Доклад "Народное искусство".
материал

Кузнецова Галина Геннадьевна, педагог-организатор  МБОУ СОШ  2  города Томари Сахалинской области

Доклад "Народное искусство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_narodnoe_iskusstvo.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА ТОМАРИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМАРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

ДОКЛАД НА ТЕМУ «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

Народное пение

Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа. Народное пение является направлением певческого искусства, имеющим самую продолжительную историю. Самобытность, уникальность народных произведений позволяют в полной мере раскрыть возможности голоса и позволяют изучить традиции своего народа.

Народное пение представляет собой направление искусства, которое основано на опыте множества поколений. Характерными чертами народного пения считаются глубина пения и эмоциональность исполнения. Обучение народному пению включает изучение фольклорного искусства, упражнения для постановки голоса, уроки хорового вокала.

Вокал русских народных песен обладает уникальностью и самобытностью.

Для овладения манерой народного пения необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.

Необходимым условием выработки певческих навыков у детей являются упражнения, основанные на повторении технического материала с целью совершенствования навыков хорового пения. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет собой отбор наиболее целесообразных для каждого конкретного случая приемов исполнения.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения.

На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу — от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передаче фольклора, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса руководителя.

При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивают свободу вокального интонирования. Фортепиано или баян используются минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре.

Естественный, красивый звук, без напряжения, без крикливости, зависит от умения правильно владеть дыханием, которое дает певцу возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринужденно нести мелодическую линию, никогда не теряя звонкости и полетности голоса, проявляя лучшие качества своего тембр.

Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научиться петь просто и естественно. Звук в народной манере должен быть светлый, яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и перекрывать, его, петь резким, крикливым или глубоким звуком.

Перенимание «с голоса» манеры пения — один из методов вокального воспитания.

Все вокальные навыки — дыхание, дикция, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей — в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.

При овладении народной манерой пения мы используем народный музыкальный фольклор, который в свою очередь богат разнообразными жанрами; лирическими, игровыми, плясовыми, колыбельными и другими произведениями. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия должны быть направлены на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной манерой пения.

Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевания — наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков.

Вместе с песнями старины мы обретаем связующее времена чувство причастности к трудам ушедших поколений, сознание своего долга перед Отечеством.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшие составляющие русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.

Народное пение – это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.

Изобразительное искусство 

 В широком значении народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены: художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами мы можем пользоваться в быту.

Виды народного искусства. Выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрешек (Сергиев Посад, Полхов - Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи).

Декоративность. Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произведений других видов искусства. Декоративный образ выражает не единичное, а общее — «видовое», (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления. Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений. Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в произведениях прикладного искусства.

Народные художественные традиции. Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б. Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно. Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов. МА.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры — школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства. Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искусства. М.А.Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

Национальный характерВ народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае — творческий метод. Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школы народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов). В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно. После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбившиеся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Композиция как значимое соотношение частей художественного произведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тема), плоскостное или объемное пластическое решение. Для постижения композиционных закономерностей обязательно восприятие образа художественной вещи или пространственно-объемной композиции в целом.

Цвет- одно из выразительных средств в народном и декоративно-прикладном искусстве- рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемого предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с традиционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и другими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами. В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цветовых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.

В декоративной скульптуре или на керамических сосудах тему и сюжет можно выразить различными способами. Например, в гжельской керамике сцену чаепития изображают на посуде или лепят в мелкой пластике. А сосуд с легкостью превращают то в зверя, то в птицу. Тематическая декоративная композиция имеет свои закономерности, свой художественный язык. Она, как и любое произведение изобразительного искусства, рассказывает о людях, вещах или событиях. Но при этом изобразительный рассказ подчинен декоративным целям, как правило, служит украшению предмета. Поэтому декоративная композиция родственна также и орнаменту. Ее варианты неисчислимы в зависимости от конкретных задач, а художественные возможности могут быть расширены при использовании разнообразных материалов и техник, изменении назначения и масштаба изображения. Тема декоративной композиции может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины. Пространственные соотношения реальной натуры могут полностью отсутствовать. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в этом случае дальние планы помещают над ближними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа по теме "чувашское народное искусство"

Введение.   Художественное наследие чувашского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Предки современных чувашей - болгары и сувары (сувазы) появились в Восточной Европе по II ве...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные

Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные

Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...

Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК 01. 01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве

Пособие для обучающихся по выполнению работ на практических занятиях  МДК 01. 01. Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве разработано в соответствии с Ф...

2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России....

Доклад "Произведения искусства 30-ых годов"

Доклад про два произведения искусства 30-ых годов в СССР«Рабочий и колхозница» - памятник монументального искусства «Первая конная армия» - групповой портрет...