Лекция-концерт "Дж.Энеску"
учебно-методический материал

Ребреш Ольга Анатольевна

Лекция -концерт о жизни и творчестве Дж.Энеску

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкальное искусство20.47 КБ

Предварительный просмотр:

       Здравствуйте  дорогие друзья! Сегодня, в ставшем уже традиционным цикле музыкальных лекций-концертов о жизни и творчестве выдающихся музыкантов-скрипачей таких как Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Генрик  Венявский  мы продолжаем знакомство  со знаменитыми виртуозами– скрипачами. Есть личности, про которые нельзя сказать «он скрипач», или «он пианист», их искусство как бы поднимается «над» инструментом, с помощью которого они выражают свое отношение к окружающему миру, свои мысли и переживания. Есть личности, которым тесно в рамках одной музыкальной профессии. К числу таких принадлежал Джордже Энеску, великий румынский скрипач, композитор, дирижер, пианист.

Звучит Симфония №2

   Скрипка была одной из его главных профессий в музыке, но еще его привлекало фортепиано, композиция и дирижирование. И то, что Энеску-скрипач заслонил Энеску-пианиста, композитора, дирижера, может быть, величайшая несправедливость по отношению к этому разносторонне одаренному музыканту. Энеску — гордость музыкальной культуры Румынии, художник, кровно связанный всем своим искусством с родной страной; вместе с тем, по масштабам деятельности и вкладу, который он внес в мировую музыку, его значение выходит далеко за национальные границы.  Как скрипач Энеску был неподражаем. В его игре приемы— французской школы — соединялись с приемами румынского народного «лаутарского» исполнительства, впитанными еще с детства. В результате этого синтеза создался неповторимый, оригинальный стиль, отличавший Энеску от всех других скрипачей. Энеску был поэтом скрипки, художником с богатейшей фантазией и воображением. Он не играл, а творил на эстраде, создавал своего рода поэтические импровизации. Ни одно исполнение не было похоже на другое, полнейшая техническая свобода позволяла ему изменять во время игры даже технические приемы. Его игра походила на взволнованную речь с богатейшими эмоциональными оттенками. Касаясь его стиля, Давид Ойстрах(советский скрипач) писал: «У Энеску была одна важная особенность - это исключительная выразительность артикуляции смычка. Речевая декламационность  была присуща каждой ноте.. (это свойственно и игре Иегуди Менухину -знаменитому американскому скрипачу-виртуозу, ученику Энеску). Делая музыку почти разговорной, он развил собственную манеру распределения смычка, новаторством отличались и его аппликатурные принципы игры. Многое из того, что было выработано Энеску и через него самого и через его ученика Менухина, вошло в мировую скрипичную практику XX века.

 Звучит Партита №2          

 Родился Энеску 19 августа 1881 года в селении Ливень — Вырнав на севере  Молдавии. Теперь это село называется Джордже Энеску, где он провел первые 7 лет жизни. В сознание впечатлительного ребенка навсегда вошли картины родной природы и крестьянской жизни, сельские праздники с песнями и плясками, звучания баллад, народных инструментальных наигрышей. Уже тогда были заложены первоначальные основы того национального мироощущения, которое станет определяющим для всей его творческой натуры и деятельности.

      Энеску получил образование в двух старейших европейских консерваториях — Венской, где в 1888-93 гг. обучался как скрипач, и Парижской — здесь в 1894-99 гг. он совершенствуется в классе известного скрипача и педагога Мартена  Марсика и обучается композиции у двух крупных мастеров — Жюля  Массне, а затем у Габриэля Форе.  Блестящая и многосторонняя одаренность юного румына, окончившего обе консерватории с высшими знаками отличия (в Вене — медаль, в Париже — Гран при), неизменно отмечалась его педагогами. «Ваш сын принесет огромную славу и Вам, и нашему искусству, и своей родине», — писал Массне отцу четырнадцатилетнего Джордже. «Трудолюбив, рассудителен. Исключительно ярко одарен», — слова Форе.

