План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)
план-конспект занятия
План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами» , в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurglyy_stol_dlya_detey_dobro_i_zlo.doc | 55 КБ |
dobro_i_zlo.pptx | 683.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области
План-конспект занятия
в форме круглого стола
«Добрые отношения между нами»
Автор-составитель:
Преподаватель школы искусств Меренков Виктор Иванович
г. Ярцево
2017 год
- Тема тренинга «Добрые отношения между нами».
Скажите, пожалуйста, вы знаете этимологию, происхождение слова «добро»? В старославянском алфавите было 33 буквы. Каждая из них имела своё название, например: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, а буква Д имела название – добро. Отсюда и зародилось слово «добро».
В словаре Ожегова «добро» - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
В словаре Ушакова «добро» - это положительное начало в нравственности, ант. Зло; то, что хорошо, полезно, приятно.
В философском словаре «добро» - это благо; морально-этическая категория, являющаяся положительной, т.е. желаемой, ценностью человеческих отношений.
Смотрим на экран. Видео притча «Окно».
- Скажите, пожалуйста, каждый из нас может выбирать быть добрым, злым или что ещё страшнее равнодушным? Считается, что величайший грех человека – это равнодушие. Не бойся друга своего, он может предать, не бойся врага своего – он может убить, а бойся равнодушия, ибо оно может и предать, и убить. Как в нашей притче «Окно».
- От нашего выбора, от наших поступков зависят окружающие люди, их жизнь?
- От чего на ваш взгляд, зависит доброта? Можно ответить на вопрос: почему одни люди добры, а другие злы?
- Вы знаете, Мать Тереза считала, что добро, добрые отношения – это любовь. Добро в действии.
Мать Тере́за (26 августа 1910 — 5 сентября 1997) — католическая монахиня, занималась служением бедным и больным. Она основала общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-м году жизни. В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью. 15 марта 2016 года папа Римский Франциск заявил, что Мать Тереза будет причислена к лику святых Римско-католической церкви 4 сентября 2016 года.
- Так вот Мать Тереза говорит: «В жизни много зла, в жизни есть бездомные и больные, но хуже всего тем, кто лишен радостей любви. Будь добрым к людям: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать. Маленькие добрые дела, совершенные с любовью, приносят радость и гармонию. Доброта — это плод, который созревает в любое время и до которого может дотянуться любая рука»
- А ведь, по сути, она права, добрые отношения, добро – это любовь к людям, животным, миру… Скажите, для вас, любовь – это добро?
- На мой взгляд, да, самое настоящее добро.
Просто продолжите фразу «Добро – это когда…»
- Как вы считаете, перевести бабушку через дорогу, уступить место беременной женщине, накормить бездомную собаку, помочь донести тяжелые сумки… не делать зла другим - это добро?
- А разве это не норма поведения? Почему мы возводим элементарную взаимопомощь, в ранг героических поступков или подвигов? Ведь это нормы поведения.
Есть такая поучительная добрая сказка «Пахарь и крот».
Пахарь пахал землю. Вылез крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь все пашет и пашет. Крот спрашивает: - Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь его пахать ещё?
Я пашу не только себе, но и людям. Удивился крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот, я рою себе нору, и каждый крот роет себе нору.
- Но ведь вы же, кроты, а мы люди, - ответил пахарь и начал пахать новую борозду.
- Это, конечно, детская сказка, но глубокий смысл заложен в ней.
- Какой, на ваш взгляд? Какова мораль этой сказки?
- Да, всё верно, мы – люди, существа разумные, и живущие в социуме. Мы все влияем друг на друга, это, как цепочка. Бумеранг, который, в конечном счете, возвращается к нам.
Вы знаете, вспомнила историю жизни Марка Бернеса.
У него была патологическая фобия, он всю жизнь боялся заболеть раком. Так случилось, что его жена заболела раком, и он оставил её, не поддержал и не помог родному человеку. Потому что боялся заразиться сам, считал, что онко заболеванием можно заразиться. Полина Семёновна Линецкая (1911—1956), первая жена Марка Бернеса, родившая ему дочь Наташу, умерла от рака. Он женился 2 раз…А через некоторое время Марк Бернес умер от рака легких.
