Программа факультатива «Ямал – мой край родной»
материал на тему

Мухминова Исенгуль Пиктимировна

Авторская образовательная программа внеурочной  деятельности общеинтеллектуального  направления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yamal_-_moy_kray_rodnoy.docx353.9 КБ
Файл obosnovanie_napisaniya_programmy.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа факультатива

 «Ямал – мой край  родной»

Авторская образовательная программа внеурочной  деятельности общеинтеллектуального  направления

http://www.fertoing.ru/uploads/karsk_exp/end/2.jpg    Карские экспедиции.  Пароход «Марина   Раскова»

Возраст учащихся 7 – 18 лет                                                  

Срок  реализации –  4 года – 6 лет

Автор-составитель:  Мухминова                                                                                        Исенгуль    Пиктимировна                                                                              учитель  специальных (коррекционных) классов VIIIвида  

МБОУ СОШ №3,   г. Салехард

             (найдена  5 мая  2008г., Карское море)          

     (Гибель  Конвоя  БД-5, 1944г.  Мы помним вас!)

Салехард

2016

                       

        

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/sf448cd193eca0417/image/i06595a0e934d0032/version/1394088442/image.jpg

              Любовь к родному краю, к природе,  знание его

              истории и культуры – основа, на которой и  

              может   осуществляться рост  духовной   культуры      

                                           всего общества»            

                                                   

                     

 Школьное краеведение - важный фактор патриотического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся. Краеведение открывает новый взгляд на мир, опираясь на события, вещи, явления близкие, с детства знакомые.

Любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает у людей само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

Как соединяется прошлое с будущим, возвышенное с земным? Решать эти вопросы должен каждый учитель, если хочет найти живой отклик в сердцах своих воспитанников

                                                                    Лихачев   Дмитрий  Сергеевич   

                                           выдающийся русский филологкультурологискусствовед 

                   

Содержание

Пояснительная записка             4

Содержание  факультатива  «Ямал – мой край  родной»  2- 4 классы  (34 часов)         13

Содержание факультатива   «Ямал – мой край  родной» 5 - 6 классы  (34 часов)           14

Содержание  факультатива  «Ямал – мой  край  родной» 7 - 8  классы (34 часа)          18

Содержание факультатива   «Ямал – мой край  родной » 9 - 11  классы (34 час.)         21

Список литературы:                                                                                                              25

Приложение 1                                                                                                                       27  Научные  консультанты  для учащихся                                                                                                      

Приложение 2        28

Примерные темы  научно-исследовательских работ по факультативу:

«Ямал – мой  край  родной»  для 2 - 4 классов

Примерные темы  научно-исследовательских работ по факультативу:

«Ямал – мой  край  родной»  для 5 - 6 классов

Примерные темы  научно-исследовательских работ по факультативу

«Ямал – мой  край  родной»  для 7 - 8 классов

Примерные темы  научно-исследовательских работ по факультативу:

«Ямал – мой  край  родной»  для 9 - 11 классов

Приложение 3                                                                                                                       31

Писатели – члены Ямало – Ненецкой   региональной  общественной организации

«Литератор Ямала»

Приложение 4

Художники, мастера прикладного искусства ЯНАО                                                        34

Приложение 5

Материально-техническое обеспечение                                                                             35

Приложение 6

Особенности реализации факультатива  «Ямал – мой край родной                                36

для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

                                                                                     

                               

Пояснительная записка

Программа по краеведению призвана изложить содержание  – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Программа составлена  в  соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и  Всероссийского  базисного учебного плана, на основе «Патриотического воспитания граждан Ямало- Ненецкого автономного округа на  2016 – 2017 гг.». Программа конкретизирует содержание блоков  занятий, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам  и последовательность их изучения - отражает географические  и сторические аспекты изучения Ямало-Ненецкого автономного округа  и местности проживания с момента возникновения до  начала  XХI века.

Программа рассчитана  для учащихся  2-4-х,  5-6-х, 7-8-х, 9-11-х классов общеобразовательной  школы на 34 часа (теория, практические  занятия, экскурсии, мастер-классы, походы)  и 34 часа на самостоятельную  работу с руководителем и научными консультантами. За учебный  год - 68 час.

Форма работы: групповая, в парах, индивидуальная.

Программа выполняет две основные функции:

- информационно - методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного внеурочного факультатива;

- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса факультатива «Ямал – мой  край родной», формированию ключевых компетенций.

Программа  включает  пять  разделов:

а) пояснительная записка;

б) основное содержание и рекомендуемая последовательность разделов с примерным распределением учебных часов по разделам факультатива;

в) список научных  консультантов   для учащихся  (в настоящей работе  даны названия  учреждений);

г) примерные темы научно - исследовательских  работ  по  краеведению, экологии, этнографии и  историко - краеведению для учащихся 2 - 4, 5 - 6, 7 - 8, 9 - 11-х классов.

д) список рекомендуемой литературы.

Общая структура   краеведческого  факультатива   представлена в виде связки:

Программы

Темы, раскрывающие положения   программы.

Краеведческие элементы:

-термины;

-понятия;

- определения;

-тенденции;

-процессы;

-

явления;

-факты;

-объекты;

-персоналии.

Практические занятия:

-мастер-классы;

-тренинги;                                                              

-диспуты;                                                                                                    

-

ззащита  проектов;

-занятия в архивах.

Учеба:

 -волонтеров;

 -гидов по литературным местам  г. Салехарда, пос. Горнокнязевск;

Экскурсии:

 -г.Салехард;

 -г. Лабытнанги  (выезд);

-этнический поселок Горнокнязевск  (выезд);

-краеведческий  музей поселка Аксарка  (выезд);

-краеведческий музей  МБОУ СОШ №1 г. Салехарда;

-краеведческий музей  МБОУ СОШ №2 г. Салехарда;

-краеведческий музей  МБОУ СОШ №6 г. Салехарда;

-краеведческий музей  многопрофильного колледжа  г. Салехарда;

-музей  минералов (г. Салехард).

Походы выходного дня с целью:

-составления  маршрутной ленты;

-умение поставить палатку, разбить бивак;

-описания растительного  и животного мира  зоны тундры, лесотундры;

-преодоления  туристической полосы;

-составление плана  местности;

-ориентирования  на местности;

-применения знаний  и умений по технике безопасности в походе  (первая доврачебная помощь при ушибах, вывихах, отравлениях).

