Методическая разработка по обобщению педагогического опыта преподавателя Елизаровой Н.Н. на тему: "Русское зодчество, от землянки до палат. Деревянное кружево Руси".
методическая разработка

Русская культура является главным носителем традиций, нрвственных и духовных ценностей, сформировавших русский народ, как единую общность. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Ее уникальные традиции, обычаи, обряды. ввиды искусств: живопись, скульптура, архитектура. Благодаря дисциплине МХК, в рамках тем, посвященных Древне-русской культуре и отведенным на это часам, есть уникальная возможность познакомить студентов с величайшей культурой русского народа. Одним из разделов котрой может быть посвящен самому распотраненнему виду искусств - архитектуре. ЗОДЧЕСТВУ Руси. Тем самым вызвать побудить желание студентов изучать свои искусствоведческие корни, преумножать культуру своего народа.  Рассматривая тему русского зодчества студенты познакмятся с понятиями, особенностями  и технологиями строений под названием "землянка", "истба", "Хоромы", "Терем", "Палаты", видами культового зодчества Древней Руси и даже со "сказочным" жилищем - Избой на курьих ногах и ее предназначениии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_mhk.docx37.77 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_mhk.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по МКХ

                «Русское зодчество от землянки до палат.

                                          Деревянные кружева Руси.»   

                                                                            Сила народа в сохранении его истории

                                                                                                             культурных ценностей и  традиций

    Пояснительная записка.

  События последних десятилетий ярко показали значимость  патриотического чувства в гражданском становлении личности.  Ощущение своей сопричастности ко всему происходящему в  твоей стране  и  в мире  не  приходит вдруг.

Всякий народ, заботящийся о будущем, бережет свои традиции. Сохраняя исторические традиции и используя богатейший опыт предыдущих поколений. Только благодаря своему культурному уникальному наследию, сохранением своих традиций мы имеем право называться народ.

Советский писатель, публицист, литературовед Ф. Абрамов говорил: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю, культуру и традиции».

      В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных традиций приобретают все большую актуальность. Процессы глобализации унифицируют культуры разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. Традиционная культура, традиции являются корневой основой многовековой культуры народов России, сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитого, национально ориентированного человека.

Русская  культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших русский  народ, как единую общность. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры.

Национальные традиции русского народа  были и остаются фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей.

Основы знаний о традициях своего народа закладываются в семье. Дети узнают свою историю, наглядно увидят, как одна семья дала начало целому роду. Уважая своих предков, молодое поколение научится уважать себя, свой народ, а впоследствии такое же отношение воспитает в своих детях.

Благодаря разделу дисциплины ММК «Древне-русская культура», мы имеем возможность донести до студентов информацию об уникальной русской культуре. Ее традиция, обычаях, обрядах, видах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре и др.. Тем самым, через информацию о выдающемся наследии, людях его создавших,  воспитывать у студентов чувство  гордости, уважения, желание пропагандировать, преумножать и беречь достояние национальной культуры. Развивать гражданско-патриотическое, духовно-нравственные  чувства.

Именно в рамках этого раздела мы рассмотрим тему, связанную с уникальным русским зодчеством. 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оформление урока: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, сообщения обучающихся по теме.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Определение цели и задач урока.
  4. Сообщение новых знаний при помощи презентации.
  5. Подведение итогов урока.

   Цель:

- Формирование представлений об особенностях древне-русского зодчества.

  Задачи:

- Изучение понятий «архитектура» и «зодчество».

- Знакомство с видами  строений древнего русского зодчества, их уникальностью.

- Знакомство уникальным искусством оформления строений Древней Руси и с понятиями «русские деревянные кружева».

- воспитание уважения к культурному наследию  нашей страны.

- Приобщение к изучению   народного культурного наследия,   традициям, духовно-нравственного, культурного, гражданско-патриотического воспитания и становления  личности. Ознакомление с многообразием и феноменальностью русской архитектуры.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

  1. Вступительная часть

Сегодня мы с вами начинаем изучение темы -  Древне-русское зодчество. А так же познакомимся с особенностями строений и оформлений нашими предками построек, как снаружи, так и внутри.