- Добро – это бумеранг, всё пропорционально. Сколько ты отдаёшь, столько и получаешь.
- У нас есть две группы. Направо – одна группа. И налево – другая группа.
Подумайте, как вы считаете, кто, на ваш взгляд, заслуживает титул «Человек добра»? И обоснуйте свое мнение. Можно даже представить в виде плаката, использовать лист бумаги. Как вам захочется. На работу 5 минут.
- Добро, добрые отношения начинаются с мыслей, визуализации. Мысли переходят в слова, а слова в – поступки, действия.
Скажите, бывало ли у вас в жизни, такое, когда вовремя сказанное слово помогло вам или оказало настолько сильное влияние, что вы пересмотрели свои взгляды? И, наоборот, вскользь брошенное резкое и обидное слово может ранить.
Смотрим на экран. Видео притча «Всё оставляет свой след» (притча о злом слове и гвоздях)
Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.
И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.
- Все наши слова, необдуманно брошенные в адрес другого, могут его ранить и оставить свой след. Важно думать, прежде, чем что-либо хочешь сказать.
Есть такое тренинговое упражнение, «Сад доброты».
Запишите, пожалуйста, что сделать, чтобы люди тебе улыбались.
Работаем 3 минуты.
- Зачитайте, несколько мнений, пожалуйста.
- Мы можем вызвать улыбку окружающих, улыбнувшись первыми.
Есть очень много известных афоризмов, цитат о добре, доброте, добрых отношениях и поступках. Попробуйте собрать афоризм и разъяснить его.
1 группа собирает афоризм:
В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться…- это гениальность и доброта сердечная (Виктор Гюго).
2 группа собирает афоризм:
Доброта в словах рождает доверие. Доброта в мыслях улучшает отношения. Доброта в поступках рождает любовь.
Упражнение «Фисташки» (учащимся подается тарелка с фисташками)
- Возьмите по одной фисташке.
- Какие они на ощупь?
- А какие люди на ощупь?
- У фисташек одинаковые размер и форма?
- А люди одинаковые размера и формы?
- Фисташки одного цвета?
- А люди одного цвета?
- Есть ли на фисташках трещины, расколы?
- А люди могут ломаться и трескаться?
- Снимите скорлупу. Какие фисташки внутри?
- А люди отличаются внутри и снаружи?
- Съешьте фисташки. Какие они на вкус – хорошие или плохие?
- А можно ли разделить людей на хороших или плохих, добрых или злых?
- Все люди разные; они отличаются как внутренне, так и внешне.
Бытует мнение, что быть добрым к людям совсем не просто. Мне очень близки слова Марлен Дитрих: «Добрым быть легко, достаточно просто поставить себя на место другого человека».
- Тренинг закончен. Спасибо за работу
В мире есть только
два достоинства,
перед которыми
можно и должно
преклоняться…
- это гениальность
и доброта
сердечная.
Доброта
в словах
рождает
доверие.
Доброта
в мыслях
улучшает
отношения.
Доброта
в поступках
рождает
любовь.
Чем умнее
и добрее
человек,
тем
больше
добра
он
замечает
в других.
Когда
за добро
благодарности
ждёшь,
ты не даришь
добро,
ты
его
продаёшь.
Если
каждый
будет
делать
добро
в пределах
своих возможностей,
возможности
добра
станут безграничными.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ "СОТВОРИ СЕБЯ САМ!" ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ МЕРЕНКОВА ВИКТОРА ИВАНОВИЧА
Целью своей педагогической деятельности я считаю выявление и поддержка юных дарований и их профессиональное ориентирование. Программа направлена на создание условий эффективного развития одаренных обу...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "В МИРЕ ИСКУССТВА" преподавателя школы искусств Меренкова Виктора Ивановича
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня пре...
Круглый стол "Добро и зло"
Тренинг «Добрые отношения между нами»....
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ преподавателя школы искусств Меренкова Виктора Ивановича
Развитие и поддержка одаренности в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования. Программа деятельности на...
План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)
План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методические рекомендации для учителей начальных классов, студентов педагогического колледжа...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по МДК.01.02. Психология социально-правовой деятельности
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по МДК.01.02. Психология социально-правовой деятельности...