 Праздники народов Севера Ямала  (ознакомление, обсуждение): 

1.День оленевода – Одаривание небесного Бога-Грома (ненцы, ханты, коми, селькупы);

2. Проводы  Лебедя (ханты);

3. Медвежий  праздник (ханты,  манси, коми);

4. Медвежьи игрища – Якты хот (сакральное, обрядовое, закрытое  мероприятие, попасть  очень сложно.  Проводится 1 раз в семь лет (ханты, манси);

5. Вороний  день – Ворна  хатл (ненцы, ханты, коми);

6. Лосиный праздник  (ханты);

7. Праздник  Водяного царя  - Виткуля (ханты, манси);

8. «Ван   Рутат», или «Близкие родственники» (ханты, коми);

9. Сабантуй- праздник тюркских народов (здесь: сибирские  татары);

10. Курбан  - Байрам - праздник тюркских народов (здесь: сибирские  татары);

11. Ураза – Байрам - праздник тюркских народов (здесь: сибирские  татары);

12. Рамадан - праздник тюркских народов (здесь: сибирские  татары).

Национальные  русские  праздники (ознакомление, обсуждение): 

1.  Коляда (зимой);

2.  Святки  (зимой);

3.  Крещенский  сочельник (весной);  

4.  Красная Горка  (весна)

5.  Масленица (весной);

6.  Вербная неделя (весной);

7.  Чистый понедельник (весной);

9.  Страстная неделя (весной);

10. Пасха (весной);

11. Троица (весной);

12. День Петра и Февронии (летом);

13. Ивана Купала (летом);

14. Яблочный спас (летом);

15. Медовый  спас (осенью);

16. Ильин день (летом);

17. Семен  Летопроводец (осенью);

18. Покров день (осенью);

Мастер-классы:

1.ОЦНК г. Салехард

Уроки фольклора в рамках культурно- образовательного проекта, направленного на популяризацию фольклора народов Севера «Уроки фольклора: живые мотивы северной земли» (7 мероприятий);

2. ГБУ ЯНАО «Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа»

 Лекторий по русскому языку «Говорим правильно по-русски»;

3.  ГБУ ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского»

 Выставка «Мангазея. 400 лет легенды»;

4.ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

«Что  лежит  в основе узоров народов Севера Ямала»

5. ГБУ ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского»;

 Выставка в рамках проекта «Ямал многоликий» – Культура коми, ханты, ненцев, селькупов, сибирских  татар;  

Выставка «Земля Ямала. Полярный круг человечества» (к 85-летию Ямало-Ненецкого автономного округа);

 6.ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

Обзор  творчества ямальских художников;

Проведение мастер-классов студии детского Арт- декоративно-прикладного искусства;

7. ОЦНК г. Салехард

Творческий проект «Мир без одиночества»: тематические заседания клуба старожилов города Салехард «Обдорские посиделки»;

В рамках культурно-просветительского проекта «Салават Купере» (Радуга), направленного на знакомство детей с праздничной культурой тюркских народов: театрализованная познавательно-игровая программа, посвященная народному празднику «День гусиного пера»;

8.ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

Выставка творческих работ сотрудников Окружного Дома ремёсел;

9. ОЦНК г. Салехард

Уроки фольклора в рамках культурно- образовательного проекта «В гостях у сказки», направленного на сохранение и популяризацию славянской культуры;

10. ОЦНК г. Салехард

 Этнофестиваль «Душа тундры»;

12. ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

Мастер-класс "Изготовление сувениров.

Чехол под сотовый телефон";

13.ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

Мастер-класс "Гравюра. Графика «Животные севера»;

14. ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

Мастер-класс "Лепка из глины «Большая рыба»

15. ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

 Мастер-класс "Гравюра. Графика «Животные севера»;

16. ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

 Мастер-класс "Изготовление сувениров. Сувенир «Игольница»;

17. ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

Мастер-класс "Художественная резьба по кости;

18.  ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

Мастер-класс "Гравюра. Графика «Белый медведь»; 

19. ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

Мастер-класс "Художественная резьба по кости. Сувенир  «Сова»;

20. ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

Мастер-класс "Гравюра. Графика «Животные севера»;

Ученическая  краеведческая конференция

Тематика конференций определяется проблемами региона  или направлениями исследовательской деятельности учащихся.

Краеведческие   олимпиады   городские, окружные

Цели краеведческой олимпиады – выявить одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать развитию интереса к предмету. В  1-ом туре олимпиады должны принять участие все желающие школьники. Формы проведения предметной олимпиады могут быть разнообразны и различны для каждой возрастной группы участников. Такими формами могут быть: викторина, тестовые задания, мини - сочинения, ответы на задания вопросника и др.

Краеведческие  вечера

Цель краеведческих вечеров  – развитие интереса к предмету, своему краю. Содержание "Краеведческих вечеров" может быть самым разным:- встречи с интересными людьми (ветеранами войны и производства, долгожителями региона, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами  СМИ, сотрудниками органов власти и правопорядка и др.)
- рассказ о работе школьного краеведческого объединения учащихся, музея образовательного учреждения
- тематические беседы  ("Кухня нашего края", "Мода нашего края", "Литературный край" и т.п.)
- проблемные вечера (обсуждение конкретных проблем региона)
- семейные вечера (встреча с семьями старожилов региона)
- музыкальные вечера и др.

Во время подготовки вечера, учителям  необходимо определить интересную конкретной возрастной группе учащихся тему, провести мотивацию участников, пригласить гостей; подготовить объявление о проведении вечера.

Выставки

Цель проведения выставок – развитие интереса учащихся к родному краю, развитие творческих способностей учащихся. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, компьютерные произведения, учебные пособия и другие изделия, созданные участниками.

На подготовительном этапе учителю необходимо определить: цель, тематику, вид (виды) экспонатов, время и место проведения выставки; критерии оценки работ (если выставка конкурсная); состав участников. Положение о выставке должно быть доведено до всех учеников школы. Тематика выставки может охватывать любые стороны жизни  региона. Темами выставки могут быть:

- Мой любимый уголок города - это…
- Моя малая родина –  …   
- Контрасты нашего края….
- Скульптурные  (архитектурные, природные и др.) памятники города, ЯНАО
- Люди нашего края….
- Наш край в будущем – это …

Все обозначенные  темы   способствует   воспитанию граждан  Ямало-Ненецкого автономного округа. Содержания разделов  рассматриваются на каждой ступени обучения в представленной полноте объема (по мере их хронологического проявления), но с различной глубиной и детализацией, в зависимости от возраста учащихся. Составляющие каждого компонента рассматриваются в динамике (в историческом аспекте – развитие, а не только состояние на момент изучения). Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края (региона), города, села, рачительных хозяев;

- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.

Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов:

- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (культура  народов Ямала, география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве соотношения  Ямало –Ненецкого автономного округа  как части географического и исторического целого и как части субъекта Российской Федерации — УрФО);

- обращение к реалиям повседневной жизни  ямальцев, решение воспитательных и образовательных задач  семинара  с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

В организации:

- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения - гор, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.; опора на богатейшие возможности преподавания краеведения при использовании социокультурного пространства  Ямало-Ненецкого автономного округа;

- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа,  мультимедийных технологий, мастер-классов, работа с историческими документами ;

 -вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

Цель:

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные  задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ямало-Ненецкого автономного округа  как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности,  поликонфессиональности  и  поликультурности региона;

- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории  округа через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников, архивы Ямало-Ненецкого округа;

- изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции  городской  и Национальной  библиотеки ЯНАО,  Центра  национальных культур ЯНАО,   конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

Для обязательного изучения учебного факультатива «Ямал – мой  край родной» на этапе основного общего образования во 2-4  классах, в 5-6-х классах,  в 7- 8-х  и 9-11-х классах по 68 часов  в год из расчета 2  учебного часа в неделю;

При этом образовательное учреждение по собственной инициативе вправе дополнить этот лимит учебного времени за счет элективных курсов и занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, предлагаемые в разделе «Практические работы»,  «Походы  выходного дня» экскурсии, мастер-классы  проводятся во внеурочное время.


Предполагаемые   результаты обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического,  личностно-ориентированного,  деятельностного и практико-ориентированного подходов:  овладение учащимися способами интеллектуальной,  в том числе учебной  и практической деятельности, ключевыми  компетенциями,  востребованными в повседневной жизни и позволяющими   эффективно  ориентироваться в современном мире, значимыми   для развития   личности и  ее социокультурной   позиции.

Это предполагает:

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных  краеведческих данных;

- применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической жизни.

Содержание факультатива

«»Ямал – мой край  родной»

2-4 классы (34 часов)

Тема 1. Школа юного краеведа.

 Вводный урок. Что изучает краеведение.        

Введение в историю родного края.

Тема 2.

Ямало-Ненецкий автономный округ  – субъект Российской Федерации.

Официальные символы Ямало-ненецкого  автономного округа: герб, гимн, флаг.

Тема3.

История  муниципальной бюджетной общеобразовательной  средней школы №3 г. Салехарда  ЯНАО.

Тема 4.

 «Старые фотографии рассказали». Урок-конференция по материалам семейных архивов.

Тема 5. 

История родного края, её отражение в экспозициях музейно-выставочного комплекса.

Экскурсия в  Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского.  

Практическая работа

-Что такое государственный архив. Назначение  архива.

Работа в архивном фонде (Департамент культуры ЯНАО. ГБУ  ЯНАО «Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского». Архивные документы. Ознакомление с архивами, с работой  с документами в архивах);  

 -Конкурс плакатов «Берегите природу!».

 -«Фотоохота». Фотоальбомы местных растений и животных.

 -Мастер-классы «Игрушки народов Севера Ямала»

-Просмотр видеосюжетов о технике и тактике индивидуального и группового преодоления естественных препятствий.

Походы  выходного дня:

-Отработка индивидуальной и групповой техники и тактики передвижения (спуски, подъемы и траверсы склонов местности).

-Отработка практических умений и навыков преодоления препятствий (канав, завалов, оврагов и др.). Переправа через заболоченные участки, болото по кочкам, по кладям с наведением (жерди). Подъем, траверс и спуск со склонов с самостраховкой альпенштоком.

-Переправа через реки (ручьи) вброд различными способами.

Работа  с научным консультантом (Приложение 1) - 34 часа  

(Темы даны  по выбору в приложении 2)

Учащиеся  должны уметь:

-работать с  хронологией (соотносить даты событий отечественной истории с веком;

-определять последовательность и длительность важнейших событий истории  ЯНАО);

- работать с историческим источником,  отвечать на вопросы исследования, опираясь на текст исторического документа;

- научиться  использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях;

рассказывать о важнейших исторических событиях, показывая знание необходимых фактов, дат;

-объяснять  исторические факт и явления;  выявлять существенные черты исторических процессов;  

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание факультатива

«Ямал – мой край  родной»

5 - 6 классы (34 часов)

Тема 1. 

Введение в историю родного края (Ямало-Ненецкого автономного округа). Первобытное общество на территории среднего Ямала.

Древние люди  Усть-Полуйской культуры.

Тема 2.

Источники краеведческих знаний.

История школы №3.

Знаменитые люди  города. Местные краеведы (встреча с Липатовой Людмилой Фёдоровной).

Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике (встреча с Кукевичем Юрием Андреевичем) .

Тема 3.

ЯНАО  как часть региона и страны.

Соотношение территории и границ Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа и  Тюменской  области. Географическое положение  Ямало-Ненецкого автономного округа  на северо-востоке  России, стыке двух частей света, природных областей. Обелиск «Европа – Азия».

 Географическое положение  Ямало-Ненецкого автономного округа. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц.

Тема 4.

Официальные символы  Ямало-Ненецкого автономного округа: герб, гимн, флаг.

 Символы  г. Салехарда.

Встречи с интересными людьми, интервью:

Беседа с представителями местных органов власти, общественных организаций и движений о проблемах местного самоуправления и благоустройства.

Тема 5.

 Практические  занятия

 Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района (города, села) за последние десятилетия (встреча  с Р. Бекшеневым - художником).

Беседа с учителями-ветеранами, выпускниками  об истории  МБОУ СОШ № №3 г. Салехарда.

Беседа с родителями и родственниками о семейных реликвиях (встреча с династией Данилкиных, в трех поколениях окончивших школу №3).

Экскурсии:

-Знаменитые географические пункты  Ямало-Ненецкого автономного округа: - обелиск «Европа – Азия», мост через р. Надым;

 -крайние южная, северная, западная и восточные точки;

-географический  центр Ямало-Ненецкого автономного округа;

-Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского . Источники по изучению родного края.

Практические работы:

-Обозначение на контурной карте природных и административных границ Ямало-Ненецкого автономного и Ханты-Мансийского автономного округов  и  Тюменской  области, своего района (города, села).

-Определение протяженности  Тюменской области  с севера на юг и с запада на восток.

- Составление фотоальбома, видеофильма, краеведческие рассказы о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.

-«Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

-Конкурс  «Памятка  «Как вести себя лесу».

 -«Фотоохота». Фотоальбомы  о редких животных Ямала.

