Курсовая работа: «Возможности детского сюжетно- игрового танца в формировании коммуникативных универсальных учебных действий».
проект
Курсовая работа: «Возможности детского сюжетно- игрового танца в формировании коммуникативных универсальных учебных действий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursach.docx | 70.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность проблемы исследования. Настоящее время характеризуется переосмыслением отношения к задачам современного образования в обществе в целом и задачам музыкального образования в частности.
Все государственные документы все приказы, все указы, стандарты, нацелены на необходимость педагогом, учителям, воспитателям освоить методы и приемы формирования универсальных учебных действий у учеников всех возрастов (от младших классов до выпускников вузов). Эта необходимость продиктована требованиями времени.
Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Разработкой и вопросом внедрения универсальных учебных действий в практику современного образования занимались ученые-исследователи: Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.
Каждый педагог-практик ищет свои приемы, правила, способы, методы, способствующие эффективному и результативному формированию универсальных учебных действий в собственной образовательной деятельности.
В системе художественно – эстетического воспитания детей в решении этой проблемы огромное значение отводится детскому танцу и музыке. Детский танец занимает особое место в многообразии видов и направлений танцевального искусства. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Связь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо подрастающему поколению.
Ведущими исследователями детского танца как вида танцевального искусства и в частности детского сюжетного танца занимались такие авторы как: Ауэрбах Л., Друскин М.С. , Зейналова О., Краусс Р., Маркевич Е. , Никитин В.Ю., Пасютинская В.М., Худеков С. , Черников К. и др.
Детей сюжетно-игровая деятельность привлекает своей эмоциональной окрашенностью, возможности активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движении.
Педагогов сюжетно-игровая деятельность привлекает своей возможностью формирования коммуникативных ууд в продуктивно-творческом взаимодействии.
В этом представляется актуальность проблемы нашего исследования.
Сформулирована тема: «Возможности детского сюжетно - игрового танца в формировании коммуникативных УУД».
Цель исследования- выявление особенностей и методов формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках музыки.
Объект исследования - процесс обучения
Предмет исследования - формирование УУД в процессе обучения музыке
Задачи:
- Изучить педагогическую литературу и исскусвтвоведческую по теме исследования.
- На основе анализа литературы раскрыть сущность коммуникативных УУД через освоение продуктивно-творческого взаимодействия.
- Рассмотреть возможности формирования коммуникативных УУД на уроках музыки.
- Изучить сущность и особенности детского сюжетно-игрового танца
- Обобщить результаты исследования, определить перспективу дальнейшей работы.
Методы теоретического исследования:
- отбор изучение и анализ литературы
- систематизации изученного материала
- обобщение полученных сведений
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки.
1.1 Универсальные учебные действия: основное понятие, функции, виды
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком понимании термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т. е. умение учиться.
В современной педагогической науке понятие «универсальные учебные действия» раскрывается через деятельность обучающегося. Так, универсальные учебные действия относятся, например способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Так же универсальные учебные действия трактуются как обобщённые действия, которые открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться, как основное универсальное учебное действие предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Нельзя не согласиться, что умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Как писал Л. С. Выготский «Сущность культурного развития - заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им». [5]
Опираясь на многочисленные исследования современных педагогов, раскроем две основные функции универсальных учебных действий.
1)обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2)создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
А. Г. Асмолов указывает на 4 блока универсальных учебных действий на следующие виды :
- Личностные, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Регулятивные, которые обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельностью.
- Познавательные, включающие в себя общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
- Коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.[2]
В рамках темы исследования коммуникативные универсальные учебные действия будут рассмотрены более подробно нами в следующем параграфе.
Круг содержания личностных универсальных учебных действий включает в себя
- самоопределение — личностное профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Личностные универсальные учебные действия – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству
Регулятивные универсальные учебные действия раскрываются через:
- целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Регулятивные универсальные учебные действия – в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках.
Общеучебные универсальные действия являются содержанием познавательных универсальных учебных действий самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Познавательные универсальные учебные действия – в сравнении, анализе, рассуждении; в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов. [1], [26].
1.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через освоение продуктивно-творческого взаимодействия.
Опираясь на мнение разработчиков концепции универсальных учебных действий, коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
- общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. [23]
При разработке коммуникативных универсальных учебных действий ученые опирались на популярную несколько лет назад концепцию учебного сотрудничества. Она предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
Совместная деятельность школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Групповые формы организации учебного общения включают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации; соревнования команд и др.
Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Коммуникативные действия обеспечивают участие в коллективном обсуждении проблем; интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
А так же коммуникативные учебные действия помогают обеспечить планирование учебного сотрудничество с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог. Во многом это относится к коммуникативным учебным действиям, совершаемым в процессе музыкальной художественно-творческой деятельности.[27]
1.3. Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках музыки
Уроки музыки могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе – продуктивно-творческого взаимодействия.
