Рабочая Программа. "Развитие творческих и познавательных способностей учащихся"
рабочая программа на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2_gimn._664.docx35.8 КБ
Microsoft Office document icon poet._st._664.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Рабочая Программа

«Развитие творческих и познавательных способностей учащихся

 в группе продленного дня 5-6 классов ГБОУ гимназии-интерната №664»

2015 - 2016 учебный год.

Содержание:

  • Пояснительная записка                                                                        
  • Общие положения
  • Цели и задачи Программы
  • Основные формы работы
  • Основные этапы реализации Программы
  • Планируемые результаты

                                                    Пояснительная записка.
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания, но и пробудить личность, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию.
В условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы интересно.

Работа воспитателя по Программе основывается на следующих принципах: гуманизма и педагогического оптимизма, признания уникальности каждого ребенка; гибкости, вариативности форм проведения занятий, разнообразия методов и приемов; интеграции различных видов деятельности.
  Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка,
а одна из главных задач дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности.

Мое кредо воспитателя:

Духовно-нравственное воспитание детей в традициях русского народа испокон века связано с верой.

Вера создавала идеал, просветляла ум, укрепляла душу, делала человека целостным. Вера являлась основанием для таких важнейших человеческих качеств, как верность, правдивость, честность, отзывчивость.

Это все, на мой взгляд,  должно быть присуще воспитателю. Это должен быть человек с высокими нравственными принципами и убеждениями, служить примером воспитанности для учащихся.

   Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Совместная деятельность ученика и его семьи, направляемая школой и, непосредственно воспитателем формирует у ребенка целостный взгляд на окружающий мир.

Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: учащимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.

Воспитание, как и обучение, происходит непрерывно и ненавязчиво как во время уроков, так и во внеклассной работе. Работаю с детьми более 30 лет, это общение дает мне много новых знаний, укрепляет душу, требует постоянного повышения уровня образованности. Развитие личности, ее творческих способностей и составляет смысл практической работы воспитателя. Талантливые дети талантливы во всем.                                                                                                                                       1

  Я радуюсь успехам своих воспитанников, уверена, что их развитию помогут творческие занятия, а именно, «Поэтическая продленка». Чтобы помочь учащимся открыть для себя богатство поэтического мира и была разработана Программа «Развитие творческих и познавательных способностей  учащихся в группе продленного дня» на два учебных года: 2015-2017 годы.

Адресность  Программы:

   Данная Программа предлагается для работы с детьми в условиях общеобразовательной школы,
рассчитана на учащихся  5-6 классов). Программа  рассчитана на два учебных года, в случае удачной реализации возможно дальнейшее развитие Программы.
Актуальность Программы в том, что она создает благоприятные условия для личностного развития учащихся, активного включения в жизнь школы посредством творческого общения со старшеклассниками,  способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству.

1. Общие положения

   1. Группа продленного дня (далее - ГПД) ГБОУ гимназия - интернат № 664 создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении детей навыкам самостоятельности, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся.

Организация деятельности ГПД основывается на принципах демократии и гуманизма, творческого развития личности.

2. В своей деятельности ГПД руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях Сан ПиН  2.4.2.2821-10», Уставом общеобразовательного учреждения, настоящим Положением о ГПД.

Участники Программы:

 - Педагогический коллектив школы

 - Родительский комитет школы

 - Школьная библиотека

Цели и задачи Программы:

 Основная цель Программы: создание условий для развития личности воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями современного общества.
Данная программа имеет потенциал для решения следующих задач:
1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет дополнительного образования, а именно:
•    повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания;
•    повышение активности познавательной деятельности;
•    углубление межпредметных связей;
•    создание условий для равного проявления индивидуальных способностей в деятельности.
2. Подготовка школьника к жизни в обществе:
•    развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
•    развитие коммуникативных способностей;
•    формирование у младших школьников целостного и эмоционально–образного восприятия мира;
•    эстетическое воспитание

   Программа станет основополагающим документом по активизации развивающих занятий в группе продленного дня, будет содействовать усилению позиции ГПД  по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, повышению творческой активности и инициативы, формированию навыков учебной и бытовой самостоятельности.

И в, особенности, поможет выстраивать гармоничные отношения с людьми разного возраста, будет способствовать активное включение в жизнь школы посредством  общения со старшеклассниками. Основная опора на хорошее настроение, желание учащихся посещать школу, в том числе и продленку, потому что в ней интересно, не скучно, а самое главное, что она направлена не только на приобретение знаний, но и на всестороннее развитие каждого ученика.

