Методическая разработка урока на тему: "Развитие певческих навыков на уроках в группе Раннего Эстетического Развития"
план-конспект урока на тему

Мережко Елена Владимировна

Методическая разработка открытого урока в группе РЭР. 11.03.2015г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Муниципальное казенное  учреждение  дополнительного  образования

«Городовиковская детская школа искусств»

Городовиковского районного муниципального образования

Республики Калмыкия

«Развитие  певческих навыков на уроках в группе РЭР»

(Методическая разработка урока в группе Раннего Эстетического Развития).

                                               

Разработала  преподаватель

Мережко Е.В.

 

11.03. 2015 год      

Цель:  развивать певческие  навыки детей, прививать любовь к пению, дать почувствовать удовольствие от певческой деятельности.

Задачи:

1. Воспитывать   интерес к певческой деятельности.

2.Развивать координацию между слухом и голосом, активизировать  артикуляционный аппарат.

3.Учить приемам работы над певческим  дыханием.

4. Активизировать самостоятельную деятельность детей.

Оборудование: иллюстрация весны, картинки-карточки для упражнений,

волшебная шкатулка, ноутбук для просмотра отрывка мультфильма Мусоргский «Картинки с выставки».

Ход занятия:

  1. Приветствие.

«Здравствуйте, гости!»

(Во время приветствия дети ритмично хлопают, топают, щёлкают, стучат  и т.д.) Слайд 1.

«Здравствуйте ручки! Хлоп,  хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ, топ!

 Здравствуйте щёчки! Плюх, плюх, плюх, плюх! (слегка похлопывают себя по щекам)

Здравствуйте зубки! Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк! (стучат зубами)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок, чмок! (имитируют поцелуй направо и налево)

Здравствуй, мой носик! Пим, пим, пим, пим! (слегка надавливают на нос пальцем)

Здравствуйте гости! Здрав-ствуй-те всем!» (машут поднятой вверх рукой и поют по звукам трезвучия ля-фа- ре)

Сегодня мы с вами отправимся в сказку.

Слайд2.

Жили - были Маша и Миша. Рано утром они отправились в лес за грибами. Только лес оказался не простой, а сказочный. Педагог показывает картинку Леса. Слайд 3.

Фонопедическое  упражнение  « Лес».

Педагог:

    -Идут ребята по лесу, шуршат листвой. 

(Дети произносят «Шур…Шур…» и скользя ладонями друг о друга)

    Прикоснулись  рукой к берёзке, и она запела свою песенку.

(делают crescendo и diminuendo на звук (а), развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони, друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина).

    Прикоснулись к рябинке, и она  запела свою радостную песенку.

(делают crescendo и diminuendo на звук (о).

    Задели осинку, и её листочки тоже запели.

(делают crescendo и diminuendo на звук (э).

    Вдруг подул ветерок.

(делают crescendo и diminuendo на звук (у).

    Затрепещут, задрожат листья на деревьях,

(произносят «ш-ш-ш…», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями).

Слайд 4.

    И вот показалась солнечная полянка. Прибежали звери на полянку.  А тут  злой волк пришел и ищет, кого  бы съесть, да звери не дадут в  обиду никого.

Фонопедическое упражнение

Педагог читает текст, дети проговаривают звуки.

Слайд 5.

-Первым прибежал Ёжик. Он выставил свои иголки и грозно зафыркал.

(Дети произносят «ф-ф-ф», делая энергичный, короткий выдох)

Белка прискакала и стала кидать вниз шишки.

(Произносят: «Ба-а-ах!..», глиссандируя с верхнего звука к нижнему)

Слайд 6.

Барашек подошёл и сильно толкнул волка копытами – вот так.

(Произносят: «Бам-м-м!..» в низком регистре)

Слайд 7.

А Коза только показала свои острые рога и громко заблеяла –  так «Ме-е…».

(Произносят «Ме-е» в среднем регистре, слегка дребезжащим голосом)

Педагог:  Волк испугался и убежал.

А  звери  весело играли на полянке.

Маша и Миша отправились дальше.

Артикуляционные упражнения (по системе                                                            В. Емельянова, используя соответствующие                                                                                           картинки)

Сначала на лошадке,

«Лошадка» - прищелкивание язычок.

Пение песни «Лошадка»

Слайд 8.

Лошадка привезла ребят на красивую лужайку, где было много цветов. И ребята стали вдыхать их аромат.

Слайд 9.

Упражнение «Нюхаем цветочек». (Вдох через нос, выдох через рот)

  И вдруг среди цветов они заметили шкатулку. Она была не простая, а волшебная.

(Физкульт  минутка)

Слайд 10.

 «Шкатулка»

И.п. стоя, слегка присесть, колени вместе, обхватить плечи руками крест-накрест.