В музыкальной (художественно - творческой) деятельности коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций.[29]
В рамках предмета «Музыка» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий требуются специальные методы: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность», «учимся вместе».
Учебный предмет «Музыка» создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений гуманного социума:
- умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание;
- контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения;
- извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.
А также формирует коммуникативные умения специального и культурологического характера:
- совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
- знакомства с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценки и интерпретации собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизации музыкальных образов.
Коммуникативные учебные действия на уроках музыки:
- формируют способность встать на позицию другого человека (героя, отраженного в художественном образе);
- вести диалог;
- участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Уроки музыки могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
Совместная деятельность школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Групповые формы организации учебного общения включают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации; соревнования команд и др.
Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. [28]
И так, рассмотрим виды деятельности на уроках “Музыки”, формирующие коммуникативные действия:
- слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением
- исполнение музыки(импровизация, коллективное пение, сольное пение);
- умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других;
- участие в коллективном обсуждении,
- умение задать вопросы.
Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если оно противоположное.[27]
- игра на музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения;
- сюжетный танец, сюжетно-игровой танец (или его элементы)
Мы считаем, что эти три вида деятельности (игра, движения, танец) на уроках музыки реализуются через продуктивно-творческое взаимодействие. Подробная характеристика дана ему в параграфе 1.2. В рамках исследуемой темы необходимо раскрыть возможности продуктивно-творческого взаимодействия на примере сюжетно-игрового танца.
Из всего жанрового разнообразия танцев, реализация продуктивно-творческого взаимодействия реально осуществляется на наш взгляд именно в сюжетно-игровом танце. Мы полагаем, что элементы сюжетного танца введенные в урок музыки, создают прекрасные условия, как для развития творческого воображения и творческих способностей детей, так и для коммуникативных качеств. Дети с большим желанием перевоплощаются в образы различных персонажей, действуют под музыку. Выполнение творческих заданий активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений. Взаимоотношение, переживания героев сюжетных игр и танцев, танцевальных спектаклей обогащают детей нравственно. Дети учатся активной реакции на музыку – стремлению эмоционально, образно передавать в движении сюжет игры или танца, действия персонажей в хореографических спектаклях. Занятия сюжетным танцем оказывает влияние на развитие творческого воображения и творческих способностей детей.
Выводы по 1 главе
Универсальные учебные действия– это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Понятие «универсальные учебные действия» в современной педагогической науке раскрывается через деятельность обучающегося.
Разработкой внедрения универсальных учебных действий в практику современного образования занимались ученые-исследователи: Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.
Основными функциями универсальных учебных действий является обеспечивать возможность обучающихся самостоятельно осуществлять учение, ставить учебные цели, искать и использовать нужные средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создать условия с тем, чтобы гармонично развивать личность и способствовать её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
А. Г. Асмолов указывает на 4 блока универсальных учебных действий: личностные(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях), регулятивные (обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности), познавательные(включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы ) и коммуникативные(обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности).
На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы.
А так же, коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают участие в коллективном обсуждении проблем; интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, обеспечить планирование учебного сотрудничество с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.
На уроках «Музыки» коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы.
ГЛАВА II. ДЕТСКИЙ ТАНЕЦ
2.1.Понятие «Танец»
Прежде всего, обратимся к самому понятию «танец».
Читаем в Большой советской энциклопедии: танец (от польск. Taniec) — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции [18].
В современном толковом словаре русского языка дается следующее определение: танец – (от нем. Tanz) –
- вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной;
- ряд пластических и ритмических движений определённого темпа и вида, исполняемых под определённую музыку [14].
В современном словаре-справочнике по искусству понятие «танец» раскрывается следующим образом: «танец» – один из древнейших видов искусства, выделившийся из первичного единства с музыкой и пением из целостного ритуального действа [11].
То есть, в разных источниках мы находим различные толкования понятия «танец».
В работе английского врача Хэвлока Эллис «Танец жизни» встречаем такое толкование: танец – самое возвышенное, самое волнующее и самое прекрасное из всех искусств, поскольку он не просто отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь.
Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
Известный исследователь в области танца Жюли Шарлотта ванн Кэмп (Julie Charlotte Van Camp) в своей диссертации собрала основные положения, из которых состоят определения танца:
- Танец — это ритмичное движение, совершаемое одним или более людьми в такт музыке.
- Виртуоз танца — тот, кто в совершенстве владеет техникой своего танцевального искусства, своего дела.
- Танец — это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками [30].
