Методическая разработка занятия по программе «Изобразительное искусство». Тема: «Знакомство с пластилинографией» (для педагогов дополнительного образования)
методическая разработка на тему

Лаптева Асия Тагировна

Методическая разработка занятия по программе «Изобразительное искусство» для детей 7-14 лет

 «Знакомство с Пластилинографией»

План-конспект занятия

 Цель: общее знакомство с техникой пластилинографии и ее разновидностями.

Задачи: ознакомить и заинтересовать учащихся с одной из нетрадиционных техник в изобразительном искусстве; овладеть методами лепки, такими как: конструктивный, пластический, рельефный, комбинированный; приобрести навыки работы с пластилином не только как с пластическим материалом для создания самостоятельных произведений, но и как с ещё одной разновидностью живописных средств; научиться работать с различными скульптурными и подручными инструментами; приобрести навыки передачи пропорций и характерных особенностей предметов; освоить технические навыки создания рельефного, декоративного и живописного произведения; соблюдать этапность ведения работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия

по программе «Изобразительное искусство»

Тема: «Знакомство с пластилинографией»

(для педагогов дополнительного образования)

Разработчики:

Лаптева Асия Тагировна –
педагог дополнительного образования

 отдела изобразительного и

декоративно-прикладного прикладного искусства;
Ганиева Тамара Александровна -
преподаватель изобразительного и

декоративно-прикладного искусства.

 

2018 год


Методическая разработка занятия по программе «Изобразительное искусство» для детей 7-14 лет

по теме: «Знакомство с Пластилинографией»

План-конспект занятия

        

Цель: общее знакомство с техникой пластилинографии и ее разновидностями.

Задачи:

Обучающие: ознакомить и заинтересовать учащихся с одной из нетрадиционных техник в изобразительном искусстве; овладеть методами лепки, такими как: конструктивный, пластический, рельефный, комбинированный; приобрести навыки работы с пластилином не только как с пластическим материалом для создания самостоятельных произведений, но и как с ещё одной разновидностью живописных средств; научиться работать с различными скульптурными и подручными инструментами; приобрести навыки передачи пропорций и характерных особенностей предметов; освоить технические навыки создания рельефного, декоративного и живописного произведения; соблюдать этапность ведения работы.

Развивающие: развить у учащихся нестандартное творческое художественное мышление; чувство композиции, гармонии, формы; мелкую моторику, т.е. ловкость, силу, чуткость мышц пальцев, что благоприятно влияет на левое полушарие мозга, отвечающее за речь, способности к чтению и письму, за аналитическое мышление; знакомство с пластическими свойствами материала; гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов.

Воспитательные: приобщение учащихся через пластилинографию к миру пластических  живописных искусств, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры общества; формирование   художественно-образного   мышления,  как   основы   развития творческой личности; развитие творческих способностей, художественной фантазии, воображения (в том числе и нового взгляда на привычные вещи); воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству, художественной культуре; воспитание стремления создавать своими руками красивые вещи, формирование бережного отношения к культурно-историческому наследию страны, расширение кругозора, воспитание усидчивости и уважительного отношения к трудовой деятельности и художественным народным традициям.

Оборудование: цветной пластилин, стеки, цветной картон, стол, стулья;  бумага А4, карандаш простой, ластик, емкость с водой, салфетки, видеопроектор, экран, колонки, интернет.

Наглядные и дидактические материалы: презентация, комплекты колористических карт, образцы работ педагога и лучшие образцы работ обучающихся.

Раздаточный материал: колористические карты.

Ожидаемые результаты занятия:

•        личностные результаты: развитие творческой самостоятельности, желания фантазировать; психологическое благополучие личности, включая такие качества, как доброжелательность, позитивный взгляд на жизнь, направленность на личностное развитие.

•        метапредметные результаты: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, умение контролировать, и оценивать процесс и результат действия, умение анализировать и оценивать свои способности.

        предметные результаты: получение новых знаний и умений из области изобразительного искусства; совершенствование умения работать с пластилином.

Методы отслеживания результативности:

- наблюдение за проявлением у учащихся активности, инициативности на занятии;

- анализ идей и результатов выполнения заданий;

- обзор и обсуждение выполненных работ.

