мэт

Хай файв (сигнал тишины)

Пайс – имеется 4 принципа обучающей структуры, необходимых  для успешной работы в команде. ( Позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие)

Позитивная взаимозависимость: успех одного означает успех других  или « Мы вместе». Успех не может быть достигнуть без участия каждого. Ученики нуждаются друг в друге.

Индивидуальная ответственность: Каждый ученик должен выступить перед кем-то другим или «Меня видят». (как себя чувствуют ученики)

Равное участие – равный статус.

Одновременное взаимодействие – ситуация показывает визуальное и аудиальное взаимодействие. Как себя чувствуют ученики – вовлеченными.

1) Модель фрейер – обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое – либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. ( то, что не может являться примером)

2)  Раунд тэйбл– обучающая структура, в который учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду)листе бумаги.

3) Куиз – куиз - трэйд - «опроси- опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Ход урока.

  1. Актуализация.
  2. Общая характеристика углеводородов.

    Заполнение таблицы с опорой на знания учащихся с использованием модели фрейер. 

Ребята, я вам предлагаю заполнить таблицу по данной теме, применяя

структуры обучения сингапурского образования.

И так, начнем. Какие классы углеводородов мы с вами изучили?.

Учащиеся перечисляют основные классы углеводородов.

-- Алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. 

Давайте названия этих классов запишем в таблицу по горизонтали.  (Записывают) Тогда по вертикали будут «признаки сравнения».

                         Сравнительная характеристика углеводородов

Признак сравнения

Алканы

Циклоалканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

1

 Общая формула.

CnH2n+2

п  ≥ 1

CnH2n 

п  ≥ 3

CnH2n 

п  ≥ 2

CnH2n - 2 

п  ≥ 3

CnH2n – 2

 п  ≥ 2

CnH2n - 6 

п  ≥ 6

2

 Особенности строения:

1 Химические связи

2 Цикличность

все связи сигма

--

все связи сигма

+

одна двойная связь.

--

две  двойные связи.

--

одна тройная связь.

--

бензольное кольцо

+

3

Особенности номенклатуры

-ан

цикло…-ан

-ен

-диен

-ин

..бензол

4

 Виды изомерии:

1.Углеродного скелета

2.Положения связи

3. Межклассовая

4.Геометрическая

5. Положения и структуры радикалов

+

--

--

---

--

+

--

+

+

--

+

+

+

+

--

+

+

+

+

--

 

+

+

+

--

--

--

--

--

--

+

5

 Важнейшие химические свойства:

1.Горение

2.Замещение

3..Присоединение

4.Отщепление

5.Окисление

+

+

--

+

--

+

+

--

+

--

+

--

+

--

+

+

--

+

--

+

+

--

+

--

+

       

+

+

+

--

--

  Ребята, берем листок  А4  сложите пополам, еще раз пополам, загибаем один угол и раскрываем весь листок. Получили ромбик. Записываем на верхнем левом углу слово «обязательные характеристики», справа  сверху «необязательные характеристики», слева снизу «примеры», справа снизу «антипримеры». В середину ромбика слово «Углеводороды». 

Время вам даются на эту работу 5 минут.

Закончили.  Теперь слушаем ваши ответы. Начинает стол № 2 участник под номером - 3.

Говорим  «обязательные характеристики» и параллельно заполняем нашу таблицу.

1) общая формула. ( учащиеся вспоминают общие формулы и отвечают). Продолжает партнер по лицу

2) горючесть. ( вспоминают продукты горения и что поддерживает горение). Куда мы это запишем. (химические свойства).

Продолжает партнер по плечу

 3) изомерия. (учащиеся вспоминают определение изомерии и изомеров также виды изомерии).

Продолжает партнер по лицу

 4) химическая связь (вспоминают виды химической связи – простая (сигма-связь) и кратная (пи- связь)   (Это признак «особенности строения»)

Продолжает партнер по плечу

5)номенклатура ( как правильно назвать вещество, как образуются названия углеводородов)

6) Качественный состав.

7) Валентность

Теперь называем необязательные характеристики. Начинает стол №2 участник под номером 1, продолжает партнер по плечу , далее партнер по лицу  и тд.

1.Кратная связь. (заполняется признак « особенности строения»)

2.Циклическое строение (заполняется признак « особенности строения»)

3.Суффикс, окончание.

