РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО.02.УП.02 "Беседы об искусстве" Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа В области Театрального искусства «Искусство театра»
рабочая программа

Баранов-Доброговский Василий-Кристиан Сергеевич

Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства.

Учебный предмет «Беседы об искусстве» относится к обязательной части предпрофессиональной программы «Искусство театра». Целевая направленность учебного предмета «Беседы об искусстве» – введение учеников в мир культуры и искусства, формирование первоначальных знаний об искусстве как явлении культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа 208.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«УДМУРТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО.02.УП.02

Беседы об искусстве

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

В области Театрального искусства

«Искусство театра»

Ижевск, 2019


Рабочая программа «Беседы об искусстве» разработана на основе Федерального государственного требования.

Организация-разработчик: БПОУ УР «Удмуртский республиканский колледж культуры», «Детская школа искусств»

Разработчики:

Баранов-Доброговский Василий-Кристиан Сергеевич – преподаватель «Детской школы искусств»

Рассмотрено на заседании ПЦК «Театральное творчество»

Протокол № __ от «__»__________________20__г.

Председатель ПЦК_________/_________________

Рекомендовано Экспертным советом БПОУ УР «Удмуртский республиканский колледж культуры» ____________________/___________________

Протокол №____  от «___»__________________20___г.

Председатель экспертного совета

Зам. Директора по УПР ____________/______________________/


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и  роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;
  • Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета.
  1. Содержание предмета
  • Учебно-тематический план;
  • Краткое содержание разделов и тем.
  1. Требования к уровню к подготовке обучающихся
  2. Формы и методы контроля, системы оценок
  • Аттестация: цели, виды, формы содержания;
  • Требования к зачёту;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
  1. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства.

Учебный предмет «Беседы об искусстве» относится к обязательной части предпрофессиональной программы «Искусство театра». Целевая направленность учебного предмета «Беседы об искусстве» – введение учеников в мир культуры и искусства, формирование первоначальных знаний об искусстве как явлении культуры.

Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося.

Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся

Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести с половиной до девяти лет, составляет 8 лет. Освоение программы «Беседы об искусстве» рассчитано на 3 года (со 2-го по 4-й класс).

Срок освоения программы «Искусство театра»  по предмету «Беседы об искусстве» для детей, поступивших в образовательное учреждение во второй класс в возрасте с девяти до одиннадцати лет, составляет 2 года.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом и ФГТ, составляет 148,5 часов максимальной учебной нагрузки, из них 99 часов – аудиторная нагрузка, 49,5 часов – самостоятельная работа.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом и ФГТ на реализацию учебного предмета «Беседы об искусстве» составляет 99 часов максимальной учебной нагрузки, объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся составляет 33 часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебный предмет «Беседы об искусстве» может проходить в форме групповых занятий (от 11 человек) или в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек в группе). При восьмилетнем сроке обучения – по одному часу в неделю в каждом из классов (с 3 по 5 классы). При пятилетнем сроке обучения – по одному часу в неделю в первом классе и по одному часу в неделю во втором.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебный предмет «Беседы об искусстве» может проходить в форме групповых занятий (от 11 человек) или в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек в группе). При восьмилетнем сроке обучения – по одному часу в неделю в каждом из классов (со 2-го по 4-й классы). При пятилетнем сроке обучения – по одному часу в неделю в первом классе и по одному часу в неделю во втором.

Цели и задачи учебного предмета

Цели:

  1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте.
  2. Воспитание и развитие художественного вкуса.
  3. Воспитание зрительской культуры.
  4. Приобретение детьми теоретических знаний в сфере искусств на основе непосредственного восприятия произведений искусств, формирования представлений о специфических средствах художественной выразительности и языках различных видов искусств.

Задачи:

