Связь предмета «Основы дирижирования» с предметом «Общее фортепиано»
учебно-методический материал на тему

Перед тем, как приступить к изучению хорового произведения с хором, дирижер должно сам хорошо выучить это музыкальное произведение.

Он должен отлично представить себе все состояния, которые он пройдет, работая над партитурой, от изучения нотного и литературного текста к моменту выполнения его на сцене.

Работа дирижера над партитурой хорового произведения соответственно, имеет два периода: первый –  изучение партитуры дирижером лично и второй – разучивание данного произведения с хором. Чтобы усвоить музыку изучающего произведения нужно не только знать музыкальный и литературный текст произведения, полезно познакомиться с творчеством данного композитора, а если это народная песня, то с песенным творчеством данного народа, следовательно усвоить стиль , творческое направление автора изучаемого произведения, познакомиться с историей создания  как музыки, так и текста. Необходимо сделать музыкально теоретический разбор произведения и установить связь его музыкального и литературного текстов, разобрать его музыкальную форму, ладотональний план, метр и ритм. Определить  темпы, обстоятельно познакомиться с гармонией и голосовведенням, установить цезуры между музыкальными фразами и т.д.

    Необходимо воспитывать в учащемся бережное отношение к педали, брать ее аккуратно, нажимать ее до упора, а работать в «педальном окошечке». К занятию дирижированием должно быть творческое отношение. В работе над партитурой нужно учитывать средства художественной выразительности: штрихи, динамика, а также стилистическими особенностями, должна быть пианистическая   артикуляция пальцев. Предмет  «Дирижирование» включает в себя игру партитуры с оркестром (оркестровую партию играет концертмейстер, учащийся играет партию хора за другим инструментом). Это предполагает наличие определенных музыкальных трудностей. От учащегося требуется внимание, умение слушать оркестр, знать места вступления, места пауз. Преподаватель и ученик должны вместе сформировать динамику и темп, предполагаемый характером произведения. После поэтапного изучения партитуры можно приступать к совместному исполнению партитуры с оркестром.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_partitury_dirizherom.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Связь предмета «Основы дирижирования» с предметом «Общее фортепиано».

Перед тем, как приступить к изучению хорового произведения с хором, дирижер должно сам хорошо выучить это музыкальное произведение.

Он должен отлично представить себе все состояния, которые он пройдет, работая над партитурой, от изучения нотного и литературного текста к моменту выполнения его на сцене.

Работа дирижера над партитурой хорового произведения соответственно, имеет два периода: первый –  изучение партитуры дирижером лично и второй – разучивание данного произведения с хором. Чтобы усвоить музыку изучающего произведения нужно не только знать музыкальный и литературный текст произведения, полезно познакомиться с творчеством данного композитора, а если это народная песня, то с песенным творчеством данного народа, следовательно усвоить стиль , творческое направление автора изучаемого произведения, познакомиться с историей создания  как музыки, так и текста. Необходимо сделать музыкально теоретический разбор произведения и установить связь его музыкального и литературного текстов, разобрать его музыкальную форму, ладотональний план, метр и ритм. Определить  темпы, обстоятельно познакомиться с гармонией и голосовведенням, установить цезуры между музыкальными фразами и т.д.

После этого музыкальное произведение необходимо изучать со стороны  вокально хоровой точки зрения.

Вокально хоровой анализ должен притронуться всех сторон произведения. Сюда относится – изучение вокальных особенностей каждой партии – объем, диапазон, тесситура, степень использования каждого голоса, трудности интонации со стороны интервальной или ритмичной. Нужно проверить фразирование со стороны дыхания и сделать нужное обозначение в голосах партитуры. Разобрать литературный текст со стороны его вокальности и дикции.

Установить тип ансамбля между хоровыми партиями, как со стороны технической (тесситурные условия), так со стороны музыкальной (значении партии по музыкально техническому материалу) и т.д.

Следовательно, данная хоровая партитура должна быть разобранная на столько в совершенстве, чтобы были предусмотрены все ее вокально хоровые особенности. Когда будет сделан музыкально теоретический и вокально теоретический материал настолько в совершенстве, чтобы были предусмотрены все его вокально художественные выполнения произведения, придумать содержание литературного текста и его связи с музыкой, установить темпы, динамические оттенки, приемы использования, придумать музыкальную фразировку в связи с фразой литературного текста, установить приемы дирижирования и т.д.

Основной формой работы над хоровой партитурой является игра на фортепиано. Понятно, что не каждый сможет при этом охватить все линии партитуры. Проигрывание партитуры даже тогда полезное, когда произведение знакомо дирижеру. Играть следует два-три раза полностью от начала до конца, предлагая певцам следить по нотам, и пытаться услышанную свою партию. Поддержка фортепиано на 1-х порах обязательна.

Для дирижера владение фортепиано определяет всю дальнейшую его деятельность. Игра и пение партитуры не только помогает изучению произведения, но и является необходимым условием для показа этого произведения перед хором, донесения до исполнителей музыкального содержания произведения.
   Первоначальный этап работы над хоровой партитурой предваряет знакомство со стилем и эпохой создания автором данного произведения. Следующий шаг в овладении произведением предполагает ее зрительный охват и изучение с помощью внутреннего слуха. Зрительный обзор помогает установить тип и вид хора, фактуру изложения, диапазон хоровых партий, тональный план, основные каденции, размер, темп, характер звуковедения, музыкальную форму, авторские указания. Такой начальный анализ дает возможность осознать идейный смысл произведения, отметить особенности его поэтического текста.