4.Изомерия углеродного скелета

5.Положения связи

6.Межклассовая изомерия

7.Геометрическая изомерия

8.Реакции замещения

9.Реакции присоединения

10.Отщепление

11.Окисление

Примеры называем. (Общие формулы, типичные реакции, формулы изомеров)

Антипримеры называем. (Вещества других классов)

3.Многообразие углеводородов.

А теперь выполняем  задание с использованием структуры раунд тэйбл.

К каким гомологическим рядам относятся вещества, молекулярные формулы которых приведены ниже.

C2 H 4,     C 2H 2   ,    C 2H 6 ,     C 4H 10,     C 4H 8,     C 4H 6,     C 6H 6,      C 7H 8,    C 6H 12,      

C 6H 14

   Из данного перечня участники под №1 выписывают, называют и составляют структурные  формулы алканов (всего-3),  партнеры по лицу формулы алкенов (всего-3), партнеры по плечу формулы алкинов (всего-2), партнеры по лицу формулы аренов (всего-Работу выполняете на одном листе бумаги. На выполнение этой работы время -5 минут.

4.Закрепление знаний ( с использованием структуры куиз-куиз трэйд).

Придумайте и запишите ваши вопросы и ответы на отдельный лит бумаги и проверяйте знания друг у  друга (в течение двух минут).

Учитель говорит ученикам: «Встаньте, поднимите руку и найдите пару» (ближайшую).

Ученик А спрашивает ученика В (задает вопрос)

Ученик В отвечает.

Ученик А помогает и хвалит. (если ответ неправильный, то задает наводящий вопрос)

Ученики меняются ролями.

Ученики меняются карточками и благодарят друг друга.

Ученики повторяют шаги  несколько раз.

                 Примеры типичных вопросов.

  1. Какие реакции называются реакциями:

а) гидрирования;

б) гидратации;

в) галогенирования;

г) гидрогалогенирования;

2) Что такое «гибридизация электронных облаков»

3) Сущность правила Марковникова

4) Первое положение теории химического строения органических соединений.

5) Перечислить гомологический ряд метана и т.д.

Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме «Углеводороды» п.3-7.   Решить задачи.

1)При сжигании 2,1 гр  углеводорода образовался оксид углерода (IV) массой 6,6 гр.  и вода массой 2,7 гр. Плотность паров этого углеводорода по водороду равна 28. Определите молекулярную формулу вещества. (ответ С4 Н8).

2) Определите формулу вещества, плотность которого по кислороду равна    1,3125,  а массовые доли элементов составляют (в %); углерода—85,71,  водорода---14,29.

( Ответ  С 3Н 6).

Прощальная фраза: Отличного Вам дня! Я была рада встретиться с вами.

                    Тема элективного занятия:  Опиши эксперимент.

  Цель: Вызвать устойчивый интерес к предмету, мотивировать учебную деятельность. Развивать любознательность и интерес к химической наблюдательности, логическое мышление, делать выводы из наблюдаемых явлений, умение анализировать свою деятельность, умение прогнозировать, работать с дополнительными источниками информации, работать в паре и группах.

Формирование навыков поведения обучающихся в коллективном деле.

 Применить структуры «Сингапурского обучения»  при изучении данной темы.

На уроке применяются следующие структуры сингапурского образования.

 Мэнэдж мэт - инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде ( партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

Обучающие структуры – техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму.

Хай файв (сигнал тишины)

Пайс – имеется 4 принципа обучающей структуры, необходимых  для успешной работы в команде. ( Позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие)

Позитивная взаимозависимость: успех одного означает успех других  или « Мы вместе». Успех не может быть достигнуть без участия каждого. Ученики нуждаются друг в друге.

Индивидуальная ответственность: Каждый ученик должен выступить перед кем-то другим или «Меня видят». (как себя чувствуют ученики)

Равное участие – равный статус.

Одновременное взаимодействие – ситуация показывает визуальное и аудиальное взаимодействие. Как себя чувствуют ученики – вовлеченными.

1) Модель фрейер – обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое – либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. ( то, что не может являться примером)

2)  Раунд тэйбл– обучающая структура, в который учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду)листе бумаги.

3) Куиз – куиз - трэйд - «опроси- опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

4)Таймд раунд робин « раунд робин в течение  определенного времени» - обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.