И поскольку, мы с вами говорим о культуре, искусстве, их разделах, прежде чем начать я хотела бы с вами еще раз вспомнить, что означают слова «культура», «искусство», «архитектура» (Ответы уч-ся).

    На протяжении нескольких уроков мы с вами постигали  мировую  художественную  культуру. Знакомились с великими именами, создавшими шедевры Египетских, античных времен, эпохи Средневековья, Возрождения и т.д..  Но пришло время, когда нам с вами необходимо узнать о той величайшей культуре, искусстве, которые были рождены нашим русским, славянским народом и его уникальными мастерами. Считаю, что к сожалению,  нам раскрывается очень мало того, что строит нашу историю, наши истинные представления, неповторимость и исключительность. Это древне-русская культура. Насколько она велика, многогранная, колоритна,  незаурядна и непревзойденна, мы рассмотрим сегодня на примере  ее самых значимых направлений в области культуры  – архитектуре.

     Обычаи и традиции своего народа нужно знать и соблюдать на практике, чтобы дети, подростки, молодежь  усваивали их из опыта своей семьи, как в селе и маленьких провинциальных городах, так и больших мегаполисах.

  Поскольку,  мы не раз  с вами говорили о том, что общеприменяемое - архитектура – это греческое слово, то мы будем с вами говорить по- русски и это направление культуры мы будем сегодня называть «зодчеством». Зодчество – чисто русское слово, которое так же, как и архитектура означает «искусство строить». Не каждое типовое строение можно назвать архитектурой или зодчеством. Все же это область искусства. А значит уникальность, гармония, эстетика и красота.

  1. Основная часть

(запишем)

ЗодчествоДревнерусское — зьдъчий (строитель, каменщик). В славянские языки пришло из индоевропейского, в котором слово с подобным корнем употреблялось в значении «лепить из глины». В древнерусском языке существовало также существительное зьдъ, имеющее значение «каменная стена». Многие исследователи отмечают связь данного корня с корнем в таких общеславянских словах, как здание, создавать и т. д. Производные: зодчий.

Термин «зодчество» образован от слова «зодчий», которое пришло в русский в конце XIV века из южнославянских языков. Это производное от слова «зъдъ» — каменная стена. Первоначально зодчими называли горшечников и гончаров, а зодчеством — искусство лепки из глины. Затем значение расширилось, и зодчими стали строители и проектировщики зданий. 

  В древней Руси (да и сейчас есть такое выражение) было принято говорить «срубить» избу, «срубить баню» и т.д.. ключевое слово «срубить». Отсюда и название элемента строения  - сруб. Ну почему именно срубить. А не поставить или построить? А ответ находится в самом вопросе. Наши древние мудрые умельцы очень хорошо разбирались в природных материалах и их особенностях. Ни когда не использовали пилу при валении дерева с его основания. Только топор. Именно «срубили», «отрубали его от корня». Потому как знали, что при работе топором, его лезвием, у дерева как бы заклеиваются,  запечатываются поры. При пилении волокна древесины распушаются. Капилляры древесины открыты, поэтому больше и скорее подвержены гниению.  Русский мужик знал точно: обрубленное бревно стоит в постройке значительно дольше опиленного. Потому что «снято» топором под углом.

    Разумеется, что на Руси распиловку применяли только «точечно», выполняя некоторые операции при строительстве домов, амбаров, овинов, бань… А всё старались «рубить топором». Потому и дом (сруб) именно рубили.

Сруб, поставленный на сто процентов топором, стоял твердо на земле 100 — 150 лет. А вот «пиленый» — не более 20 — 30 лет.

К тому же, для строительства  дерево использовали не сразу (жилища коммун и общин возводили возле рек и озер). А вымачивали его в воде. Чтоб смоляные виды древесины, чаще используемые при строительстве, как бы  «законсервировались» и были еще более прочными. Выдерживая древесину в воде, смола, пропитываемая дерево  превращалась в очень твердую субстанцию и имела свойства камня. Поэтому, после извлечения бревен на поверхность пилить их было довольно сложно. Как рассказывали наши предки, это равнялось тому, что пилили камень. Вот такие свойства обретала древесина, предназначенная для строительства.