Продолжительность занятия: 3 академических часа.

                                     технологическая карта занятия

Название этапа, цели

Формы и методы

Виды деятельности учащихся

Содержание этапа

1. Подготовительный этап

Организационный момент. Подготовка к работе, введение в тему.

Наблюдение.

Беседа.

Организация рабочего места. ТБ.

Педагог. Настраивает на активную творческую работу, объясняет правила техники безопасности.

 Обучающиеся демонстрируют готовность к занятию

2. Основной этап.

Представление темы

Тема занятия. Выдача раздаточного материала.

Обучающиеся знакомятся с этапами работы. Получают раздаточный материал.

Педагог объясняет тему и этапы занятия. Поясняет, как работать с раздаточным материалом.

Обучающиеся знакомятся стемой, этапами работы и раздаточным материалом.

Знакомство с техникой пластилинографии.

Видео просмотр презентации,

обсуждение.

Обучающиеся просматривают видео презентацию, обсуждают увиденное, отвечая на вопросы педагога.

Педагог презентует слайд-шоу, даёт описание и пояснение перед и во время просмотра. По завершению задаёт наводящие вопросы, предлагая на них ответить. Обучающиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопросы, проводя сравнительный анализ.

Выбор техники

Обзор приемов работы с пластилином в рамках техники пластилинографии.

Обучающиеся, получив информацию о приемах работы с пластилином, стараются определиься с выбором техники.

Педагог демонстрирует приемы работы с пластилином, задаёт наводящие вопросы, помогающие проанализировать информацию. Обучающиеся, получив и обсудив информацию,  выбирают разновидность техники пластилинографии.

Выполнение

Выбор темы, создание эскиза, упражнения и выполнение работы.

Обучающиеся придумывают сюжет будущей работы, выполняют эскиз и серию упражнений, приступают к выполнению работы.

Педагог оказывает помощь в выборе сюжета и создании эскиза работ обучающихся. Обучающиеся выбирают сюжет будущей работы, выполняют эскиз, серию упражнений и приступают к созданию окончательного варианта работы.

3. Заключительный этап: подведение итогов занятия.

Коллективный просмотр работ, обсуждение и подведение итогов.

Защита работ учащимися.

Просмотр работ.

Разбор.

Обсуждение.

Подведение итогов.

Выставка работ обучающихся по итогам занятия для родителей.

                                                                   

                                                                     Ход занятия

  1. Подготовительный этап:

- Педагог объясняет детям, как правильно организовать рабочее место: дети заходят в кабинет, проходят к своим рабочим местам. На столах-клеенки, дощечки, пластилин разных цветов, стеки, емкость с водой, салфетки. Объяснение правил техники безопасности при лепке из пластилина.

 2.  Основной этап:

      Представление темы.

- Педагог рассказывает о теме и этапах занятия. Рассказывает об особенностях материала. Знакомит с техникой. Поясняет, как работать с раздаточным материалом (колористическими картами). Объясняет про большое значение цвета пластилина, как средства выразительности. Дети знакомятся с темой, выбирают понравившиеся цветовые гаммы на карточках, подбирают нужные цвета в пластилине, ограничивая количество цветов.

Знакомство с техникой пластилинографии.

 Педагог презентует слайд-шоу, даёт описание и пояснение перед и во время просмотра. Рассказывает, что пластилинография – это сравнительно новая техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. Педагог поясняет, что понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, а вторая, «графил» - создавать, рисовать, т.е. «рисование пластилином»; рассказывает о разновидностях пластилина и о его широких возможностях при изображании портретов, натюрмортов, цветов, пейзажей, животных, птиц, бабочек, декоративных композиций, всевозможных узоров и т.д

. Виды  пластилинографии:

  • Рельефный (барельеф, реже горельеф и контр-рельеф)
  • Живописный (пастозный, мозаичный, в стиле пуатилизма)
  • Комбинированный (с элементами вышеперечисленных, с использованием природных и бытовых материалов: ракушек, камушков, бусинок, бисера, пайеток и т.д.)

