Развитие хореографических данных на уроке классического танца
методическая разработка на тему

Унгурян Надежда Анатольевна

Методическое сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.soobshch.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Методическое сообщение

«Развитие хореографических данных на уроках классического танца»

1.    Взятая мной тема основывается на осмыслении опыта преподавания  прославленных педагогов, таких как Агриппина Яковлевна Ваганова, Василий Дмитриевич Тихомиров (Михайлов), Николай  Иванович Тарасов. Эта тема очень актуальна именно сегодня, когда среди изобилия информации, развитии новых направлений танца, мы должны знать и использовать свои истоки и традиции русской балетной школы, воспитывая у своих учеников чувство патриотизма и гордости за прославленную школу русского балета. Учитывая индивидуальные физические, интеллектуальные, музыкальные и другие способности ученика, великие педагоги смогли воспитать великих артистов.

    Цель данного сообщения – изучение опыта преподавания педагогов русской школы классического танца. Это необходимо для того, чтобы непрестанно совершенствовать своё мастерство, ещё и ещё раз учиться, осмысливая знания  выдающихся педагогов – балетмейстеров, чтобы развить необходимые физические и психологические качества учащихся, необходимые как для танцовщика, так и для воспитания гармонично развитой личности в целом.

( Ниже используемая специальная хореографическая терминология основана на французском языке, принятом в преподавании классического танца).

 

2.        Воспитание и обучение будущего танцовщика, развитие его хореографических данных во многом определяет школа - её традиции и мастерство преподавателя. Старейшими профессиональными школами классического танца являются французская, итальянская и русская, которые имеют свои глубоко национальные исполнительские традиции, но хореографическая основа (состав движений) всех трёх школ – едина.

  Принято считать, что для французской балетной школы характерна высокая исполнительская техника, изящный стиль, манера движения лёгкая, грациозная, порой несколько изысканная. Итальянской школе присуща виртуозная техника, строгий стиль, манера движения стремительная, порывистая, несколько напряжённая и подчас угловатая. Для русской школы типична совершенная техника, стиль строго академический, манера движения простая, сдержанная и мягкая, свободная от внешних эффектов. Школы складывались и формировались на протяжении нескольких веков.

В 1934 году была издана книга Агриппины Яковлевны Вагановой: «Основы классического танца». Основные положения системы педагогического метода Вагановой:

-эмоциональная выразительность,

-волевая манера исполнения,

-умение находить опору в корпусе,

-строгая продуманность учебного процесса, направленная на выработку виртуозной хореографической техники.

Ваганова осуществляла задачу – научить осознанному подходу к каждому движению, развивая понимание правильной координации движений. Важнейшей предпосылкой свободного владения танцем Ваганова считала постановку корпуса - апломб. Новым в её методе является значительная усложнённость экзерсиса, направленная на развитие хореографических данных, выработку виртуозной техники, а главное – научить танцовщика сознательному подходу к каждому движению. Ученики Вагановой не только прочно усваивали «па», но и умели объяснить в чём его назначение. Итак, следуя системе Вагановой, на уроках классического танца огромное внимание уделяется развитию хореографических данных. Каждое движение экзерсиса направлено на развитие и укрепление опорно двигательного аппарата танцовщика. Важнейшей предпосылкой свободного владения тела в танце, Ваганова считала крепкую постановку корпуса. От начальных плие,  которые  она рекомендует изучать обязательно с 1 позиции, более трудной для начинающих, но зато приучающей к собранности в корпусе, развитии апломб (устойчивости).

 О ногах, разумеется, говорить не приходится, потому что любая школа классического танца прежде всего добивается развития выворотности, большого шага, крепости пальцев. Если для начинающих танцовщиков Ваганова считала полезным и необходимым многократный повтор движений, чтобы лучше развивалась эластичность связок, то в старших классах она бесконечно варьировала урок. Строя свою методику, Ваганова предостерегает педагогов младших классов от преждевременного украшения танца, что может в дальнейшем нанести непоправимый вред. Она предлагает начинать обучение в сухой форме, без всякого варьирования. Постепенность обучения залог правильной постановки корпуса, устойчивости, грамотного развития хореографических данных, что и приведёт  к более совершенному, продуктивному постижению трудных движений и комбинаций. Образцом результативности системы Вагановой является галерея выдающихся и таких разных танцовщиков.

       Так, например, величайший педагог-новатор Василий Тихомиров считал, что первая задача всех педагогов – хорошо выработанные ноги. Чистота движений ног – первооснова техники классического танца. Классический экзерсис развивает силу мышц ног, эластичность суставно – связочного аппарата, их лёгкость, пластичность. При правильном распределении нагрузки на мышцы ног экзерсис помогает исправить недостатки в строении ног, улучшает их форму. Далее следует выработка крепкого подъёма и стального носка, занятия на пальцах должны быть ежедневными. Огромное внимание Тихомиров уделял развитию прыжка. Развить прыжок ученика, не имеющего его от природы – черезвычайно важно и сложно. Для этого необходимо знать какая группа мышц толкает тело вверх и какая принимает тело после прыжка. Для этого необходимо исполнение грамотного плие, в котором участвуют необходимые мышцы способствующие развитию хорошего прыжка.