  Образ России ассоциируется с огромными пространствами леса, деревянными поселками и городами. Из дерева возводились храмы и жилые дома, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Да и само слово "деревня" происходит от слова "дерево". Этот ценнейший материал доступен, прост и удобен в обработке, прочен ровно на три поколения, имеет хорошую теплоемкость, а также богат художественно-выразительными возможностями. Деревянные постройки возводились очень быстро. Это говорит о том, что плотничье дело было развито, да и умели люди подняться на святое дело - постройку дома, церкви. Собирались родственники, соседи, желающие и строили за один день, такая церковь называлась "обыденной", а строительство всем миром - "помочью", "толокой". На толоку обычно собиралась вся деревня.

Рубленые дома легко разбираются и перевозятся на новое место. В городах даже существовали специальные рынки, где продавались срубы.

Однако при всех своих положительных качествах дерево имеет свойство недолговечности, подвержено гниению, да и частые пожары сокращали жизнь деревянной постройке.

Многовековой строительный опыт народа позволил максимально использовать свойства каждой породы дерева. Наибольшее применение находили хвойные породы; сосна, лиственница, ибо они обладали ценными качествами в строительном деле. Прямизна и отсутствие дупличности позволяли сплачивать бревна в стену, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин и теса. Смоляничность обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению. Особенно ценилась мелкослойные (до 16 слоев 1 см), "кондовые" сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Для строительства церкви как особого сооружения использовался дуб. Из осины, которая со временем приобретала красивый серебристый оттенок, изготавливался кровельный лемех.

Подбирали деревья очень тщательно, подряд, без разбору, не рубили, берегли лес. Была даже такая примета: если не понравились три лесины с прихода в лес, совсем не рубили в этот день. Грехом считалась и порубка деревьев в "священных" рощах -там, где было кладбище. Не трогали и деревья, выращенные человеком, они считались судьбоносными. Не брали и то, которое при рубке упало на север - говорили, "на полночь". Плохие приметы связывают с деревом, которое при падении зависает в кронах других деревьев. Грешно было отнимать у леса и рубить старые деревья мудрецов. Сотворивший такой грех должен был сойти с ума, покалечиться или умереть. Не трогали и дерево-ребенка или молодое.

Рубке не подлежали деревья с внешними отклонениями: дуплом, необычной формой, наростами. Боялись приносить не только к дому, но и в деревню сухие деревья -"иссохнет" вся семья. Старались не рубить и в зимнее время, когда деревья не имеют жизненной силы. Очень опасны "злые", "прокудливые", "буйные" деревья. Такое обязательно отомстит за свою погибель. "Буйные" деревья, согласно поверьям, чаще всего вырастали на заброшенных лесных дорогах или на перекрестках . Дело в том, что славяне приписывали дороге большой мифологический смысл, притом отрицательный. Дорога, уходящая вдаль, уводила в конечном итоге на тот свет, ибо за пределами племенной территории, как известно, начиналось царство неведомых сил и была близка граница между мирами умерших и живых. Дорога мыслилась язычниками как своего рода "горизонтальная проекция" Мирового Древа, соединявшего миры. Редко, но попадаются и деревья с витками против солнца, такое дерево считалось связанным со злым колдовством.

Славяне всегда знали, что дерево живое, а значит, имеет душу. Срубить дерево - равносильно убить человека. Знали: когда дерево рубят, оно плачет от боли. Никто и никогда не губил дерево без обряда поклонения.

Сняв шапку, с низким поклоном обращались к каждой веточке, к каждому листочку. Долго вели разговор по душам, рассказывали о своей нужде и радости и еще приносили угощение, чтобы древесная душа вышла и не испытывала страдания

Так обращались и с кустами, и с цветами. Благодарили и оставляли хлеб-соль, деньги.