 Оборудование:  раствор аммиака, концентрированный раствор соляной кислоты, бензойная кислота, спиртовка, холодная вода, дихромат аммония, металлический магний, речной песок, кристаллизатор, спирт, пищевая сода, сахарная пудра, серная кислота концентрированная.

                                                           Ход занятия.

В нашем лицее проводится элективные курсы по химии. Я считаю, важной задачей этих курсов проведение химических экспериментов и решение задач повышенной сложности

Сегодня мы вам предлагаем занятие,  в котором применяется структуры сингапурской модели образования таймд раунд робин, раунд тэйбл , модель фрейер и куиз-куиз-трэйд.

Суть этих структур представлены на доске.

А теперь начнем наше занятие по проведению экспериментов.

Каждая группа показывает свой эксперимент.

 Каждый из вас будет знакомить других учащихся группы со своим экспериментом. Остальные учащиеся внимательно слушают, и записывают химическую реакцию эксперимента. Так мы проверим свои знания. На рассказ и на ответ время по (уточняется время)

Восемь учащихся 10-х классов образуют четыре группы. Каждая группа проводит свой эксперимент, затем образуют две группы по четыре человека. (из каждой группы по одному ученику) и обсуждают данные опыты  используя следующие модели сингапурского образования: таймд раунд робин, раунд тэйбл , модель фрейер и куиз-куиз-трэйд.

Например,       

                   

                                Опыт №1    «Дым без огня»

Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня!

Объяснение.    В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой -раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой( на стенках) переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают: образуется белый дым.

                             Опыт №2  «Буран» в стакане.

Объяснение. В химический стакан емкостью 500мл насыпают 5 г бензойной кислоты и кладут веточку сосны. Закрывают стакан фарфоровой чашкой, в которую налита холодная вода, и нагревают над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар, и стакан заполняется белым «снегом», который покрывает веточку.

                          Опыт № 3  «Вулкан» на столе.

Объяснение. В тигель насыпают дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием.(в центре холмик смачивают спиртом). Зажигают «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома(III) и горящего магния. Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого высыпаются раскаленные массы.

                          Опыт №4   Темно – серая «змея».

Объяснение: В кристаллизатор или на стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из  2 г пищевой соды и 13 г сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением углекислого газа. Из песка выползает толстая темно – серая «змея». Чем дольше горит спирт, тем длиннее «змея».

И, так наши эксперименты закончены.

А  теперь ребята, объединимся в две группы по 4 человека.

Первая группа работает по модели Фрейера,  вторая группа

По модели КУИЗ –КУИЗ-ТРЭЙД

В конце мы хотим вам показать наш прощальный опыт, который называется

  «Волшебное пламя». 

 У меня на руках чистый лист бумаги. Поднесем к пламени, держим несколько секунд над пламенем,  и мы увидим, как появляются один за другим буквы.

Объяснение:

На белом листе бумаги делают надпись серной кислоты. Когда лист высохнет, надпись исчезает. Затем берут этот лист бумаги и держат его над спиртовкой на расстоянии 15-18 см от пламени.

                                        Появляется надпись «Спасибо»

На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание.

  Занимательное путешествие в «страну Химия»

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 4-5 классов. Проводилось на неделе предметов естественного цикла учащимися 9 класса.

Форма проведения: экскурсия по школьному химическому кабинету.

Цель проведения: познакомить обучающихся 4-5 классов со школьным предметом «химия», с простейшими химическими превращениями, которые возможно осуществить с веществами;

 сформировать первоначальные представления о значении химических веществ в жизни человека;

заинтересовать учащихся наукой «Химия», расширить кругозор учащихся.

Оборудование и реактивы: ПСХЭ Менделеева, таблица растворимости, химические стаканы, колбы различного приспособления, пробирки, вата, нож, фенолфталеин, стеклянная палочка, спиртовка, вода, растворы солей карбоната натрия, хлорида бария, соляная кислота, мел школьный, перманганат калия, серная кислота, раствор аммиака.

                                   Ход мероприятия.

                                                                                                                 Человек стремится к знанию,

                                                                                                   и как только в нем угасает жажда знания,

                                                                                                                 он перестает быть человеком.

