Методическая разработка сценария "Артистическое призвание..." ( Посвящается 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского)
проект на тему

Методическая разработка сценария

"Артистическое призвание..."

( Посвящается 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского)

 

Автор:

Г.И. Иутинская,

преподаватель русского языка и литературы

ОГБПОУ «Костромской колледж бытового сервиса»

 

 

Цели:

lспособствовать развитию у студентов интереса к отечественной музыкальной культуре, истории и литературе 19 века.

lрасширить знания по истории культуры России и русской литературе 19 в.

lспособствовать воспитанию у студентов чувства национальной гордости и патриотизма.

 

Оборудование:  медиапроектор, презентация, запись музыкального сопровождения, столы, свечи.

Ход мероприятия

 

 

1. П. И. Чайковский «Растворил я окно»

 

 

 

 

                                                     Спасибо, музыка, за то, что ты меня не оставляешь,  

Что ты лица не закрываешь, себя не прячешь ни за что.

                                                      Спасибо, музыка, за то, что ты – единственное чудо,

Что ты – душа, а не причуда, что ты с мечтою заодно.

 

 

2. П. И. Чайковский «Китайский танец» из балета «Щелкунчик»

Ведущий: Скажите, пожалуйста, дорогие друзья, вы любите путешествовать? Давайте все вместе отправимся в солнечную Италию, где жаркое солнце и ласковое море, апельсиновые рощи и сочные виноградники. А какие весёлые люди живут в этой стране. Кажется, что все итальянцы уже рождаются музыкантами…

 

image

Звучит «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского в исполнении студентки

Тс-с-с-с… Вы слышите? Это играет девочка – скрипачка на улице Неаполя. Играет и не знает, что у открытого окна, улыбаясь, её слушает русский путешественник и музыкант. А когда вернётся русский к себе на Родину, в далёкую снежную Россию, то сочинит свою «Неаполитанскую песенку», как привет маленькому музыканту и солнечной восхитительной Италии.

 

 

3. П. И. Чайковский Увертюра из балета « Спящая красавица»

Нашим героем будет написано ещё много: «Времена года», балеты, симфонии, оперы - всё это драгоценные жемчужины в россыпи музыкальных самоцветов. Воспоминания, откровения, надежды и мечты - вся жизнь нашего композитора в этих произведениях.

О произведениях столь гениальных, а о жизни столь яркой, что спустя более двух веков стоит поведать о них потомкам.

Сегодня мы расскажем вам о великом русском композиторе, гордости и славе нашего Отечества, о том, чьё имя во всём мире является символом России.

Наш вечер посвящён Петру Ильичу Чайковскому.

 

image

image

3. П. И. Чайковский « Баркарола»

Чтец1.1840 год. Урал, глухой провинциальный городок Воткинск.

Именно здесь, 175 лет назад, в семье горного инженера, начальника Воткинского завода, Ильи Петровича Чайковского, родился сын – очаровательный мальчик, которого назвали Петр.

Всегда с горящими глазами, развивающимися вихрами, самый старательный и понятливый, веселый выдумщик и фантазер, маленький Петя был чрезвычайно впечатлителен.

В детстве большим другом Чайковского была его няня, молодая француженка Фанни Дюрбах, которая обладала большим педагогическим талантом. Она обожала своего маленького Пьера и, рано заметив его одаренность  и восприимчивость, шутя, называла его « наш маленький Пушкин».

 

Получив от матери элементарные понятия о музыке, Чайковский в 4-х летнем возрасте сочинил пьеску под названием « Наша мама в Петербурге», а в пять лет совершенно верно подбирал на фортепиано все знакомые мелодии. Отойдя от инструмента, он продолжал на чем попало перебирать пальцами.

image

image

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostyunin-1.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Международный литературный  конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина

НОМИНАЦИЯ:  Методические материалы, исследовательские работы.