Основные формы работы: практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, встречи с писателями и поэтами, экскурсии и, конечно, индивидуальная работа.                                                                                                             2
Программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях. Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня по данной Программе представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях:
        -  эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению), развивается чувство прекрасного;
      -   физическое воспитание - предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков;
     -     трудовое воспитание – акцент делается на практическое применение школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов;
    -     экологическое воспитание – основной задачей  является конкретная практическая природоохранная деятельность;
    -     нравственное воспитание – формирование нравственного создания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения.

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

В школьном детстве ребенок больше всего хочет общаться, говорить о себе, творить, подражать.        Организуя самоподготовку, воспитываю у своих детей важные качества, как внимание, терпение, усидчивость, организованность, самостоятельность и др. А разнообразие клубных часов помогает развитию познавательных и творческих способностей у детей.

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с младшими школьниками. Но надо всегда помнить, что основной метод развития младшего школьника – проблемно-поисковый, а основная форма  его организации – игра.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие познавательных и творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

  • Познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения.
  • Задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приёмами познавательной деятельности, а затем и  к собственно-творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон.
  • Система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа:

  1. разминку;
  2. развитие творческих механизмов;
  3. выполнение развивающих частично-поисковых задач;
  4. решение творческих задач.

Я составляю задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки.

Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.

  3

Определяющим для построения всей моей деятельности является принцип эмоциональной комфортности, в соответствии с которым каждому ребенку предоставляется максимальная свобода в выборе деятельности в игровой среде и возможности самоорганизации в ней.

Для достижения этой цели предлагается:

 1. Создание и организация «Поэтической продленки», а именно, индивидуальная работа в продленке для всех желающих любителей поэзии. Организация работы группы творческой поддержки.

 2. Наладить связи и постоянно поддерживать отношения с поэтами, писателями и другими творческими людьми, на бесплатной основе через группу творческой поддержки  продленки и Рыбацкую библиотеку.

3. Ежегодно осуществлять выпуск сборника стихов учащихся школы «Поэтическая продленка»  (возможно другое название) и проводить в конце учебного года поэтический праздник с приглашением родителей учащихся.

Уникальность Программы состоит в том, что в данном случае организация внеурочной деятельности в группе продленного дня будет направлена  на развитие творчества детей, воспитание творческой активности и инициативы, духовно-нравственное обогащение в ходе участия в разных видах творчества, реализацию потребностей обучающихся в различных формах  и видах.

Ожидаемый результат:

  • Формирование в группе продленного дня комфортной среды для творчества учащихся, отвечающей потребностям развивающейся личности.
  • Будут выявлены одаренные дети.
  •  Активное включение в жизнь школы, посредством общения со сверстниками и старшеклассниками, толерантность.
  • Возможность показать свое творчество.
  • Общение с творческими известными людьми, в частности жителями района.
  • Повышение качества обучения учащихся.
  • Развитие индивидуальности учащихся.
  • Развитие интереса к изучаемым предметам.
  • Развитие самостоятельности.
  • Формирование полезных привычек.

А также повысится рейтинг группы продленного дня в школе и, непосредственно, среди учащихся школы и родителей.

Основные этапы реализации Программы

Программа повышения творческой и познавательной активности учащихся в группе продленного дня носит экспериментальный характер и рассчитана на два учебных года 2015-2017 . В случае удачной реализации возможно дальнейшее  развитие Программы и продолжение работы в следующем учебном году.

Предлагаются следующие этапы:

 Первый этап организационный: 

  • Привлечение как можно большего количества учащихся группы продленного дня для участия в самых различных мероприятиях по развитию творческого потенциала (мероприятия в районной и школьной библиотеке: конкурсы,  викторины, турниры и т. д.).
  • Распечатка и выпуск объявления для участия в «Поэтической продленке» - приложение № 1. 
  • Организация работы группы творческой поддержки. Составить календарно-тематическое  планирование группы продленного дня в 5-6 классах на  2015-2016 учебный год - приложение №2.

     

Второй этап, основной: 

  • Заинтересовать классных руководителей, педагогический коллектив, родительский комитет школы (учителей  музыки, рисования, истории и русского языка и литературы) для участия в проведении внеурочных мероприятий.  
  • Разработать календарно-тематический план проведения занятий по развитию творческих                  
  • способностей детей «Поэтические ступеньки» – основное приложение №3. Сентябрь 2015 года.
  • Спланировать работу занятий «Клубного часа» состоит из пяти направлений: «Читаем вместе», «Волшебный мир красок», «Хочу все знать», «Занимательный час», «Умелые руки».
    Занятия «Клубного часа» проходят ежедневно, каждое направление в свой день недели. Например, понедельник – «Читаем вместе», вторник – «Волшебный мир красок», среда – «Хочу все знать», четверг – «Занимательный час», пятница – «Умелые руки». День проведения занятий может изменяться в зависимости от темы и содержания. - В течение

      учебного года. Занятия в ГПД проводятся по теме: «Нравственные качества личности».