                                                                                                            (Ф.Нансен, норвежский ученый)

Можно ли, представить изучение химии без каких-либо экспериментов или опытов? Сделать это трудно, так как ее величество Химия - наука экспериментальная. Именно благодаря множеству опытов были открыты неизвестные человеку вещества, процессы. Конечно, мы не желаем подтолкнуть вас к необдуманному экспериментированию (это может быть крайне опасным), а просто хотим, чтобы почувствовали силу «волшебства» Химии. Итак, начинаем занимательное, увлекательное путешествие в страну «Химия».

(Разочарованно) Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят: «Тьфу, наш ребенок-химик!». И это счастье, и это жизнь!

Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?

(Торжественно) Да потому, что химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят: «Наш ребенок-химик!». И это счастье, и это жизнь!

Ученик. Сегодня вас ожидает увлекательное путешествие по «стране Химии»

Ученица. Итак, вы пришли в «Лицей №4», кабинет химии.

Ученик. Какой интересный кабинет! Чего только в нем нет!

Ученица. А я слышала, что на химии можно пользоваться шпаргалками.

Ученик. Скажешь тоже. (Ребята, а вы знаете, что такое шпаргалки? Вот они……)

Ученица. Да ты только посмотри: вот таблица Менделеева, а вот таблица растворимости. На любой контрольной ими можно пользоваться.

Ученик. Но сначала надо этому научиться. Я читаю-то по слогам, а ты хочешь, чтобы я в латинских буквах разобрался, зубрил формулы и уравнения.

Ученица. Ничего, как-нибудь разберемся, а если не сможем, то (нужно назвать Ф.И. О. учителя). нам поможет. И вам ребята поможет. Но это будет ребята еще не скоро, только тогда, когда вы станете большими, как мы. А пока мы вам покажем и расскажем чудесные химические превращения.

Ученик. Ребята, представьте себе, что мы перенеслись на несколько веков назад и находимся сейчас в 13 веке. Именно тогда алхимия особенно процветала. Перед нами самый знаменитый алхимик того времени.

Ученица. И так слово доктору алхимии.

Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии и два его ученика.

Алхимик. Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (обращается к ведущему)

Ученик. Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?

Алхимик. О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в компот и творить множество других чудес.

Ученица. Так я вам и поверил!

Алхимик. Ты осмеливаешься не верить мне—доктору алхимии, которого знает весь мир. (Обращается к своему ученику) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите!

Ставить стакан на стол, чтобы всем его было видно, и делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится малиновой, похожей на компот.

Объяснение опыта. В стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.

1-ученик. Да, действительно, даже фруктовым садом пахнет.

Алхимик.  (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток.

Берет у ученика своего 2 стакана, наполненных  на 2/3 прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой,  предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко»

Объяснение опыта.  В стакане №1 находится раствор карбоната натрия, а в стакане №2  раствор хлорида бария, при их соединении получается осадок.

Алхимик.  Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья.

А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо уталить жажду прохладной водой.

(Подзывает своего ученика и обращается к нему.). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет 3-й стакан с прозрачной жидкостью, наполненной на 2/3 стакана, и выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной, выделился газ.

Объяснение опыта.  К осадку карбоната бария приливают раствор соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется углекислый газ.

Алхимик. Вот видишь, получили воду, да еще газированную.

2-ученик. (обращается к алхимику). Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы можете добыть огонь.

Алхимик. Что ж, нет ничего проще.(обращаясь к ученику) Принесите-ка мне что-нибудь зажечь.(приносят спиртовку) Алхимик незаметно касается палочкой смеси, а потом, делая несколько пассов над спиртовкой, касается ее фитиля- спиртовка зажигается. Можно потушить колпачком и снова зажечь палочкой.

Объяснение опыта.  Готовиться смесь, состоящая из сухой марганцовки и серной кислоты –конц.( на 5 г мар-и 0,5 мл кислоты.) В жидкую смесь опускают палочку и подносят к фитилю спиртовки, загорание происходит за счет выделения кислорода.

1-ученик. Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше интересует совсем другое. Мы слышали, что вы умеете делать «дыма  без огня» …

Алхимик. Да ребята, вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня!

Объяснение.    В один стаканчик налить на донышко раствор аммиака, а в другой соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдет «белый дым».