Проект  Петрозаводского машиностроительного колледжа «Роль книг Александра Костюнина в формировании нравственных качеств личности»

Авторы проекта:

  1. преподаватель литературы и русского языка Шишкунова Вера Анатольевна

2. педагог-психолог  Васильева Яна Юрьевна

Куратор:

социальный педагог колледжа Лисицин Алексей Сергеевич

Суть проекта и краткое описание предполагаемой деятельности:

 Одна из актуальных проблем нашего учебного заведения – проблема адаптации первокурсников к условиям  обучения в колледже. Многие студенты поступали в колледж по причине  «не взяли в 10 класс», многие имели негативный опыт конфликтных ситуаций в школе. Проект создает условия для широкого знакомства с особенностями традиций, образе жизни народов и национальностей, религиозных концессий, людей различных интересов и культуры. Коллектив обучающихся на 1 курсе – многонационален: русские, карелы, финны, вепсы, украинцы, представители южных национальностей. Более половина – не петрозаводчане. Разный образовательный и культурный уровень студентов – повод для создания этого проекта. Реализация проекта решит задачи преодоления различного вида ксенофобий, шовинизма, послужит формированию потребности к образованию и культуре, решит «острые» проблемы, связанные с эмиграционными процессами и процессами социального расслоения, будет способствовать приобретению навыков бесконфликтного поведения в современной жизни общества.

Раздел 1   Постановка проблемы / описание потребности, на решение которой направлен проект.  Цели и задачи проекта. Стратегия и механизмы реализации проекта.

Несмотря на провозглашённый сейчас приоритет гражданского воспитания, интерес общества к формированию правовых знаний, культурные, национальным традициям, чтению, искусству. Практика в школе и деятельность специальных детских организаций не прививает подросткам навыков гражданского поведения в обществе, что порождает многочисленные конфликты разного характера, ведущие  к нежеланию приходить на занятия в колледж, нежеланию учиться, заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Результаты анкетирования первокурсников в сентябре 2012 года убедили нас в необходимости серьёзно заняться воспитанием обучающихся.

Конкурс «Купель», в котором мы учувствуем уже несколько лет, дает нам возможность разными формами и методами учебной и воспитательной работы воспитывать у наших ребят в первую очередь хорошие человеческие качества – милосердие, доброту, чуткость, отзывчивость, любовь к людям, миру, желание ежедневно узнавать  что- то новое, стремиться к  успешному решению социальных и психологических проблем.

Цель проекта – создание в учебном заведении системы деятельности, решающей и учебные, и воспитательные задачи по формированию толерантного поведения в обществе. В рамках этой системы участники проекта (педагоги и обучающиеся) получат знания, умения и навыки, необходимые для инициатив, направленных на решение проблем социальных противоречий и психологических напряжённостей. Попробуем решить хотя бы часть актуальных проблем, используя в качестве «методического пособия по добру» - тексты рассказов А. Костюнина.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать на уроках (в частности, на примерах поступков героев произведений А.Костюнина) и во внеклассной работе бережное отношение к людям, живущим, обучающихся, трудящихся рядом.
  2.  Знакомить обучающихся и педагогов с традициями, культурной, литературой, искусством, общественной работой и трудовой деятельностью нашего народа.
  3. Апробировать инновационные формы работы «образования культурой и чтением».
  4. Формировать у подрастающего поколения навыки самостоятельного улучшения состояния и решения различных социальных и психологических проблем (в частности, - поиск выхода из проблемы с помощью чтения книг, анализа поступков героев).
  5. Поддерживать инициативы, стимулировать деятельность коллектива, мотивирующую стремление к обучению, воспитанию в себе и окружающих лучших человеческих качеств.

Стратегия и механизмы реализации проекта:

  1. Участие в обучающих семинарах, школах, тренингах, работе методических объединений преподавателей, работе методических объединений классных руководителей.
  2. Участие в работе Центра молодежных инициатив, Центра Национальных культур г. Петрозаводска, сотрудничество с библиотеками, колледжами, школами, музеями Республики Карелия. http://pmk.karelia.ru/news/4934.html 
  3. Знакомство с сайтом Александра Костюнина, использование материалов прошлых конкурсов в психолого-педагогических исследованиях, работе на уроках и во внеклассной деятельности. http://kostjunin.ru
  4. Участие в общественных мероприятиях г. Петрозаводска: акциях, волонтерском движении, конкурсах, посещение театральных постановок, концертов, литературных вечеров.  http://pmk.karelia.ru/news/4938.html 

Раздел 2   Этапы реализации проекта.