С того момента, когда человек начинает ходить, двигаться, бегать, он выражает себя пластически. Иногда, чтобы понимать друг друга, достаточно жеста, поворота головы, взгляда. К пластическому выражению своих эмоций способны все, поэтому танец соединяет людей. История возникновения и развития танцев богата и многогранна, но неизменно связана с взрослением самого человека.
Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика — первый язык человечества — была неразрывно связана с танцевальным искусством.
Обратимся к исследованию Е. Маркевича. Он утверждает, что танец начал свою жизнь вместе с человеком. История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. В самых различных сторонах практической жизни участвовал он. Танцы передавались от поколения к поколению, со временем их магический смысл (а им была пронизана природа древнего танца) утрачивался, забывался, но тысячелетиями народ хранил свой особенный пластический язык.
Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как- то направлены, имели строго определенную цель. Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние. Танец, таким образом, по утверждению Е. Маркевича является своеобразным каналом в неведомое, выступает как возможность управления иррациональными сторонами человеческой жизни [ 16].
Так откуда же взялся танец, как возникла у человека тяга к движению под определённый ритм? Этому посвящена очень интересная статья Черникова Константина Петровича. Согласимся с автором статьи в том, что танец, как явление сугубо общественное, социальное, представляет собой целый пласт, отражающий посредством своих методов и приёмов историческое, социальное и культурное развитие человеческого общества. Пласт этот очень интересен и недостаточно глубоко, по мнению К.П. Черникова, «вспахан» современной наукой. Историки сосредоточились больше на аспектах экономического и социально-политического развития общества, искусствоведы значительно больше внимания уделяют архитектуре или живописи, да и на современных театральных и особенно эстрадных подмостках танец играет далеко не первую роль по сравнению с вокалом или тем же разговорным жанром. Автор с этим фактом не согласен. Ведь хореографическое искусство, пожалуй, древнейшее в мире, оно пережило тысячелетия, зародившись в человеческой среде тогда, когда цивилизованного общества с его экономикой и политикой по сути ещё и не было. Оно наравне с культом и магией, был главнейшим из всех видов психической и социально-культурной деятельности людей и в современной жизни представляет большой интерес [32].
2.2.Классификация и виды танцев
Вопросами классификаций танцев занимались ведущие исследователи в данной области искусства: Аристотель, Ауэрбах Л., Друскин М.С. ,Зейналова О., Краусс Р., Маркевич Е. , Никитин В.Ю., Пасютинская В.М., Платон, Худеков С., Черников К.
На основе анализа различных классификаций названных авторов, мы предприняли попытку создать собственную классификацию. В нее входят следующие направления танцев:
- ритуальный танец
- античный танец
- народный танец
- бальный танец
- академический танец
- современный танец
- детский танец
Коротко раскроем каждый из направлений:
1) Ритуальный танец.
Ритуальный танец знаменует соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни.
Ритуальные танцы, длившиеся по несколько дней, были обыкновенно сценарием мифов о фантастических путешествиях из жизни первопредков. В ритуальных плясках отчетливо проявляется их основная особенность — полное уподобление тотему. В ритуальных танцах человек буквально преображался, становился похожим скорее на изображаемое животное, чем на самого себя. Одним из способов пополнения древнего танцевального арсенала являлось подражание движениям животных. Основу ритуальных танцев составляли магия и ритуал. Танец, таким образом, являлся своеобразным каналом в неведомое, выступал как возможность управления иррациональными сторонами человеческой жизни [16].
Древнейшим и повсеместно распространенным символическим знаком в пластике ритуального танца был круг. Построение в круг считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. В кругу лечили и женили. Круг — не единственная известная форма массовых плясок. Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. В танцах древних воспроизводились и такие сложные фигуры, как лабиринт и рисунок ползущей змеи. Танец безмолвен. В пляске человек вымаливал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение от недугов. Такие ритуальные танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племен Австралии или американских индейцев. Человечество всё энергичней открывало тайны мироздания, и ритуальные танцы утратили своё первоначальное «магическое» предназначение. Теперь в них выражаются свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира [12].
Постепенно ритуальное начало, где танец имел глубинное значение, начинает вытесняться чисто телесным, развлекательным. Так происходил плавный переход от ритуального танца к античному. В Греции танцевали все: от крестьян до Сократа. Танцы не только входили в число образовательных дисциплин, но им охотно продолжали обучаться и взрослые люди. Все танцы античности исполнялись для зрителей, а не для удовольствия и собственного развлечения. Предполагается, что общее количество древнегреческих танцев составляет более двухсот.
2) Античный танец.
История античных танцев связана, прежде всего, с историей Древней Греции. Античные танцы являлись могущественной силой. Их исполняли, желая испросить помилования осужденных, умилостивить сильных этого мира, что непосредственно формировало в античной Греции духовную жизнь человека.
