Развитие творческого потенциала личности обучающихся на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» по профессии 54.01.17 «Реставратор строительный»
статья на тему

Гришутина Нина Владимировна

Теоретический курс «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок» как основополагающий в успешном освоении профессии и специальности. Курс направлен на формирование творческого мышления реставратора, конкурентоспособного участника современного общества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала личности обучающихся на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» по профессии 54.01.17 «Реставратор строительный»

Более трехсот лет в России существует профессиональное образование и на каждом этапе своего развития перед системой образования ставились актуальные для своего времени задачи. Перед современным профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности. Развитие творческого потенциала обучающихся является одним из важных вопросов современного профессионального образования, ориентированного на требования работодателей к выпускникам художественных образовательных учреждений.  

Профессия «Реставратор строительный» предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. И если практическая часть обучения связана в большей мере с получением конкретных умений и практического опыта, то теоретическая часть наоборот акцентирована главным образом на развитие творческого потенциала учащихся. Развитие творческого мышления обучающихся начинается с изучения теоретического курса ПМ.02 «Реставрация декоративно-художественных покрасок» на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок». Творческое мышление будущего реставратора прежде всего оттачивается в теоретическом курсе. Аудиторные занятия предполагают получение новых знаний в области реставрации и применение различных методов решения творческих задач. Полет творческой мысли обучающегося не сковывается необходимостью получения конечного материального продукта, наоборот, поощряется фантастичность гипотетического решения творческой задачи. Теоретический курс реставрации декоративно-художественных покрасок имеет в своем распоряжении использование как логических, так и эвристических методик решения учащимися творческих задач. Большая часть аудиторных заданий рассчитана на применение учащимися не только логических методов, где преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции и дедукции, сколько эвристических методов, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности обучающегося, стимулируют его интуитивное мышление в процессе решения творческой задачи, генерируют создание новых идей.

«〈…〉 внутренняя готовность субъекта принять противоречие, признать его правомерность (а не отбросить сходу один из компонентов информации, как не соответствующий действительности) – важнейший эвристический фактор»[1]

Метод личной аналогии (эмпатии) традиционно является важнейшим эвристическим методом решения творческих задач, сопряженным одновременно с интуитивными и логическими процессами мышления. Активное сотворчество учащихся с объектом исследования происходит при изучении раздела «Основы цветоведения» в курсе «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок». Обучающиеся выбирают образцы работ великих мастеров и на прорисовках этих картин самостоятельно выявляют цветовые контрасты, примененные художником при написании живописного полотна. Учащийся погружается в мысли великих живописцев, учится видеть их методы работы, постигает закономерности восприятия цветовых соотношений человеческим глазом. Метод эмпатии как нельзя лучше соответствует решению задач художественного творчества, поскольку направлен на развитие фантазии и воображения. В качестве дополнительного стимула использования метода эмпатии в образовательной деятельности учащимся в качестве подготовительного рисунка для учебного задания могут быть предложены не компьютерные прорисовки известных картин, а собственноручные карандашные наброски будущих картин, созданные художником Ван Гогом во время переписки (см.приложение).

Мысленное построение аналога процесса художественного творчества великих живописцев дает положительные результаты в узнавании примененных мастерами цветовых контрастов и безграничные возможности в аспекте развития творческого потенциала обучающихся. В условиях необходимости слияния с объектом исследования обучающиеся постигают сам путь становления художественного произведения.

«Педагогика исходит из того, что творчество – это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в различных сферах общественного производства»[2].

Различные исследователи в области творческого потенциала личности выделяют разнообразные критерии определения уровня творческого потенциала: нестандартность подхода к решению задачи, интеллектуальная активность, самостоятельность мышления, самостоятельность при выборе пути и средств решения задачи, и эмоциональная раскрепощенность. Стоит более подробно остановиться на эмоциональном компоненте, который выступает одним из основополагающих факторов в процессе решения творческих задач. Ведь благодаря положительным эмоциям возникает дальнейшее желание творить.

Создание педагогической ситуации, содействующей развитию творческих способностей обучающихся на занятиях, исключительный элемент общей линии развития творческого потенциала человека. На практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» учащиеся вовлекаются в рефлексию своих эмоциональных состояний при помощи вопросов: Какие чувства вы испытали во время урока? Как менялись ваши чувства по ходу занятия? Какое положение урока вызывает у вас наибольшее приятие /неприятие? Как вы это почувствовали? Содержание подобных опросов может отличаться вариативностью, но всегда направлено на необходимость самоанализа обучающимися своих эмоциональных состояний, приобретение ими рефлексивного опыта и адекватного выражения их индивидуальности.

Данный метод формирования творческого мышления обучающихся в педагогической литературе называется методом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное состояние познающего субъекта.

Связь эмоций и мышления в процессе решения творческих задач подробно исследована О.К.Тихомировым, полагающим, что эмоциональное решение задачи или «эмоциональное предвосхищение действия <…> является необходимым механизмом для их принятия субъектом в качестве «правильного», и, напротив, отсутствие эмоционального предвосхищения может вести к тому, что объективно верные действия <…> «не узнаются» в качестве таковых, хотя и называются в ходе рассуждения»[3].  Овладение рефлексивными технологиями обязательная часть практических занятий МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок»,  ибо именно эмоциональное развитие личности раскрепощает ее интеллектуальные возможности и стимулирует развитие творческих способностей.

Если эмоциональное состояние чувств учащихся безоценочно принимается преподавателем, признается соответствующим данной ситуации, оправдывается, то на таких занятиях обучающиеся открывают «принципиально новый опыт познания, где особую значимость имеет проявление собственных чувств и собственной индивидуальности»[4]. Признание возможности существования индивидуальных переживаний учащихся свидетельствует и о возможности различными способами прийти к решению поставленной задачи.

На основании вышесказанного можно выделить теоретический курс «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок» как основополагающий в успешном освоении профессии и специальности, который направлен на формирование творческого мышления реставратора, конкурентоспособного участника современного общества.


[1] И.А.Бескова, «Как возможно творческое мышление?» - М., 1993 г.

[2] Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук,  Е.А. Коновальчик –  Минск: БГУ, 2003.

[3] Психологические исследования творческой деятельности. Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1975. с.87.

[4] Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук,  Е.А. Коновальчик –  Минск: БГУ, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии.

Развитие творческих способностей учащихсяна уроках технологии посредством смены объектов труда....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ

Аннотация: раскрываются понятия творчества и креативности в представлении отечественных и зарубежных психологических школ, творческого потенциала личности. Представлен пример применения технологии кол...

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.

Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...

Задание на ПППМ.02 Реставрация декоративно-художественных покрасок

Примеры заданий для группы по профессии «Реставратор строительный»специальность «Реставрация декоративно-художественных покрасок»Дистанционное обучение во время производственно...