Рабочий график – план проекта «Роль книг А. Костюнина в формировании нравственных качеств личности»

№ п/п

Описание видов деятельности, мероприятий

Примерные сроки выполнения

ответственные

1

2

3

4

1.

 Защита проекта. Предложения. Методические рекомендации «Формы и методы использования произведений А. Костюнина – (цитаты, эпиграфы) на уроках и внеклассных мероприятиях»

сентябрь.

Шишкунова В.А.

2.

Открытый урок литературы. Вводное занятие по теме «Что читают современные люди»

5 сентября.

Шишкунова В.А.

3.

Классные часы (тему формируют классные руководители)

сентябрь

.

Классные руководители

4

Планирование работы факультатива «Этика и культура человека».

http://pmk.karelia.ru/news/4771.html 

В течении года

Шишкунова В.А (руководитель факультатива)

5

Анкетирование первокурсников. Анализ. Исследования. Выступление по результатам на педсовете.

сентябрь

Педагог-психолог Васильева Я.Ю.

6

В колледже организуется волонтерское движение

http://pmk.karelia.ru/news/4911.html 

сентябрь

Лисицин А.С. Васильева Я.Ю.

7

Выступление на 1м студ. совете «Роль чтения в формировании личности»

октябрь

Социальный педагог Лисицин А.С.

8

«День народного единства» (мероприятия по плану колледжа)

http://pmk.karelia.ru/news/4708.html 

2-6 ноября

Лисицин А.С.

Классные руководители

9

Акция «Карелии нужен чистый лес»

15 октября

Лисицин А.С.

10

«День матери»  (мероприятия по плану колледжа) презентация  в библиотеке колледжа книг А.Костюнина

http://pmk.karelia.ru/news/4736.html 

22-28 ноября

Васильева Я.Ю. Классные руководители

11

«День Конституции»

http://pmk.karelia.ru/news/4828.html 

12 декабря

Лисицин А.С. Классные руководители

12

«Татьянин день»

25 января

Лисицин А.С. Васильева Я.Ю.

13

Выступление на методическом объединении преподавателей общеобразовательных дисциплин «Из опыта работы. Участие в литературных конкурсах, «список В. Путина» - 100 книг, рекомендуемых для изучения».

6 февраля

Шишкунова В.А.

14

Итоговый педсовет за 1 семестр. Доклад «Динамика адаптации студентов 1 курса к условиям обучения в колледже»

7 февраля

Васильева Я.Ю.

15

«День Земли»

21 марта

Васильева Я.Ю.

Лисицин А.С.

16

Классные часы «Мы разные, но мы вместе»

март

Лисицин А.С. Васильева Я.Ю. классные руководители

17

Проведение конкурса сочинений, плакатов, рисунков на тему: «Книги А.Костюнина – книги добра и высокой нравственности».

апрель

Васильева Я.Ю. Лисицин А.С.

18

«День Победы»  по плану колледжа

5-12 мая

Классные руководители

19

Открытый урок литературы «Нравственные проблемы современности (по книгам А.Костюнина)

май

Шишкунова В.А.

20

Итоговое совещание  по реализации проекта. Отчёты и анализ проведённой работы.

июнь

Соц.педагог

педагог-психолог

Раздел 3  Ожидаемые результаты.  Эффективность проекта.

  В результате реализации проекта на основе взаимодействия и сотрудничества педагогов и обучающихся колледжа будет создана система деятельности, способствующая формированию толерантных установок и поведения. Будет апробирована модель социального воспитания на основе милосердного отношения к людям, животным, природе, миру, терпимости к инакомыслящим и различным национальным культурам. Профилактика проявления экстремизма, радикализма и терроризма в современной молодежной среде.  Участвующие в проекте получат опыт социального партнерства и взаимодействия, опыт толерантной коммуникации, опыт эффективной самостоятельной деятельности, приобщаться к культуре и искусству Карелии и России.