Античные танцы вылились из символов греческой мифологии. Как бы не объясняли происхождение мифов, но суть их заключается всё-таки в том, что боги Олимпа, обладая разнообразными функциями, всецело управляли душой грека, его общественной и нравственной жизнью, и сформировались в живые образы, с которыми грек имел почти реальное общение. Поэтому в греческой истории мифы трудно отличить от действительности, и исполняемые танцы всегда оставались неразрывно связанными с мифологией. Мифологический сюжет всецело владел античной хореографией, и послужил богатейшим материалом для вдохновения балетмейстеров всех последующих веков [31].
Античные танцы сохранили до настоящего времени особую, чарующую воображение прелесть, заключавшуюся в необыкновенной чистоте пластических форм и в гармонии ясно очерченных линий. Их старался объяснить знаменитый реформатор балета Новерр, ими интересовалась вся эпоха французского классицизма, они вдохновляли первооткрывательницу современного танца Айседору Дункан, они продолжают вдохновлять современных хореографов [21].
3) Народный танец.
История происхождения народного танца уходит очень глубоко. Древние люди копировали движения животных, имитировали природные явления – так зародился первобытный танец, который эволюционировал в настоящий способ общения и проявления чувств. Движения подобных плясок являлись своеобразным отображением впечатления от окружающего мира. Стоит отметить, что в создание и эволюцию народного танца были вложены опыт, талант и фантазия не одного поколения. Танцевальные формы народной хореографии оттачивались, как искусство, временем и с каждой эпохой приобретали художественную ценность и законченность, двигаясь к совершенству.
Главная особенность народного танца как уникального явления заключается в том что, не имея конкретного автора, этот танец неизменно передается из поколения в поколения и является самой настоящей и самой узнаваемой визитной карточкой каждой национальности. Национальный характер народного танца проявляется во множестве особенностей, а именно: в музыкальной и хореографической структуре, колоритных деталях, исполнительской манере. Невзирая на свою важность, этот танец отличается довольно простой техникой исполнения и несложными фигурами и па. Они обладают более обобщенным характером и насыщены этникой. [25]
Танец был и есть неотъемлемая часть любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце. На развитие танца влияла и мода.
4) Бальные танцы.
Бальный танец как историческое явление уходит своими корнями в бытовые формы народного танца. На определённом этапе расслоения общества на классы появились бальные танцы. В основу их легли бытовые народные танцы, которые видоизменялись под влиянием норм этикета и уклада жизни привилегированных слоёв общества. Первые бальные танцы возникли в XII в., в эпоху средневекового Ренессанса – расцвета замковой рыцарской культуры. В XIII-XIV вв. во время многочисленных театрализованных праздников выкристаллизовывались выразительные средства и будущих балетов, и будущих бальных танцев. До XVI в. бальные танцы исполнялись под музыкальное сопровождение небольшого оркестра: 4 корнета, тромбон, 2-3 виолы. Не отличаясь богатым арсеналом движений, эти танцы, относящиеся к группе бассдансов (низкие танцы), сочетали в себе пантомимные сценки и разнообразные танцевальные рисунки. К концу XVII в. Во Франции, Англии и Германии начинают танцевать контрданс, несколько чинный и строго симметричный салонный танец, заимствованный из танцев английских крестьян. С течением времени, усложнялась как танцевальная лексика, так и танцевальные фигуры позы и композиции, что, соответственно, требовало все более и более длительного обучения этому умению танцевать.
Изящество манер, благородство осанки, изысканная почтительность, составляют необходимейшие качества бального танца [17].
5) Академический танец (Балет).
Академический танец зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых академических танцев («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. В те времена при дворе французского короля появился балет, который очень скоро стал излюбленным развлечением королей. Известно, что Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в балете, сочиненном сестрой короля; любил участвовать в балете Людовик XIV.
Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства академический танец (балет) становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж. Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика».
В России первый балет был поставлен в царствование Алексея Михайловича на масленице в 1672 году, сюжет его был заимствован из античной жизни.
Академический танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным искусством, отделиться от пения и драмы. Возник особый пластический язык, способный передавать сложнейшие движения души. Язык, которому учатся с невероятным упорством и самоотвержением десятки лет, всю жизнь. Удивляет внешне блестящая и всегда нелегкая судьба балерины [9].
6) Современный танец.
Сейчас в нашей стране происходит подъем современного танца, он живет и активно развивается. Существуют различные школы, труппы, театры современного танца, которые отличаются своеобразным стилем хореографии. Ведь современная хореография — это, прежде всего авторская хореография. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения.
В современном хореографическом мире определились несколько направлений современного танца:
- Танец модерн
- Бальный танец
- Джаз-танец
- Contemporary dance
- Уличные танцы
1. Танец модерн. Танец модерн — одно из направлений современной хореографии, зародившееся в конце XIX — начало. XX вв. в США Германии для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Основные её принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами.