 Основой для картин из пластилина могут выступать любые подручные средства: одноразовые тарелки, старые виниловые пластинки и диски, крышки от пластиковых баночек, куски пластика, коробки из-под конфет разных форм (особенно актуальны такие коробки, как основа для узоров, например, бывают восьмигранные коробки), но все же чаще всего основой выступает картон, цветной или естественных серо-бело-коричневых оттенков.

Цвет и разновидность основы могут быть достаточно разнообразными : натуральный цвет картона –серый желтоватый, коричневый, белый, серый; цветной картон, «полуфон» - частично замазанный пластилином картон, однотонный пластилиновый (картон полностью покрыт тонким слоем пластилина); многоцветный пластилиновый  (один цвет «перетекает» в другой или «лоскутами»), по типу обоев ( повторяющийся узор: горошек, полоски, клетки и т.д.), фактурный пластилиновый с продавленным или процарапанным узором и.т.д.

По завершению задаёт наводящие вопросы, предлагая на них ответить. Обучающиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопросы, проводя сравнительный анализ.

Выбор техники

 Педагог демонстрирует приемы работы с пластилином: основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). С простейшими приемами дети уже знакомы, начиная с младшего дошкольного возраста: раскатывание, сплющивание, вытягивание, а теперь еще знакомятся с другими приёмами: выполнение декоративных налепов разной формы, сплющивание, прощипывание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

Основные приемы, используемые в пластилинографии:

  • размазывание (пальцами, стеком и пр. подручными приспособлениями), отдельные детали можно сделать объемными. Чтобы пластилин не лип к рукам, их нужно смачивать в воде, поэтому на столе должен быть стакан с водой и несколько салфеток, чтобы очистить руки от прилипшего пластилина
  • пластами
  • из шариков (из маленьких разноцветных шариков из пластилина можно создать аппликацию в виде мозаики. Это может быть бабочка, рыбка, цветочки и так далее. При использовании такой техники лучше иметь шаблон, детали которого предстоит заполнить маленькими разноцветными шариками. Создание такой аппликации позволяет развить усидчивость и терпение)
  • из жгутиков (пластилин нужно раскатать в жгутики разной длины, из полученных жгутиков нужно сложить нужные детали, приложить  их к картонной основе и прикрепить)
  • техника объемных аппликаций из пластилина (различные налепы-прилепы: и целые детали, и достаточно объемные фигурки. Эту технику можно назвать одной из самых распространенных. Из пластилина создаются отдельные детали, которые затем соединяются на картоне в общую композицию. Если аппликация сложная, то лучше использовать шаблон. Простую картину можно выполнять без предварительного рисунка, самостоятельно размещая элементы композиции и подбирая цвета. Это развивает творческие способности)
  • процарапывание, продавливание
  • соскабливание цветовых слоев (лессировка наоборот)
  • смешанные виды, т.е. соединение разных техник (создать картину из пластилина на картоне можно, использовав несколько техник. Например, контуры можно сделать из жгутиков, а внутри детали заполнить шариками или размазыванием)

Педагог задаёт наводящие вопросы, помогающие проанализировать информацию. Обучающиеся, получив и обсудив информацию, выбирают разновидность техники пластилинографии.

Выполнение

Педагог оказывает помощь в выборе сюжета и создании эскиза работ обучающихся. Обучающиеся выбирают сюжет будущей работы, выполняют эскиз, серию упражнений и приступают к созданию окончательного варианта работы.

Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

Сначала важно научить ученика надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с более простых работ в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Например, необходима подготовка пластилина. Пластилин твердых сортов при комнатной температуре для пластилинографии непригоден, т.к. при работе с таким мало податливым материалом можно «перетрудить» руки и получить профзаболевание. Твердый пластилин надо заранее положить на батарее, или подержать в горячей воде, или смешивать с мягким, липким.

Путем смешивания пластилина разного цвета можно получить практически любой оттенок: как уже говорилось выше, пластилинография – это непревзойдённый «тренинг» по цветоведению, при работе имеется возможность «примерки» очередного цвета, и если он не подходит, имеется возможность коррекции, замены на другой. Однако смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

2-3 (или больше) цветов пластилина можно смешивать «мраморным» способом: сложить, несколько разноцветных жгутиков, слегка перемешать их, сохраняя при этом одно направление. Также можно смешивать разные цвета пластилина прямо на картине путем «размазывания». смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».