1-2 - вдох носом и ртом одновременно подняться на носки, руки развести вверх в стороны.

3-4 - резкий выдох ртом, губы сложить "в трубочку", занять и.п.

Повторить 3 раза.

Слайд 11.

В той шкатулке играет "Г А Р М О Ш КА”

И.п. - стоя ноги на ширине, плеч, руки перед грудью, соединить кисти рук вертикально.

1-2-3-4- медленный вдох ртом и носом одновременно, руки медленно разводить в стороны "играем на гармошке".

 5-6-  резкий выдох на слог "ха", руки соединить в и.п.

Давайте посмотрим, что в шкатулочке?  

(Надпись -  Сказка.)

И ребята услышали сказку:

 В прекрасной волшебной стране, которой правит королева Музыка, стоит прекрасный дом. Но кто же в нем живет?

Дети.  Высказывают предположения.

Слайд 12.

  А живет в нем никто иной, как господин Скрипичный ключ, главный помощник королевы Музыки и смотритель порядка. Посмотрите, какой у него характер? (звучит «Клоуны» Артоболевская)

(предположения детей) Он очень смелый, бодрый, у него всегда прекрасное настроение. И что самое интересное, он всегда поет и во всем, что его окружает, слышит музыку. Вот и сегодня, сразу после сна, он решил пройтись по своему дому.

- А вот и я, сейчас я сделаю зарядку. Надо хорошенечко распеться, чтобы проснулся и мой голос. Почему так холодно? - подумал господин и понял, что забыл закрыть окно и поэтому дом выстудился. Надо подняться по лестнице и закрыть окно.

(Во время рассказывания сказки дети повторяют те звуки и движения, которые произносит герой). Он поднялся на первую ступеньку. От холода наш господин дрожал, при этом говорил до-до-до. Надо подняться вверх и закрыть окно. Он ступил на следующую ступеньку, но вдруг выскочила его маленькая собачка и зарычала ре-ре-ре. Страшно стало господину Скрипичному ключу: Надо подняться выше. На третьей ступеньке его встретила ласковая кошечка ми-ми-ми. На четвертой и пятой ступеньках лежала фасоль. Что она здесь делает? - удивился господин Скрипичный ключ. Он прыгал с одной ступеньки на другую и повторял фа- соль, фа-соль. Ребята, а как вы думаете, откуда взялась здесь фасоль? (ответы детей) Но тут в окно влетела птичка-синичка. Она села на седьмой самой высокой ступеньке и запела синь-синь, синь-синь. Хозяину домика так понравилась эта песенка, что он поднялся на шестую ступеньку и стал подпевать ля-ля, ля-ля. Птичка испугалась и улетела, но ее песенка осталась жить на седьмой ступеньке. Господин Скрипичный ключ подошел к окну и вдруг остановился и подумал. Что же мне напоминают все встретившиеся звуки? До, ре, ми, фа, соль, ля, си: А вам ребята, знакомы эти звуки? Это названия нот. Давайте назовем их еще раз.

 (Пение звукоряда с показом движений.)

На полянку, услышав сказку, прилетели пчёлки.

Как скрипичный ключ помог нотке-зазнайке

   В некотором царстве – музыкальном государстве

 Жил, не ведая забот, дружный маленький народ.

 Только солнышко взойдёт, на небе станет ясно,

 Всё в королевстве запоёт, начнётся день прекрасно!

 В нотном домике с утра кипит, бурлит работа,

 Лишь нотке Соль какой уж день трудиться неохота.

 Она среди своих подруг себя считает главной:

«Ведь моё имя носит ключ скрипичный музыкальный!»

 Нотки думали, решали, как же Соль им проучить,

 И решили без зазнайки песню новую сложить.

 Вновь работа закипела, До, Ре, Ми и Фа, Си, Ля,

Песню нотка Соль запела: «Ой, постойте, где же я?!»

 Ноты хором ей в ответ: «Себя считаешь главной?

 Пусть тебе поможет ключ скрипичный музыкальный!»

«Что ж, без вас я обойдусь», – Соль им прокричала.

 Скрылась в комнатке своей и долго всё ворчала.

 День прошёл, за ним другой, угрюмый и печальный:

«Где же мой помощник ключ скрипичный музыкальный?

 Он бы мне сейчас помог», – нотка Соль всплакнула.

 Села тихо у окна и в тот же миг уснула.

 Вдруг во сне раздался звон торжественно-хрустальный,

 Перед ней явился ключ скрипичный музыкальный.

«Ключик, ключик, подскажи музыки начало,

 Я хочу, чтоб моя песня самой лучшей стала!»

«Быть зазнайкой очень плохо, знают даже дети.

 В этом вся беда твоя», – строго ключ ответил.

«Ты исправь характер свой, вредный и нахальный,

 И тогда поможет ключ скрипичный музыкальный».