    В ходе реализации проекта ожидаются следующие результаты:

  1. Снижение возможных социальных конфликтов в колледже, в социуме обитания студентов.
  2. Активация интереса обучающихся к изучению литературы, истории, других общественных наук.
  3. Укрепление потребности к сотрудничеству, активному взаимодействию педагогов и студентов колледжа.
  4. Расширение гражданских навыков, знаний и умений первокурсников.
  5. Изменение отношения к учебе, дисциплине на занятиях, домашней самостоятельной подготовке к урокам.
  6. Рациональное использование досуга, чтение и участие в молодежных конкурсах, исследовательских проектах.

        

              

  

   

Приложения:

  1. Сопроводительное письмо
  2. Выступления на педсовете колледжа педагога-психолога Васильевой Я.Ю.
  3. Выступление на методическом объединении преподавателей общеобразовательных  дисциплин  «Из опыта работы. Участие в литературных конкурсах, «список В. Путина» - 100 книг, рекомендуемых для изучения.

Приложение № 3

  Выступление Шишкуновой В.А. на совещании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин "Роль и место рассказов Александра Костюнина в рабочих программах "Литература" и "Русский язык" (из опыта преподавания)"

    Не стоит повторяться, анализируя причины нежелания наших первокурсников читать книги. Обозначу лишь главную проблему: к концу семестра обучающиеся перестали приходить на занятия. Они отлично понимают, что в середине года их, несовершеннолетних, уже нельзя перевести в училище, из школы их проводили "со слезами от радости на глазах",на работу вряд ли кто возьмёт, значит, -наступает весёлая пора бездельничания до летней сессии, потому что "отчислить" можно только тех, кто не сдаст в июне экзамены.
А для меня наступает самая интересная и любимая пора: и на уроках русского языка, и на литературе я начинаю серьёзные педагогические эксперименты, занимаясь вместе с обучающимися исследованием и анализом текстов рассказов А. Костюнина. К этому времени я уже проверила у каждого студента 5-7 сочинений и поняла, что ребята не прочитали ни "Отцы и дети",ни "Преступление и наказание",даже не осилили первой серии фильма "Война и мир",но рассказ "Рукавичка",чтением которого я заканчивала первый,"вводный"урок, вызвал бурные обсуждения и желание размышлять, кто же виноват в том, что ,имея аттестат о неполном среднем образовании, человек не знает ни истории, ни географии, английский начал изучать в колледже с алфавита, плохо считает без калькулятора в пределах 10,оформляя титульный лист сочинения, делает несколько ошибок в собственных фамилии, имени и отчестве?
Результаты анкетирования и исследования психолога Васильевой Я.Ю.убеждают нас в том, что ребята по-прежнему, как в сентябре, не утратили желание получить профессию, с преподавателями колледжа нет конфликтных ситуаций, но у многих появилось осознание того, что из школы они пришли с "нулевыми" знаниями и теперь приходится несколько часов тратить на подготовку домашнего задания, переписывать сочинения, делать, как в 1 классе, работу над ошибками и ...опять вспоминать судьбу Юрки из "Рукавички."
Неужели учительница "сломала"его судьбу, сделав его пьяницей, бездельником и вором, а потом безжалостно и равнодушно "вся деревня" "лишила его права жить"?Такие вопросы я слышу часто и читаю отрывок из сочинения нашего выпускника, теперь уже успешного инженера:"В начале 9 класса у меня случился конфликт с ...психологом школы. Я доверился ей, рассказал о самом страшном в моей жизни, она озвучила мой рассказ на педсовете, учителя "растрепали"о моей беде на родительском собрании. Я стал изгоем. Школу бросил, "шлялся по киношкам и квартирам приятелей",а на выпускные экзамены меня прийти "уговорили",обещав подсказки. Аттестат я получил, но ни в один колледж, после окончания которого ,можно устроиться на работу, сдать вступительные экзамены не смог. До 1 сентября я был в отчаянии, думая о самоубийстве,"глушил себя дешёвым пойлом",потом понял, что в Машиностроительном, куда берут учиться всех, можно получить хорошую специальность и уехать в тот город, где есть заводы и большие комбинаты. Рассказ"Рукавичка"вовсе не об учителях(Бог им судья, несчастным),а о Юрке, который не понял, в чём оно, счастье-то. А вот автор А.Костюнин понял, хотя учился в той же школе, у тех же учителей, таких же родителей имел, таких же друзей. Но сумел разобраться, что лучший учитель-сама жизнь: её уроки стоят дорого, зато объясняет доходчиво".
Как правило, это эссе порождает желание найти в тексте рассказов книги "Купель белой ночи" ответы, на которые даёт "подсказки" сама ЖИЗНЬ.