  1. Познакомить учеников с видами искусств.
  2. Формировать у детей и подростков устойчивый интерес к культуре и искусству.
  3. Развивать личностные и творческие способности детей.
  4. Развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
  5. Дать первоначальные знания об особенностях использования выразительных средств в искусстве.
  6. Способность формировать у учащихся духовно-нравственной позиции.
  7. Сформировать следующие умения и навыки:
  • Различать все виды искусств;
  • Дать навыки эмоционально-образного восприятия произведений искусств;
  • Обладать ассоциативным и образным мышлением;
  • Ориентироваться в культурном пространстве;
  • Уметь всесторонне оценивать произведения искусства;
  • Адекватно воспринимать содержание того или иного произведения искусства;
  • Правильно определять по произведению искусства культурно-историческую эпоху;
  • Обладать образным видением;
  • Свободно мыслить и анализировать;
  • Концентрировать внимание на предмете изучения;
  • Владеть основами самостоятельного изучения и творческого восприятия произведений искусства;
  1. Дать основные теоретические понятия:
  • Об исторических предпосылках развития культуры и искусства, об эволюции художественных стилей в связи с культурно-историческим процессом;
  • О выразительных средствах произведений искусства и их разновидностях;
  • О видах искусства;
  • О различиях религиозного и светского искусства;
  • О различиях и взаимопроникновении культур Запада и Востока;
  • О жанрах и стилях в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном творчестве;
  • Об особенностях различных школ живописи;
  • О характерных особенностях развития культуры и искусства в разные эпохи (Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое время и т.д.).
  1. Развивать во время аудиторных занятий:
  • Наблюдательность;
  • Творческую фантазию и воображение;
  • Внимание и память;
  • Ассоциативное мышление;
  • Способность определения основной мысли, идеи произведения;
  • Способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;
  • Умение донести свои идеи и ощущения до слушателя;
  • Умение пользоваться профессиональной лексикой.
  1.  Развивать во время практических занятий:
  • Партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;
  • Развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию, сочувствию;
  • Самодисциплину, умение организовать себя и свое время;
  • Чувство ответственности;
  • Организаторские способности;
  • Умение преподнести и обосновать свою мысль;
  • Художественный вкус;
  • Коммуникабельность;
  • Трудолюбие;
  • Активность.

Учебный предмет «Беседы об искусстве» связан с другими предметами программы «Искусство театра» («Художественное слово», «Основы актерского мастерства», «Слушание музыки и музыкальная грамота», «История театрального искусства» и т.д.)

Важной задачей совокупности всех предметов является принципиальная нацеленность занятий на рост теоретической знаний исполнителей, в основе которых лежит умение соотносить различные жанры, направления и виды искусств в их взаимопроникновении.

Навыки, полученные в процессе обучения другим предметам театрального направления, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде анализа произведений искусства, умению опознавать различные направления и жанры искусств.

Обоснование структуры программ учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • Распределение учебного материала по годам обучения;
  • Описание дидактических единиц учебного предмета;
  • Требование к уровню подготовки обучающихся;
  • Формы и методы контроля, система оценок;
  • Методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • Словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • Наглядный (наблюдение, демонстрация);
  • Практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета

Средства, необходимые для реализации программы

Дидактические:

  • Наглядные и учебно-методические пособия;
  • Методические рекомендации;
  • Наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:

  • Учебная аудитория, соответствующая требованиям, санитарным нормам и правилам;
  • Учебная мебель;
  • Видеомагнитофон;
  • Проектор и киноэкран;
  • Слайды, диски;
  • Компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
  • Видеотека;
  • Использование сети Интернет;
  • Материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;
  • Школьная библиотека.

2 КЛАСС (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 раздел « Беседы об основных видах искусства»

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Вводное занятие

Урок

1

1

2.

Живопись как вид искусства

3

1

2

3.

Скульптура как вид искусства

4

2

2

4.

Архитектура как вид искусства

3

1

2

5.

Музыка как вид искусства

4

2

2

6.

Танец как вид искусства

4

2

2

7.

Декоративно-прикладное искусство

4

2

2

8.

Театр, как вид искусства

6,5

2,5

4

9.

Искусство первобытного времени

4

1

3

10.

Искусство Древнего Египта

4

1

3

11.

Искусство Древней Греции

4

1

3

12.

Искусство Древнего Рима

4

1

3

13.

Контрольные уроки

4

4

Всего часов:

49,5

16,5

33

Итого

        33 часа

Содержание программы

  • Введение
  • Цели и задачи предмета на учебный год.

  • Основные требования на учебный год.
  • Список литературы.
  • Виды искусства и их взаимодействие между собой.

  • Живопись, как вид искусства
  • Виды живописи;

  • Жанры живописи: портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, мифологический, исторический, батальный.

  • Выразительные средства живописи
  • Экскурсия в выставочный зал, в мастерскую художника
  • Рисунок в любом жанре (консультации художника)

  • Скульптура, как вид искусства
  • Виды скульптуры
  • Выразительные средства скульптуры
  • Экскурсия «Скульптурные памятники нашего города»
  • Юный скульптор. Работа с пластилином и глиной.