«Как была я не права», – нотка Соль решила

 И скорей к своим друзьям мириться поспешила.

 Снова солнышко взошло, на небе стало ясно,

 В нотном домике теперь всё дружно и прекрасно!

  Из окошка звуки льются, их скорей произноси

 Мелодично и певуче – До Ре Ми Фа Соль Ля Си.

 Вот и сказочки конец счастливый, долгожданный.

 Если что, поможет ключ скрипичный музыкальный!

Слайд 13.

Игра «Пчёлки» (Вдох, а на выдохе жужжим как пчёлки)

Давайте поможем пчёлкам вернуться в свой домик.

Слайд 14.

Ребята пошли дальше, а навстречу им медвежатки.

 Пение песни «Весёлые медвежатки».

Так Маша и Миша собрали много грибов  и не заметили, как забрели в чащу леса, а там….Баба-Яга. (Отрывок мультфильма «Картинки с выставки».

Испугались и быстро отправились домой,  все звери им помогли выбраться из леса. Ребята вернулись с полными корзинками грибов. А дома их ждала мама.

Они стали весело играть и танцевать.

Игра на ложках «Ах вы сени».

     Много танцев есть на свете,

 Очень нам они нужны:

 Танго, твист, товшур и полька,

 Ишкимдык, гопак, кадриль,

 Плавный хоровод и бульба,

 Быстрый рок-н-рол, чарльстон,

 Вальс… он самый-самый главный

 И любимый всеми он.

Игра на шумовых инструментах «Вальс».

Рефлексия урока:

Ребята сегодня мы на занятии учились правильно дышать, извлекать звуки, петь.

Покажите мне, пожалуйста, как мы сидим, когда поём.

Ножки –  раз

Ручки – два

Спинка – три

Головка – четыре

Приготовились дышать – пять.

Это   очень   интересно

Научиться   песни   петь.

Но   не   каждому   известно,

Как дыханием владеть.

Мягким сделать вдох старайся

Дыши носом, а не ртом.

Да смотри, не отвлекайся,

Сделал вдох - замри потом.

Выдох делай тихим, плавным,

Как кружение листа -

Вот и выйдет песня славной,

И свободна, и чиста!        / В.Степанов/

Запомните три правила пение песен:

1) чисто спетая мелодия,

2)  хорошая дикция,

3)  выразительность  исполнения.

Если хоть одно условие из этих составляющих не выполнено, значит, песня «заболела» и нужно её полечить. Разве можно обидеть Песню?        

Пение песни; «Петь приятно и удобно»

 Если хочешь сидя петь?

Не садись ты, как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Раз! Вдох! И запел.

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно,

Петь приятно и удобно!

На этом наше занятие закончено.

А на следующем занятии мы с вами опять будем распевать наши голосочки,  и учить новые песенки. До свидания!

Список использованной литературы

1.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работы в детском саду», Москва, 2006.

2.Г.Вихарева «Играем с малышами» Москва, Просвещение, 2000.

3.Евтодьева А.А. «Учимся петь, играя» Калуга, 2004.

4.Снуко Т.Н., Буренина А.И. Топ – хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания 2 – 3 лет. – СПб, 2001.

5.Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. игры со звуками: Учебно-методическое пособие. – СПб: ЛОИРО, 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок на тему: «Развитие певческих навыков на уроке в группе РЭР». Преподаватель Мережко Е.В. 2015г.

Слайд 2

Маша и Миша

Слайд 3

Лес

Слайд 4

Волк

Слайд 5

Ёжик

Слайд 6

Барашек


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коза

Слайд 2

Лошадка

Слайд 3

Лужайка

Слайд 4

Шкатулка

Слайд 5

Гармошка

Слайд 6

Нотки

Слайд 7

Пчёлки

Слайд 8

Весёлые медвежатки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение музыкальных аутотренингов на занятиях отделения раннего эстетического развития.

Научить детей мимикой передавать настороение музыкального произведения....

Методическая разработка занятия школя педмастерства "Повышение уровня мотивации на уроке"

Данная методическая разработка рекомендована педагогу-психологу образовательного учреждения для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована руководителями и заместителями ...

Конспект урока на тему: "Развитие способностей к изобразительной деятельности"

Урок в рамках изучения курса Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста специальности "Дошкольное образование"....

Методическая разработка открытого занятия Тема: Развитие суверенной России. Экономические реформы.

Цель занятия: Рассмотреть ход экономических реформ суверенной России 1990-х гг.Мотивация изучения темы: Постановка проблемного задания, проанализировать ход и результаты реформ.Формируемые результаты ...

Методическая разработка урока по теме: «Развитие эволюционных идей»

Цель: дать представление обучающимся о развитии эволюционного учения в додарвиновский периодЗадачи:        Познакомить обучающихся с историей развития эволюцио...