Третий этап, основной:

  • Организация актива творчески одаренных учащихся из числа посещающих группу продленного дня, которые будут помогать в проведении различных  мероприятий и участвовать в проведении поэтического праздника «Маленькая страна».

      Январь – февраль 2016 года.

  • Подведение итогов. Выпуск сборника стихов «Маленькая страна». Проведение поэтического праздника «Маленькая страна». Март – апрель 2016 года.

Четвертый этап, итоговый: 

  • Перспективное планирование дальнейшей работы по указанной Программе.

Май – июнь 2016 года.

  • Техническое оснащение Программы. Создание мультимедийной презентации «Наше творчество».  Разработка дипломов и грамот  для участников «Поэтической продленки». Выпуск юбилейного сборника стихов «Маленькая страна». Сотрудничество со СМИ, публикация стихов в районной газете.

Сентябрь 2015 – апрель 2016 года.  

Результативность Программы будет видна:

 - по улучшению навыков самообразовательной работы в группе продленного дня,

 - количественному составу творчески одаренных детей, интересу к поэтическому    творчеству,

 - рейтингу среди учащихся своей гимназии, учащихся школ района и города

 Используемая литература:

  1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Гайдина Л.И. Группа продленного дня. – «Веко», 2004.
  3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. – М.: «Учитель»,2004.
  4. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классах. – М.: «Вако», 2004.
  5. Левчук С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня. – АРКТИ, 2007.
  6. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа / И. Н. Попова, С. А. Исаева, Е. И. Ромашкова. - 2 - е изд. - М.: Айрис - Пресс, 2006.
  7. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов образовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2003.
  8. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Книжный дом, Экоперспектива,2003.
  9. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 2 / авт. - сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005.
  10. Шорыгина Т.А. Волшебный сундучок. Девять конспектов занятий для детей о нравственных качествах личности. – Выпуск 11. Пособие для воспитателей и методистов, психологов. М.:

изд. « Либерия Бибиформ», 2010, 96 с.                                                                                             5                                                        

                                                   



Предварительный просмотр:

Приложение №3 к основной программе

Рабочая программа группы продленного дня

«Поэтические ступеньки» для 5-6 классов

2015 – 2016 учебный год

Содержание:

  • Пояснительная записка
  • Общие положения
  • Цели и задачи Программы
  • Основные формы работы
  • Основные этапы реализации Программы
  • Планируемые результаты

Пояснительная записка.

Из школы должна выходить самостоятельная, активная, психически, физически и нравственно здоровая личность, умеющая принимать решения и отвечать за свой выбор, способная выжить в окружающем нас мире.

Как это сделать? Думаю, один из путей – развитие творческих способностей детей. Среди педагогов есть несколько взглядов на это. В.А. Сухомлинский, например, призывал учеников к стихотворчеству, он считал, что благодаря ему, дети становятся чувствительней к слову и красоте. “Убогость слова – это убогость мысли, А убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной “толстокожести”, – писал он. Считаю, что самая доступная для детей интеллектуальная одухотворенность – это радость стихотворчества.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана Программа  «Поэтические ступеньки». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с поэтическим творчеством. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

          Эмоции ребенка, возникающие в результате творчества, я уверена, трансформируются в нравственное чувство.

Заботясь о воспитании поэтического вкуса в детях, с удовольствием отмечаю их активное отношение к жизни вообще. И совсем не важно, что среди занимающихся не будет профессиональных поэтов. Зато вырастут хорошие, добрые люди, любящие свою Родину, свой дом, своих родных, свою школу. И в этом главное. Уверена, что развитое воображение, владение творческими приемами пригодятся учащимся в их взрослой жизни.

Актуальность Программы:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями,                

замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель Программы -  через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся. Цель занятий – становление духовного мира ребенка, создание условий для формирования активной личности, реализация творческих способностей учащихся. Ведь главное не только (и не столько) правилам стихосложения научить, а пробудить души детей, чтобы они увидели окружающий их мир – и восхитились, и откликнулись на красоту его всем сердцем.

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

     * освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

      * формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

        * развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

        * развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

        * воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

        * формирование трудолюбия и требовательности к себе;

        * преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

        * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

  • целостный анализ поэтического произведения:
  • умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  • постижение поэтической идеи;
  • знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 5-6 классов, при необходимости возможно использование данной программы для учащихся 3-4 классов. В данном случае уделяется больше внимания практическим и индивидуальным занятиям. Занятия проводятся из расчёта 68 часов в год.

Педагогические условия реализации Программы: 

В основе внеурочной работы лежит принцип добровольности.

 Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.    

