РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.09 АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
рабочая программа
Программа учебной дисциплины Акварельная живопись разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 54.02.06. Изобразительное искусство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_akvarelnaya_zhivopis.docx | 52.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В ГОРОДЕ ЕГОРЬЕВСКЕ – КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИКИ И ИСКУССТВА
«Согласовано» Заместитель директора по учебной работе ______________________О.С. Воробьева «____»________________201___г. | «Утверждаю» Директор Филиала ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Егорьевске – КПИ _______________Н.А. Рассказова «____»________________201___г. |
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии художественно-графических дисциплин Протокол №1 от « » сентября 201 г. Председатель ___________ И.Г.Белова « » сентября____________201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.09 АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 54.02.06. Изобразительное искусство
Егорьевск, 2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 54.02.06. Изобразительное искусство
Организация-разработчик: Филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально - гуманитарный университет» в городе Егорьевске – колледж педагогики и искусства
Разработчики:
Белова Ирина Георгиевна, преподаватель изобразительного искусства;
Рыжкова Татьяна Анатольевна, преподаватель изобразительного искусства
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 8 |
1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы выполнения живописных работ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 54.02.06 Изобразительное искусство.
Программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке специалистов по специальности 072501 Дизайн.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять живописные изображения объектов реальной действительности (натюрморты из предметов быта, птиц и растений) с натуры, по памяти и представлению;
изображать объекты во взаимосвязи с окружающей средой, освещением и с учетом цветовых особенностей;
выполнять основные виды живописных работ (наброски, этюды, станковую живопись),
применять в работах изобразительные средства живописи: мазок, заливку, лессировки, работу «по сырому» и т.д.;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия;
основные формы изобразительной грамотности: пропорции, перспективу;
теоретические основы живописи, в том числе теорию и методику создания живописного произведения;
основы цветоведения (цвет, тон, колорит, свойства акварельных красок и приемы работы с ними);
Учитель изобразительного искусства и черчения должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать
с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации музыкального образования.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
самостоятельной работы обучающегося 78 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 234 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрены) | - |
практические занятия | 140 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (не предусмотрена) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 78 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) | - |
Выполнение живописных акварельных этюдов: Акварельные упражнения. Этюд из осенних листьев Натюрморт их овощей. Натюрморт их овощей и фруктов. Натюрморт в теплом колорите. Этюд натюрморта из 2 предметов. Этюд натюрморта с фруктами «А-ля-прима». Этюд натюрморта в технике «Гризайль» Этюд натюрморта в технике раздельного мазка. Этюд натюрморта с белым предметом Выполнение презентации по основам цветоведения. Этюд натюрморта на цветных драпировках. Этюд натюрморта, с глубоко затемненным задним планом. Тематический натюрморт | 78 2 2 4 4 6 6 4 6 6 6 10 6 6 10 |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Основы цветоведения | 34 | 1 | |||
Введение | Содержание учебного материала. | ||||
1. Понятия об акварельной живописи. | 2 | ||||
2. Приемы письма акварелью. | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия | |||||
Акварельные упражнения. Плавные переходы акварелью: от темного тона к светлому; ровные заливки одним тоном: от теплого цвета к холодному и т.д. | 2 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Акварельные упражнения. | 2 | ||||
Тема 1.1. Световой спектр | Содержание учебного материала. | 2 | |||
1 | Восприятие цвета. Основные , составные и дополнительные цвета | 2 | |||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия | |||||
1. Этюд из осенних листьев | 4 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Этюд из осенних листьев | 2 | ||||
Тема 1. 2. Основные характеристики цвета | Содержание учебного материала | ||||
1 | Локальный цвет. | 2 | 2 | ||
2 | Контрастный цвет | ||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия | |||||
1. Натюрморт из фруктов на локальные цвета | 6 | ||||
2 Натюрморт из овощей на контрастные цвета | 6 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Натюрморт из фруктов. | 4 | ||||
Натюрморт их овощей . | 4 | ||||
Тема 1.3 Колорит | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Гармонизация цвета. | 2 | |||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия | |||||
Натюрморт в холодном колорите. | 8 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Натюрморт в теплом колорите. | 6 | ||||
Раздел 2. Акварельная живопись | 122 | ||||
Тема 2.1. Живописное построение объемного предмета | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Лепка тоном формы предметов. | 2 | |||
2 | Лепка цветом формы предметов. Передача цветового и пластического богатства природных форм, развитие технических навыков при выполнении акварельного этюда | ||||
Лабораторные работы(не предусмотрены) |
| ||||
Практические занятия | |||||
Этюд натюрморта из бытовых предметов | 10 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Этюд натюрморта из 2 предметов. | 6 | ||||
Тема 2.2 Этюд натюрморта из разнообразных по цвету предметов | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. Выявление общего цвета каждого предмета, общей тональности цветового пятна. Обогащение цвета за счет лессировки, соблюдение тонально - цветового единства. | 2 | ||||
2.Практическое овладение техническими приемами акварельной живописи. | |||||
Лабораторные работы(не предусмотрены) | |||||
Практические занятия | |||||
Этюд натюрморта из разнообразных по цвету предметов | 10 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Этюд натюрморта с фруктами «А-ля-прима». | 4 | ||||
Тема 2.3 Натюрморт из ясных и четких по форме предметов. Гризайль. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Совершенствование акварельной техники. | ||||
2 | Передача тональных отношений. | ||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия Натюрморт из ясных и четких по форме предметов | 10 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Этюд натюрморта в технике «гризайль» | 6 | ||||
Тема 2.4 Натюрморт из предметов, сближенных по цвету | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Грамотный рисунок при ясном и выразительном композиционном решении. | ||||
2 | Лепка формы цветом при ясных больших цветовых отношениях. Применение техники «мазки». | ||||
3 | Цельность колористического и тонального решения. Последовательность ведения этюда | ||||
Лабораторные работы (не предусмотрены | |||||
Практические занятия | |||||
Натюрморты из предметов, сближенных по цвету. | 10 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Этюд натюрморта в технике раздельного мазка. | 6 | ||||
Тема 2.5 Натюрморт с белым глянцевым предметом на 2-3 драпировках.
| Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Рефлексы в живописи | 2 | |||
2 | Лепка формы предметов цветом, влияние окружающей среды на белый предмет, понятие «рефлексов» в живописи. | ||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия Натюрморт с белым глянцевым предметом на 2-3 драпировках. | 10 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Этюд натюрморта с белым предметом | 6 | ||||
Тема 2.6 Натюрморт из предметов, различных по материальности. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1.Выявление материальности при лепке формы цветом. Грамотный рисунок при ясном и выразительном композиционном решении. | |||||
2.Цельность колористического и тонального решения. | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия Натюрморт из предметов, различных по материальности. | 16 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение презентации по основам цветоведения. | 10 | ||||
Тема 2.7 Натюрморт из предметов различных по цвету и цветовой насыщенности | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. Выявление различия цвета путем сравнения цветовых отношений предметов и пространственной среды. | 2 | ||||
2. Применение смешанных акварельных техник | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия Натюрморт из предметов различных по цвету и цветовой насыщенности | 16 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Этюд натюрморта на цветных драпировках. | 6 | ||||
Тема 2.8 Натюрморт с ярко выраженным освещением. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. Этюд натюрморта выполняется при различных условиях освещения – на прямом свету, солнечное освещение и т.д. | |||||
2. Передача изменения цветового строя натюрморта в зависимости от освещения. Развитие цельного видения. Богатство и согласованность цветов. | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия Натюрморт из бытовых предметов с ярко выраженным освещением. | 16 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Этюд натюрморта, с глубоко затемненным задним планом. | 6 | ||||
Содержание учебного материала | |||||
Тема 2.9 Натюрморт из крупных предметов ниже линии горизонта | 1 Грамотный рисунок при ясном и выразительном композиционном решении. | ||||
2 Развитие цельного видения. Богатство и согласованность цветов. | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия Натюрморт из бытовых предметов с ярко выраженным освещением. | 16 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Тематический натюрморт | 10 | ||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | |||||
Всего: | 234 |
Внутри каждого раздела
указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия мастерских живописи; лаборатория художественно-методического фонда;
Технические средства обучения:
персональный компьютер;
лазерный принтер;
музыкальный центр;
видеокамера;
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- персональный компьютер с принтером – рабочее место преподавателя.
- мольберты по количеству обучающихся;
- стулья ученические;
- осветительный прибор.
Оборудование художественно-методического фонда:
учебные пособия по живописи; лучшие работы студентов; геометрические гипсовые тела, предметы быта, гипсовые головы, муляжи, чучела птиц, драпировки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
Основные источники:
1. Ломов С.П. Живопись. Учебное пособие. М.: Агар, 2008.
2. Бесчастнов Н.П. Живопись. Учебное пособие для вузов.-М.: Владос. 2010.
3. Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов.- учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2013.
Дополнительные источники:
1.Беда Г. Основы изобразительной грамоты.- М., 1989.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. -учебное пособие М.: Просвещение 1986.
3. Волков H.H. Цвет в живописи.М.,1984.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: выполнять живописные изображения объектов реальной действительности с натуры, по памяти и представлению; | Наблюдение за действиями на практических занятиях |
изображать объекты во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом цветовых особенностей; | Оценка деятельности студентов на практических работах; |
выполнять основные виды живописных работ (наброски, этюды, станковую живопись), применять в работах изобразительные средства живописи: мазок, заливку, лессировки, отмывки, работу «по сырому» и т.д.; | оценка результатов выполнения практических работ по выявлению степени освоения основных живописных техник. оценка результатов выполнения практических работ на индивидуальных и групповых просмотрах; |
Знать: теоретические основы живописи, в том числе теорию и методику создания живописного произведения; | Оценка в процессе устного опроса |
основы цветоведения (цвет, тон, колорит, закономерности передачи световоздушной среды, свойства красок (акварель, гуашь, масло) и приемы работы с ними); | Оценка защиты компьютерной презентации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа учебной дисциплины "Рисунок и живопись" для специальности 07.02.01 Архитектура
Рабочая программа по дисциплине "Рисунок и живопись" разработана в соответствии с учебным планом...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...