ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ ШИРОКОГО КРУГА МОЛОДЁЖИ К ИСКУССТВУ.
статья на тему

Подлипаева Татьяна Васильевна

Данная статья может помочь в настоящее время при общении с молодёжью, развитию молодого поколения как отдельных личностей, а так же рассматривает интересы подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podlipaeva.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ ШИРОКОГО КРУГА МОЛОДЁЖИ К ИСКУССТВУ.

Т.В.Подлипаева

Богучарский филиал ГБПОУ ВО «ВГПГК», podlipaevat@mail.ru

           Важнейшая задача современного общества - обеспечение детям достойного воспитания и образования, которые включают в себя доступ не только к новым знаниям и технологиям, но и богатым культурным ценностям, накопленным человеческой цивилизацией.

           Следовательно, воспитание – это одна из категорий педагогики, без которой не было бы общества. Роль воспитания очень велика в жизни человека, потому что оно формирует личность. Цель воспитания - всестороннее развитие личности. А образование  рассматривается как процесс приобретения знаний, умений и навыков. Образование зависит от экономических, культурных и национальных традиций.

            Неотъемлемой составляющей современной государственной молодежной политики является развитие художественного творчества и поддержка талантливой молодежи, которые определены также частью приоритетного национального проекта "Образование".

            Таланты создают особое творческое напряжение в молодежной среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения, а также готовность общества принимать таланты и признавать инновационных лидеров – это не просто дело престижа страны, но неотъемлемая часть культурно-образовательной политики, без планомерного осуществления которой не решить проблему создания инновационной экономики. 
          Председатель правительства Российской Федерации Д.А. Медведев в статье «Россия, вперед!» (опубликована 10.09.2009) утверждает: «Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу. Она часть культуры, основанной на гуманистических ценностях. На стремлении к преобразованию мира ради лучшего качества жизни, ради освобождения человека от бедности, болезней, страха, несправедливости. Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас. И об этом недвусмысленно свидетельствуют результаты международных интеллектуальных олимпиад, патентование за рубежом изобретений, сделанных в России, и настоящая охота, ведущаяся крупнейшими компаниями и университетами мира, за нашими лучшими специалистами. Мы – государство, общество и семья – должны научиться находить, растить, воспитывать и беречь таких людей».
          Профессиональное развитие талантливых, одаренных детей требует особых подходов.

            В стране сформирована и действует определенная система поддержки и развития талантливых детей и молодежи. 
            На федеральном уровне законодательно закреплена преференция для одаренных детей – призеров олимпиад: в Законе «Об образовании» предусмотрены льготы при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования победителям и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членам сборных команд Российской Федерации, участвовавшим в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, победителям и призерам олимпиад школьников. Порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования основан на прямом соотнесении уровня олимпиады с ее качественными показателями, то есть победители и призеры олимпиад более высокого уровня (самым высоким считается I уровень) имеют приоритет при получении льгот.
             Большое значение имеет подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России». В рамках подпрограммы создана и успешно функционирует система всероссийских массовых мероприятий (от уровня образовательного учреждения до федерального уровня), направленных на выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов. В целях создания благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка внесены изменения в нормативные документы, регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады школьников, предусматривающие максимальный охват обучающихся через эффективную организацию школьного этапа олимпиады на основе единых подходов к ее проведению, составлению заданий и проверке работ. 
              Надо заметить, что художественная культура  занимает важнейшее место в жизни общества, снижение ее уровня порождает духовный вакуум, нарушает принципы нормального развития социума. Искусство – содержательное ядро художественной культуры, один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для детей восприятие искусства – один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности.
            Актуальное направление современной педагогики - педагогика искусства, приобщение детей к лучшим образцам искусства различных видов и жанров. Такой вид педагогики способствует развитию ребёнка как личности, а также помогает усвоить материал некоторых дисциплин (например, литература, МХК и др.).
Проблема ознакомления учащихся с искусством может быть решена при использовании качественных программ и технологий, при высоком уровне профессиональной подготовки педагогов, ведущих художественные занятия, педагогов дополнительного образования и их взаимодействии со всем педагогическим коллективом.

Эффективность ознакомления детей с искусством значительно возрастает при условии координации действий всех участников педагогического процесса. Не менее важно и участие родителей в этой интересной работе, привлечение их вместе с детьми к богатейшему миру искусства. Педагоги обеспечивают расширение культурного пространства ребенка - организацию совместных с родителями посещений музыкальных театров, художественных музеев. Посещение театров, историко-архитектурных ансамблей также связано с воздействием на ребенка различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова. Дети впитывают в себя разнообразные художественные впечатления, это способствует амплификации, обогащению их художественного и общекультурного развития.
             Город Богучар Воронежской области в культурном развитии молодёжи не уступает областному центру. Так, в 2015 году прошло достаточно много культурно – массовых мероприятий, как на уровне Богучарского филиала ВГПГК, так и на районном уровне.