 Алхимик. А теперь, мои юные друзья я вам покажу следующий опыт.   У меня в руках платок, который не сгорает в пламени! Не верите? Тогда смотрите.

2-ученик.  Ух  ты! Здорово! И так просто!

Объяснение опыта( Смочить платок в воде, затем в спирте, поджечь, спирт сгорает, платок остается невредимым.)

1-ученик.  А еще что умеете?

Алхимик. О, дети мои! Моим  «волшебствам» нет предела!

Следующее волшебство   «Кровь без раны» называется.

Оперирую без боли, правда, будет много крови,

При каждой операции нужна стерилизация.

Йодом смочим мы обильно, чтобы всю было стерильно.

Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент.

Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку - от пореза нет следа!

Объяснение опыта. 1-2-3-строчки-смачивается рука раствором соли трехвалентного железа

4-строчка. – скальпель смачивается в растворе роданита калия или аммония и тупой стороны проводиться по руке. (детский пластмассовый нож)

5-строчка. Образуется ярко-красная жидкость.

6-строчка. Чтобы удалить реактивы, руку вытирают свежеприготовленным раствором фторида натрия.

2-ученик. Еще, еще хотим увидеть, да ведь ребята!

Алхимик.  (сам с собой разговаривает) Думай, думай моя умнейшая голова. А,придумал…

Опыт «Фейерверк»   Для опыта надо смешать равные количества  марганцовки, порошка железа и древесного угля. Насыпать смесь в металлический наперсток и внести его в пламя спиртовки.

1 –ученик. Дорогой мой, учитель! А давайте, сейчас и  вам и ребятам покажу свой опыт.

Алхимик. Неужели, что-то не вериться. Но я  тебе дорогой мой ученик разрешаю испытать свои дары!

Ученик алхимика показывает следующий опыт  с мелом. Вступительное слово ученика.  

Что это такое? (мел)

  -Ребята, а вы знаете,  как мел образуется в природе? (нет)

Показывают картинки, где изображены моллюски.

-Как называются эти красивые животные (моллюски)

Ребята, в воздухе содержится углекислый газ, этот газ вы выдыхаете, а эти животные собирают углекислый газ в свой домик. Когда они погибают домик остаются, и из этих домиков образуется  через много - много лет мел.

-Что делают с мелом. (пишут)

Ребята, а вы знаете, что мел может « кипеть».  Опыт:  мел + кислота= соль + вода + углекислый газ.

2- ученик. Дорогой учитель, и мне тоже разрешите показать ребятам один интересный опыт.

Алхимик. Разрешаю.

Опыт.   Удивительные «чернила»

надпись становится совершенно незаметной. При помощи пульверизатора смачивают текст раствором щелочи – появляются На бумаге раствором фенолфталеина пишут какой-нибудь текст. Спирт быстро испаряется  и малиновые буквы. А если повторить то же самое, но с кислотой - текст исчезнет. Можно несколько раз восстанавливать текст и снова его обесцвечивать.

Ученица. Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.

Алхимик. Мне пора ребята.  Меня ждут мои юные друзья в другой школе.

Один из учеников знакомить «гостей» с лабораторной посудой и их значением.

Далее идет просмотр презентации с объяснением.

Презентация:  Химия – союзник медицины. Лекарства и продукты питания.

Ученица. Ну вот мы и совершили небольшое путешествие в страну «Химия».

Мы надеемся, что вы поняли значение этой важной и увлекательной науки и будете с интересом ее изучать в будущем. В конце мы хотим вам показать наш прощальный опыт, который называется

  «Волшебное пламя»  

 На белом листе бумаги делают надпись серной кислоты. Когда лист высохнет, надпись исчезает. Затем берут этот лист бумаги и держат его над спиртовкой на расстоянии 15-18 см от пламени.

                                        Появляется надпись «Спасибо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок иностранного языка. Синтез традиционных и современных технологий.

Современный урок иностранного языка. Синтез традиционных и современных технологий. Осознание урока повышение интереса педагогов к современным технологиям осознание необходимости повышения ур...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ХХI-й век – век высоких информационных и компьютерных технологий. Только человек, грамотно владеющий способами работы с информацией и техникой в различных сферах деятельности, востребован сейчас...

Методическая разработка урока по химии на тему: Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии

методическая разработка содержит основную часть, практическую часть, технологическую карту урока по химии...