Вернувшись из леса, непременно постились и тщательно мылись в бане, чтобы смыть грех и чтоб души деревьев "потеряли след" и не нашли обидчика. Боялись на двор принести и бревно с "пасынком" - большим сучком, при выпадении которого остается огромная дыра. Считали, что такое бревно вызовет скорую смерть хозяина дома. Такое бревно называли "волком" или "свечой".

Дома в старину не строили, а рубили без пилы и гвоздей. Пиленые бревна и доски легче впитывают влагу, чем рубленые и тесаные. Опиленные бревна "дерет ветром", они трескаются и быстро разрушаются, а от удара топором волокна древесные уплотняются и не подвергаются ни ветру, ни влаге. Топором работают вдоль волокон, что также способствует ненарушению естественного состояния.

Типов и вариантов врубок в русском деревянном зодчестве насчитывалось несколько десятков. Наиболее распространенными были рубки "в обло" и "в лапу". При рубке "в обло", то есть округло, бревна соединялись таким образом, что концы их выступали наружу, за пределы сруба, образуя так называемый остаток. Выступающие концы хорошо предохраняли углы от промерзания. Да и рогатые углы, оберегают от отрицательной энергии. Этот способ именовался также рубкой "в чашу", поскольку для скрепления бревен делались углубления - "чашки".

Другой распространенный способ рубки - "в лапу" - без остатка, такой способ давал возможность увеличить горизонтальные размеры сруба, а вместе с ним и площадь избы. Способ "в лапу" более сложен в исполнении, требовал высокой квалификации плотника, а потому обходился дороже. При рубке "в обло" (то есть округло) или "в простой угол" бревна соединялись таким образом, что концы их выступали наружу, за пределы сруба, образуя так называемый "остаток" - потому-то этот прием именовался еще рубкой с остатком. Выступающие концы хорошо предохраняли углы избы от промерзания. Рубка "в обло" занимала меньше времени подавляющее большинство крестьянских домов в России рубилось поэтому именно таким образом.

Нижний, "окладной" венец зачастую клали прямо на землю. Для того же чтобы этот начальный венец - "нижник" - был менее подвержен гниению, а также с целью создания прочной и надежной основы для дома бревна для него подбирались более толстые и смолистые. Например, в Сибири для нижних венцов использовалась лиственница - очень плотный и довольно долговечный древесный материал.

Нередко под углы и середины закладных венцов подкладывали крупные камни-валуны или вкапывали в землю обрезки толстых бревен - "стулья", которые для защиты от гниения обрабатывали смолой или обжигали. Иногда для этой цели использовались толстые плахи или "лапы" - поставленные вниз корнями выкорчеванные пни. При строительстве жилой избы "окладные" бревна старались класть так, чтобы нижний венец плотно примыкал к земле, зачастую "для тепла" его даже слегка присыпали землей.

После завершения "избного оклада" - укладки первого венца начинали сборку дома "на моху", при которой пазы сруба для большей герметичности прокладывали надранным в низинах и высушенным болотным мхом "мокришником" - это называлось "взамшить" сруб.

Для определения размеров будущих построек русскими плотницких дел мастерами была выработана система простых отношений, в основе которой лежа - русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела.

Соотношение диагонали со стороной квадрата стало принципом сопряжения русских мер: мерной, маховой сажени стороны квадрата (176,4 см) и великой косой сажени - его диагонали (249,5см). И остальные применявшиеся в строительстве меры длины - малая пядь (54 см), нога (27 см), локоть (38 см), большой локоть (54 см), стопа шага (76 см), сажень-локоть (108 см), простая сажень (152,7 см) и косая (казенная) сажень (216 см). Относились друг к другу как сторона к диагонали квадрата.

Покрытия русских деревянных построек были также рубленые. В бревенчатые фронтоны торцевых стен врубались горизонтальные бревна - слеги, которые несли кровлю. Придавая фронтонам различные очертания, можно было возводить кровлю либо на два ската, либо на два ската с полицами (то есть переломом кровли). Кровлям придавалось также криволинейное очертание с килевидным завершением (бочечная кровля). Квадратные в плане постройки перекрывались нередко на восемь скатов, либо пересекающимися бочечными кровлями (крещатая бочка).