     На уроках литературы чаще всего мы обращаемся к А.Костюнину с "вопросами о жизни" спонтанно. Например, изучая роль пейзажа у И.С. Тургенева в романе "Отцы и дети", читаем вслух" Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными..."и невольно вспоминаем "неживописные картинки современной деревни"из "лихих 90-х""Рукавички".Ищем вместе выход(у всех ли в деревне судьба, как у Юрки?) и...находим(образование, борьба с "интеллектуальной глухотой, семейное счастье, трезвый и здоровый образ жизни, любовь, дружба, красота, которая, как известно, "спасёт мир")!
На уроках русского языка за несколько лет работы с "Рукавичкой" выработалась целая система "вкраплений Юрки в ликвидацию российской безграмотности":


1.  Повторяя синтаксис и пункутуацию, использую опыт Петровской школы

 г. Петрозаводска, подсказанный выпускником Глебом,: "Самая интересная форма работы - исследовательская. Мы в классе разбивались на группы "Знаки препинания в диалогах "Рукавички", "Знаки препинания при одногодных членах предложения", "Знаки препинания в простых и сложных предложениях "Рукавички".  Такая "поисковая "работа не может надоесть!"      http://pmk.karelia.ru/news/4958.html


 2.  Считаю, что раздел учебника "Текст и его строение.  Основные виды переработки текста" легко изучать по тому тексту, который читал не раз, который нравится, который написан хорошим русским языком.  Так почему бы не короткий рассказ А.Костюнина?:
Признаки текста.
Абзац.
Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
Сокращение текста. План.
Тезисы.
Цитаты.
Выписки.
Конспект.
Аннотация.
Оценка текста. Рецензия.


 3.  Раздел учебника "Стили речи "тоже изучается нами не без помощи "Рукавички":
Разговорный стиль речи.
Художественный стиль речи.
Иногда рассказы А..Костюнина помогают в изучении темы "Жанры публицистического стиля речи":
Путевой очерк.
Портретный очерк.
Проблемный очерк.


4 . И конечно, в разделе "Лексика", работая над темами:
Лексическое значение слова.
Многозначные слова.
Омонимы, синонимы, паронимы, антонимы.
Заимствованные слова.
Архаизмы.
Диалектизмы.
Учебник "Русский язык "общеобразовательных учреждений, А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.М.:Просвещение,2002 г. хорош, по-моему, тем, что в упражнениях -тексты Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, т е русских классиков, произведения которых мы изучаем в курсе литературы. Считаю уместным дополнить урок и хорошими тестами и упражнениями с текстом современных писателей, особенно тех, чьи книги читаются и школьниками, и студентами, являясь любимыми "книгами о жизни" .У карельских школьников есть такой любимый писатель-А .Костюнин.