  • Архитектура, как вид искусства
  • Выразительные средства архитектуры, архитектурные стили
  • Экскурсия в храмы города

  • Музыка, как вид искусства
  • Виды музыки
  • Жанры музыки
  • Выразительные средства музыки
  • Музыкальные инструменты
  • Посещение урока или концерта музыкального отделения

  • Танец как вид искусства
  • Специфика хореографического искусства

  • Виды и стили танца
  • Посещение урока или концерта хореографического ансамбля
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Традиции декоративно-прикладного искусства, народные промыслы
  • Русская  матрешка

  • Дымковская игрушка
  • Гжель
  • Самовары
  • Северная народная кукла «пеленашка», игольница-сувенир «намт» и др.
  • Экскурсия в мастерскую художника, в выставочный зал

  • Театр как вид искусства
  • Истоки театра
  • Специфика театра
  • Виды театров
  • Театральные жанры
  • Компоненты театрального спектакля
  • Театры Москвы, Сакт-Петербурга, Тобольский театр им. А. Ершова.
  • Посещение и анализ спектакля
  • Постановка сценического этюда, сказки и др.

  • Искусство первобытного времени
  • Наскальная живопись
  • Ритуалы, обряды – элементы театрализации

  • Памятники архитектуры: менгиры, дальмены, кромлех
  • Мелкая пластика
  • Декоративно-прикладное искусство

  • Искусство Древнего Египта
  • Мировозрение египтян
  • Пирамиды

  • Наскальные храмы
  • Скульптура и живопись
  • Литература и музыка

  • Искусство Древней Греции
  • Боги и герои в мифах Древней Греции

  • Театр:
  • праздник в честь бога Диониса;

  • актеры и зрители, устройство сцены Древнегреческого театра, особенности театрального представления;

  • драматурги: Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан;

  • драматургия: «Персы», «Антигонна», «Мидея», «Лягушки»;
  • театр Диониса.

  • Скульптура как один из видов искусства Древней Греции: Дискобол, Дорифор;
  • Архитектурный ансамбль «Афинский акрополь»;
  • Керамика;
  • Музыка и музыкальные инструменты.

  • Искусство Древнего Рима
  • Мифология

  • Театр: истоки римского театра, актеры, Эзоп, Росций; Жанры театра: комедия, Тогата, мимы, драматурги, Театр Марцелла.

  • Римские зрелища:
  • цирк

  • пантомимы

  • бой гладиаторов
  • Архитектура: Колизей, Арка Тита
  • Скульптура и портрет

  • Контрольные уроки
  • Контрольные уроки проходят в конце каждой четверти;

  • конце учебного года учащийся должен знать:
  • Виды искусства и их выразительные средства.

  • Основные понятия: искусство, живопись, скульптура, архитектура, музыка, танец, театр, храм, жанр.

  • Названия картин, памятников архитектуры и скульптуры, театров, а так же композиторов, актеров, хореографов и др.
  • искусство первобытного времени, Египта, Греции, Рима;

  • основные понятия: миф, драматург, драматургия, мим, комедия, трагедия, маска, катурны, сакки, амфора, скена, театрон, орхестра, мумия, пирамида;

  • драматургов Эсхила, Софокла, Еврипид, Аристофан и их пьесы;

Учащийся должен уметь отличать искусство разных стран и знать их особенности.

6

3 КЛАСС (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 раздел «Беседы по истории искусства»

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Вводное занятие

Урок

1

1

2.

Искусство средневековья

9

4

5

3.

Искусство Возрождения

7

2

5

4.

Искусство классицизма

12

4

8

5.

Искусство России

8

4

4

6.

Профессия – актер, режиссер.

5

2

3

7.

Театры Удмуртии

3,5

0,5

3

8.

Контрольные уроки

4

4

Всего часов:

49,5

16,5

33

Итого

33 часа

  • Введение
  • Цели и задачи предмета на учебный год
  • Основные требования на учебный год
  • Список литературы
  • Общая характеристика эпохи

  • Искусство средневековья
  • Религиозное истолкование мира
  • Романтический и готический стили в архитектуре
  • Живопись и скульптура в готическом храме
  • Рыцарская литература, музыка

  • Театральное искусство: литургическая драма, полулитургическая драма, мистерия, миракль, моралите, фарс, гистрионы.

