План урока на тему "Особенности альтового исполнительства" 02.04.2014 г.
план-конспект урока на тему

Гуляева Т.В.

План - конспект разработан для работы со студентами 2 курса  музыкально училища по дисциплине "Изучение репертуара родственного инструмента"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_02.04.2014g.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОБУ СПО «Смоленское областное музыкальное училище

имени М.И.Глинки (техникум)»

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА  2 апреля 2014 г. /СР 16.00-16.45/

преподавателя ПЦК «Оркестровые струнные инструменты»

Гуляевой Татьяны Владимировны

Тема урока: «Особенности альтового исполнительства»

Вид урока: Индивидуальное занятие в исполнительском классе

                    со  студенткой 2 курса Сёмкиной Алевтиной;

Цель урока: Освоение студенткой Сёмкиной А. приемов альтового

                   исполнительства, отличные от скрипичных.

   

Обоснование цели: Альтовое исполнительство несколько отличается от скрипичного, поэтому важно на занятиях по изучению репертуара родственного инструмента не только знакомить студента с шедеврами мировой альтовой литературы, но и знакомить со спецификой исполнения на родственном инструменте.

Задачи:

1.  Познавательная задача:

- знакомство с особенностями альтового строения, особенностями альтового исполнительства;

- знакомство с высказываниями педагогов – альтистов о специфики исполнения на альте;

2. Воспитательная задача:

-  воспитание понимания различия скрипичного и альтового исполнительства на примерах решения технических и  художественных задач;

3.  Развивающая задача:

- развитие практических навыков альтового звукоизвлечения, распределения смычка, смен смычка и струн;

- практическое приспособление левой руки к инструменту, коррекция постановки, развитие эластичности и гибкости кисти и пальцев левой руки.

Методическое обеспечение /оборудование/:

Скрипка, альт,  фортепиано, метроном, нотный материал (А.Дворжак «Романтическая пьеса №1», А.Гедике «Прелюдия»), методическая литература (Е.Стоклицкая «Начальное обучение альтиста», С.Понятовский «История альтового искусства»).

Используемые педагогические технологии:

- здоровьесберегающие;

- личностно-ориентированное;

- разноуровневое;

- развивающие;

- профессиональные.

Содержание /ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач/:

   ПЛАН:

1. Теоретическое вступление – 5 мин.;

2.  Изучение особенностей альтового исполнительства на инструктивном материале – 15 мин.;

3. Работа над пьесами и решение художественно – технических задач – 20 мин.;

4. Подведение итогов и домашнее задание – 5 мин.

1. При игре  скрипача на альте, зачастую возникают проблемы психологического характера, связанные с волнение не справится, не понять альтовый ключ, не удержать инструмент.  Возникают вопросы в области методов и способов обучения в начальный период обучения, а именно приспособления организма к немного иным игровым ощущениям и внутренним слуховым представлениям. Альтист и педагог Ю.М.Крамаров отмечал: «Проблема начального обучения альтистов упирается, прежде всего, в инструмент. В педагогических кругах широко обсуждается вопрос создания маленьких альтов и непосредственного обучения на них. Однако попытки конструирования альтов – «недомерков» привели к бесспорному заключению: такие альты звучат неизмеримо хуже своих скрипичных собратьев».

        2. Исполнение Этюдов №1-8 из сборника Е.Гушиной «Легкие этюды для альта»:        

Исходя из того, что игра на струнных инструментах первоначально подвержена неудобствам (игра поднятыми руками вверх, выполнение разнородных движений каждой рукой) необходимо найти наиболее рационального положения левой руки.  При игре на альте левой рукой, в отличие от скрипки, задача исполнителя усложняется. Масивность и крупный размер инструмента, большая ширина грифа и толщина струн требует большей активности и энергичности пальцевой техники, что возможно лишь при правильном распределении мышечных усилий.

С самого начала необходимо обратить внимание на общую постановку, а именно начать с поиска удобной опоры для альта между ключицей и левой стороной подбородка. Надо почувствовать опору всего корпуса на ноги. Ширина расположения ног в основном зависит от ширины плеч и роста. Свободе плечевого пояса поможет небольшое движение плечами назад, выпрямляя позвоночник. Необходимо постоянно следить за положением плечей, не допуская их подымания для поддержания инструмента.

По причине боязни уронить альт, возникают зажимы в области шеи – некоторый наклон головы вперед. Причиной может служит неудобство в положении инструмента и неправильно подобранный мост. В связи с большим весом инструмента, могут возникнуть в постановке «опускание» альта, то есть  - низкое держание.

Более удобному держанию альта помогает и правильно выбранный подбородник. Из  за большего размера инструмента, положение подбородника может перемещаться  близко к подгрифнику или располагаться над подгрифником.

Несмотря на большую толщину шейки, должно сохраняться «окошечко» под шейкой между основанием указательного пальца и верхней фалангой большого пальца.