-Мастер-классы. «Национальные  узоры народов Севера Ямала»

Походы  выходного дня:

-Переправа через болото по кочкам; по гати, по кладям с наведением (жерди); подъем, траверс, спуск по склону с самостраховкой альпенштоком; переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»;

-Туристские узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с помощью «маятника», переправа по бревну с наведенными перилами, по качающемуся бревну, спуск по склону с наведением и снятием перил, подъем по склону с наведением и снятием перил; переправа по бревну с наведением и снятием перил, через ручей (реку) вброд с использованием шеста, переправа через ручей (реку) вброд с наведением и снятием перил.

-Игра «Покорение Эвереста» - альпинизм на горизонтальной плоскости (с организацией работы в связке с осуществлением взаимной страховки и самостраховки).

Работа  с научным консультантом  (Приложение 1) -  34 часа  

(Темы даны  по выбору в приложении и 2)

Учащиеся  должны уметь:

-работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории  ЯНАО);

- работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);

- описывать исторические события и памятники культуры ( рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала,

- объяснять, оценивать исторические факт и явления ( соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов , явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории  ЯНАО);

- понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;

- высказывать  свое  отношение  к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте жителей  ЯНАО

- использовать знания о традициях народов Крайнего Севера ЯНАО  в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание факультатива

 «Ямал – мой  край  родной»

7 - 8  классы (34 часа)

Тема 1.

Исчезнувшие сёла и поселки Ямала.

Тема 2.

работа «История родного края»

Тема 3.

 Обучающая исследовательская работа « Воспоминание о периоде коллективизации в нашем районе (городе, селе)».

Тема 4.

Обучающая исследовательская работа «Культура моего народа»

Обучающая исследовательская работа «Неизвестные страницы моей малой Родины»

Тема 5.  Встречи с интересными людьми, интервью:

Беседа с местными старожилами о приметах, изменениях в климате, редких и катастрофических погодных явления.

Беседа с врачом, спортсменом-туристом или специалистом МЧС о влиянии местного климата на здоровье человека и мерах безопасности при неблагоприятных погодных явлениях.

 Беседа с представителями местных экологических организаций и общественных движений о природоохранительных мероприятиях в районе (городе, селе).

 Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками об интересных растениях, повадках животных  ЯНАО.

 Беседа с местными мастерами об использовании лесных ресурсов. Изделия из бересты и лыка, резьба по дереву пос. Аксарка, Кутопьюган,  Мужи.

Тема 4. Легенды, предания (по выбору: ненцев, ханты,  селькупов, коми, сибирских татар).

Экскурсии:

 Музей краеведения  Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского  (картинная галерея, фотовыставка).

Местные пейзажи в разные времена года (ГБУК  ЯНАО «Окружной дом ремесел».

Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных (Городская станция юных натуралистов).

Местные растения и животные (Городская станция юных натуралистов)..

Школьный (краеведческий) музей. Экскурсия.

Практические занятия:

 «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных гор (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

История родного края в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Конкурс плакатов, рисунков,  посвященным  годовщине  гибели  Конвоя БД-5

(5 мая)  «Мы помним!» (1941-1945гг.)

«Фотоохота». Фотоальбомы, посвященные  национальным видам спорта  народов Севера Ямала.

Мастер-класс. Резьба по дереву.

Походы  выходного дня:

«Школа  выживания  в полевых  условиях».

Работа  с научным консультантом  (Приложение 1)  - 34 часа  

(Темы даны  по выбору в приложении 2)

Учащиеся  должны уметь:

-работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории  ЯНАО);

- работать с историческим источником,  отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа;

- работать с исторической картой (показывать на картах России территории расселения народов  ЯНАО);

- описывать исторические события и памятники культуры

-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников - использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);

- анализировать, объяснять, оценивать исторические факт и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории  ЯНАО);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;

- высказывать  вое   отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте жителей  ЯНАО

- использовать знания о традициях народов Крайнего Севера ЯНАО  в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание факультатива

«Ямал – мой край  родной »

9-11  классы  (34 час.)

Тема 1.

 Исторические последствия завоевания русскими  казаками территорий малых народов Севера (ненцы, ханты, селькупы).

Организация административного и военного управления Обдорского края.

Тема 2.

 Основные группы населения: занятия и положения.

Обдорский  край  в составе Российской империи.

 Христианизация населения  Обдорского края  в XIХ в.

 Восстание  Ваули Пиеттомина .

Тема 3.

 Переселения в пореформенное время. 

Экономика и культура. Ссыльные. 

Тема 6. 

Корабли конвоя БД-5. Трагедия августа 1944-го  (годовщина 5мая).

Тема 7.

 Заочное  путешествие.

 «Путешествие по зимникам Ямала в поисках следов сталинских строек №501 и №503-«Мертвой  дороги»

Тема 8. 

Создание Ямало-Ненецкого автономного округа.

Тема 9. 

Ямал  глазами  иностранцев.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с краеведами  о родном крае.

2. Беседа с мастерами  о  народных   промыслах народов Севера Ямала. Изделия из дерева и бересты, резьба по кости, дереву.

3. Беседа с местными старожилами о местных источниках и водоёмах или специалистом МЧС о местных водоёмах и правилах безопасного поведения в разные времена года.

Экскурсии:

1. Картинная галерея (фотовыставка). Местные пейзажи. Музеи в городах Салехарде, Новом Уренгое, Ноябрьске, Тарко-Сале.

2. Окружной Центр национальных культур России.

3. Экскурсия в музей  поэта  Л.В. Лапцуя г. Салехарда.

4. Экскурсия в музей писателя  Р.П. Ругина  г. Салехарда.

5.Экскурсия в краеведческий музей села Аксарка  Приуральского  района ЯНАО.

6.Работа  в архивном фонде  (Департамент культуры ЯНАО. ГБУ  ЯНАО «Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского». Архивные документы. Работа  с документами в архивах)    по материалам  газеты  «Красный Север»:

1.Обдорский край  в годы гражданской войны

2. Коллективизация в Обдорском крае

3. Наша область в годы Великой Отечественной войны

4. Развитие народного хозяйства в послевоенное время

Практические занятия:

-Зачем  существуют  архивы.

-Самые большие  архивы: Российский  государственный архив древних актов

(РГАДА),  Российский государственный исторический  архив (РГИА),  Государственный архив РФ (ГАРФ), Российский  государственный  военно-исторический архив (РГВИА),  Российский  государственный  архив  новейшей истории (РГАНИ);

-Архивные  документы.

-О чем и как можно попросить архив.

-Что сделают для вас архивы бесплатно и что  платно.

-Что хранится  в архивах.

-Как можно  получить ответ.

-Что можно  и что  нельзя.

-Что делать, если документов нет.