  • Искусство Возрождения
  • Особенности искусства эпохи

  • Итальянские живописцы: Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

  • Микельанджелло Буонаротти – архитектор, скульптор, живописец.
  • Музыка и танец.
  • Театр:
  • итальянский театр: комедия дель арте – импровизационный театр;

  • испанский театр: Лопе де Вега «Собака на сене»;

  • английский театр: творчество Вильяма Шекспира, театр «Глобус» «Ромео и Джульетта»;

  • Искусство классицизма

Моцарт – представитель Венского классицизма;

Танец.

Живопись, архитектура, скульптура.

Театр:

  • Театр - способ воспитания у зрителя благородных чувств;

-Требования к актерам, драматурги: декламация слов, жесты, благородное лицо, закон триединства пьесы.

  • Театры: Маре, Бургундский отель, Труппа братьев короля
  • Драматурги, актеры: Корнель, Росин, Мондори.

  • Творчество Мольера. Комедия «Тартюф».

  • Профессия – актёр, режиссёр

        Значение понятий;

        Их различия;

        Зависимость двух профессий.

  • Искусство России
  • Русская сказка и ее воспитательное значение;
  • Русская икона:
  • Андрей Рублев «Троица»;

  • Феофан Грек «Богоматерь Донская»;
  • Иконостас православного храма;

  • Иконы Казанской и Владимирской богоматери;

  • Архитектурные памятники: Софийский собор в Киеве, в Новгороде, Московский кремль, собор Василия Блаженного, Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге, Дворцовая площадь, Тобольский кремль-жемчужина архитектуры Сибири.

  • Скульптура: памятник Минину и Пожарскому, Петру I и др.
  • Живопись: творчество передвижников;

  • Музыка: А.А.Алябьев – композитор и музыкальный деятель Тобольска, «Соловей»; творчество П.И. Чайковского «Времена года» и отрывки других произведений.

  • Колокольные звоны.
  • Театры Удмуртии

История создания, современный этап развития театров.

  • Контрольные уроки
  • Контрольные уроки проходят в конце каждой четверти;

  • конце учебного года учащийся должен знать:

  • основные понятия: гуманисты, готика, гистрионы, фарс, комедия дель арте, собор, рыцарь и т.д.

  • итальянских художников и драматургов эпохи Возрождения;

  • отличительные особенности искусства Средневековья и Возрождения.
  • основные понятия: классицизм, труппа, икона, иконостас, сказка, собор, жест, декламация;

  • Французских драматургов: Корнель, Росин, Мольер и их пьесы.

  • Композиторов Моцарта, Чайковского, Алябьева, художников – иконописцев, художников-передвижников, известные памятники архитектуры и скульптуры.
  • 4 КЛАСС (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. раздел «Беседы о театральном искусстве»

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Вводное занятие

Урок

1

1

2.

История  возникновения  театра  на Руси

2

1

1

3.

Первые русские актеры

3,5

1,5

2

4.

Драматургия 18 начала 19

века

4

1

3

5.

Становление актерского искусства в 1 четверти 19 века

3

1

2

6.

Гении русской сцены 1 половины 19 в.

3

1

2

7.

М.  Ермолова  –  великая  реалистическая актриса

2

1

1

8.

К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко - реформаторы театра

4

2

2

9.

А.П.Чехов и театр

2

1

1

10.

М.Горький и театр

2

1

1

11.

Ученики  Станиславского  и  Немировича- Данченко

4

2

2

12.

В.Мейерхольд– режиссер театра Символизма

2

1

1

13.

Камерный театр А.Я.Таирова

2

1

1

14.

Знаменитые театры Москвы. Их режиссеры и актеры

2

2

15.

Товстоногов – режиссер-новатор.

2

1

1

16.

Театры-студии

2

2

17.

Драматургия 50-60-х годов

1

1

18.

Драматургия нравственности 80-90-х

1

1

19.

Современная драматургия

1

1

20.

Театры России

2

1

1

21.