     Путь концертирующего скрипача Энеску начал с 9 лет, когда впервые выступил в благотворительном концерте на родине; тогда же появился  первый отклик: газетная статья «Румынский Моцарт». Дебют Энеску-композитора состоялся в Париже: в 1898 г. знаменитый Э. Колонн продирижировал его первым опусом — «Румынской поэмой». Светлая, юношески романтическая Поэма принесла автору и огромный успех у искушенной публика, и признание в прессе, а главное — в среде взыскательных коллег.  Вскоре после этого юный автор представляет «Поэму» под собственным управлением в бухарестском зале «Атенеум», который станет затем свидетелем многих его триумфов. То был его дебют дирижера, а также и первое знакомство соотечественников с Энеску-композитором.

С 1920—1930-х годов Энеску живет в Бухаресте и Париже, после 1946-го — в Париже, но активно концертирует как скрипач и дирижёр по Европе и США. Выступает в Москве в 1909, 1919 и 1946 годах. Играет вместе с Беллой Бартоком, Эженом Изаи,  Пабло Казальсом, Давидом Ойстрахом и другими крупными исполнителями. Учениками Энеску были такие выдающиеся скрипачи, как Иегуди Менухин, Артюр Грюмьо, Жинетт Невё, Кристиан Ферра, Леон Суружон и др.

 

 Звучит Румынская рапсодия №1

Я:  Хотя жизнь концертирующего музыканта заставляла Энеску часто и подолгу находиться за пределами родной страны, он сделал удивительно много для румынской музыкальной культуры. Энеску был среди инициаторов и организаторов многих важнейших в национальном масштабе дел, таких, как открытие в г.Бухарест постоянного оперного театра, основание Общества румынских композиторов (1920) — он стал его первым президентом; Энеску создал в г. Яссы симфонический оркестр, на базе которого затем возникла филармония.

   Предметом его особенно горячих забот было процветание национальной композиторской школы. Он регулярно отчислял из своих концертных гонораров средства для премирования молодых композиторов, не было в стране талантливого композитора, который не стал бы лауреатом его премии. Энеску поддерживал музыкантов и материально, и морально, и творчески. В годы обеих войн он не выезжал за пределы страны, говоря: «пока моя родина страдает, я не могу с ней расстаться». Своим искусством музыкант нес утешение страдающему народу, играя в госпиталях и в фонде помощи сиротам, помогая артистам, оказавшимся в нужде. Благороднейшая сторона деятельности Энеску — музыкальное просветительство. Прославленный исполнитель, которого наперебой звали крупнейшие концертные залы мира, он многократно объезжал всю Румынию с концертами, неся высокое искусство людям, которые нередко были лишены его. В Бухаресте Энеску выступал с крупными концертными циклами, он впервые в Румынии исполнил многие классические и современные произведения (9 симфонию  Бетховена, 7 симфонию  Шостаковича, Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна).   Энеску осуждал тиранию и войны, стоял на последовательной антифашистской позиции. Он не поставил свое искусство на службу монархической диктатуре в Румынии, отказался от гастролей в Германии и Италии во времена фашизма. В 1944 г. Энеску стал одним из основателей и вице-президентом Общества румыно-советской дружбы. В 1946 г. он приезжает на гастроли в Москву и выступает в пяти концертах как скрипач, пианист, дирижер и композитор, отдавая дань признательности народу-победителю

Звучит И.С.Бах Соната №1 соль минор

 Если слава Энеску - исполнителя была всемирной, то его композиторское творчество при жизни не нашло должного понимания. При том, что его музыку высоко ценили профессионалы, она сравнительно редко звучала для широкой публики. Только после смерти музыканта по достоинству было оценено его огромное значение как классика и главы национальной композиторской школы. Среди произведений Энеску-3 симфонии,3 фортепианных и 2 струнных квартета,3 скрипичные и 2 виолончельные сонаты, вокальные сочинения на стихи французских символистов. Количество законченных произведений мастера невелико (33 опуса), многие его сочинения (в том числе — две симфонии) остались незавершёнными. В 1997г. Имя Энеску присвоено Бухарестскому филармоническому оркестру, а также Ясскому университету искусств. Создано Международное общество Джордже Энеску, под эгидой которого издаётся наследие композитора, выходят сборники исследований его творчества. Раз в два года в Бухаресте проходит Международный фестиваль-конкурс исполнителей имени Джордже Энеску. Ежегодно Академия наук Румынии присуждает премию его имени выдающимся музыкантам.