              Например, 16 мая 2015 года Богучарский районный историко-краеведческий музей присоединился к Международной акции «Ночь музеев». Основной темой вечера была Великая Победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. «Ночь» в Богучарском музее началась с костюмированной обзорной экскурсии по трём его залам. Гости музея узнали основные вехи истории Богучарского края, получили возможность не только внимательно рассмотреть экспонаты, и в прямом смысле «прикоснуться к истории». На память посетители делали оригинальные фотографии на фоне экспозиций, перевоплощаясь то в крестьян в вышитых рубахах, то в солдат-красноармейцев. В первом зале музея мастер-класс «Куклы - Ангелочки» проводила мастерица из Дома народного творчества и ремёсел. Во втором зале гости дружно подпевали солистам РДК «Юбилейный» песни военных лет, а в третьем зале работал «кинотеатр» - демонстрировались записи районных мероприятий «Салют Победы», «Парад Победы - 2015», авто-мото- пробег «Россия. Слава. Память», а также фильм о нашем земляке Н. Л. Новикове и его поисковом отряде «Память» - «Над Дубравой месяц светел».

              27 мая центральная районная библиотека распахнула свои двери для «БиблиоНочи -2015». Основными темами были: «Год литературы-2015» и «70 –летие Великой Победы». В программе - экскурсии по библиотеке:  театрализованные представления, литературное кафе с дегустацией, поэтический флешмоб, литературные персонажи, фокусы, мастер- классы, выставки-рукоделия библиотекарей и их кулинарные таланты, песни, танцы, хороводы, работала детская игровая площадка.

             Также весной этого года в Богучаре в торжественной обстановке прошла презентация фильма «Славянка не прощается. Марш на все времена», студии "Река Лена". По программе был не только просмотр фильма, но и выступление народного артиста Ю.Назарова и заслуженной артистки России Л. Мальцевой. Учащиеся школ и Богучарского филиала ВГПГК смогли лично познакомиться с артистами. 

             25 августа на берегу реки Богучарка состоялось открытие первого открытого поэтического фестиваля "Петровский причал". На открытии были поэты и барды из Богучарского, Кантемировского, Петропавловского, Верхнемамонского, Калачеевского и Россошанского района. В открытии принимали участие Богучарские поэты клуба "Синяя птица".

             Осенью в храме села Сухой Донец Богучарского района провели Фестиваль православной культуры «Благовест». Здесь прошли богослужение, концерт духовных песнопений и демонстрация колокольных перезвонов.

             А совсем недавно, 4 декабря 2015 года, в выставочном зале музея состоялась краеведческая конференция для учащихся школ района «История Богучара в лицах». Цель конференции – привлечь внимание молодого поколения к изучению истории родного края и роли в ней отдельных личностей. Конечно, есть множество известных имен, которые прославили Богучар: Афанасьев, Шолохов, Платонов, Кищенко и многие другие. Но о них уже давно все изучено и описано. Задача участников конференции – найти тех, кто внес весомый вклад в развитие нашего края, но о них мало кому известно. Краеведческая конференция будет проводиться ежегодно, что даст возможность и другим детям, заинтересованным в истории развития родного края, принять участие в конференции, показать свои знания и умения.

           И как показала практика, искусство стало могущественным инструментом социализации индивида, целостного общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к накопленному человечеством этическому эмоциональному опыту, к вековой мудрости, конкретным общественным интересам, идеалам.

            Народное художественное творчество выступает одной из важных форм сохранения и передачи накопленного социально-исторического и педагогического опыта, духовно-нравственной культуры от одного поколения к другому.

            Процесс приобщения детей и подростков к народному искусству, к традициям народной художественной культуры в целом протекает в школе, дошкольных, внешкольных учреждениях. Система овладения художественными традициями осуществляется на трех уровнях: восприятия, воспроизведения и творчества. Выделяют три группы форм приобщения личности к народному творчеству: массовые формы работы, коллективные и индивидуальные.

            Дополнительное образование является одним из средств приобщения детей подростков к народному творчеству. Содержание дополнительного образования детей отражает: рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; организацию и формирование нового социального опыта; психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии. Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр гуманного межличностного взаимодействия в социально востребованных содружествах и сообществах, развивает установки подростков на позитивную коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствования нравственно-деловых отношений в современном социуме.

                                                 Литература

  1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студентов учреждений сред.проф.образования/ В.П.Голованов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. 239с.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г., 7 декабря 2006).
  3. ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009).
  4. mboguchar.ru>Статьи>Творчество и культура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для эффективной социализации выпускников в рамках курса «Основы малого предпринимательства»

Данный курс «Основы малого предпринимательства»  был  разработан для того, чтобы помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья найти в современном обществе своё место....

IX ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»

Секция: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИТема: АНАЛИЗ СТРУКТУРИРОВАННОЙ КАБЕЛЬНОЙ СЕТИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ...

Педагогическая деятельность воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП "Детский дом"

О педагогической деятельности воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП ""Детский дом...

Фиошенков И.В., Козлов Е.А., Кашталинская И.А., Антипенков А.В. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ШИРОКОГО КРУГА ЗАДАЧ

Функциональные блоки предварительно запрограммированы для выполнения определенных операций; они могут иметь (таких большинство) настраиваемые параметры, которые можно установить с учетом специфики зад...

Проект "Инновации в выявлении и поддержке талантливых детей".

Таланты создают особое творческое напряжение в молодежной среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и п...

Фиошенков И.В., Козлов Е.А., Кашталинская И.А., Антипенков А.В. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ШИРОКОГО КРУГА ЗАДАЧ

Функциональные блоки предварительно запрограммированы для выполнения определенных операций; они могут иметь (таких большинство) настраиваемые параметры, которые можно установить с учетом специфики зад...