110 лет пьесе А. Чехова "Вишнёвый сад"
методическая разработка по теме

Долгополова Наталья Ивановна

Мини-лекция "110 лет пьесе А. Чехова "Вишнёвый сад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 110-let_vishnyovomu_sadu.doc72 КБ
Файл 110_let_chekhovu.pptx689.44 КБ

Предварительный просмотр:

110-лет пьесе А. Чехова «Вишнёвый сад

Форма проведения: мини-лекция

Цель:  знакомство с историей создания пьесы А.Чехова «Вишнёвый сад».

Задачи:

  • заинтересовать студентов творчеством гениального русского драматурга А.П.Чехова,
  • познакомить с пьесой и её персонажами.

Сопровождение: книжная выставка, мультимедийная презентация.

1 слайд

Вашему вниманию представлена книжная выставка, посвящённая русскому писателю драматургу А. Чехову «Ваш Антон Чехов». В этом году, а точнее в октябре 2013 г. исполняется 110 лет пьесе «Вишнёвый сад». Выставка состоит из разделов:

А) Навстречу новой жизни (к 110-летию пьесы «Вишнёвый сад»)

Б) «Пути, мною проложенные…» (о театре).

В) Художник жизни (представлены произведения автора).

Дорогие друзья!

Все вы, наверное, слышали выражение «Многоуважаемый шкап». А знаете ли вы, кто её автор, или из какого она произведения?

Её автор великий русский  писатель Антон Павлович Чехов. Антон Павлович Чехов из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с самого детства и остаются в ней навсегда. Обращение к «многоуважаемому шкафу» Чехов взял из своего детства. В Таганроге у Чеховых был шкаф из красного дерева, в котором мать писателя Евгения Яковлевна прятала от детей сладости. Дети, в том числе и маленький Антоша, подходили к этому шкафу, кланялись ему и в шутку называли «дорогим» и «многоуважаемым».

Работая над «Вишнёвым садом», Чехов «превратил» это воспоминание в знаменитое обращение Гаева к шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...».

2 слайд

А сейчас подробнее поговорим о самой пьесе А. Чехова «Вишнёвый сад». Пьеса написана в 1903 г. – на последнем году жизни писателя. Она была воспринята читателем как творческое завещание талантливого сатирика и драматурга. Одной из главных тем этой пьесы является тема будущего России, связанная в ней с образами Пети Трофимова и Ани – дочери помещицы Раневской.

        Освещая эту тему, Чехов одновременно поднимает в пьесе ряд других проблем, характерных для всей русской литературы в целом. Это проблемы отцов и детей, человека-деятеля, любви и страданий. Все эти проблемы переплетаются в содержании «Вишнёвого сада», которое заключается в прощании новой молодой России со своим прошлым, в устремлённости её к завтрашнему «Я», светлому дню. Образ России воплотился в самом названии пьесы «Вишнёвый сад». «Вся Россия – наш сад»,  говорит Чехов Устами своего героя. И действительно, вишнёвый сад для Раневской и её брата Гаева – это родовое гнездо, символ молодости, благополучия, былой изящной жизни.

3 слайд

        Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Раневская со слезами и нежностью говорит о своём поместье: «… люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…». Для Раневской и Гаева вишнёвый сад – символ прошлого.

4 слайд

        Другой герой – деятельный Ермолай Лопахин смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нём возможность получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец, – промышленник, символизирующий собой настоящее России, её переход на капиталистические рельсы развития.

5 слайд

        Будущее процветание России Чехов связывает с молодым поколением, представленным в пьесе Петей Трофимовым и Аней. Именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишнёвые сады. Петя – сын аптекаря, разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Он беден и знаком с тяжёлой жизнью народа. Когда бывает зима, Петя встревожен, часто голоден, потому что ему приходится жить в дворянской усадьбе, хозяев которой он осуждает за бездействие и паразитизм. Он верит, что только непрерывным трудом можно изменить угнетённое положение народа и достичь светлого будущего своей страны. Трофимов умён, горд и честен в своих помыслах. Он живёт верой в прекрасное будущее России. Его речь светла, убедительная, полна патриотизма: «Вперёд! Не отставайте, друзья!». Иногда, конечно, Трофимов бывает неправ, или излишне категоричен, как это свойственно молодости.