2. Современный бальный танец. Бальный танец сегодня – самостоятельный вид спортивного искусства, который был образован от смешения историко-бытового, джаз-танца, а так же социальных танцев-однодневок. В современном танцевальном мире бальный танец включает в себя латино-американскую (Ча-ча-ча, Самба, Румба, Пасодобль, Джайв) и европейскую программы (Медленный вальс, Венский вальс, Медленный фокстрот, Квикстеп,Танго).
3. Джаз-танец. Несмотря на своё название, современный джаз-танец не так уж молод по сравнению с другими видами современного танцевального искусства. Он представляет собой самый «зрелый» подраздел данного направления, так как своё начало он берёт в конце 19 века. Джаз-танец имеет свои течения, которые отличаются как танцевальными приёмами, так и манерой исполнения. Это степ, фанк, соул, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, стрит, фристайл и многие другие виды.
4. Contemporary dance. Важным моментом в данном современном направлении хореографического искусства является связь внутреннего эмоционального состояния танцора c самой формой танца. Сontemporary dance предполагает собой максимальное использование внутренних ресурсов с помощью различных техник, таких как танцевальная и контактная импровизация, релиз.
5. Уличные танцы. Это культурное направление взяло свое начало в середине 70-х годов прошлого века. Потребность в социальном протесте, желание быть не таким как все, послужило возникновению этого стиля. Соперничающие группировки соревновались между собой. Суть соревнований заключалась в том, что, нужно было исполнить как можно больше сложных и новых движений. Соперники должны были повторить эти движения. Победителем таких баттлов считалась та группировка, которая исполняла больше таких движений. В конце 1990-х из уличного протестного направления хип – хоп, брейк – дэнс выросли в прибыльную музыкальную индустрию. Сегодня хип-хоп, брейк – дэнс относятся к самым популярным видам современного танца. Соревнования и конкурсы проводятся на танцплощадках многих стран Европы и конечно Америки( хастл, хип – хоп, брейк – дэнс, поппинг и др.).[3]
7) Последним из нашей классификации заявлен детский танец. В рамках исследования считаем обоснованным раскрыть значение, роль и особенности детского танца в следующем параграфе.
2.3. Детский танец
Сложно переоценить роль и значения танцевально-двигательных упражнений, спортивно-ритмических занятий и танцев для правильного развития и воспитания ребенка. Занятия танцами способствуют формированию следующих качеств:
- настойчивости,
- упорства и старания,
- трудоспособности, дисциплинированности, стрессоустойчивости,
- коммуникативных и социальных навыков,
- чувству ритма и музыкальности в целом.
Каждый руководитель хореографического коллектива стремится научить детей легко, красиво танцевать. Учебные занятия в коллективе, направленные на приобретение техники и выразительности в танце, требуют от детей настойчивости, упорства и старания, а это им не всегда легко дается. Только большая любовь к искусству танца и к своему делу помогает педагогу развить у детей трудоспособность, дисциплинированность, и добиться хороших результатов в освоении танцевального искусства.
К сожалению, не во всех детских садах и школах ведется профессиональная работа с детьми по танцу. Часто родители, воспитатели и учителя предпочитают нагрузить ребенка спортивными занятиями и тренировками. Никакие тренировки не могут дать такую же правильную нагрузку на организм, в частности, работу сердечно- сосудистой системы и суставов, какую дают занятия танцами. Медицинские исследования показали, что слишком часто плохое состояние здоровья напрямую связано с недостатком двигательной активности. Понимание этого факта должно заставить родителей и педагогов проявить заботу о здоровье подрастающего поколения. Усиление активности и занятия хореографией – единственный способ предотвращения болезней [19]. Систематические занятия танцами развивают чувство ритма и музыкальности в целом. В случае если ребенок посещает танцевальные занятия в студии или кружке, такое посещение научит детей и музыкальной грамоте.
В процессе танца ребёнок может выплеснуть весь стресс, накопившийся в течение дня (а это очень важно, ведь дети также, как и взрослые, испытывают множество негативных эмоций и переживаний).
Танцевальные занятия помогут развивать свои коммуникативные и социальные навыки. Ребенок учится работать в команде, доверять окружающим и знакомится с другими детьми. Если ребенок стеснительный, танцы отличный стимул для начала общения со сверстниками. Также они помогут преодолеть барьер застенчивости при знакомстве и общении с посторонними. Конечно же, ребенок сможет преодолеть страх выступления перед большой аудиторией [24].
Детский танец предполагает особую методику преподавания. Всем известно, что малыши лучше всего учатся чему-либо, если это преподносить в игровой форме. Можно также предлагать ребенку самостоятельно что-либо придумывать и организовывать, ведь это стимулирует его развитие.
Еще один важный аспект, без которого не может сложиться детский танец, – деление на возрастные группы. Как правило, собираются небольшие команды ровесников. Это не только способствует лучшим отношениям в коллективе, но и упрощает работу педагога, который должен найти к каждому подход. При таком разделении становится намного легче распределять нагрузки и искать подходящий материал [7].