  Также необходимо добиваться красоты корпуса – это осанка, стройность, гибкость. Все эти качества достигаются многочисленными наклонами, перегибами, поворотами корпуса (порт-де-бра). В наклоне, перегибе участвуют различные группы мышц и позвонков – шейных, грудных и поясничных. В порт-де-бра должно вводиться варьирование темпа перегиба, наклона. Например: перегиб более медленный, а выпрямление корпуса быстрое и наоборот. Это хорошо вырабатывает силу мышц спины.

На ритмической основе музыки Тихомиров развивал у учеников чувство ритма в движении. Он никогда в старших классах не считал на уроке. Показав один раз упражнение и, объяснив задание, он давал возможность самим воспринимать музыкальный ритм, темп.

Развитие хореографических данных, техники танца нет без развития координации движений, ведь это - умение владеть своим телом, это сочетание движений головы, рук, корпуса и ног – в одинаковом для всех частей тела темпо-ритмическом и динамическом рисунке. Комбинации упражнений должны быть обязательно интересны и разнообразны и главное – очень логичны.

      Например, одним из главных педагогических принципов известного русского педагога - балетмейстера Николая  Ивановича Тарасова – является развитие следующих психофизических данных: внимания, памяти, воли, активности, ловкости, точной координации движений, мышечной силы, устойчивости, гибкости и выносливости всего двигательного аппарата танцовщика. Это основополагающие факторы, которые составляют работу  сегодняшних педагогов – балетмейстеров.

       Гибкость танцовщика следует развить с первых лет обучения, хотя она во многом зависит от природных данных. Устойчивость должна быть органичной, в противном случае настоящий творческий процесс окажется для него недоступным. Следует следить за предельной выворотностью ног, что увеличивает площадь опоры, следовательно, повышает устойчивость. Не менее существенна в развитии устойчивости работа колена и бедра, которые следует удерживать выворотно в эластичном взаимодействии со стопой. Устойчивое положение тела не допускает подчёркивания тазобедренной части тела, которая должна быть всегда подтянута, чтобы не нарушить стройности всей фигуры танцовщика. Ученикам необходимо постоянно напоминать о подтянутости корпуса. Существуют выражения: «подтянуть корпус», «взять спину», «встать на ногу», «раскрыть плечи» и «опустить лопатки» - которые означают ощущение собранности необходимой для правильного развития  хореографических данных в целом. Недопустимо, чтобы локти и кисти будущего танцовщика безжизненно «провисали», допуская вялые, угловато – пассивные движения. Недопустимо так – же, чтобы учащиеся чрезмерно  напрягали руки или, рефлекторно дёргая, повторяли ими движения ног.

          Большое значение на уроке придаётся музыкальному сопровождению, так как от его характера зависит характер комбинации. Так, например, Елизавета Павловна Гердт часто образно характеризовала движения, помогая таким образом выполнить их более выразительно. Развитие выворотности  на уроках шло с учётом индивидуальности строения. Гердт пользовалась в основном двумя видами положения «сюр-ле-кудепье». Обхватное «кудепье» ею не давалось, так как она считала, что оно мешает выворотности колена. Например, прыжки начинала изучать сразу на середине зала, а не у станка, чтобы дети не нарушали постановку корпуса и вырабатывали устойчивость. Не увлекаясь высотой прыжка, она следила за толчком и приземлением, что позволяло грамотно развить силу и высоту прыжка. Кроме того, Гердт считала что, отрабатывая силу мышц, надо всегда стремиться к тому, чтобы фигура танцовщика формировалась в строгих, удлинённых пропорциях, что очень важно для красоты и свободы движения тела.

 

3.    Итак, несмотря на то, что можно с чем-то сегодня соглашаться, а что-то уже безвозвратно ушло - ведь время идёт вперёд, но несомненно, что багаж знаний многих прославленных педагогов-хореографов и сегодня нам необходим, я по прежнему из необъятного изобилия традиций беру те важнейшие крупицы знаний, которые по прежнему могу применить в своей практике. Чтобы подготовить учащегося к сценической деятельности, необходимо воспитать в нём музыкальность, развить физические данные, силу мышц и выносливость организма в целом, танцевальную координацию, хореографическую память. Именно для этого используется классический экзерсис. Сам по себе перечень упражнений классического экзерсиса не так уж велик. Но благодаря своему бесконечному варьированию, координационному развитию в техническом, темповом, ритмическом планах, он может успешно решать поставленные задачи. На начальном этапе обучения учебный материал более прост по приёмам исполнения, но основополагающ и фундаментален. Подготовка тела к владению элементами классического танца через изучение основных упражнений экзерсиса происходит постепенно. Первоначально осваиваются: постановка корпуса, ног, рук, головы, проучиваются плие,  релеве на полупальцы, маленькие батманы, деми ронд, перегибы корпуса. В процессе развития данных учащихся, техники, необходимо учитывать разноплановое развитие учебного материала, важность прохождения всех «ступенек». Процесс усложнения учебного материала строго закономерен. Он исходит из анатомических и психофизиологических особенностей человеческого организма, на основе дидактического принципа «от простого к сложному». Таким образом, классический экзерсис есть основа методически грамотного и эффективного роста уровня развития хореографических данных будущих танцовщиков.