В расположении пальцев на одной струне главное внимание следует уделить мизинцу. Необходимо помнить, что растяжка кисти осуществляется от четвертого пальца к первому. Гораздо легче оттянуть первый назад, чем вытянуть четвертый вперед. Учитывая более широкую мензуру на альте, чем на скрипке, мизинец редко у кого имеет возможность стать округлой формой на струну. Чаще всего он имеет прямую форму слегка согнутую в ногтевой фаланге. Свобода движения четвертого пальца – один из основных  моментов в технике левой руки, особенно на альте.

Приемы игры правой рукой на скрипке и на альте радикально не отличаются. Определенные трудности создают большой размер альта, большая толщина струн, тяжёлый смычок. Эти особенности инструмента провоцируют на излишне плотное ведение смычка за счет давления на смычок кисти, пальцев и предплечья правой руки. Результатом является, как правило, форсированное звучание, связанное со стремлением студента добиться большего звука, чем обладает инструмент. В начале совсем не обязательно стремится к большому объему звука. Должно пройти определенное время, прежде чем обучающийся научится слышать естественное звучание и тембр инструмента.

Поскольку альтовый смычок тяжелее  скрипичного, полезно ощутить вес смычка при помощи упражнения без инструмента: держать смычок вертикально, попеременно опускать его то влево, то вправо за счет кисти, при возвращении смычка в вертикальное положение ощущается роль всех пальцев на смычке, особенно мизинца.

Постановка правой руки альтиста идентична скрипичной, за исключением некоторых моментов. Наиболее рациональным положением пальцев на смычке, обеспечивающим свободу движений правой руки, представляется следующее. Указательный палец лежит на трости смычка между первым и вторым суставами, мизинец своей подушечкой сверху лежит на трости. Средние пальцы, как правило, несколько глубже, чем на скрипке, естественно охватывают трость. Большой палец своим краем легко касается трости напротив средних пальцев. Могут возникнуть пережатие трости указательным пальцем. Этого можно избежать, если во время игры контролировать напряжение, поднимая попеременно не только указательный палец, но и остальные пальцы по одному поочередно. Это упражнение помогает ощутить необходимость постоянного участия всех пальцев в игровом процессе.  

«Весовое» ощущение правой руки, как необходимое для качественного звукоизвлечения на струнно-смычковых инструментах, на альте достигнуть сложнее, чем на скрипке. Альт, в отличие от скрипки, менее совершенный инструмент в акустическом плане (это связано с размером корпуса). Ощущение веса руки вырабатывается постепенно. Для этого предлагается следующее упражнение: поднять руку со смычком и опустить смычок на струны,  проводя его от колодки до конца только за счет веса руки и смычка, почувствовать вес руки не только от плеча, но и как бы « от лопатки». Это упражнение выполнять на всех струнах, в различных позициях и на гаммах.

У студентов  могут теряться, отработанные уже на скрипке, ощущения веса руки при смене смычка в конце и у колодочки. Здесь необходимо обращать внимание на ощущения плеча при еле заметном «фингерштрихе». При смене смычка не меняется поворот кисти и чуть ослабляется нажим смычка.

В связи с тем, что альтовые смычок и тяжелее и немного длиннее скрипичного, возникает еще один момент, на который необходимо обращать внимание – распределение смычка. Распределение смычка тесно связано с такими средствами выразительности как нюансировка и фразировка, а  также имеет большое значение для достижения ровности звучания. Типичным недостатком является игра неполной лентой смычка. Причина может заключаться в  скованности плеча и предплечья, вследствие которого, локоть раскрывается не полностью, что необходимо для игры альтовым смычком. При игре штриха legato возникают погрешности в распределении смычка на каждую ноту: вначале идет чрезмерная «экономия» смычка с последующим «наверстыванием» и наоборот – активное начало с «задыхающимся» окончанием.

3. Исполнение разнохарактерных пьес, стараясь выполнить все отработанные на инструктивном материале игровые приемы, характерные для альта. Выразительное исполнение кантилены, прежде всего, связано с приемами игры правой руки.

4. Повторение и перечисление всех особенностей альтового исполнительства, связанные со строением инструмента.

Задание на дом: продолжать учить пьесы с учетом специфики альтового исполнительства.

Результат: По окончании урока студентка Семкина А. должна лучше понимать специфику альтового исполнительства. Знать сходства и различия скрипичных и альтовых исполнительских приемов и уметь применить их на практике, изучая альтовые произведения самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока 1. Вождение трактора - Т-150 К. (Урок 1).

Материал предназначен для подготовки трактористов машинистов широкого профиля. Рекомендую примерный план урока для проведения занятий по вождению трактора Т-150-К. Данный материал полезно для  ма...

План урока. Тема урока: "Назначение и устройство токарно-винторезного станка"

Тема урока: Назначение и устройство токарно-винторезного станка....

План урока по дисциплине «Электропривод» Тема урока: Регулирование скорости электропривода с помощью системы УВ-Д «Управляемый выпрямитель-двигатель»

Урок  по дисциплине «Электропривод»,  тема:  Регулирование  скорости  электропривода   с  помощью  системы УВ-Д  «Управляемый  выпрямитель...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

План урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...

План урока по теме 5.4 Разработка бизнес-плана дисциплина Основы экономики

Приводится технологическая карта к практическому занятию....