дополнительная образовательная программа работы вокального кружка
рабочая программа по теме

Данная программа представляет собой авторский курс  вокальных занятий со студентами в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текстовый файл130 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования  Московской  области

ГОУ СПО МО «Орехово-Зуевский  педагогический  колледж»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУ СПО МО

«Орехово-Зуевский педагогический колледж»

    Несмелова Н.Б.

01.09.11._____________________

Дополнительная образовательная программа

вокального кружка

для студентов 1-го-5-го курсов педагогического колледжа

(возраст 15-20 лет)

 

Г.Орехово-Зуево

2011 год

Рассмотрено на заседании ПЦК                  

Педагогов дополнительного образования                                          

Протокол №___ от______________            

Председатель комиссии:                            

______________________________            

Утверждена на заседании методсовета.

Протокол №___ от_______________

Председатель методсовета _______________________________

Автор: Терентьева М.А., педагог дополнительного образования  

__________________________________________________________________

Пояснительная записка

     Данная программа представляет собой курс занятий со студентами педагогического колледжа в системе дополнительного образования.

     Основы массового музыкального воспитания и образования закладываются еще в дошкольных учреждениях. Это начало долгого пути художественного воспитания и образования подрастающего поколения. Основополагающей мыслью всей системы музыкального образования является формирование музыкальной культуры, как части всей духовной культуры человека. С первых шагов Музыка входит в наш мир как часть духовной культуры человечества, соединенная тысячами нитей с литературой, изобразительным искусством, пластикой, где понятие художественного образа целостно, как целостно восприятие нами окружающего мира. В нем все имеет свой язык, обращенный к чувствам, разуму, душе и сердцу человека .Восприятие искусства через пени  е -  важный элемент в его эстетическом развитии. Пение всегда отражало общественное бытие, мысли и чувства, самые личные переживания человека. Смысл музыкальных занятий не только в овладении музыкальной культурой восприятия и эмоционально-смыслового анализа музыкального произведения, а в выразительном личностном прочтении и исполнении этого произведения. Помочь студенту понять, пережить, прочувствовать и дать собственную интерпретацию музыкальному произведению – вот главная задача педагога – музыканта.

К способам активного участия в области художественного творчества несомненно принадлежит пение (сольное, пение в ансамбле, хоровое). Процесс воссоздания художественного образа в певческой деятельности обусловлен двумя задачами: понять произведение, как понимал его сам автор; включить это произведение в круг своего понимания.

     Важна в этом процессе и художественная «критика». Студенту необходимо помочь по достоинству оценить то или иное музыкальное произведение. А это невозможно без постоянного расширения кругозора, без воспитания художественного вкуса.

     Как сформировать у студентов художественную восприимчивость к подлинно ценной музыке; научить их видеть, понимать, ценить красоту и талант истинных мастеров искусства, как воспитать у них художественный вкус.

Занятия в системе дополнительного образования открывают широкие возможности для решения этих задач.

     Привлечение студентов к многообразной деятельности, обусловленной спецификой вокального искусства, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

     Занятия в вокальном коллективе требуют от его участников вдумчивого анализа исполняемого музыкального произведения, проникновения в его художественный замысел. Занятия помогают формированию у студентов правильных идейно-эстетических оценок произведений искусства, отражающих различные стороны нашей жизни.

     В вокальном кружке, работающем первый год, главное внимание уделяется созданию коллектива, расширению общего художественного кругозора студентов и практическому знакомству их с элементами вокальной техники, формированию певческих навыков (в работе над несложными музыкальными произведениями).

 

  Направленность программы:

1.Создание условий для развития личности студента.

2.Развитие мотивации личности студента к познанию  и творчеству.

3.Обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия студентов.

4.Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

5.Профилактика асоциального поведения студентов.

6.Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности студента, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры.

7.Интеллектуальное и духовное развитие личности студента.

8.Укрепление психического и физического развития студентов.

9.Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями студентов.

Разработка данной дополнительной программы обеспечивает занятость студентов творческими видами деятельности , что чрезвычайно актуально в связи с существующими в студенческой среде социальными проблемами.

Цель дополнительной образовательной программы

 - развитие музыкально-песенного искусства как средства эстетизации и повышения творческого потенциала студенческой молодежи в социально-культурной деятельности;

- приобщение студентов к музыкальному искусству, пробуждение в них эстетических и нравственных чувств, рожденных художественными произведениями;

Задачи дополнительной образовательной программы:

-развитие у студентов потребности общения с искусством в повседневной жизни, формирование творческих навыков и умений;

-активизация воспитательной работы в студенческой среде на основе приобщения  молодых исполнителей к лучшим образцам музыкальной отечественной культуры;  

-выявление вокально одаренных студентов, авторов, создающих собственные песни, формирование стабильных творческих коллективов;

-организационно-педагогическая поддержка музыкально-творческой деятельности; создание среды творческого общения студенческой молодежи;

Сроки реализации программы:

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на 3-хгодичный курс обучения для студентов специальности « Документационное обеспечение управления и архивоведение» , 4-хгодичный курс для студентов специальности « Дошкольное образование» и 5-годичный курс для студентов специальности « Иностранный язык».