Обучение по Программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Задачи занятий – дать детям определенный круг знаний по теории стихосложения, выработать умения применять эти знания на практике, развивать у школьников умение наблюдать, выражать свое мнение словом, правильно отбирать при этом языковые средства, совершенствовать написанное, формировать представление о языке.

В процессе занятий осуществляю принцип обучения и воспитания, прививаю любовь к поэзии, бережное отношение к слову, воспитываю чувство ответственности за все происходящее в мире, сострадание и милосердие ко всему живому.                                                                                            

При выборе тем занятий учитываю их воспитательную значимость, чтобы они способствовали нравственному и этическому воспитанию ребенка.

 Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, игровые моменты по теории стихосложения, беседы по отдельным вопросам, работа в группах,  дискуссии, беседы, встречи с поэтами, конкурсы, поэтические посиделки. Результатом занятий являются практические работы, выступления, выпуск сборника стихов, праздники.

           Используются следующие педагогические технологии:  культурно-воспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной  и творческой активности у ребят;
  • увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • повышение уровня обучаемости школьников и качества знаний в области литературы, культурологии, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах, презентации сборника стихов учащихся.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?  Отличие стихотворной речи от прозаической.

Поэтические жанры.

2

2

4

2.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

2

2

4

3.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Образная природа словесного искусства.

6

6

12

4.

Системы стихосложения. По каким «законам» живут стихи.

2

2

     4

5.

Размер стиха. Основные правила стихосложения.

3

6

9

6.

Рифма. «Поход за вдохновением». Компьютерная верстка сборника стихов. Художественное оформление поэтического сборника.

4

8

12

7.

Подготовка к выпуску сборника стихов (типографский вариант). Презентация сборника. Поэтический праздник.

2

5

7

8.

Стили речи.

2

2

4

9.

Поэзия и живопись.

2

2

4

10.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

2

2

4

11.

Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов. Поэтические посиделки.

1

3

4

Итого

28

40

68

Содержание программы

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?  Поэтические жанры. Отличие стихотворной речи от прозаической. (4 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

     Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

  Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (4 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

  Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Образная природа словесного искусства. (12 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. Сочиняем стихи  по своей теме.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

  Тема 4: Системы стихосложения. По каким законам живут стихи. (4 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай». Мои любимые стихи.

 

 Тема 5: Размер стиха. Основные правила стихосложения (9 часов)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Сочинение стихов о своих любимых животных.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

  Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». Компьютерная верстка сборника стихов. Художественное оформление поэтического сборника. (12 часов)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму». Рисунки для сборника.

Экскурсия в районную библиотеку.

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Подготовка к выпуску сборника стихов. Презентация сборника, проведение поэтического праздника. (7 часов)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.                                                                              

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Тема 8: Стили речи. (4 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 9: Поэзия и живопись. (4часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст. Свои рисунки.

Тема 10: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (4 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


          Тема 11: Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов.  

Поэтические  посиделки.(4 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: поэтический конкурс.


Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- писать короткие стихотворные произведения;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

3. Учащиеся должны приобрести навыки:

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

                             Методическое обеспечение занятий 

Для занятий необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.

Ребята должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий характерны и особые формы работы:

  • увлекательные тематические занятия;
  • викторины по творчеству русских поэтов;
  • чтение любимых стихов;
  • занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.                                            

 

Дидактические игры:

  • Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  • Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  • Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

Лес наполнился радостными голосами, как будто … .

  • Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
  • Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

  • Сочините считалку:

Тра-та-та, барабан барабанит,

Тра-та-та, …

Тра-та-та, …

Тра-та-та, …

Топ-топ-топ, бежал малыш,

Топ-топ-топ, …

Топ-топ-топ, …

Топ-топ-топ, …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  • Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
  • Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова  были положены на музыку?
  • На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
  • М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
  •  При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
  • Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову.    

 Все  выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Список литературы:

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
  3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
  4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и  читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
  5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
  6. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
  7. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;

Литература для обучающихся:

  1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
  4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
  5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
  6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  1. Эткинд Е. Разговор о стихах.  – М.: Просвещение, 1989.                                                        

                                   

   

                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Развитие творческих способностей и активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время

Воспитать у обучающихся глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.   ...

План реализации программы развития творческих способностей "В искусстве вместе" на 2016-2017

План работы составлен в соответствии с планом работы ПЦК, планом мероприятий учебно- воспитательной деятельности училища....

Формирование творческого и познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению, проявлению самостоятельности, креативности, навыков публичного выступления....

Выступление на МО "Развитие информационно-деятельностной среды учебного занятия как ресурс активизации познавательной способности учащихся"

Задача преподавателя сегодня – не просто дать учащемуся как можно больше знаний (это становится практически невозможно из-за постоянно увеличивающегося объема информации), а научить его учиться,...