Опираясь на мнения многочисленных педагогов-практиков, руководителей детских танцевальных коллективов, можно выделить несколько направлений детских танцев:
- Классический танец
- Народный танец
- Спортивный танец
- Танцевально-Двигательная Терапия
- Сюжетный танец
Раскроем коротко каждый из них.
Классический танец – прекрасный инструмент для гармоничного развития детей. Гибкое тело с ровной осанкой и крепкими мышцами – вот, что способны подарить вашему малышу регулярные занятия. Благодаря классическому танцу дети на долгие годы приобретают стройное и подтянутое телосложение. А это – прочная основа для здоровья всего организма в целом. Развивается музыкальность, координация движений, ориентир в пространстве. На уроках классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, уважение к искусству и дисциплина.
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Однако классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга [10].
Народные танцы для детей – это не просто красиво, а еще и полезно. С их помощью у детей развивается ритмичность, память, мышление, внимание. Такие танцы придают телу гибкость. Они сохраняют истоки национальной культуры, прививают любовь к культуре, расширяют кругозор, ведь изучая танцы народов мира, ребенок узнает историю других стран, их музыку и костюмы, все это взращивает корни нравственности и образованности.
Ритмы народной музыки вызывают эмоциональный подъем, приносят чувство радости и удовлетворения, поэтому народные танцы для детей, это именно тот стиль, на который в первую очередь стоит обратить внимание ребенка, неважно, девочки или мальчика. У мальчиков развивается мужественность, ведь какую силу надо развить, чтобы научиться искусно, выполнять трюки и прыжки. А девочки приобретают плавность и грацию, статную красоту.
В зале и у станка, ребенок знакомится с фольклором и культурой очень многих стран. Понимает региональную особенность характера народа, что, безусловно, помогает в познании себя и приобретении индивидуальности [8].
Спортивные детские танцы – направление, подразумевающее использование движений и элементов в соответствующем ритме, и последовательности под заранее заданную музыку. Спортивные танцы очень популярны, и всё благодаря их красоте, чувственности и оригинальности.
Начинать заниматься современными спортивными танцами лучше всего с 5-ти летнего возраста. В этом случае его тело будет полностью сформированным и готовым к нагрузкам. Для многих танец – возможность рассказать что-то при помощи движений. Дети на таких тренировках становятся уверенными в себе, коммуникабельными и самостоятельными.
Сегодня спортивные танцы (конкурсные бальные танцы) преподаются и пользуются популярностью во всем мире. Они имеют в своем составе две основные программы: европейскую и латиноамериканскую. Каждая из них предполагает исполнение пяти стандартных танцев [20].
Танцевально-Двигательная Терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995 год.
Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.
ТДТ – это междисциплинарная область: она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, ее питают многие другие области знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д. – т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении [22].
Сюжетным называется танец, в котором основным элементом композиции является сюжет. Разнохарактерные персонажи в детском танце – это образы различных животных, растений, фантастических существ. Характер того или иного героя проявляется во взаимодействии с другими персонажами, в его отношении к ним, а также во внешнем облике, особенностях пластики и движений. Вслушиваясь в музыку, дети пытаются определить про кого она «рассказывает», каков характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться. На основании такой короткой беседы педагога с детьми составляется образный рассказ, в котором действует названный персонаж. Следовательно, чтобы дети могли исполнять сюжетные танцы, они должны владеть приёмами игрового взаимодействия и должны уметь перевоплощаться в образы различных персонажей. Образное перевоплощение в танце предполагает исполнение движений и действий какого-либо персонажа с характерными для него особенностями пластики. Этому необходимо учить детей специально. Образное перевоплощение способствует обучению языку движений и влияет на развитие у них артистизма и исполнительского творчества в танце [6].
2.4. Детская танцевальная музыка
Рассмотрим детскую танцевальную музыку, согласно тем направлениям, детского танца, которые были раскрыты в параграфе 1.3.: классический танец, народный танец, спортивный танец, ТДТ, сюжетный танец.
Итак, классический детский танец. Сопровождением для него чаще всего является музыка композиторов-классиков. Среди них музыка П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.М. Майкапара, Ребикова, А.Т. Гречанинова, А.С. Даргомыжского, А. Дворжака, Ф. Шуберта, С.В. Рахманинова, Р.М. Глиэра. Используется как фортепианная музыка, так и фрагменты из опер и балетов.