Почти у всех типов рубленых построек верхняя подкарнизная часть сруба расширялась для отвода воды. Для кровли употреблялся тес, настилавшийся вперехлест, или лемех (черепица) - короткие дощечки, способные скрывать ("чешуйчатое обивание") и округлые формы (бочки, кубы, шеи, главы). Концы лемеха делались с заостренными или закругленными, но чаще всего городчатыми, то есть в виде ступенчатых прямоугольных уступов.

Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать совершенную и остроумную конструкцию безгвоздевой ("самцовой") кровли жилых домов, все части которой крепились без железа.

Поскольку Россию, Русь всегда называли деревянной страной от избытка огромных древесных ресурсов, жилища, практически все строились из дерева. Поэтому первые коммуны и общины называли деревнями.

   Конечно, первоочередная цель любого древнего строения была практическая. Основная задача и функция любого строения – это прежде всего сохранить человека от природных явлений. Поэтому первым продуманным строением в Древней Руси – это были землянки. Само слово говорит за себя - строение в земле. За счет безграничных стен, максимально сохранялось тепло. В конце 90-х годов прошлого столетия в Центральной части нашего города, а именно на территории Окского сада (булевара), при установке памятника Ильи Муромцу, вовремя работ по раскопки площадки для фундамента скульптуры, рабочие-строители наткнулись на деревянное строение на глубине более 2 метров. При обследовании и исследовании нашими археологами. Было установлена, что на этой глубине находилась в идеальном состоянии сохранившееся строение. Предположительно изба или землянка. И дотировано данное строение не позднее 5-6 век. Бревенчатая кладка, стол, даже топчан и отхожее место были все сохранены. Долго решали, что со всем этим делать. Древесина стала поглощать кислород и разрушаться. Археологи просили обработать данное строение специальными составами и извлечь данный бесценный артефакт. Но, как у нас часто бывает на Руси – истории ю свою мы не ценим. Материальные постулаты диктуют свое. И эта изба была просто, банально залита раствором цемента и теперь на этом месте стоит памятник Илье Муромцу.

  О том, что такое землянка и как она обустраивалась в Древней Руси нам расскажет._______________.

Она подготовила презентацию по этому вопросу.

(Презентация)

   Человек имеет свойство стремиться к лучшему. И улучшение жилищных условий не является исключением. Скорее, первоочередной задачей. На смену землянке приходит новое, более усовершенствованное строение - знаменитая русская изба. «Истба»… Что же за строение такое истба? Почему ее так называли? Какие функции она выполняла нам расскажет…….

(Презентация)

   Хочется добавить про специфическое строение наших предков – это изба на курьих ногах. И это не сказочный объект, персонаж. Это реально существующее строение. Почему оно так называлось? Такого рода жилища строились на тех землях,  где была близко вода, при разливах  рек и озер. Еще их строили в лесных чащобах. Что бы вода не заливалась и мелкие грызуны, змеи не проникали в жилище. А почему «курьи» ноги спросите вы? Ведь у многих сразу ассоциации с ногами домашней птицы, как изображается жилье сказочного персонажа Бабы-яги. Но тут ни чего общего.  Все значительно банальней. Столбы, на которых стояла изба  очень серьезно, качественно обжигали  огнем. Окуривали. Это была своего рода обработка от гниения, плесени. Вот и получилось – изба на окуренных (курьих (не куриных) обоженных) ногах. Но мы продолжаем.

Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок. Когда мы читаем или слышим эти строки, сразу в фантазиях возникает образ красивого, изысканного резного строения. Терем… Изюминка русского зодчества. Первоначально это было одноэтажное строение. Более изысканное, нежели изба. С совершенствованием ремесла русских зодчих, это архитектурное строение преобразовалось в двух, а то и трех этажное. С верхним этажом здания. Называемым «горний», более светлое помещение. Где проживали в основе своей молодые девицы. Ведь. Как известно, на Руси, в давние времена, старины глубокой, молодые девушки не имели права выйти со двора дома без сопровождения отца или братьев. Хуже того и вовсе не выходили до замужества. Поэтому и селили их в самый верхний этаж дома, что бы сбежать от туда или проникнуть посторонним в верхнюю часть терема было. Практически, не возможно. Вот и сидела девица-красавица и, благодаря виду из терема любовалась красотой и жизнью вокруг. 

