доклад "Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
статья на тему

доклад для   помощи в работе преподавателей литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы

Введение.

Актуальность педагогического мастер-класса

Мониторинг уровня общеучебных умений и навыков, анализ результатов

контрольных работ результатов экзаменов по русскому языку и литературе в школе

показал, что уровень знаний учащихся невысокий, речевые умения развиты слабо,

единицами достигается оптимальная степень применения знаний.

Даже коммуникативная деятельность по результатам тестирования оказалась

невысокой.

Однако модернизация современного образования ставит задачу перед учителем:

содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой

деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей.

Таким образом, возникло противоречие между задачами современного образования,

направленного на компетентностно-деятельностный подход в обучении, и снижением

уровня качества знаний и умений школьников.

Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая

  • стремится к максимальной реализации своих возможностей,
  • открыта для восприятия нового опыта,
  • способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
  • владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,
  • умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
  • Поэтому задача формирования коммуникативной и познавательной компетенций является в настоящее время одной из главных задач   и первую очередь уроков русского языка и литературы

 Если целенаправленно и систематически использовать современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы, то это позволит им   значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе, адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

Практическая значимость работы  заключается в разработке специального дидактического материала, необходимого для развития коммуникативной и познавательной компетенции обучающихся. Собранный мною дидактический материал может быть использован как на обычных уроках (включая уроки итогового повторения, обобщения и систематизации изученных грамматических разделов), так и на уроках развития речи.

Основная часть.

1.Освоение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Родной язык ученики часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке. Л.Н.Толстой сказал: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». «Корень учения горек», – говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры – никто не спорит. Но меняется время, меняются нравы, меняется взгляд на жизнь, меняемся и мы. Как заставить детей учиться? Такой вопрос встает перед каждым учителем. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не принуждая этому силой? Огромную роль играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, можно успешно раскрывать творческие способности детей.

В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не

усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся,

предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование

потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.

Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным

мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника. Такие уроки создают атмосферу сотрудничества, активизируют творческие силы учеников, ставят их перед ситуацией выбора, принятия самостоятельного решения.

Радостным, интересным, творческим и должен быть современный урок.

Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий: 1.организовать занятия так, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;

2.строить урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания или свои жизненные наблюдения;

3.активизировать самостоятельную работу учащихся;

4.обеспечивать преемственность и перспективность в работе.

Из всех ключевых компетенций я выбрала формирование познавательной и

коммуникативной, так как считаю их сформированность у выпускника мерилом

образованной, духовно развитой, нравственно зрелой личности.

Современные образовательные технологии

Данные компетенции успещно формируются в урочной и внеурочной

деятельности при использовании современных образовательных технологий.

Исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:

- во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося);
- во-вторых, увеличивается доля самостоятельности ученика в учебной деятельности; 
- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные и становятся личным достоянием учащегося;
- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, слет, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к 11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.

Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. Это работа в исследовательских группах, курсах по исследовательской деятельности в старших классах. Здесь под исследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным ранее решением.

Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Такой презентацией становится урок, школьная конференция, районная конференция «Планета-3000», участие в региональных,общероссийских конкурсах.

Исследовательская деятельность позволяет развиваться и ученику, и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.

Проектные технологии

Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические умения:

-распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

-определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

-найти и привлечь нужные ресурсы;

-точно реализовать имеющийся план, а при необходимости внести в него обоснованные изменения;

-оценить достигнутые результаты и проанализировать ошибки;

-осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетенции.

Проект- это совместная познавательная, исследовательская, творческая деятельность учеников, направленная на формирование информационно- учебных, учебно-логических, коммуникативных умений. Этот метод позволяет развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление.

Зачастую школьники не умеют самостоятельно ставить перед собой цели и составлять план предстоящей работы, выполнять эту работу в отведенное время и анализировать свою деятельность, гибко менять способы своих действий в зависимости от того, как складываются обстоятельства, ориентироваться в проблемной ситуации.