Для сопровождения народных детских танцев используются обработки русских народных мелодий (песенных и плясовых). Например, знаменитая народная мелодия «Сударушка». Кроме того стилизованные мелодии для народного танца встречаются у композиторов Л. Петрова, К. Листова, Б. Карамышева и др. Так же в качестве сопровождения данного направления часто используют музыку П.И. Чайковского («Девицы-Красавицы» из оперы «Евгений Онегин», популярная «Русская пляска» или «Трепак» из балета «Щелкунчик») и А.С Даргомыжского (например, «Казачок»)
Спортивный танец. Для этого вида хореографы обращаются к современным обработкам эстрадных песен, хип-хопу, рок-музыке, поп-музыке, венскому вальсу, ча-ча-ча, самбе. Так же встречаются обработки классической музыки (П.И.Чайковский — Неаполитанский танец), The Beatles — Can’t Buy Me Love.
Танцевально-Двигательная Терапия. Этот специфический вид танца, как уже было сказано выше, является междисциплинарный областью искусства (лечение классической музыкой). Самой полезной для человеческого организма медики признают музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Она не быстрая и не медленная, не тихая и не громкая, плавная и не монотонная. Также популярными мелодиями для ТДТ считается музыка Ф. Шопена (например, в обработке Я.Никитина «Вальс дождя»). Используются песни из альбома «Релаксации. Музыка для Детей – Супер Релакс. Спокойная Музыка». Альбом включает раздел «Музыка для детей» («Супер Релакс. Спокойная Музыка», «Расслабиться» и другие).
И наконец, музыка для сюжетного танца. Одним из важных принципов для поиска музыки в сюжетных танцах является принцип использования игры.
Хореографы могут воспользоваться сборниками музыкально-игрового материала для дошкольников и младших школьников. Серии таких сборников широко публикуются и часто имеют приложения в виде дисков с музыкальным материалом.
Среди композиторов можно назвать музыку Е. Тиличеевой, В.Витлин, Н. Любарского, М. Раухвергера, В.Ребикова, Н. Алпаровой, В. Николаева, И. Сусидко. Добавим, что по-прежнему популярностью у хореографов, и в данном виде танца, пользуется классическая музыка (Моцарт, Шуман, Чайковский, Григ, и д.р.) [13], [15].
Выводы по 2 главе
Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
Определение танца мы находим в самых разных источниках. Их объединяет один общий пункт: танец – человеческое движение. Определение танца состоит из разных аспектов: ритмического движения, виртуозности, грациозности и красоты в сопровождении музыки.
Танец – явление социальное, отражает историческое и культурное развитие человеческого общества.
Вопросами классификаций танцев занимались ведущие исследователи в данной области искусства : Ауэрбах Л., Друскин М.С. ,Зейналова О., и другие.
Мы выявили ряд направлений танцев (народный, бальный, современный и др.) и коротко охарактеризовали их. Так, народный танец часто становится визитной карточкой национальности; в лексике ритуального танца можно понять пластику определенных видов животных, птиц, насекомых; хореографией античных танцев являлись древнегреческие мифы; в современных танцах есть много востребованных сегодня популярных направлений.
Трудно переоценить значение детского танца и его пользу для здоровья детей. Танцевальные занятия способствуют развитию многих качеств (трудоспособность, настойчивость и др.), коммуникативных и социальных навыков.
Детский танец также имеет несколько направлений: классический, народный, спортивный, сюжетный. Например, сюжетный танец основан на игровом взаимодействии и образном перевоплощении.
Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Характер и стиль детской танцевальной музыки зависит от направленности самого детского танца. Так, классический детский танец сопровождается классическо музыкой (П.И. Чайковский, М.И. Глинка, С.В. Рахманинов, Р.М. Глиэр), спортивный танец – обработками эстрадных современных песен. Для сюжетных танцев необходимо использование игры, поэтому музыка для них должна иметь ярко выраженный образный характер ( из музыкально-игрового репертуара).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель, поставленная нами, проанализировать особенности и специфику детского танца как вида танцевального искусства, потребовала от нас изучения вопросов связанных с историей танца, истоками танца, с танцевальной музыкой.
Мы убедились, что детский танец способствует всестороннему развитию ребенка, что начинать занятия детским танцем необходимо с дошкольного возраста.
Обращение к данной теме обусловлено тем, что будущему преподавателю музыки необходимо знать основы детского танца для применения этих знаний в будущей профессиональной деятельности. Использование танца на музыкальном занятии будет способствовать созданию позитивного настроения и усовершенствованию музыкального процесса.
Цель достигнута, задачи выполнены.
В дальнейшем, в курсовой работе мы планируем более глубоко рассмотреть вопросы, связанные с детским сюжетным танцем и методикой его применения в практической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]// Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др. — Москва: «Просвещение», 2008-с. 4
2)Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст]// Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др. -Москва: «Просвещение», 2010.- с 29-30
3) Бекина, С.И. Музыка и движение: ( Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) [Текст]// С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.М. Соковнина–Москва: «Просвещение», 1983.-с.3
4) Виды современных танцев: хореография на любой вкус [Электронный ресурс] - URL: http://music-education.ru/vidy-sovremennyh-tantsev-horeografiya-na-lyuboj-vkus/ (дата обращения: 16.04.2018)
5) Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст]// Выготский, Л.С. М.: Педагогика, 2011.- с. 249-255
6) Горшкова, Е. В. От жеста к танцу: Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце: Пособие для музыкальных руководителей детских садов [Текст]/ Е. В. Горшкова - Москва: «Гном и Д», 2002. - с.61.