Те́рем (от греч. τέρεμνον, τέραμνον «дом, жилище») — жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, над воротами и т. д., соединялся с ним сенями — крытым переходом.

Так, что же из себя представляет Терем. Нам расскажет

________________________________________________________________

(Презентация)

Ну вот мы с вами и добрались до высок русского зодчества хором и палат. Слово «хоромы» происходит от др.-вост.-слав. *хоrmъ — дом, защита; др.рус. хоромъ — дом, сени; ст.слав. храмъ — дом, храм, церковь; 

О хоромах  нам поведает:

_______________________________________________________________

Царские, боярские, купеческие палаты. Когда мы с вами слышим эти определения, то перед глазами сразу выходит представление о богатстве, изысканности, роскошной отделке больших каменных комнат глубокой старины. Далеко не каждый мог позволить себе такое великолепие. О том, что такое палаты, кто мог себе позволить в них проживать, нам расскажет…

_________________________________________________________________

(Презентация)

 Когда мы изучаем русское зодчество, мы не можем пройти мимо того, как наши предки ставили не просто строения, а изысканные, можно сказать, произведения искусств, которые красивейшим образом оформлялись по фасадам. Это, конечно, знаменитое русское деревянное кружево.

   Но, что же сподвигло наших предков заниматься таким титаническим, изысканным, кропотливым ремеслом. А все та же практичность, специфическая недоверчивость, подозрительность и суеверие.

  В древней Руси существовал (и существует) свой  тотемный календарь,  который значительно старше известного нам Восточного и Азиатского. Цикл тотемного календаря древних славян – 16 лет. Для русского человека дом, клан, семья были самым важным и святым на земле. Существовали тотемные животные и птицы, которые являлись мощными оберегами наших предков и их кланов. Это, конечно, конь (символ спокойствия, заботы, труда и выносливости, кормилец) и петух (это глашатай, оберегающий дом, клан от опасности (вспомним сказку о Золотом Петушке А.С. Пушкина. И это не просто сказка, это описание тотемной принадлежности священной птицы русских славян). Именно изображения этих животных и располагали на самом верхнем месте дома. На крыше. Которую в последствии стали называть в честь животного-оберега «конек».

   В глубокой старине, избы были низкими. Окна располагались прямо у завалинки. А тропинки улиц проходили непосредственно вплотную у домов. Занавесок на окнах домов тогда еще не было. Любопытство брало верх. Многие проходящие мимо дома соблазнялись и  заглядывали в окна. Это считалось плохой приметой. Поскольку окна всегда сравнивались с глазами человека. Являлись глазами дома. Люди предполагали, что смотрящие с улицы в дом через окна могли сглазить и сам дом и его жителей. Как же исправить эту ситуацию, как максимально отвлечь людей от любопытства? На помощь опять пришло великое слово искусство, творчество, мастерство, русская смекалка. Домовладельцы стали «надевать» на лицо дома, на окна  красивые, изысканные, колоритные,  выполненный с технике «резьба по дереву» украшения. Наличники. Которые впоследствии назвали уникальным Русским деревянным кружевом. О вариантах уникальной резьбы по дереву нам расскажет:

________________________________________________________________

(Презентация)

До 15 века большинство русских строений были выполнены из дерева или камня. Как правило - белый известняк. Но с влиянием европейской культуры и технологий строительства, привлечением европейских архитекторов,  в добавление к камню приходит кирпич. В 17 веке моду входят такие архитектурные строения, как палаты. Построенные на итальянский, а где то и на восточный  манер.

О них нам расскажет:

 ________________________________________________________________

(Презентация)

Отдельно хочется рассмотреть вопрос о культовых строениях древней Руси.

В 988 великая Русь принимает Крещение. Проходит это сложно, туго.  Не одно десятилетие.