1-я группа- 1-й год обучения.

2-я группа-2-й и 3-й год обучения.

3-я группа-4-й и 5-й год обучения.

Формы занятий:

-индивидуальные занятия с солистами;

-подгрупповые занятия с дуэтами, трио;

-подгрупповые занятия с ансамблем;

-видеопросмотры выступлений и их анализ;

-совместный просмотр музыкальных спектаклей. концертов;

 Ожидаемым результатом занятий с вокальными коллективами является:

-психологическая и техническая готовность студентов к публичным выступлениям;

-способность применить полученные музыкальные знания, умения и навыки вне жизни колледжа;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-участие вокальных коллективов во внутриколледжных мероприятиях;

 -выступление студентов на городских, районных, областных смотрах, конкурсах, фестивалях;

-шефская работа с приютом, детским домом, школами города в рамках волонтерского движения;

Методическое обеспечение программы 

 Основные приемы и методы работы:

 

 Практические певческие упражнения на:

 - развитие звуковысотного слуха, ладового чувства, ритмического чувства; расширение певческого диапазона; развитие певческих навыков: формирование у студентов правильной певческой установки, формирование правильного дыхания, грамотного звукообразования и звукоформирования, хорошей певческой дикции.

  -формирование и развитие навыков сольного пения, пения в ансамбле, развитие гармонического слуха, умения держать строй, т.е. чисто интонировать свою партию и слышать партию других голосов.

    Наглядность: слуховая и зрительная.(демонстрация музыки в записи или в живом исполнении; схемы, таблицы, рисунки, карточки для распеваний).

       

Технические средства обучения: звукоусиливающая аппаратура ( проводные и радиомикрофоны, усилительные колонки, компьютер, микшерный пульт), фонограммы - минус и фонограммы - плюс  на электронных носителях.

Музыкальные инструменты : акустическое пианино, гитара ; синтезатер.

 Содержание музыкального образования на вокальных занятиях.

    -певческие умения и навыки, теоретические знания из области вокального искусства.

     -все виды художественной деятельности: восприятие, исполнение, художественный анализ, импровизация, творчество.

     -основные сферы художественного творчества: классическая вокальная музыка, популярная музыка, эстрадная песня, бардовская песня.

           

 Критерии выбора музыкального репертуара.

   - художественная ценность музыкального произведения;

   -  наличие в певческом репертуаре произведений разных жанров, музыкальных стилей и направлений (аранжировки русских народных песен, лучшие образцы вокальной классики, бардовские песни, популярные эстрадные песни, джазовая вокальная музыка и т.д.);

    - воспитательная направленность песен (обязательное включение в репертуар песен о России, о Подмосковье, об Орехово-Зуеве ,патриотические песни о войне, вокальные произведения православно-духовного содержания);

Учебно-тематический план

№№

п/п

Перечень разделов и тем

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Всего часов

Всего часов

Всего часов

Теорет.

Практ.

Теорет.

Практич.

Теорет.

Практич.

Раздел 1. История вокальных стилей и жанров

6

18

14

18

14

18

Тема1.1.

Академическое (оперное) пение.

2

2

2

2

2

2

Тема1.2.

Народное пение. Этническая музыка.

2

2

2

2

2

Тема1.3.

Жанр романса.

2

2

2

Тема1.4.

Авторская ( бардовская ) песня.

2

2

2

2

2

Тема1.5.

Джаз. Блюз.

2

2

2

2

2

2

Тема1.6.

Рок-музыка.

2

4

4

Тема1.7.

Эстрадная песня.

8

2

8

2

8

Раздел2.Певческие навыки.

12

50

2

48

2

48

Тема2.1.

Физиологические основы пения.

2

Тема2.2.

Строение голосового аппарата.

2

2

2

2

2

2

Тема2.3.

Певческая установка.

4

2

2

Тема2.4.

Певческое дыхание.

8

8

8

Тема2.5.

Звукообразование.

2

8

8

8

Тема2.6.

Певческая дикция.

2

8

8

8

Тема2.7.

Певческий строй.

2

10

10

10

Тема2.8.

Певческий ансамбль.

2

10

10

10

Раздел 3. Сценические движения.