Таким образом, у школьников при хороших предметных знаниях отмечается низкая функциональная грамотность. Для преодоления этого я через метод проектов стараюсь обучать детей деятельности, то есть делаю учение мотивированным, учу ребят ставить перед собой цель, находить пути и средства достижения её.

Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной для него темой и делать это в увлекательной форме. Осуществляя свои проекты, ученики могут, проводить различные исследования для доказательства своей гипотезы (исследовательские проекты), организовывать и проводить мероприятия с участием детей и взрослых (игровые проекты)и др.

Применяя здоровьесберегающие технологии, я учитываю:

-обстановку и гигиенические условия в классе, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей;

-виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, рассказ, рассматривание учебных пособий, ответы на вопросы, среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;

-число видов преподавания ( словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) – не менее трех;

использование на уроке методов, способствующих активизации, инициативе и творческому самовыражению учащихся.

Уроки русского языка и литературы имеют огромное значение в формировании нравственного и эмоционального здоровья обучающихся. Применение на уроках современных образовательных технологий позволяет обучать детей с разными типами мышления, памяти, мотивации, с особенностями нервной системы и пр., создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания учащихся в школе.

В соответствии с особенностями каждого ученика я составляю задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности: обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания. В данном случае, чем труднее задание, тем лучше концентрация внимания ученика, продуктивнее его работа. Ребятам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даю задания средней сложности, но большие по объему. Эти дети хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Учащимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы подбираю задания средней или низкой сложности, небольшие по объему, так как эти ребята быстро устают и им нужно часто менять виды деятельности.

Важным компонентом эффективности урока является благоприятный эмоциональный фон. Для его достижения использую методы эмоциональной раскачки, упражнения на рефлексию, визуализацию, релаксацию. Это могут быть приветствия в начале урока (« Я рад тебя видеть», « Ты хорошо выглядишь» и др.)

Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессекомпьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).


Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Практика показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, развитию внимания и памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.


Значительно облегчает работу учителя и обучающихся применение мультимедиа. Это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией. По мнению психологов, длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим повышает мотивацию обучения.

В своей практике я применяю различные электронные мультимедийные пособия.

Во-первых, это электронные уроки и тесты.

Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами.

Использую уроки Кирилла и Мефодия и на литературе . Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников.

Обучающиеся активно пользуются репетиторами Кирилла и Мефодия, которые максимально приближены к экзаменационным. Необходимо также написание сочинения. Пособие дает образец выполнения части С. На разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации.

Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время. На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, красочных таблиц. Они могут состоять и из иллюстраций к произведениям. Такие материалы подготовлены по творчеству М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого и др.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.

На некоторых уроках с целью расширения знаний обучающихся об окружающем мире используем кратковременные видеосюжеты, служащие своеобразной иллюстрацией некоторых упражнений в целом или отдельных предложений.

На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, фрагменты из некоторых произведений, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов. Можно услышать также живой голос поэта или писателя, а также их произведения в исполнении мастеров слова.

Технология интегрированного обучения

Интеграция предметов в современном образовании   - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Не секрет, что многие школьники не соотносят сведения о внешнем мире, полученные, скажем, на уроке истории, со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках (допустим, на литературе). Довольно часто дети не связывают воедино разрозненные факты, которые им сообщают и в рамках одного предмета, то есть большинство учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека - способность к сравнению, анализу и классификации полученной информации.

Технологию интегрированного обучения на уроках литературы я использую довольно давно. На уроках литературы ведётся интеграция материала из традиционных, классических предметов. Элементы интегрированного обучения используются в разном объёме в зависимости от уровня класса. Это могут быть как индивидуальные, групповые задания интегрированного характера, так и циклы периодически проводимых уроков. Межпредметная интеграция ведется мною умеренно, информация из смежных дисциплин вводится в содержание основного курса литературы дозировано, не перегружая содержания основного курса. Опыт показывает, что задания и уроки интегрированного типа вызывают интерес.  Параллельное сосуществование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок более интересным и содержательным, даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, эмоционально вовлечь учащихся  в решение поставленных перед ними задач.