-Как найти человека, который поможет  вам в поисках

-Самостоятельная  работа с документами  в архивах

-Мастер-класс. Резьба по кости.

- «Школа  волонтеров»  (Ямалтур)

-Подготовка экскурсоводов по г. Салехарду»  (Ямалтур).

-Подготовка экскурсоводов. Этнический поселок  Горнокнязевск.   (Ямалтур)

Походы  выходного дня:

«Школа  выживания  в полевых  условиях»

Работа  с научным консультантом по выбору:

1. История коллективизации  Обдорского края

2. Летопись родного края. История  г.Салехарда

3. г. Салехард. Былое и настоящее (публикация в газете «Красный Север»)

4. Исследовательские работы « Моя малая родина  в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

5. Исследовательские работы «Воспоминания участников  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. »

6.Северный морской путь в годы  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

7. Ямальцы - Герои Советского Союза.

8. Судьба воина — афганца.

9. Ямальцы — участники боевых действий в Чечне.

10. История моей семьи.

Экскурсия в краеведческий музей города Салехарда

Работа  с научным консультантом (Приложение 1) - 34 часа  

(Темы даны  по выбору в приложении 2)

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате занятий по краеведению  учащиеся  должны  знать:

-основные виды исторических источников;

-основные этапы и ключевые события истории  Ямало-Ненецкого автономного округа,  выдающихся деятелей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития  Тюменской области, ЯНАО;

Учащиеся  должны уметь:

-работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории  ЯНАО);

- работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);

- работать с исторической картой (показывать на картах России территории расселения народов  ЯНАО);

- описывать исторические события и памятники культуры ( рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников ; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);

- анализировать, объяснять, оценивать исторические факт и явления ( соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов , явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе исторического материала причины и следствия важнейших исторических событий);

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории  ЯНАО);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;

- высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте жителей  ЯНАО

- использовать знания о традициях народов Крайнего Севера ЯНАО  в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Список литературы:

1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. -М.: ЦДЮТиК, 2002.

2.Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе.-М., 1997.

3. Галактионова Л. Флора и фауна округа //Правда Севера, 2003. – 15 июня. – С.  2004.368 С. 

4.Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. - 2-е изд., испр., доп. и перераб. - М: ЭКСМО-Пресс, 2000.

5. Лезова С.В. Жилище северных селькупов.//Экспериментальная археология.Тобольск,1991, вып.1

6.Голицина Н.С. Организация краеведо-туристской деятельности старших  школьников. - М., 1992.

7. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов.М.,1998

8. Мещерякова А. Экологическая обстановка на Ямале в цифрах и фактах //Красный Север, 2004. – 12 апр. – С. 2. 

П. Соколова  З.П.. Культ животных в религиях. Изд.  "Наука" - М., 1972  

9. Пелих Г.И.Происхождение селькупов. Томск, 1972

10. Перевалова Е.В. Этническая история северных ханты (обдорско-куноватская группа) в 17-начале 20 вв.  Канд. дис. Екатеринбург. 

11.Панфилов A.M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции: Вопросы безопасности. -М., 1997.

12.Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1997.

13.Психология личности: Тесты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

14.Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с
польск. -М.: Физкультура и спорт, 1998.

15.Чернецов В. Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем.

16. Хомич Л.В. Ненцы.-М.-Л.1966.

17. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев. 

18.Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма: Метод, рекомендации: «Как не стать жертвой несчастного случая». -М., 1992.

19.Энциклопедия туриста. -М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

20. Ямал:  Энциклопедия  Ямало-Ненецкого автономного округа, Т.1.Тюмень:Издательство Тюменского государственного университета,

21.Ямал – грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия.

22. Всемирная география. http://www.wgeo.ru

23. www.world-gazetteer.com

24.http://культураямала.рф,  www.cultura-yamala.ru

25.Web-Сайт администрации г. Новый Уренгой. Флора и фауна.

26. Север – пресс [Электронный ресурс]. URL: http://www.sever-press.ru/yanao/ 7

27.VKO   КЛУБ [Электронный ресурс] // Новости туризма. URL: http://www.vkoclub.ru/

28. Заповедники. Заказники. [Электрон ный ресурс] // Region-ЯМАЛ. URL: http://www.region-yamal.ru/

29. Знакомство с Ямалом [Электронный ресурс]. URL: http://www.yamaltour.ru/

30.http://www.vgd.ru/generes.htm

31. http://ru.indeed.com Исторический-Архив

32. http://gosarhivyanao.ru/

33. http://www. SurWiki: Портал сообщества

34.Электронная энциклопедия "Югра"

Приложение 1

Научные  консультанты

1.  Департамент культуры ЯНАО.  Ямало-Ненецкий Региональный  Центр доступа к ресурсам президентской  библиотеки имени Б.Н. Ельцина   (г.Санкт-Петербург).

2.  ГБУ ЯНАО «Окружной дом ремесел»

3.  Служба по делам архивов ЯНАО.

4.  ГКУ «Центр развития внешних связей ЯНАО».

5.  МБУК «Централизованная библиотечная  система» города  Салехарда по библиотечной  работе.

6.  Центр детского творчества «Надежда», г.Салехард. 

7. Липатова  Л.Ф.   Краевед. Публицист. Писатель.

8.  ГБУ ЯНАО» Музей-квартира ненецкого поэта  Л.В. Лапцуя».-

ГБУ  ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени

И.С. Шемановского».    

9.  Департамент культуры ЯНАО. ГБУ  ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского». Отдел  архивных  документов.  

10.  ГБУ  ЯНАО «Ямалтур».

11   МБУК «Централизованная библиотечная  система» города  Салехарда.  Историко-краеведческий отдел. «Музей-квартира  хантыйского писателя  Р. П. Ругина».

12.  Шамрай  Н. Н.  Краевед.  Народный травник.

13.  ГКУ ЯНАО «Научный  центр изучения Арктики».

14.   Городская  общественная организация   обдорских   краеведов  «Родник».

Приложение 2

Примерные темы  научно-исследовательских работ по факультативу:

«Ямал – мой  край  родной»

2 – 4 классы

Раздел: Краеведение

1.   1.Улицы моего микрорайона

2.   2.Почему так называется улица, на которой я живу.

3.   3.Почему мы говорим: трудолюбив,  как пчелка!

Раздел: Экология

  1.  1.Как животные адаптируются к суровым условиям  зиме  
  2.  ( на примере животных Ямала).  

2.   2.Мои наблюдения за оседлыми  птицами города  зимой.

3.   3.Кто живет у нас в заполярном  лесу?

4.   4.Удивительное царство грибов  ямальской тундры.