   Сейчас, когда все обсуждают "список В.Путина", рекомендованный для чтения и изучения в старших классах и СПО, когда речь идёт о "слиянии"русского и литературы в "один предмет",многие опасаются, не затеряется ли литература вообще на фоне уроков русского языка, когда в силу вступят новые стандарты образования для старшей школы, и два предмета могут объединить в один курс - "словесность"?
На страницах "Российской газеты" я нашла такое мнение по этому поводу:
Идея соединить в новом стандарте русский язык и литературу в один курс - правильная?


  Александр Архангельский: Она - необязательная, но возможная. Но, во-первых, это должно внятно и подробно обсуждаться. И только если педагоги, авторы программ, общество, успокоившись, сойдутся на том, что такой предмет нужен, - двигаться дальше. Во-вторых, нельзя механически впрячь в одну упряжку русский и литературу в старших классах. Если уж двигаться в этом направлении, то разрабатывать целостную, непротиворечивую линию русского и литературы с 1-го по 11-й класс. Когда два предмета сначала существуют вместе (чтение и письмо), потом расходятся, чтобы медленно, класс от класса начать снова сближаться. А в последних классах сойтись в общий предмет. Где ядром все же будет литература, а изучение языка - ее частью.

 За годы преподавания в колледже я поняла, что часто приходится "соединять подчас несоединимое" в угоду расписанию, другим "обстоятельствам", которые возникают внезапно, например, срочная замена заболевшего преподавателя, и тогда хорошо знакомый ещё со школьной скамьи рассказ-возможность поработать ад правилами по русскому языку.

   И в заключение - "вечный вопрос" -Каким должен быть урок литературы?

 Александр Архангельский: Отдельно взятый урок может быть и скучноватым. Что делать, есть вещи, которые нужно изучать вопреки всем барьерам, потом это вернется сторицей. Но череда уроков скучной,  ни в коем случае быть не должна. Все-таки литература предмет особый: и познание, и переживание, и творчество. В идеале нужно ставить на литературу только ярких учителей. Все разговоры о том, что дети не читают, упираются в одно: они не верят в наши призывы. А если верят и чувствуют, ничто не помешает влюбить их в предмет.  Литература,  всегда оставаясь искусством словесного образа, соприкасается с реальностью: с радостью, страданием, справедливостью, любовью,  болью. Обо всем этом с детьми на уроках тоже можно говорить. Главное, относиться к этому всерьез.

  К этому трудно что - то добавить. Разве что тоже вечное: нельзя ни в какие "стандарты" внести обязанность учителя учить тому, во что он сам не верит и право выбирать из списка "тысячи обязательных и сотни рекомендованных" те книги, которые он действительно СМОЖЕТ изучить

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Авторы сценария: Ногайцева Л.М., Попова И.В.

Данная разработка на тему "Люблю. Воюю. Жди с победою" предназначена для проведения внеклассного мероприятия,  и содержит сценарий вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечествен...

Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70 - летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Военные топографы»

Основной целью методической разработки классного часа посвященного 70 – летию Победы в великой отечественной войне на тему: «Военные топографы» является, воспитание патриотизма, чувс...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 130- летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. (1889-1966)

Цели: 1)   расширить представление  учащихся  о  поэзии Серебряного века на основе знакомства с  творчеством  А.А.Ахматовой, представительницей  женской поэзии...

Методическая разработка сценария праздника, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Блокада Ленинграда - это тяжелое испытание для русского народа. На протяжении 900 дней люди подвергались обстрелам со стороны фашистов, голодали, теряли близких. Молодое поколение помнит и гордится ге...

Методическая разработка сценария праздника, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Концертная программа состоит из поздравлений учащимися творческих объединений ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» защитников и жителей блокадного Ленинграда с годовщиной снятия Блокады....

Сценарий литературной гостиной, посвященной 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Сценарий литературной гостиной был разработан для обучающихся 1 курса на основе индивидуального  выбора стихотворений поэта каждым  из них....

Методическая разработка «Викторина «Назад в будущее» посвящена 380-летию со дня рождения Исаака Ньютона

Методическая разработка  внеклассного мероприятия «Викторина «Назад в будущее» посвящена 380-летию со дня рождения Исаака Ньютона    и составлена на основе матери...