30

30

30

Тема3.1.

Основные правила жестикуляции.

8

8

8

Тема3.2.

Культура сценического движения.

10

10

10

Тема3.3.

Мимический тренинг.

6

6

6

Тема3.4.

Дыхательные упражнения с движениями.

6

6

6

Раздел 4.Основные правила эстрадного вокалиста.

38

2

36

2

36

Тема4.1.

Охрана певческого голоса.

4

2

6

2

6

Тема4.2.

Атака звука.

6

6

6

Тема4.3.

Певческие распевания.

20

16

16

Тема4.4.

Певческий репертуар.

8

8

8

Раздел 5.Готовность выхода на сцену.

2

10

10

10

Тема5.1.

Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления.

2

4

4

4

Тема5.2.

Ролевая подготовка.

6

6

6

Раздел 6. Работа со звукоусиливающей аппаратурой.

32

36

36

Тема6.1.

Работа с микрофоном.

16

18

18

Тема6.2.

Работа с фонограммой-минус.

16

18

18

Итого: 594 час.

20

178

18

180

18

180

Содержание программы.

Раздел 1. История вокальных стилей и жанров .

Тема 1.1.Академическое (оперное) пение.

Теория - 2 час.

Жанры классической вокальной музыки. Опера; история  возникновения ; разновидности опер.

Практическое занятие- 2 час.

Оперные голоса. Великие оперные певцы ( видеопросмотр фрагментов опер с последующим анализом).

Тема1.2. Народное пение. Этническая музыка.

Теория -2 час

Музыкальный фольклор .Разновидности  русских народных песен.

Практическое занятие – 2 час.

Особенности народного пения. Этническая музыка сегодня. Современные обработки русских народных песен. ( видеопросмотр фрагментов концертов певицы  Пелагеи, групп « Баба Яга», « Мельница», «Русская песня»

Тема 1.3. Жанр романса.

Практическое занятие – 2 час.

(слушание романсов в исполнении мастеров вокала).                

Тема 1.4. Авторская (бардовская) песня.

Теория – 2 час.

Авторская песня как вид поэзии .Кто такие барды? Известные барды – исполнители.

Практическое занятие – 2 час.

Особенности бардовского пения.(видеопросмотр исполнения авторских песен Ю.Визбора, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Якушевой, Н.Матвеевой и др.)

Тема 1.5.Джаз. Блюз.

Теория -2 час.

История возникновения джаза. Импровизация и свинг.

Практическое занятие – 2час.

Великие джазовые исполнители. Луи Армстронг, Элла Фитцджералд.(видеопросмотр с последующим  анализом).

        

Тема 1.6. Рок – музыка.

Теория – 2 час.(1-я группа) 4 час.(2-я и 3-я группы).

Из истории рока. Известные мировые рок – группы и рок – певцы.

Практические занятия – 4 час.( 2-я и 3-я группы).

Магия рока. Западный рок.(  видеопросмотр  фрагментов рок – концертов с последующей дискуссией).

Тема 1.7. Эстрадная песня.

Теория – 2.час.(2-я,3-я группы).

Жанры легкой музыки. Современная поп – музыка. Диско 70-х.

Практические занятия- 8 час.

Западная эстрада. Звезды российского шоу – бизнеса.( видеопросмотр выступлений эстрадных певцов).

Раздел 2. Певческие навыки.

Тема 2.1. Физиологические основы пения.

 Теория – 2час.

Природа пения. Фактор наследственности в проявлении вокальной одаренности. Тесситура, диапазон, вибрато.

Тема 2.2.Строение голосового аппарата.

Теория- 2 час.

Голосовые связки. Артикуляционный аппарат. Резонаторы. Органы дыхания.

Практическое занятие – 2 час.

Исследуем возможности своего голоса.

Тема 2.3. Певческая установка.

Практическое занятие – 4 час.

Позиции ног. Правильная осанка. Мышечный тонус.

Тема 2.4. Певческое дыхание.

Практические занятия – 8 час.

Тренинги на развитие дыхания. Дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой.

 Тема 2.5. Звукообразование.

Теория – 2 час.

Правильное формирование гласных звуков. « Линейка гласных».

Практическое занятие – 8 час.

Упражнения на развитие силы звука. Создание « купола при пении». Понятия: открытый и прикрытый звук.

Тема 2.6. Певческая дикция.

Теория – 2 час.

Дикция и ораторское искусство. Особенности  певческой дикции.

Практическое занятие- 8 час.

Упражнения артикуляционной гимнастики. Скороговорки.

Тема 2.7. Певческий строй.

Теория – 2 час.

Понятие строя. Унисон. Многоголосное пение.