        Светлая и искренняя вера в счастливое будущее своей родины, его энергия и готовность действовать вызывают симпатию у читателей и доверие у Ани – дочери Раневской. А приёмная дочь Раневской Варя считает его недотёпой или как она говорит  «облезлым барином». Ему 26 или 27 лет, он гимназист 2 курса, а Аня – молодая, образованная девушка. Её душа отличается красотою чувств. Она совсем по-детски может радоваться развлекательному полёту на воздушном шаре, и в то же время она, в отличие от матери, проявляет интерес и заботу о хозяйственных делах в усадьбе. Трофимов сумел разбудить в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка хочет порвать со скучным и бесполезным своим прежним существованием. Она решает сдать экзамен за курс гимназии и начать новую деятельную жизнь, принося реальную пользу Родине и людям.

Такие горячие движения души и благородные порывы сближают между собой эти два образа. Они символизируют надежду на лучшее будущее. Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли.

6 слайд

Несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, что придут новые люди и посадят новые сады, «прекраснее которых нет ничего на свете». Под этими словами автор подразумевает процветание России и её народа.

«Вишнёвый сад» - великое создание Чехова, поставившего комедию в один ряд с драмой и трагедией, поднявшего её на недосягаемую высоту.

Многие из фраз пьесы стали крылатыми:

  • Вот оно счастье, вот оно идёт, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!
  • И хорошо, и чувствительно, только непонятно.
  • Называют себя интеллигенцией, а учатся плохо, серьёзно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало.
  • Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего.
  • Жизнь-то прошла, словно и не жил.
  • Я такая деликатная девушка, ужасно люблю нежные слова.
  • Будьте свободны, как ветер!
  • Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.
  • А у моей и вашей души нет общих точек соприкосновения.
  • …Попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй.

        

Пьесу Антона Павловича Чехова, а также другие произведения великого русского писателя вы можете взять в нашей библиотеке.

Нашу мини-лекцию хочется закончить стихами

Оглянись вокруг, дорогой потомок!
Вокруг тебя наш вишневый сад,
Да только разбит он и неухожен...
Не надо искать, кто во всем виноват.

Засучи рукава и примись за работу,
Не будь равнодушным к своей земле.
Она очень ждет и твою заботу.
Увидит, поймёт и оценит вполне.

Не надо ждать, что придут другие,
Начни с себя, ты - рабочий класс,
И только делом, хорошим делом
Потомки завтра запомнят вас.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

110 лет пьесе А. Чехова «ВИШНЁВЫЙ САД»

Слайд 2

1903 г.

Слайд 3

«…Люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так надо продавать, то продавайте и меня вместе с садом…»

Слайд 4

Ермолай Лопахин

Слайд 5

Петя Трофимов с Аней

Слайд 6

«Вся Россия – наш сад»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького «На дне».

Урок "Вопросы правды и веры в пьесе М.Горького "На дне" построен на дифференциации уровней литературного развития студентов....

Пьесы современных композиторов в репертуаре ДШИ. Методический разбор пьес Н. Тороповой.

              В настоящее время обучение фортепианному искусству немыслимо без произведений современных композиторов. Каждое произведение...

Инсценировка по пьесе С.Прокофьевой "Сказка о ветре в безветренный день"

Сценарий спектакля написан по моей любимой детской книжке. Повесть густонаселённая, с волшебством, трудно воплощаемым на сцене малобюджетнго детского театра...Но нам удалось это сделать - за счёт сцен...

Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана

Цели занятия:Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».Сопутствующая – повышение качества владения тех...

Сценарий пьесы "Огниво"

сценарий пьесы-сказки "Огниво" для 1,2,4 классов...

открытый урок "Работа над пьесами "Детского альбома" П.И. Чайковского в младших классах ДМШ"

конспект урока по "Детскому альбому" Чайковского. Работа над пьесами  "Болезнь куклы" и "Старинная французская песенка" с ученицей 2 класса ДШИ...

Научно-методическая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"

Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков  в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...