5.   5.Мое здоровье принадлежит только мне.

6.   6.Я - велосипедист.

Раздел:   Этнография

1.   1.Моя семья  в истории Ямала.

2.   2.Профессии  моих родителей.

3.   3.Традиции в моей  семье.

Раздел: Историко-краеведение

1.   1.Что рассказала   старинная фотография моей семьи.

2.   2.Достопримечательности  нашего города.

3.   3.Дети школ города Салехарда  в годы войны 1941-1945гг.

4.   4.Зачем  существуют архивы?

5.Зачем нужно знать историю конвоя БД-5?

Примерные темы  научно-исследовательских работ по факультативу:

«Ямал – мой  край   родной»

5 – 6  классы

Раздел: Краеведение

1.   Роль экскурсий в развитии познавательного интереса на уроках географии.

2.   Сказка – ложь, да в ней  намек.  Исследование ненецких народных сказок.

3.   По тропинкам  сказок  Юрия  Афанасьева (ямальский детский писатель).

4.   О чём говорят камни Полярного  Ямала.

Раздел: Экология

1.   Лекарственные травянистые растения Ямала.

2.   Почему  исчезают из рек Ямала ценные промысловые рыбы: муксун, щекур, не  нельма?

3. Озеро Ярото  – памятник природы и хозяйственный объект.

4. Все на помощь  обскому  осетру!

5.  Бездомные животные - проблема каждого из нас.

6.  Мои  любимцы: комнатные  растения.

Раздел: Этнография

1. Как назовешь корабль - так он и поплывет. (Имя в жизни человека)

2.  Растения и животные в государственной символике городов Ямала.

3. Окружной Центр Культуры  народов  России  в  Салехарде.

4.  Что изменилось в жизни малых народов Севера Ямала (быт и речь) с приходом русских казаков?

5.  Народный костюм.  История  костюма  (по выбору учащегося: ненцев, ханты, коми, селькупов, сибирских татар).

6.  Традиции трапезы  малых народов Севера Ямала  (по выбору учащегося: ненцев, ханты, коми, селькупов, сибирских татар).

7.  Основные ценности  коренных  народов  Ямала (по выбору учащегося: ненцев, ханты, коми, селькупов, сибирских татар).

8.  Кто такие  легендарные  сихиртя?

Раздел: Историко - краеведение

1. Гости из древнего мира в моем городе. (Усть -Полуйское городище).

2. История советских  детей, вывезенных из блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в зеркале судьбы  …(судьба жительницы М. города Салехарда).

3. О чем  и как можно  попросить архив.

4.Памятные мероприятия «Карской экспедиции-2015г.»

Примерные темы  научно-исследовательских работ по факультативу:

«Ямал – мой  край   родной»

7 – 8  классы

Раздела:  Краеведение

1.  Бюджет и экономические проблемы рационального использования ресурсов в моей  семье.

2.  Ямал  глазами  иностранцев.

3. Златокипящая  Мангазея.

Раздел:  Экология

1. Здоровый образ жизни.

2. "Память" воды.

3. Классификация  цветковых растений Ямала.

4. Проблемы бездомных собак в городе (г. Салехард, г. Новый Уренгой, г. Лабытнанги, г. Ноябрьск, г. Муравленко) .

5. Почему надо беречь   реку Обь?

6. Сколько  газа  осталось в закромах недр Ямала?

7.Овцебык на Тюменском  Севере.

Раздел: Этнография

1. Происхождение фамилий  людей.

2. История  имен и фамилий  ненцев, ханты.

3. Литературный  туризм.  Составление туристического маршрута  «Литературные  места  г. Салехарда».

4. Медведь — главный символ в фольклоре северных народов.

5. Основные ценности коренных народов Ямала.

Раздел:  Историко-краеведение

1. Мои  замечательные  земляки - ямальцы.

2. Повседневная жизнь детей г. Салехарда  в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

3. Археологические памятники Ямала.

4. Мой род и Великая Отечественная война 1941-1945гг.

5. Пока память жива… (Карские экспедиции в годы 1941-1945гг.)

6. Золотые годы   Салехардского  рыбоконсервного комбината 60-89-е годы ХХ века.

7. Что  хранится  в  архивах?

Примерные темы  научно-исследовательских работ по теме:

«Ямал – мой  край родной»

9 –11   классы

Раздел: Краеведение

1.  Генеалогическое дерево моей семьи.

2. Исчезнувшие  деревни (на  примере какого-либо района ЯНАО).

Раздел: Экология

1. Исследование состава  водопроводной воды в жилищно-коммунальном хозяйстве  г. Салехарда  (других городов, поселков, сел Ямала)

2.  Рыбы  озер и рек Ямала.

3. Охранять природу - значит охранять мир.
4. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? (социальный проект).
5. Экология моего  района.

6.  Метеонаблюдения  (климатические аномалии)  в г. Салехарде.

7.  Речная система  реки  Обь.

8.  Зона экстремального проживания.

Раздел: Этнография

1. Откуда  пришли ненцы?

2.Почему  исчезают  северные народы?

3. Место г. Салехарда  среди  городов Ямала.

Раздел: Историко-краеведение

1. Ямальский  Север в составе Российской  империи. ХVIII  век.

2. Особенности христианизации коренных народов Крайнего Севера Ямала.

3. Военно-исторические  архивы  – сохранение связи между поколениями.

4. История конвоя БД-5. Трагедия в августе 1944.

5. Правовое обеспечение благотворительной деятельности   ямальского  детского фонда  «Ямине».

Приложение 3

Писатели – члены Ямало – Ненецкой региональной общественной организации «Литератор Ямала»

Неркаги Анна Павловна – писатель, общественный деятель, член Союза писателей СССР.

Лауреат Литературной премии им. Н.М. Чукмалдина (1996 год).

Лауреат Литературной премии Губернатора ЯНАО в номинации «Краеведение» (2014 год).

В марте 2015 года стала лауреатом Литературной премии Уральского федерального округа в номинации «Проза» за повесть «Молчащий».

В мае 2015 года становится лауреатом регионального этапа всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до двадцати лет «За нравственный подвиг учителя» (книга «Мудрые изречения ненецкого народа»).

В 2015 году Анна Павловна Неркаги Уральским федеральным университетом (г. Екатеринбург) номинирована на получение Нобелевской премии по литературе - за «Мифологизм прозы и страстное отстаивание культурной самобытности малого северного народа».

Автор четырёх книг прозы – «Анико из рода Ного», «Молчащий», «Мудрые изречения ненецкого народа», «Песнь Творцу».


Ругин Роман Прокопьевич – писатель, поэт, член Союза писателей СССР, лауреат литературной премии Союза писателей России (1988 год).