Практические занятия – 10 час.

Как избежать фальши? Упражнения на развитие гармонического слуха. 2-хголосные упражнения на интонирование  различных интервалов .

Тема 2.8. Певческий ансамбль.

Теория – 2 час.

Понятие ансамбля. Темповый, динамический ансамбль.

Практические занятия – 10 час.

Упражнения на формирование навыка ансамблевого пения.

Раздел 3. Сценические движения.

Тема 3.1. Основные правила жестикуляции.

Практические занятия – 8 час.

Эстетика сценического жеста. Основные правила жестикуляции. Упражнения на координацию.

Тема 3.2. Культура сценического движения.

Практические занятия – 10 час.

Движения как составляющая имиджа артиста. Выражение музыкальной драматургии песни в сценических движениях.

Тема 3.3. Мимический тренинг.

Практические занятия – 6 час.

Упражнения по развитию мимики. Вокальная мимика и актерское мастерство.

Тема 3.4. Дыхательные упражнения с движениями.

Практические занятия – 6 час.

Упражнения на формирование естественного пения в процессе сценического движения. Упражнения на ровный тембр звука в процессе активного движения.

Раздел 4.Основные правила эстрадного вокалиста.

Тема 4.1.Охрана певческого голоса.

Практические занятия – 6 час.

Голос, слух и физическое здоровье человека. Что вредит связкам? Первая помощь голосовым связкам. Поддержание тонуса связок.

Тема 4.2. Атака звука.

Практические занятия – 6 час.

Вокальные упражнения на различные виды атаки. ( твердую, мягкую, придыхательную).

Тема 4.3. Певческие распевания.

Практические занятия – 20 час.

Комплексные распевания . Принцип постепенности разогревания голосовых связок.

Тема 4.4. Певческий репертуар.

Практические занятия -8 час.

Правила подбора индивидуального репертуара  певца. Соответствие диапазону голоса, техническим возможностям , манере исполнения.

Раздел 5. Готовность к выходу на сцену.

Тема 5.1. Психологическая адаптация к  ситуации публичного выступления.                

Теория – 2 час.

Роль психологических тренингов в процессе подготовки к публичным выступлениям.

Практические занятия – 4 час.

Упражнения и тренинги по готовности к публичному выступлению.

Тема 5.2.Ролевая подготовка.

Практические занятия – 6 час.

Абстрагирование от личностных качеств. Процесс вживания в музыкальный образ.

Раздел 6. Работа со звукоусиливающей аппаратурой.

Тема 6.1. Работа с микрофоном.

Практические занятия – 18 час.

Основные правила работы с микрофоном. Пение с микрофонами различных типов.

Тема 6.2.Работа с фонограммой – минус.

Практические занятия – 16 час.

Соотношение громкости звука голоса и фонограммы. Исполнение под фонограмму – минус с подголосками. Грамотное пользование электронными носителями фонограмм.

 Используемая литература

1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., 1980.

2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования.-М.:ВЛАДОС,2004.

3.Евладова Е.Б. Организация дополнительного образования детей.-М.: ВЛАДОС,2003.

4.Исаева И.О.Уроки эстрадного пения.-РнД: Феникс,2009.

5. Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек (о возрастных изменениях) М., изд. АПН  РСФСР, 1985.

6. Овчинникова Т.Н.Воспитание юношеского певческого голоса  //  Экспериментальные

    исследования. М., Педагогика, 1998.

7. Птица К.Б. О музыке и музыкантах. Статьи разных лет. М., изд. Мистикос Логинов. 1995.

8. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., Музгиз, 1979.

9. Юрлов А.А. Статьи и воспоминания. Материалы. М., 1983.

10. Яковлев А. Вопросы певческого воспитания. Л., Учпедгиз, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы отдельной дисциплины Дополнительных образовательных программ

План работы отдельной дисциплинв дополнительных образовательных программ на 2013-2014 учебный год....

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.

Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на  формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся  о способах приготовления ...

Дополнительная образовательная программа Кружка «Швейное дело» (срок реализации - 80 часов)

Программа направлена на формирование у обучающихся практических трудовых навыков, эстетического воспитания обучающихся, расширение их кругозора. Обучающимся предоставляется возможность для освоения на...

Дополнительная образовательная программа работы театральной студии «ВМЕСТЕ»

Содержание программы. Пояснительная записка:Образовательная область и предмет изучения;Цели и задачи образовательной программы;Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы;Продолжитель...

Дополнительная образовательная программа работы театральной студии «ВМЕСТЕ»

Содержание программы. Пояснительная записка:Образовательная область и предмет изучения;Цели и задачи образовательной программы;Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы;Продолжитель...