      Проникновение во все «тайны» техники танца с целью эффективного развития танцевальных данных, начинается с первых шагов обучения. Приступать к освоению нового движения нужно только после того, как предшествующее движение будет закреплено. Изучать новое движение, указанное в программе, без предварительных «заготовок», значит нарушить правильный рост точности исполнительской техники и должного физического развития. Надо требовать, чтобы исполнение ученика было достаточно сильным, чётким, но всегда лёгким, а не тяжеловесным.

В хореографическом образовании наглядность обучения, показ  движения, поз, играет важную роль. Показ комбинации можно считать одним из главных методов в работе хореографа, он даёт заряд, импульс в стремлении к развитию и шлифовке данных и техники учащихся. Для того чтобы добиться высоких результатов в развитии опорно-двигательного аппарата учащихся, необходимо обратить значительное внимание на физиологию и особенности психики ученика, основываться на глубоком знании анатомии и психологии человека, осмыслении методов и опыта преподавания других прославленных педагогов.

«Работа в школе невозможна без постоянного совершенствования педагогического мастерства, неустанного пополнения своих знаний. Главная задача педагога – угадать и раскрыть творческую индивидуальность» - говорила Софья Николаевна Головкина.

Нельзя забывать, что не может быть одинаковых, похожих по манере исполнения людей. Не должно быть усреднённости класса, когда все приглажены на один манер, никто ничем не выделяется. Необходимо разумно распределять силы учеников во время урока, оберегать их от  переутомления, а, следовательно, от травм.

     Мышцы танцовщика должны обладать достаточной силой, выносливостью, только тогда они будут выполнять свою работу экономно и целесообразно, без чрезмерной напряжённости, которая ведёт к скованности. Для правильного развития мышечной свободы движения нужны поэтапно выстроенные уроки. На основе логичного построения комбинаций и учебных занятий в целом надо отрабатывать у воспитанников стремление двигаться без лишнего мышечного напряжения, иначе о свободе действия не может быть и речи.

4.       Таким образом, основываясь на собственном опыте, считаю, что педагог должен уметь создать напряжённо – рабочую  и дружескую атмосферу урока, очень важно вовремя заметить и уметь точно определить ошибку ученика исправить её. Чем выше мастерство педагога, тем выше его авторитет, что открывает возможность глубокого воздействия на разум и волю учеников, их стремление к постоянному совершенствованию души и тела.

       Изучив опыт прославленных балетмейстеров-педагогов и применяя его в собственной практике, я могу сделать вывод: одним из важнейших критерием развития хореографических данных и, следовательно, техники классического танца –  является использование в работе лучших традиций русской хореографической школы, грамотно выстроенный педагогом экзерсис и, конечно, личное мастерство преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока классического танца 1 год обучения

Разработка урока классического танца 1 год обучения...

Методические рекомендации "Тонкости подбора музыкального материала для оформления уроков классического танца"

В работе рассматриваются все нюансы подбора концертмейстером музыкального материала совместно с хореографом.....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКИ БАЛЕТА ПЕТЕРА ЛЮДВИГА ГЕРТЕЛЯ «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ» НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛАХ

Для музыкального сопровождения урока классического танца в хореографических школах обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная, фортепианная и симфоническая музыка. Концертмейстеры испо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

      Важнейшей чертой современной культуры, ярко проявившейся и в музыкальных видах искусства, является взаимодействие новаторства и традиций, «современного» и &laqu...

Методическая разработка (урок классического танца)

Предлагаемое пособие по методике преподавания классического танца следует рассматривать как ориентир для преподавателей различных хореографических коллективов.При работе над учебным пособием автор рук...

Важность изучения адажио на уроке классического танца с цельювоспитания музыкальности

В хореографическом образовании всегда на первом месте было стремление к  музыкальному исполнению танцевального движения, будь то учебная комбинация, этюд или концертный номер. Эта проблема общеиз...

Методическая разработка «Развитие координации движений» на уроке классического танца

Данная методическая разработка подготовлена для реализации дополнительной общеобразовательной программы «Маленькая балерина». В ней подробно описывается методика проведения занятий по допо...