Большое внимание в своем творчестве Роман Прокопьевич уделяет мифологии народа ханты. Вышли в свет две его книги «Легенды и мифы народа ханты».

В 1996-1998 годах вышел трехтомник избранных произведений Р.П. Ругина. Отдельные стихи и проза ямальского автора переведены на финский, эстонский, французский, итальянский, венгерский, чешский, испанский, польский и английский языки.

В 2005 году вышла книга «Избранные стихи» Романа Ругина для школ Крайнего Севера, двухтомник «Их приворожил Север». Два его стихотворения вошли в антологию мировой поэзии.

Заслуженный деятель культуры Ямало-Ненецкого автономного округа, Почётный гражданин города Салехарда, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, лауреат литературной премии писателей России «За прозу последних лет» (1988 г.), Заслуженный работник культуры РФ (2001 г.).


Кукевич Юрий Андреевич – писатель, поэт, член Союза писателей России, председатель правления Ямало-Ненецкой РОО «Литератор Ямала», заслуженный работник культуры РФ.

Лауреат Всероссийской литературной премии им. Мамина-Сибиряка 2014 г. за книгу «Нищий неба».

Автор книг: «Нищий неба», «Непомненная душа», «Были-небыли». Литературные произведения Ю.Кукевича вошли в коллективные сборники, в Антологию ямальской литературы. 


Парфёнова Нина Владимировна – член Союза писателей России, сопредседатель правления ЯНРОО «Литератор Ямала», кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры ЯНАО.

Лауреат Всероссийской литературной премии им. Мамина-Сибиряка за вклад в развитие многонациональной литературы Ямала (2015 год).

Лауреат литературной премии Губернатора ЯНАО в номинации «Краеведение» за цикл документальных повестей (2015 год).

Автор книг «Осколки», «Женщина на корабле». Участник и редактор-составитель коллективных сборников «Женщина талантлива от Бога» (1, 2 тома), Антологии ямальской литературы, книги А.П. Неркаги «Песнь Творцу» и др.

В 2016 г. книга «Женщина на корабле» выдвинута Ассоциацией писателей Урала, Сибири и Поволжья на соискание литературной премии Уральского федерального округа.


Касаев Борис Михайлович – член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ, ветеран Севера, лауреат литературной премии им. Ивана Истомина, премии им. Николая Байбакова, Международной топливно-энергетической ассоциации.

Обладатель почётных званий: «Легенда Тюменской журналистики», «Легенда СМИ Ямала», «Золотое перо газовой промышленности». Награждён Золотой Есенинской медалью, почётными знаками «За заслуги перед профессиональным сообществом» и «ЯНАО-80»; победитель Всероссийского журналистского конкурса ПЕГАЗ, Всероссийского литературного конкурса «Факел».

Автор сборников северных рассказов: «Зоя из Уренгоя», «Невесомость любви», «Большая охота», «В тундре, близ Ямбурга», «Зегзица», «Брызги и дребезги»; книг публицистики: «Газовые океаны Ямбурга», «Газовый исполин Ямала» и «Новый Уренгой - газовая столица России», ряда сборников, написанных в соавторстве.

Автор-составитель альманахов «Светло от северных сияний», «Струною звонкой звенит полярный круг».


Ефремова Людмила Георгиевна – член Союза писателей России, в течение 25 лет бессменный руководитель литературного объединения «Надым». Автор 10 книг поэзии и прозы, многочисленных публикаций в СМИ города, района, округа, области, многих российских изданий.

За время руководства Людмилы Ефремовой литературным объединением «Надым» с 1992 по 2012 год 11 литераторов были приняты в профессиональный Союз писателей России.

В настоящее время исполняет обязанности ответственного секретаря Ямальского отделения Союза писателей России.

Член редколлегии альманаха «Врата Сибири» (г. Тюмень), журнала «Мир Севера» ( г. Москва).


Липатова Людмила Фёдоровна – член Союза писателей России, краевед, ветеран труда, ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа, Почетный гражданин города Салехарда, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Автор книг «Двадцатый век глазами обдорян», монографии «Дорогами кочевий» в двух томах, отражающей традиционную культуру, быт и хозяйство северных народов.

Благодаря ее усилиям подготовлены к изданию труды основателя музея И.С. Шемановского. Принимала участие в подготовке к изданию книги «Память», посвященной участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла Приуральского района и города Салехарда.

Принимала участие в работе с архивными материалами, составлении, написании книг «Сава луца» о М.М. Бродневе, «Зимогор», «Легенды и были древнего Обдорского края».

В настоящее время готовится к изданию книга «Дороги и судьбы» о 501 стройке.


Кожевников Пётр Матвеевич – писатель, поэт, автор шестнадцати книг: «Одинокие следы», «Белый магнит», «Музыка в снегах», «Диковинный след», «Миг зари» и др.

Написал две детские книги – «Горлица» и «Ягоды с горчинкой».

Регулярно печатается в районных и региональных периодических изданиях.

С 2000 г. является членом Международного Сообщества писательских союзов России, с 2004 г. членом-корреспондентом Академии Российской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина. Почетный член Российского Межрегионального Союза писателей Северо-Запада. Член Союза писателей России.

С 2008 г. - председатель правления Ямало-Ненецкой региональной общественной организации «Литератор Ямала».

За литературные достижения награжден Академической наградой «Золотая медаль Г. Р. Державина» и медалью им. А.С Пушкина «За сохранение традиций в литературе».


Цымбалистенко Наталия Васильевна - главный научный сотрудник ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», доктор филологических наук, почётный работник образования, ветеран труда.

Автор нескольких поэтических сборников, соавтор сценариев документальных фильмов, учебников о ямальской мифологии, фольклоре, литературе. Создаёт электронный фольклорный архив ЯНАО. Автор около 200 литературоведческих статей, изданных в России, Вьетнаме, Германии.

Преподаватель лекционных курсов: «Русская литература ХХ–ХХI веков», «Культура народов Ямала», «Литература народов Ямала», «Риторика», «Психолингвистика». Обладатель Гран-при конкурса «Поэтический мир женщины».

Отмечена грамотами Минобразования и науки РФ, департамента образования ЯНАО, Законодательного собрания ЯНАО.


Мартынов Валерий Андреевич – писатель, член Союза писателей России.

Лауреат литературной премии Губернатора ЯНАО 2012 года в номинации

Награждён многими почетными наградами, Почетной грамотой губернатора округа, медалью «За освоение и развитие недр Западной Сибири». Ветеран труда. Ветеран Ямала. Почётный гражданин города Надыма.

