Статья « Песенки – картинки, обработки русских народных песен в помощь педагогу дополнительного образования в выборе репертуара по классу вокала»
статья

Ларина Татьяна Альбертовна

В статье предлагается репертуар на начальном этапе обучения в классе вокала. пояснения к произведениям. Важность выбора такого репертуара.Сохранение традиций русской вокальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема.

Статья « Песенки – картинки, обработки русских                                                              народных песен  в помощь педагогу дополнительного образования в выборе репертуара по классу вокала»

 

 Авторы:

   Ларина Татьяна  Альбертовна

   Педагог дополнительного образования по вокалу                      

                                            ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского  района С-Пб                                                       Орехова Светлана Геннадьевна

          Педагог дополнительного образования по вокалу                                  ГБУ ДО ДД(Ю)Т  Московского  района С-Пб,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Егиазарян Сусанна Степановна  концертмейстер                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ГБУ ДО ДД(Ю)Т   Московского  района С-Пб,                                                                                                                                                                                                                                       Кошелева Ольга Николаевна концертмейстер                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

           ГБУ ДО ДД(Ю )Т   Московского  района С-Пб                                                                                                                                                                                                                                                      

                                 

                           

                                          Санкт-Петербург

                                                   2019 г.

   

« Песенки – картинки, обработки русских народных песен                                   в помощь педагогу дополнительного образования в выборе репертуара на начальном этапе обучения  в классе вокала» - так звучит тема нашей статьи.        

             И мы работаем  не просто в классе классического вокала, а  работаем мы с ребятами во Дворце Детского и юношеского творчества  Московского района  в Детском музыкальном театре «Кантабиле». Нашим воспитанникам, простым детям, которые проходят, отбор при поступлении рассказывают стихи, поют песни, и может так случится, что ребенок хорошо читает, выразительно и артистично рассказывает стихи, но не совсем хорошо умеет интонировать, попадать  чисто в нотки, находиться в тональности, управлять своим голосом. А иногда и  совсем приходят ребята с охрипшими, осипшими голосами. И нам приходится находиться в поисках – как помочь, как научить - этого маленького человечка, артиста детского театра - петь. Ребята занимаются с педагогами по сценической речи тренингами, дыхательной гимнастикой. С хореографами занимаются сценическим движением. Но и нам, вокалистам – педагогам приходится искать интересные упражнения и, конечно же, песенный репертуар. Так как наши ученики участвуют в разных спектаклях и концертных программах.  И классического направления и современного. Поют и с микрофоном и без микрофона. Маленьким артистам  нашего театра необходимо не  только говорить  и  петь, а еще и двигаться. Поэтому  кроме работы над интонацией, дикцией, дыханием и развитием голоса сразу приходится работать и над образом,  и артистизмом. Сразу все эти задачи сложно решать. Но артистизм и помогает очень хорошо в работе над голосом. Ведь все  - это  взаимосвязано. Поэтому приходится искать  интересный с яркими  образами репертуар.  

   В предлагаемом нами  репертуаре речь пойдет от современного композитора к классике. Хочется нарушить традицию, т. к.  современным детям  доступнее начинать с современных песенок.  Проще адаптироваться от привычного современного  разговорного языка. И встретиться с «непонятными» для  детей  нашего поколения  выражениями прошлого века, такие как: «Росток с вершок, Голова с горшок», « А на встречу борзые», «Ходят ноги не туды», «Есть укатана гора», «Укатана, улита,  башмаками убита», « Мой козловый башмачок», « А я млада на боку», « По сеничкам гуляй, погуляй», «Некуда заиньке выскочити, выпрыгнути», « Молодиченька – невеличенька», « Тюше, Матюше и бабушке – горбуше».

        Светлана Крупа-Шушарина - новосибирский композитор,

автор, работающий в различных жанрах вокальной музыки. Она пишет   песни для детей, Всё творчество молодого  композитора объединяет любовь к музыке, большое желание сочинять и искренность в выражении чувств.