Согласно мировой культуры мы с вами знаем, что с появлением  Христианства во многих мировых цивилизациях, большая часть культурного наследия подчиняется христианской религии. Архитектура – это храмы, соборы, баптистерии, ротонды и т.д. Скульптура – это изображение христианских святых, живопись, мозаика, витражи,  фрески – это  изображение библейских сюжетов. Древняя Русь так же глубоко окунулась в эту культуру и повсюду стали строить церкви, часовни, величественные соборы, монастыри. Пишут иконы. Появляется  новый вид строений у русских – христианское зодчество. хоромъ — дом. Убирается одна гласная буква и получается ст.слав. храмъ — дом божий, храм, церковь 

О видах христианских, православных храмах нам расскажет:

_______________________________________________________________

(Презентация) 

Жемчужина погоста — 22-главая церковь во имя  Преображения Господня в Кижах. Слова, ставшие названием нашего очерка, в одной красивой легенде сказаны именно о ней. Срубивший ее мастер с этими словами будто бы забросил свой топор в озеро.

Храм поднялся здесь в 1714 году. Дата удивляет: ведь это время активного насаждения Петром I западных новшеств. А Церковь Преображения, напротив — не прорыв к новой архитектуре, даже не синтез «старого» и «нового», а итог многовековой традиции. Потрясает воображение не сложность конструкций, возведенных без единого гвоздя (кроме «лемеха» — деревянных чешуек, прибитых к главкам), но гармоничность сочетания этих конструкций. 

Вот такие были на Руси Великие и безымянные зодчие (практически ни одно строение не сохранила памяти об авторах архитектурных шедевров.

  1. Подведение итогов урока

 Итак, сегодня на уроке МХК мы с вами рассмотрели тему русского зодчества. Именно поэтому я хотела бы у вас спросить, как вы считаете, действительно ли  эта необходимая, полезная  информация для вас? Каким образом она может повлиять на ваше мировоззрение, на восприятие мира?

(Ответы)

Подводя итоги еще раз вспомним, что такое зодчество и в чем его отличие от  архитектуры, а так же, что общего между этими понятиями?

(Ответы)

С какими  видами строений русского зодчества вы сегодня познакомились?  (Ответы)

Как вы считаете есть ли необходимость возрождать традиции русского зодчества? Если да, то с какой целью?

(Ответы)

Всем спасибо за урок, активное в нем участие. 



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по МКХ

                «Русское зодчество от землянки до палат.

                                          Деревянные кружева Руси.»   

                                                                            Сила народа в сохранении его истории

                                                                                                             культурных ценностей и  традиций

    Пояснительная записка.

  События последних десятилетий ярко показали значимость  патриотического чувства в гражданском становлении личности.  Ощущение своей сопричастности ко всему происходящему в  твоей стране  и  в мире  не  приходит вдруг.

Всякий народ, заботящийся о будущем, бережет свои традиции. Сохраняя исторические традиции и используя богатейший опыт предыдущих поколений. Только благодаря своему культурному уникальному наследию, сохранением своих традиций мы имеем право называться народ.

Советский писатель, публицист, литературовед Ф. Абрамов говорил: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю, культуру и традиции».

      В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных традиций приобретают все большую актуальность. Процессы глобализации унифицируют культуры разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. Традиционная культура, традиции являются корневой основой многовековой культуры народов России, сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитого, национально ориентированного человека.

Русская  культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших русский  народ, как единую общность. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры.

Национальные традиции русского народа  были и остаются фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей.

Основы знаний о традициях своего народа закладываются в семье. Дети узнают свою историю, наглядно увидят, как одна семья дала начало целому роду. Уважая своих предков, молодое поколение научится уважать себя, свой народ, а впоследствии такое же отношение воспитает в своих детях.

Благодаря разделу дисциплины ММК «Древне-русская культура», мы имеем возможность донести до студентов информацию об уникальной русской культуре. Ее традиция, обычаях, обрядах, видах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре и др.. Тем самым, через информацию о выдающемся наследии, людях его создавших,  воспитывать у студентов чувство  гордости, уважения, желание пропагандировать, преумножать и беречь достояние национальной культуры. Развивать гражданско-патриотическое, духовно-нравственные  чувства.