Публиковался в периодической печати, альманахах, коллективных сборниках. Автор книг прозы: «Близкие люди», «Фагоцит», «Черта», «Ворошить прошлое», «Свиль», «Единица делённая…», «Вопреки», «Стерва» и других.

Соискатель литературной премии им. П.П. Ершова. В настоящее время живет в городе Боровичи Новгородской области.


Лебедев Евгений Викторович – писатель, журналист.

Лауреат литературной премии Губернатора ЯНАО 2013 г. в номинации «Проза».

Жил и работал в Тарко-Сале, Салехарде. Автор более десяти книг – художественной и публицистической прозы, участник большого количества коллективных сборников.

В настоящее время готовится издание книги в серии «Избранные произведения ямальских писателей».

Приложение 4

Художники, мастера прикладного искусства ЯНАО

1.Лугинин Сергей Александрович – член Союза художников России (2005), председатель Союза художников Ямала (2007)     – проживает в г. Салехард

2. Любомская Инна Викторовна

3. Салиндер Юрий Хасованявич

4. Пташкина Светлана Николаевна

5. Самбуров Василий Михайлович -  проживает в г. Салехард

6. Серасхова Маина Ягиевна

7. Сотруев Анатолий Павлович       - проживает в г. Салехард

8. Сязи Антонина Макаровна

9. Талигина Надежда Михайловна -   проживает в г. Салехард

10. Ермаков Алексей Николаевич

11. Канев Михаил Васильевич

12. Кошелева Наталья Михайловна

13.Косинцев Владимир Александрович-   проживает в г. Салехард

14. Ледков Сергей Васильевич

15. Чалый Валерий Анатольевич

16. Аюпова Галина Егоровна

17. Бекшенёв Родион Карлович   -        проживает в г. Салехард

18. Гнутиков Виталий Александрович

19. Горшков Игорь Ильич

Приложение  5

Материально-техническое обеспечение

 Компьютеры

 Мультимедиа-проектор

 Экран

 Наглядные пособия по краеведению: видеокассеты

 Интерактивная доска

 Физическая карта Тюменской  области

 Геологическая карта Тюменской области

 Экологическая карта Тюменской области

 Почвенная карта Тюменской области

 Административная карта Тюменской области

 Карта ресурсов и промышленности Тюменской области

 Индивидуальные  карты, атласы Ямало-Ненецкого автономного округа

 Палатка четырехместная (1шт.)

 Ремонтный набор (1 шт.)

 Компас (4 шт.)

 Костровые принадлежности (1 шт.)

 Карандаши цветные (4 пачки)

 Рюкзаки (индивидуальные)

 Письменные принадлежности (индивидуально)

 Фотоаппарат (2 шт.)

 Приложение 6

Особенности реализации факультатива  «Ямал – мой край родной

для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обучение  учащихся  с ограниченными возможностями здоровья по факультативу осуществляется на основе  настоящих образовательных программ, разработанных  и адаптированных для обучения указанных обучающихся.

 Обучение по образовательной программе инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется преподавателем  с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Учебно-методическая документация по дисциплине предусматривает проработку лекционного материала и выполнение индивидуальных заданий с использованием учебно- методических материалов для самостоятельной работы обучающихся по факультативу «Ямал – мой край родной».

 



Предварительный просмотр:

Обоснование написания   программы факультатива

«Ямал – мой край  родной»

Авторская образовательная программа внеурочной  деятельности общеинтеллектуального  направления

Я, Мухминова  Исенгуль  Пиктимировна работаю  учителем специальных     (коррекционных)     классов VIII вида в МБОУ СОШ №3 г. Салехарда. Учу детей с ОВЗ.

Дополнительно много  лет я веду кружок «Юные туристы-краеведы» в своей школе.

Полностью согласна со  словами  Д. Лихачева: «…Любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос».

В походах  школьники  постоянно задают  вопросы по   истории  Ямала, России.

Интересы  некоторых  ребят переросли в исследовательскую деятельностью.

В 2014г.  Санников В., ученик 6 класса МБОУ СОШ №3  написал научно-исследовательскую работу «Как  появилось северное   многоборье», защитил ее в Салехарде на  научно-исследовательской  конференции, а затем в Обнинске на Всероссийской научно – исследовательской конференции  «Юный исследователь»

В 2016г. ученик 7 класса МБОУ СОШ №3  Лишенко Иван  на основе  этой  работы составил социальный проект  «Внедрение  северного многоборья в учебно – воспитательный процесс МБОУ  СОШ № 3 г. Салехарда» и также  успешно защитил в Салехарде и в Обнинске.

В 2017г. кружковец, ученик 4 класса МБОУ СОШ №3 Никитенко А. стал Победителем в Салехарде с научно-исследовательской работой «Что такое Конвоем БД-5», описывающей  морскую трагедию в истории Ямала годы ВОВ 1941-1945гг. В настоящее время  продолжает углубленно изучать  причины гибели и возможности спасения «Конвоя БД-5» и готовится к выступлению в г.Обнинске в 2018г.

Так  Программа  кружка «Юные туристы-краеведы»  переросла в Программу  факультатива «Ямал – мой край  родной».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы факультатива в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по теме: «Изготовление одежды из джинсовой ткани»

Приведена методика разработки факультативных занятий на примере темы "Изготовление одежды из джинсовой ткани"...

Рабочая программа факультатива "Эстетика и дизайн кондитерских изделий"

Рабочая программа факультатива "Эстетика и дизайн кондитерских изделий"...

Рабочая программа факультатива "Психология семейных отношений"

Подготовка  молодых людей к будущей семейной жизни  -  одно из важнейших слагаемых  его развития, личностного становления, социализации.Формирующийся  в сложных условиях...

Адаптированная рабочая программа факультатива "Основы трудоустройства" для лиц с ОВЗ

Адаптированная рабочая программа факультатива "Основы трудоустройства" для лиц с ОВЗ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива «В мире рисунка» по программе профессиональной подготовки по профессиям «Повар, кондитер», «Пекарь»

Программа факультатива "В мире рисунка" составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов  по профессиям "Повар, кондитер", "Пекарь"....

Рабочая программа факультатива «ОФИСНАЯ ТЕХНИКА» для 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ-2012

Рабочая программа факультатива  «Офисная техника» по объёму и содержанию составлена в соответствии с ФГОС по специальности СПО  080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).Рабочая пр...

Программа факультатива "Проектная деятельность" для студентов 1 курса специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Предлагаемый факультатив  своим содержанием направлен на привлечение внимания студентов 1 курсов, которым интересна проектная и исследовательская деятельность. Реализация этой программы позволит ...