Детишкам очень понравятся  шутливые, мелодичные и оригинальные песенки-картинки, которые они будут петь с большим удовольствием. Сборников этого композитора выпущено достаточное количество( « Хрестоматия  Песенки-скороговорки и песенки - вокализы», « Арфа для жирафа», « Зонтик цвета абрикоса», Логопедические песенки»).  Песенки такие например: «Мечта зебры», «Пчела и стрекоза», « Оркестр на пруду»,     « Песенка для мамы», « Лес», « Веселый аквариум» и  т.д.

             

          Александров Анатолий Николаевич композитор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, педагог, доктор искусствоведения, профессор. Основоположник отечественной музыки для детей.

  Яркие  музыкальные  впечатления детских воспоминаний связаны с песнями няни – Веры Илларионовны Калининой.  Как  она их  знала и как  часто пела по вечерам! Особенно  запомнились композитору « Ах, ты котенька – коток», « Газбулат удалой», «Тростник» и «Потеряла я колечко».  

        Успешному  музыкальному развитию детей способствовали,  кроме того, частые домашние концерты, в которых, помимо родителей, участвовали местные музыканты.

      Сочинять музыку Анатолий Николаевич начал с восьми лет.                                                         Был активным творцом новой отечественной музыкальной культуры, сочинял музыку для детей пред-дошкольного и дошкольного возраста, школьников.                                                                                                                                      Является автором музыки к мультфильмам «Остров ошибок», «Красная шапочка», «Левша», «Девочка и слон», «Пойди туда, не знаю куда» и др.                

Музыку А.Н. Александрова отличает выразительность и изобразительность мелодии, ее гибкость и яркость, красочность гармонии, отточенность формы, вступление, погружающее в настроение песни, пьесы, игровой характер произведений. Именно блестящие знание детской психологии и его отражение в детской музыке позволяют творчеству композитора быть всегда привлекательным для детей всех поколений и всех возрастов.

   Вашему вниманию предлагаем

Цикл –из  двух  тетрадей «Детские песенки» (слова народные, ред. Я. Мексика), 1927:

Тетрадь первая

1-Дуда,

2-Сова,

3- Жук;

4- По садику

5- А кто у нас умный

Тетрадь вторая:

6 - Уж ты зимушка-зима,

7- Как на тоненький ледок,

8- По льду, по Волге;

9- Как у нашего двора,

10- Пошел я в лес.

            Анатолий Константинович Лядов.  Среди многочисленных и интересных произведений, которые написали для детей русские композиторы 19-го века, особое место занимают «Детские песни» Лядова. Искренние и образные, они имеют «особенную музыкальную ценность не только потому, что это прелестные музыкальные пьесы, но и потому, что они проникнуты народным духом».
     Великий знаток русского народного творчества, мастер музыкальной миниатюры, Лядов обращается в своих «Детский песнях» к неизвестной до того области – детскому фольклору. «Детские песни» - эти «крошечные жемчужины», по образному выражению Кюи, – написаны Лядовым на подлинные тексты детских народных сказок, колыбельных, прибауток, потешек, дразнилок и т.д.  

Всего Лядовым написано 18 детских песен – соч. 14 и 18 в 1887 году и соч. 22 в 1890 году. Тексты «Песен» заимствованы из сборников П. Шейна, К. Ушинского, два текста представляют собой свободные литературные переработки народных текстов, сделанные самим композитором.

Первые две тетради предназначены для исполнения детьми, третья тетрадь сложнее.

С большой теплоты написаны народные колыбельные песни, которые композитор включает в каждый из трех циклов как своеобразные лирические картинки.

       Волшебный таинственный колорит образов из царства Сна облекается и Лядова в строки свободного подражания простым напевам народных колыбельных («Баю, баюшки, бою»). Народ называет их «байками»: это название, по определению В. Даля, происходит от слова «баить», то есть шептать заговаривать. Одну из таких песен певала Лядову в детстве его няня («Котинька. Коток»). Музыка этой колыбельной поэтична и воздушна.

1-Колыбельная.