Контрольные уроки

4

4

Всего часов:

49,5

16,5

33

Итого

        33 часа

Содержание программы:

  • Введение.
  • Цели и задачи предмета
  • Основные требования по предмету
  • Знакомство с литературой

  • История возникновения театра на Руси.
  • Праздники и обряды

  • Появление театра
  • Скоморохи
  • Театр Петрушки

  • Первые театры на Руси 17-18 веков
  • Придворный театр

  • Школьный театр
  • Семинарский театр в г. Тобольске

  • Крепостные театры
  • Крепостной театр графа Шереметьева
  • Татьяна  Шлыкова – Гранатова
  • Параша  Ковалева – Жемчугова

  • Первые русские актеры
  • Федор Волков – отец русского театра
  • Иван Дмитревский – «первый актер» первого русского театра

  • Драматургия 18 начала 19 века
  • Сумароков «Синав и Трувор»
  • И.Крылов «Урок дочкам», «Пирог», «Подщипа»
  • Фонвизин «Недоросль»
  • А.Островский «Свои люди - сочтемся»

  • Становление актерского искусства в первой четверти 19 века
  • Е. Семенова

  • А.Яковлев
  • В.Асенкова
  • Н.Дюр

  • Гении русской сцены первой половины 19 века
  • М.Щепкин
  • Л. Мочалов

  • А.Коратыгин

  • М.Ермолова – великая реалистическая актриса.
  • Учеба в театральном училище.
  • Творчество в Малом театре.

  • Новые черты сценической деятельности актрисы.

  • К. С. Станиславский – реформатор театра.
  • Детские и юношеские годы как фундамент творчества.

  • Развитие художественных организаторских способностей. Алексеевский кружок.

  • Создание Художественного театра совместно с Немировичем-Данченко.

  • Школы-студии при театре. Режиссерское новаторство в работе над спектаклями.

  • Система Станиславского – основа отечественной сценической школы, теория сценического искусства, метод воспитания актерской техники.
  • Элементы системы.

  • В.И. Немирович-Данченко
  • Творческий союз со К.С. Станиславским по созданию нового театра.
  • Репертуарные и административные заботы в МХТ.
  • Музыкальная студия и гастроли по Европе.
  • Режиссерские постановки в МХТ.

  • А.П.Чехов и театр.
  • Творчество А.П.Чехова.
  • Творческий союз со К.С.Станиславским и Н.-Данченко.
  • Пьесы на сцене МХТ, «Чайка».

  • М.Горький и театр.
  • Творчество М.Горького.
  • Пьесы на сцене МХТ «На дне», «Три сестры», «Мещане».
  • Ученики К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко:

  • Михаил Чехов
  • Евгений Вахтангов

  • В. Мейерхольд – режиссер революционного театра.
  • Учеба и работа в МХТ.
  • Новаторство театральных постановок.

  • Биомеханика.
  • Эстетика театра Мейерхольда.

  • Камерный театр А.Я. Таирова.
  • Творческая биография А.Я.Таирова.
  • Общественная деятельность. Работа в театре.

  • Камерный театр.

  • Знаменитые театры Москвы. Их режиссеры и актеры.
  • Театр МХТ. Олег Табаков и др.
  • «Ленком» и Марк Захаров.
  • «Таганка» и Ю.Любимов.
  • Театр «Современник»: О.Ефремов, Г.Волчек.
  • Государственный Большой Театр.

  • Г.А. Товстоногов.

  • БДТ (Большой драматический театр и его спектакли: «Тихий Дон», «Мещане» и др.)

  • Драматургия 50-70-х годов.
  • М. Рощин «Валентин и Валентина»
  • А.Вампилов «Старший сын»

  • Драматургия 80-90-х годов
  • Н.Коляда «Рогатка»
  • Л.Разумовская «Счастье»
  • В. Гуркин «Любовь и голуби»
  • Л.Петрушевская, Е.Арро, С.Злотников и др.

  • Современная драматургия.
  • К.Драгунская. Пьесы для детей и подростков.
  • И.Исаева, И.Вырыпаев, Братья Пресняковы, Е.Грищковец, О.Мухина.

  • конце учебного года учащийся должен знать:

- историю появления театра на Руси - первые русские актеры

- драматурги: А.Сумарокова, И.Крылова, А.Фонвизина, А.Островского и их пьесы.

  • общее представление об основных этапах становления искусства и театра от древнего мира до сегодняшнего дня;

  • о творчестве режиссеров К.Станиславском, В.И.Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, Е.Вахтангова, А.Таирова, Г. Товстоногова, Ю.Любимова, Н.Фоменко, О.Табакова.

  • о творчестве драматургов У.Шекспира, А.Чехова, М.Горького, А.Островского, М.Фонвизина, И.Крылова, Н.Рощина, Н.Коляды, А.Вампилова, Л.Разумовской, К.Драгунской.