7) Детский танец: особенности и специфика [Электронный ресурс] - URL: https://tanci-palitra.com.ua/index.php?route=article/article&article_id=8 (дата обращения: 31. 03.2018)
8) История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства [Электронный ресурс] - URL: http://studbooks.net/544081/kulturologiya/istoriya_vozniknoveniya_narodno_stsenicheskogo_tantsa_otdelnogo_vida_stsenicheskogo_iskusstva (дата обращения: 3. 04. 2018)
9) История зарождения академического танца (балета) [Электронный ресурс] - URL: http://referatwork.ru/category/muzyka/view/195614_zarozhdenie_baleta
10) Классический танец [Электронный ресурс] - URL: https://sofd.pro/directions/klassicheskiy-tanets/ ( дата обращения: 3. 04.2018)
11) Кондахсазова, Д.Р Современный словарь- справочник по искусству [Текст]/1999.- с. 153.
12) Константиновский, В.С. Учить прекрасному [Текст]/ В.С. Константиновский– Москва: Молодая гвардия, 1973-с.3.
13) Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ Т.Ф. Коренева - Москва: «Владос», 2001 г.
14) Кутина, Л.Л Словарь русского языка [Текст]/ Л.Л. Кутина, В.В. Замкова– Москва : ГИИНС,1961.- с.643
15) Лифиц, И.В. Ритмика [Текст]/ И.В. Лифиц -Москва: «Академия», 1999.
16) Маркевич Е. История танцев [Электронный ресурс]– URL:http://www.ashtray.ru/main/texts/markevich_history_dance.htm (дата обращения:12.02.2018).
17) Мур, А. История бального танца [Электронный ресурс] - URL: http://mirznanii.com/a/133766/istoriya-balnogo-tantsa (дата обращения: 1.03.2018)
18)Прохоров, А.М./ Большая Советская Энциклопедия [Текст]// «Советская Энциклопедия», 1976. – Изд.3-е – с. 436.
19) Сергеева Г.П. Музыка в основной школе: задания для оценки результатов обучения. [Текст]/ А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе, 2016 - №3.- с. 23-25.
20) Спортивные танцы для детей [Электронный ресурс] - URL: https://womanadvice.ru/sportivnye-tancy-dlya-detey (дата обращения: 3. 04. 2018)
21)Танцевальная культура древних цивилизаций. [Электронный ресурс] - URL: http://megapredmet.ru/1-28500.html (дата обращения: 25.03.2018)
22) Танцевально-двигательная терапия [Электронный ресурс] - URL: http://eduidea.ru/inits/145 (дата обращения: 17.04.2018)
23) Технологии формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] - URL: https://studwood.ru/1763467/pedagogika/formirovanie_kommunikativnyh (дата обращения: 24.11.2018
24) Ткаченко, А.Ф. Детский танец [Текст]// А.Ф. Ткаченко -Москва: Профиздат, 1962.- с. 15
25) Ткаченко, Т.С. Возникновение народного танца [Электронный ресурс] – URL: http://www.letopis.info/themes/dancing/vozniknovenie_narodnogo_tantsa.html (дата обращения: 26.02.2018)
26)Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] - М.: «Просвещение», 2010
27) Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки [Электронный ресурс] - URL: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-muzyki.html (дата обращения: 12.11.2018)
28) Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] - URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/655274/ (дата обращения: 5.12.2018)
29) Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки [Электронный ресурс] - URL: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/03/22/formirovanie-uud-na-urokah-muzyki (дата обращения: 19.12.2018)
30) Хореография и ее основные выразительные средства [Электронный ресурс] – URL: http://studbooks.net/1089319/kulturologiya/horeografiya_osnovnye_vyrazitelnye_sredstva (дата обращения: 22.04.2018).
31) Худеков, С.Н. Всеобщая история танца [Текст]// С.Н. Худеков: Эксмо, 2009.-с.105
32) Черников, К.П. Причины появления танца и его зарождение [Электронный ресурс]–URL: https://studwood.ru/753039/kulturologiya/vozniknovenie_tantsa_drevnih_vremyon_rozhdeniya_baleta (дата обращения: 24.02.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия
Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»
Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности...
Выступление на методическом совещании по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ"
Выступление на методическом совещании о формировании познавательных универсальных учебных действий при изучении георграфии....
Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...
Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»
В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...
Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"
Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...
Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе
Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...