Удались Лядову песни, в которых оживают мифологические картинки древних языческих верований и обрядов.
      Много поэтических народных мифов связано с обращением к природе, к дождю, солнцу, радуге, морозу и т.д. До наших дней сохранились пережитки древних славянских верований в виде так называемого шутливого «окликания дождя». Лядов запечатлел его в двух песнях. В песне «Дождик, дождик» рисуется радостная картина «праздника чистой радости».

2-Дожик.

3-Окликние дождя        

Разнообразно представлены Лядовым народные песни – потешки. Одна из самых популярных народных потешек – это песенка – игра «Сорока». Образ скачущей, вертлявой сороки, надоедливо стрекочущей на пороге дома, создан совсем простыми средствами

4-«Сорока».

Едва ли не самой популярной среди детей является песенка «Ладушки».

5-«Ладушки».

Поэтично продолжена тема колыбельных в потешке «Петушок». Музыку песни хочется сравнить с народной расписной игрушкой – так все в ней красочно, звонко, голосисто. В песне слышится и заливистое «кукареку» петушка, и его шаги, и неторопливое поклевывание.

6-«Петушок».

       Группа потешек завершается веселыми игровыми песнями «Заинька»

7-«Зайчик»

       Замечательный дар Лядова к музыкальному юмору проявляется в серии его «забавных». В духе излюбленных детьми «лепых нелепиц» написана песня «Скок – поскок» про качающегося на веточке дрозда и смешного уродца: «Росток с вершок, Голова с горшок».

8 -  Две «Забавные».

               1-Галки..Вороны.

               2- Скок-поскок.

«Детские песни» Лядова отвечают многим педагогическим целям: часть из них могут петь сами дети, другая часть представляет собой отличный репертуар для маленьких пианистов, а некоторые песни может играть детям педагог с целью развить у детей умение воспринимать образный строй музыкального произведения.
      Издаваемый сборник явится прекрасным материалом для музыкальных работников, для педагогов дополнительного образования, для педагогов музыкальных и общеобразовательных школ в их повседневной практической работе. Он достоин также стать, но и родителей и просто любителей музыки.

Использованная  литература:

  1. Портреты советских композиторов Анатолий Александров
    В. Кокушкин " Советский композитор", 1987г.
  2. Александров Анатолий Алексеевич. Во времена княгини Ольги : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле / Александров А. А. / [авт. вступ. ст. О. К. Волочкова] ; Адм. г. Пскова, Псков. гос. объедин. ист-архит. и худож. музей-заповедник, О-во Святой Равноап. княгини Ольги Рос.. - Псков : Псковское возрождение, 2001. - 279 с., 2 л. ил. - (1100 лет со дня упоминания города в летописи). - Юбилейн. изд. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - Список осн. использ. материалов: с. 259-274 .
  3. Александров Анатолий Алексеевич // Российский писатель – [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rospisatel.ru/lkr-ps.html 
  4. А. Лядов. Песни русского народа 
    в обработке для одного голоса и фортепиано
    "Государственное музыкальное издательство", 1959г.
  5. А. Лядов. Детские песни для голоса с фортепьяно. «Государственное музыкальное  издательство. Москва 1961.



                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...

Методическая разработка открытого занятия "А мы ходим-походим колядовщички" руководителя коллектива "Народная песня", педагога дополнительного образования Кисловой И.А.

Документ представляет собой разработку педагогом открытого занятия для своего коллектива "Народная песня", состоящего из детей начальных и средних классов общеобразовательной школы. Направленность кол...

Мастер-класс "Поздравительная открытка" для педагогов дополнительного образования.

Данный мастер-класс рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, учителей младших классов, воспитателей и родителей. Открытки в формате 3-D нравитс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»

         Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...

Методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»

Методическиерекомендацииособенности в освоении народной манеры исполнениярусских народных песен у студентов специальностей«Актёрское искусство», «Народное художественноетворчество (п...

Статья "Развитие ладового чувства с использованием комплекса вокальных упражнений на основе русских народных песен"

В статье представлен комплекс вокальных упражнений из мелодий 11 р.н.п., а также 6 вокальных примеров для развития ладового, интонационного чувства у студентов 1-2 курсов специальности 51.02.01 и у на...