  • о творчестве актеров Ф.Волкова, И.Дмитревского, М.Ермоловой, Е.Семеновой, П.Ковалевой-Жемчуговой, М.Щепкина и других современных актерах.

12

Учащийся должен уметь:

У учащихся должен быть сформирован интерес к истории развития и появления русского театра до середины 19 века

  • использовать полученные знания в повседневной жизни, в ситуации общественной дискуссии;

  • ориентироваться в классических и современных направлениях театрального искусства.
  • уметь проанализировать произведение искусства.

Методическое обеспечение:

  1. Методический материал: образовательная программа, разработки бесед об искусстве, о шедеврах мирового искусства, разработки открытых уроков, тематические разработки по творчеству композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и других деятелей искусства.

  1. Дидактический материал: таблицы исторических эпох развития искусства, карточки, иллюстрации, репродукции картин, тесты и пр.

  1. Технические средства обучения: магнитофон, телевизор, DVD-плеер, фоно- и видеохрестоматия с записями музыкальных произведений, документальных фильмов, телепередач канала «Культура».

Список литературы

  1. Беньяш Б.Екатерина Семенова. – Л.: Искусство, 1987.

  1. Бокарев Б.В.Мировая художественная культура. – М., 1999.

  1. Бокарев Б.В.Мировая художественная культура. – Киров, 1998.

  1. Гликман И.Мейерхольд и музыкальный театр. – Л., 1989.

  1. Гнедич П.П.История искусств. Искусство средних веков. – М.: «ЭКСМО», 2005.

  1. Гнедич П.П.История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. –

М.: «ЭКСМО», 2005.

  1. Головина Л.В.Русская живопись 1 половины 19 века. – Государственная Третьяковская галлерея, 2002.

  1. Гончарова Т.Еврипид. – М.: Молодая гвардия, 1986.

  1. Григорьева Е.Русские иконописцы. – М., 2009.

  1. Живопись итальянского Возрождения. – М: Изобразительное искусство,

1995.

  1. История искусства зарубежных стран. ред. Чубовой А.П. – М.: Изобразительное искусство. 1980.

  1. История искусства для детей. Возрождение. – М.: Росмэн, 2002.

  1. Каллистов Д.П.Античный театр. – Л.: Искусство, 1970.

13

14        Каштанов Ю.        Русский костюм. – М., 2008.

  1. Кондратович М.А.Репин. – М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2003.

  1. Криушина В.А.Мировая художественная культура. – Киров. 2000.

  1. Культурология. ред. Марковой А.Н. – М., 2001.

  1. Любимов Л.Д.Искусство Древнего мира. – М., 1996.

  1. Любимов Л.Д.Искусство Древней Руси. – М., 1996.

  1. Малая история искусства. Первобытное и традиционное искуство.–М.,1973.

  1. Мифологический словарь.-М., 1991.

  1. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. – М.: Дрофа, 1999.

  1. Регов А.Шереметьев и Жемчугова. – М., 2007.

  1. Соловьева И.Н.  Шитова В.В. Станиславский К.С.  – М.: Искусство. 1986.

  1. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. – М.: АСТ, 2010. – 408 с.

  1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: АСТ, 2010.

  1. Сто великих актеров. - М., Вече, 2002.

  1. Сто великих архитекторов. - М., 2001.

  1. Сто великих дворцов мира. - М., 2001.

  1. Сто великих скульпторов. - М., 2002.

  1. Сто великих памятников. - М., 2001.

  1. Сто великих театров мира. - М., 2001.

  1. Сто великих храмов мира М., 2000.

  1. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера.- М., 1968.

  1. Товстоногов Г.А . Зеркало сцены. Т.1-2, Л., 1980.

  1. Тюмень. Мир художественного музея. Тюменский благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» - Тобольск, 2005. - 352с.
  2. Федоров- Давыдов А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки.- М.,

1975.

  1. Целлар К.Архитектура страны фараонов. – М., 1990.

  1. Шедевры государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Альбом. – М: «Советский художник», 1995.

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО

Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (балалайка)

Программа учебного предмета Специальность (балалайка) – далее «программа»,   является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусств...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области муз.искусства "Фортепиано" по учебному предмету" Ансамбль"

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс, с учетом первоначального опыта , полученного в классе по специальности с 1 ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области муз.искусства "Фортепиано" по учебному предмету "Концертмейстерский класс"

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие инструментального репертуара, используемого в обучении....