Изучая партитуру на фортепиано(непременно учитывать доступность материала для учащегося), нужно стремиться приблизить фортепианное исполнение произведения к хоровому звучанию. Сначала следует проиграть произведение целиком, а затем учить по частям. После того как партитура разобрана, нужно овладевать навыками связного исполнения всех ее голосов - начинается техническое усвоение произведения, открываются средства музыкальной выразительности, осуществляется детальная проработка нотного текста и всех ее наиболее трудных мест. Чтобы добиться связности следует играть аппликатуру без педали, для чего необходимо подобрать наиболее целесообразную аппликатуру и ощущать дробление каждой длительности, а также распределить нотный материал между правой и левой рукой.
Необходимо слухом следить за легатным движением каждого голоса в партитуре.
   Для того, чтобы максимально приблизить звучание музыкального инструмента к хоровому, необходимо следить за компактным исполнением партитуры, с опорой на звучание басовой партии, играть, предельно связывая звуки, следить за педализацией, подчёркивать особенности тембровой окраски голосов путем применения разнообразных приемов. Особое внимание надо уделять тонкостям хоровой фактуры, во всем ее многообразии. В сложных фактурных эпизодах следует тщательно изучить движение каждого голоса в отдельности и вариативности развития всех голосов при единовременном их звучании, при этом концентрируя слуховое внимание и двигательную память на новых интонациях, мелодических эпизодах, уравновешивая динамическую звучность. Нередко не уделяется должного внимания к паузам, игнорируется не только их выразительное значение, но и простая необходимость их точного выдерживания.

В овладении игрой партитуры наизусть оправданным является выучивание небольшими отрывками, которые постепенно соединяются между собой. Такими отрывками должны быть законченные предложения, фразы, имеющие определенное смысловое содержание, активизирующие музыкально-слуховую память. Запоминанию наизусть способствует сознательная работа учащегося, а не механическое повторение.

Всегда нужно искать пути гармоничного развития, как в музыкальном, так и в техническом отношении. Кто труднее справляется с игрой и читкой с листа, тот должен больше читать, кто труднее запоминает, тому нужно делать упор на запоминание. Исполнение партитуры должно быть безукоризненно хорошим. Путь к приобретению хорошей хоровой звучности ведёт через музыкальное представление и музыкальное переживание, в котором исполнитель чувствует ответственность за каждый взятый звук.    

    Необходимо воспитывать в учащемся бережное отношение к педали, брать ее аккуратно, нажимать ее до упора, а работать в «педальном окошечке». К занятию дирижированием должно быть творческое отношение. В работе над партитурой нужно учитывать средства художественной выразительности: штрихи, динамика, а также стилистическими особенностями, должна быть пианистическая   артикуляция пальцев. Предмет  «Дирижирование» включает в себя игру партитуры с оркестром (оркестровую партию играет концертмейстер, учащийся играет партию хора за другим инструментом). Это предполагает наличие определенных музыкальных трудностей. От учащегося требуется внимание, умение слушать оркестр, знать места вступления, места пауз. Преподаватель и ученик должны вместе сформировать динамику и темп, предполагаемый характером произведения. После поэтапного изучения партитуры можно приступать к совместному исполнению партитуры с оркестром.

На этом заканчивается изучение партитуры дирижером и наступает период разучивания произведения хором.

Литература

1.    Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. Л., 1990.
   2.    Полтавцев И. Светозаров М, Курс чтения хоровых партитур. М., 1963.
   3.    Ушкарев А. Основы хорового письма. М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная образовательная программа учебной дисциплины Основы дирижирования

Примерная образовательная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».Пр...

Практическая работа по предмету: «Основы информатики и вычислительной техники»

Практическая работапо предмету: «Основы информатики и вычислительной техники»Тема: Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере на примере исследования физической модели...

Рабочая программа по предмету "Основы эконометрики и прогнозирования".

Основной задачей курсапо предмету "Основы эконометрики и прогнозирования" в средних учебных заведениях на базе девятилетней школы является математическое обеспечение специальной подготовки, т.е. воору...

тест по предмету "Основы аудита"

тест по предмету "Основы аудита"...

Экзаменационные билеты для проведения комплексного экзамена по предметам "Основы законодательства в сфере дорожного движения" и "Основы безопасного управления транспортным средством"

Билеты для сдачи экзамена по предметам "Основы законодательства в сфере дорожного движения" и "Основы безопасного управления транспортным средством"...

Задачи для проведения дифференцированного зачёта по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»

Задачи для проведения дифференцированного зачёта  по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»...

План урока по учебному предмету «Основы анимации» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ АНИМАЦИИ

С появлением новых технологий и открытий в науке занятия анимацией перестают быть уделом только избранных. Появляются новые анимационные программы, позволяющие создавать фильмы при помощи смартфонов, ...