Цветоведение.
план-конспект урока по теме

Корочкина Таисия Сергеевна

Вводная лекция по цветоведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вводная лекция по цветоведению.18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цветоведение – это наука по изучению взаимодействия цвета как при смешении красок механическим и оптическим путём, так и при изменении цвета и цветовых отношений в зависимости от освещения.

Мы живём в мире цвета. Всё, что мы видим, производит впечатление посредством цвета или, наоборот, его отсутствием. Цвет – это флора и фауна, небо и море, природные продукты и сделанные человеком вещи.

Цвет в представлении человека, не думавшего над вопросами оптики и физиологии цветоощущения, есть свойство предмета. Мы знаем, что снег - белый, лист летом – зеленый, спелый лимон – желтый. Цвет всегда связан с предметом.

Но почему же мы видим цвет одного и того же предмета один раз таким, другой раз иным? Почему меняется цвет предмета и тогда, когда сам предмет не изменяется?

Откуда берётся цветовая игра между предметами, на однородной поверхности предмета? Каково происхождение общей пространственно-цветовой гармонии, которую мы постоянно наблюдаем в природе?

Эти вопросы не возникают в повседневной практике человека. Точку зрения повседневной практики можно было бы выразить так: каждый предмет имеет свой природный цвет, как своё неотъемлемое относительно устойчивое свойство. Цвет виден, когда предмет освещён. Цвет не виден в темноте, хотя предмет сохраняет и в темноте свой цвет и притом тот же самый цвет: свет только делает цвет предмета видимым.

Свет раскрывает и делает зримым красочный мир. Благодаря свету мы воспринимаем светлое и тёмное, цветное и бесцветное, рельефное и плоское, далёкое и близкое.

Всё живое на Земле существует только благодаря лучевой энергии солнечного света. Без солнечного света Земля стала бы обледенелым, безжизненным космическим телом. На земле нет источников энергии, сравнимых с Солнцем.

Свет – это поток энергии, передающийся электромагнитным излучением, ощутимым глазом человека. Свет распространяется волнами определённой длинны. Длинна волны света измеряется в микронах.

Помимо Солнца первоисточниками света могут быть: пламя свечи, электрическая лампочка, раскалённые металлы, тлеющие угли и т.д. Свет раскалённых тел распространяется в прозрачной среде и, падая на окружающие предметы, превращает их в источники отражённого света, такие как Луна, небосвод, Земля и неземные предметы.

Источники отражённого света в свою очередь, распространяют отражённый свет, который падает на окружающие предметы. Так совокупность тел, излучающих прямой и отражённый свет, составляет световую среду. Всё видимое находится в окружении источников света. Каждый видимый предмет есть источник света, так как он распространяет свет, действует на зрение и оставляет в сознании зрительный образ. Благодаря свету мы чувствуем колорит природы, для передачи которого служит живописная техника. Под колоритом понимается цветовой облик всего видимого.

Сами источники собственного света редко бывают предметом изображения из-за силы своего света, несоизмеримой с изобразительными средствами. Так, например, чистая белая бумага, освещённая солнцем, не более чем в 25 раз светлее самого чёрного предмета. Это весь диапазон светлоты, которым практически располагает художник. Само же солнце в 50 000 раз светлее освещённой бумаги. Естественно, что такой яркости цвета нельзя достигнуть в картине.

Наиболее правильно передают собственный цвет предмета те его стороны, которые обращены к нам и наименее удалены. Для крупного фигурного предмета – это будет средняя линия. По мере поворота обращённой к нам поверхности её окраска  отклоняется от собственного цвета. Характер изменения окраски зависит от того, к какому соседнему предмету поворачивается поверхность формы. Для круглой формы наиболее обусловленный цвет находится у края и чаще всего имеет промежуточный оттенок между собственным цветом предмета и цветом фона.

В изображении трёхмерной формы градация цвета по его обусловленности имеет первостепенное значение. Если мы написали натюрморт при помощи одних локальных красок, то изображение будет плоским. Оно только тогда приобретёт трёх мерность и пространственность, когда будут переданы оттенки обусловленного цвета в полном соответствии с окружающей средой.

В том изображении, которому хотят придать характер плоской непространственной картины, обусловленный цвет отходит на второй план; там, где нужно создать впечатление трёхмерности, глубины и перспективы, значение обусловленных цветов выступает на первое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Основы цветоведения" с программой кружковых занятий "Волшебные краски" для профессиональной переподготовки учителей начальных классов

Здесь представлены материалы по цветоведению, основы цветовой грамотности, растяжки тона, смешения, спектральный анализ, нюансные и контрастные упражнения, использование колористики при выполнении пей...

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

Основные аспекты цветоведения

Освоение выразительного языка изобразительного искусства (формы, пространства, ритма, композиции, цвета и др.) является приоритетной задачей профессионального образования учащихся детской художественн...

Олимпиада по дисциплине ОП.04 Цветоведение

Задания, для проведения олимпиады по дисциплине ОП.04 Цветоведение...

Программа по дисциплине ОП.04 Цветоведение

Программа по дисциплине ОП.04 Цветоведение...

Практические работы по дисциплине "Основы цветоведения"

Практические работы по дисциплине "Основы цветоведения"  разработаны для студентов обучающихся по специальности парикмахерское искусство.Цель практических работ - закрепление и усвоение теоретиче...

КОС по дисциплине "Основы цветоведения"

Паспорт КОС по дисциплине "Основы цветоведения"...