 Изучение литературы в школе тесно связано с историей. Поэтому на уроках литературы и при изучении биографии писателей, и при анализе художественных произведений, и при изучении обзорных тем не обойтись без исторического материала. Ниже приведу пример практического осуществления связей между литературой и историей.


Урок-исследование по поэтической новелле С.Есенина «Собаке Качалова».

Урок проводим в форме литературоведческого исследования, которое учит ребят глубже анализировать поэтический текст, соотносить его содержание с критической и мемуарной литературой, понимать далеко не однозначный смысл есенинских эпистоляриев и , опираясь на факты, разгадать №зашифрованную» содержательную информацию, оставшуюся вне поля зрения при поверхностном чтении.

На уроке выясняем, был ли прототип у той, что «всех безмолвней и грустней». Архивариусы готовят информацию о Шаганэ Тертерьян, Г.Бениславской. Литературоведы рассказывают об истории создания стихотворения, знакомят с воспоминаниями Г.Бениславской о С, Есенине, ее трагической судьбе, читают отрывки из писем С.Есенина к Г.Бениславской и т.д. Текстологи анализируют информацию, соотнося ее с текстом стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова» и делают вывод о том, что прототипом была именно Г.Бениславская, чей образ угадывается и в стихотворении «Шаганэ, ты моя Шаганэ».

 Наиболее интересно проходят уроки, построенные на интеграции  литературы и музыки. Примером может служить урок «Музыкальные страницы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». На уроке     анализируем «музыкальные» страницы романа (песня-мелодия Ф.Шуберта, соната-фантазия Моцарта, опера «Роберт-Дьявол» Д.Майербера), предлагаю всемпрослушать отрывки из названных произведений и сделать выводы о том, что музыкальные фрагменты являются важным звеном в сюжете романа и служат средством характеристики героев, выявляют их интересы и наклонности, переживания и чувства.

Указанные педагогических технологий обеспечат формирование ключевых компетенций учащихся, а именно познавательной и коммуникативной.

Я убеждена, что только системное использование современных технологий и

методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать

всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

Для оценки результативности внедрения опыта я применяла программно-

технологический комплекс ―Результат образовательного процесса‖ (Канаев Б.И., Канаев

Д.Б.), стандартизированные психологические методики - тест Филлипса, тест

Коммуникативная компетентность и др.

Были выделены критерии результативности моей педагогической деятельности,

исходя из ее задач:

1) уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

2) сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность,

компетентность, успешность;

3) уровень коммуникативной компетенции;

4) уровень самореализации.

   1. Апробированные при реализации проекта современные образовательные технологии способствуют:

- формированию устойчивых коммуникативных компетенций;

-затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;

-позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;

-повышают мотивацию к учению;

-развивают познавательную активность;

-вызывают интерес к предмету;

-дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;

-способствуют повышению качества знаний.

2. Проект показал эффективность формирования коммуникативных и познавательных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.

3. Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться всеми педагогами .

В ходе реализации проекта создан пакет коммуникативно-ориентированных заданий, банк творческих и исследовательских детских работ с использованием ИКТ.

Литература:

1.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М,2005.

2. Обучение для будущего. Учебное пособие, М. Издательско–торговый дом «Русская редакция» 2004

3.Метод проектов на уроках литературы // Школьные технологии,-2003,№6

4.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7 2000

5.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М,1999

6.Поташник М.М. требования к современному уроку: методическое пособие/М,2007

.

7.Интернет ресурсы

www.it-n.ru сеть творческих учителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"

Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

«Формирование общих компетенций обучающихся СПО на уроках русского языка и литературы в контексте будущей профессии»

Актуальность преподавания русского языка и литературы с профессиональной направленностью обусловлена тем, что эти предметы в системе СПО являются не только объектом усвоения, но и средством развития п...