Можно воспользоваться  ешё двумя способами.

  • Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
  • Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии школьников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.

Педагог показывает, что работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами, рассказывает, как для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

      Затем обучающиеся приступают к созданию окончательного варианта работы. Педагог напоминает про колористические карты и про ограничение цветовой гаммы для создания цельной композиции. В процессе работы педагог подкрепляет уверенность детей в собственных силах и поощряет даже за небольшие успехи в освоении новой техники, потому что творчество должно доставлять детям радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

Заключительный этап: подведение итогов занятия.

 Педагог с детьми выкладывает работы  и вместе с ними обсуждает, оценивает, комментирует. Каждый ребенок защищает свою работу, объясняет замысел. Затем подводятся итоги по успешности занятия.

Далее проводится выставка работ обучающихся по итогам занятия для родителей.

Приложение. (презентация прилагается)

Список используемой литературы.

  1.  Давыдова Г.Н. Жанр: Методическая литература, программы, каталоги Издательство: Скрипторий 2003.
  2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
  3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
  4. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового материала.2007.
  5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.
  6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
  7.  Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
  8. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004. 
  9. Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
  10.  Е.В. Чернова. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пластилинография – это сравнительно новая техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности с применением нетрадиционных техник и материалов.

Слайд 2

Виды пластилинографии - рельефный , где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него. Различают три вида рельефа: барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину); горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину) контррельеф (фигура не выпуклая, а, наоборот, заглублённая); - живописный: пастозный , мозаичный, лессировочный , в стиле пуантилизм . - комбинированный : с элементами вышеперечисленных, с использованием природных и бытовых материалов.

Слайд 3

Приемы работы с пластилином в рамках техники пластилинографии . размазывание (пальцами, стеком и пр. подручными приспособлениями), пластами, из шариков, жгутиков , деталек разнообразных форм, объемная техника (различные налепы -прилепы: и целые детали, и достаточно объемные фигурки ), « мраморное» смешивание пластилина двух и более цветов, процарапывание, продавливание, соскабливание цветовых слоев (лессировка наоборот), смешанные виды, т.е. соединение разных техник - самый распространенный прием, комбинированные техники (например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, тканью, кружевом и т.д.).

Слайд 4

Сказочные персонажи Использованы приемы: объемная техника – налепы деталей, основа –цветной картон.

Слайд 5

Композиции с осенними листьями (размазывание, лессировка, налепы жгутиков - примеры живописного вида пластилинографии ).

Слайд 6

Рыбки ( работа воспитанницы 6 лет): рельеф , прилепы объемных деталей и целых фигурок, декорирование рамы ракушками

Слайд 7

Цветы в кружке ( рельеф, прилепы, размазывание, «мраморное» смешивание пластилина разных цветов, лессировка)

Слайд 8

Зимний пейзаж (размазывание, смешивание пластилина, фон-темный картон)

Слайд 9

Котики (прилепы, размазывание, смешивание пластилина, налепы жгутиков, основа – цветной картон)

Слайд 10

Узоры-« мандалы » (рельеф, прилепы шариков и жгутиков, продавливание, основа-цветной картон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

Разработка блока уроков изобразительного искусства по воспитанию любви к родной земле в системе дополнительного образования

  Уроки изобразительного искусства как никакие другие помогают учителю воспитывать детей в любви к людям, окружающему миру, в любви и преданности к своему Отечеству, то есть позволяют учит...

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по теме: «Применение современной образовательной информационно-коммуникационной технологии: «Веб-квест»

Интернет сегодня – это безграничные возможности выбора информации, а, соответственно, и определенная опасность. Может быть, поэтому педагоги так осторожно осваивают возможности Всемирной паутины...

Методическая разработка: По МДК 01.13 Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танец по теме: «Техника латиноамериканских танцев»

Профессиональный модуль – ПМ.01 Преподавание в области хореографииМДК 01.13.  Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танецТема занятия: «Техник...