Методическая разработка занятия по композиции "Композиция на тему "Арчимбольдо" ( Арчимбольдески )
методическая разработка на тему

Грачева Татьяна Викторовна

Методическая разработка занятия по мотивам картин художника Арчимбольдо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по мотивам Арчимбольдо25.2 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по композиции 1-3 класс

«Композиция на тему Арчимбольдо»

(«Арчимбольдески»)

Разработала:

преподаватель отделения

изобразительного искусства

Детской школы искусств г. Конаково

Грачева Татьяна Викторовна

2015

        Методическая разработка по композиции в 1-3 классах Детской школы искусств. Возраст учащихся 10-15 лет (программа обучения 4 года).

        Композиции на тему «Арчимбольдо».

        Цель занятий: используя знания, полученные на предмете «Беседы по искусству», разработать эскиз, найти оригинальное образное решение и затем выполнить рисунок композиции на тему «Арчимбольдо».

        Задачи:

        Познавательная: изучение и закрепление темы «Беседы по искусству», знаний, полученных по предмету «композиция».

        

        Обучающая: разработка и выполнение оригинальной композиции на тему «Арчимбольдо». Освоение и закрепление умения работать разными техниками (акварель, гуашь).

        Развивающая: развитие воображения, фантации, умение перевода реального образа на выполнение портрета из необычных предметов. Умение образно мыслить.

        Воспитывающая: стимуляция интереса к изучению истории искусств, интереса к окружающей среде и развитие наблюдательности.

        Знания: закрепление понятия композиции (размещение элементов, определение композиционного центра, выделение главного, определение второстепенного).

        Умение: создание композиции (портрета) с помощью трансформации реальных образов в оригинальное решение темы «Арчимбольдески».

        Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, метод проблемного изложения (постановка задачи учителем учащемуся).

        Зрительный ряд: репродукции работ Джузеппе Арчимбольдо, репродукции последователей Арчимбольдо, работы учащихся.

        В процессе бесед по истории искусств на тему творчества Джузеппе Арчимбольдо появляется возможность повторить с учащимися понятие композиции,задачей которой является создание художественного образа, передача основного замысла. Здесь же, при создании композиции на тему Джузеппе Арчимбольдо, можно провести урок-повторение основных пропорций человека и лица. Повторить приемы композиции (ритм, симметрия, и асиметрия, равновесие и выделение сюжетно-композицинного центра), средства композиции (формат, пространство, композиционный  центр, равновесие, контраст, светотень, цвет, декоративность, целостность).

        В процессе беседы надо суметь заинтересовать детей созданием различных образов при помощи огромного количества различных по характеру, свойствам, цвету, фактуре и назначению  предметов, создав единый, неповторимый образ.

        В ходе работы над созданием «арчимбальдески», надо помочь детям раздвинуть рамки воображения, подтолкнуть их фантазию на создание необычных, сказочных образов, используя их воображение и наблюдательность. При этом, закрепляя все полученные до этого в процессе учебы понятия и знания.

        Решить все это поможет постепенное вхождение в тему «Беседы об искусстве», эскизы, и, наконец, создание самой работы.

Материалы для учащихся:

- бумага формата А3;

- простой карандаш;

- ластик;

- кисти;

- акварель (гуашь), цветные карандаши, гелиевые ручки, фломастеры;

        План занятий:

- организационные моменты;

- теоретическая часть, беседа, видеоряд;

- практическая часть;

- итог занятия, просмотр работ.

        Ход работы над композицией:

1. Беседа по пройденному материалу «Беседы по искусству», повторение правил и приемов по композиции. Беседа о природе, о предметах окружающей среды, знакомство с работами последователей Джузеппе Арчимбольдо, просмотр работ учащихся, созданных ранее.

Вопросы для беседы:

- творчество Джузеппе Арчимбольдо;

- особенности его работы;

- темы портретов, созданных Джузеппе Арчимбольдо;

- приемы композиции, средства композиции;

- пропорции лица человека;

- обсуждение работ автора, наиболее интересных по мнению учащихся;

        В продолжение беседы педагог объясняет детям насколько тесно связаны между собой природа и человек. И что именно это показал нам в своих работах Джузеппе Арчимбальдо.Дары природы такая же часть мира, как и человек. Портрет человека можно сложить из даров природы (а в процессе творчества и из неодушевленных предметов, окружающих нас в нашей жизни). Но создавая эти работы добавить при этом долю легкого юмора, фантазии и умение изображать.

        2. Создание эскизов:

- определение содержания и пластического решения;

- поиск интересной и выразительной композиции, правильное графическое построение элементов, их объем и размещение;

- выделение главного, необходимые уточнения наиболее  выразительных деталей, их проработка;

- необходимо напомнить основной принцип – идти от общего к частному, держать в поле зрения  весь образ в целом;

- выбор наиболее удачного эскиза заканчивается детализацией  и обобщением.

        3. На следующем этапе выполняют рисунок композиции в натуральную величину. При выполнении такой яркой темы необходимо найти образное решение каждой детали, наполняющей образ в целом.

        В реальных составляющих портрета, подчеркивающих структуру, фактуру (оперение птиц, шерсть животных, поверхность фруктов и овощей и т.д.) При этом, избегая излишней дробности.

        Следуем строгому отбору основных элементов на создание образа в целом, цельность и лаконичность.

        Сама тема выбранного портрета подскажет учащемуся  материалы для выполнения работы, для полного раскрытия содержания. Цветовая гамма должна быть хорошо сгармонирована.

        Прорисовка мелких деталей при необходимости завершит работу над композицией.

        В ходе выполнения задания используется:

- творческий метод – выбор темы, элементов, вариант композиции (размещение в листе), цветового решения самими учениками;

- индивидуальный подход – работа с учениками разной степени подготовленности, с разными творческими способностями ведется по предложенному алгоритму, более сильные сами вносят коррективы ы выполнение задач, а педагог их поддерживает;

        Данная работа может выполняться в разных возрастных группах, по мере взросления. И в первом, и во втором, и в третьем классе, после внесения усложнения в выполняемое задание. Выполнять портреты не только на тему промышленности, текстиля, косметики, предметов спорта, музыки и т.д. Все это еще более способствует развитию фантазии и воображения учащихся.

        Новые задачи повлекут за собой новые образные и пластические решения, новые художественные образы.

        После выполнения этого задания учащиеся понимают, что не только современные технологии могут быть «толчком» к созданию новых впечатлений и настроений но и сам ученик «творец», неиссякаемый генератор идей, создатель сказочных образов, что укрепит его в собственных силах, позволит еще больше раскрыть его потенциал творческих способностей.

        Список используемой литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Методическая разработка сценария Музыкально-поэтической композиции «Друзья или враги?»

quot;Друзья или враги" музыкально- поэтическая композиция по стихам детских поэтов о кошках и собаках и песням о них....

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт

Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок».  Учебное занятие предполагает дальнейш...