Именно в рамках этого раздела мы рассмотрим тему, связанную с уникальным русским зодчеством. 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оформление урока: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, сообщения обучающихся по теме.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Определение цели и задач урока.
  4. Сообщение новых знаний при помощи презентации.
  5. Подведение итогов урока.

   Цель:

- Формирование представлений об особенностях древне-русского зодчества.

  Задачи:

- Изучение понятий «архитектура» и «зодчество».

- Знакомство с видами  строений древнего русского зодчества, их уникальностью.

- Знакомство уникальным искусством оформления строений Древней Руси и с понятиями «русские деревянные кружева».

- воспитание уважения к культурному наследию  нашей страны.

- Приобщение к изучению   народного культурного наследия,   традициям, духовно-нравственного, культурного, гражданско-патриотического воспитания и становления  личности. Ознакомление с многообразием и феноменальностью русской архитектуры.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

  1. Вступительная часть

Сегодня мы с вами начинаем изучение темы -  Древне-русское зодчество. А так же познакомимся с особенностями строений и оформлений нашими предками построек, как снаружи, так и внутри.

И поскольку, мы с вами говорим о культуре, искусстве, их разделах, прежде чем начать я хотела бы с вами еще раз вспомнить, что означают слова «культура», «искусство», «архитектура» (Ответы уч-ся).

    На протяжении нескольких уроков мы с вами постигали  мировую  художественную  культуру. Знакомились с великими именами, создавшими шедевры Египетских, античных времен, эпохи Средневековья, Возрождения и т.д..  Но пришло время, когда нам с вами необходимо узнать о той величайшей культуре, искусстве, которые были рождены нашим русским, славянским народом и его уникальными мастерами. Считаю, что к сожалению,  нам раскрывается очень мало того, что строит нашу историю, наши истинные представления, неповторимость и исключительность. Это древне-русская культура. Насколько она велика, многогранная, колоритна,  незаурядна и непревзойденна, мы рассмотрим сегодня на примере  ее самых значимых направлений в области культуры  – архитектуре.

     Обычаи и традиции своего народа нужно знать и соблюдать на практике, чтобы дети, подростки, молодежь  усваивали их из опыта своей семьи, как в селе и маленьких провинциальных городах, так и больших мегаполисах.

  Поскольку,  мы не раз  с вами говорили о том, что общеприменяемое - архитектура – это греческое слово, то мы будем с вами говорить по- русски и это направление культуры мы будем сегодня называть «зодчеством». Зодчество – чисто русское слово, которое так же, как и архитектура означает «искусство строить». Не каждое типовое строение можно назвать архитектурой или зодчеством. Все же это область искусства. А значит уникальность, гармония, эстетика и красота.

  1. Основная часть

(запишем)

ЗодчествоДревнерусское — зьдъчий (строитель, каменщик). В славянские языки пришло из индоевропейского, в котором слово с подобным корнем употреблялось в значении «лепить из глины». В древнерусском языке существовало также существительное зьдъ, имеющее значение «каменная стена». Многие исследователи отмечают связь данного корня с корнем в таких общеславянских словах, как здание, создавать и т. д. Производные: зодчий.

Термин «зодчество» образован от слова «зодчий», которое пришло в русский в конце XIV века из южнославянских языков. Это производное от слова «зъдъ» — каменная стена. Первоначально зодчими называли горшечников и гончаров, а зодчеством — искусство лепки из глины. Затем значение расширилось, и зодчими стали строители и проектировщики зданий. 

  В древней Руси (да и сейчас есть такое выражение) было принято говорить «срубить» избу, «срубить баню» и т.д.. ключевое слово «срубить». Отсюда и название элемента строения  - сруб. Ну почему именно срубить. А не поставить или построить? А ответ находится в самом вопросе. Наши древние мудрые умельцы очень хорошо разбирались в природных материалах и их особенностях. Ни когда не использовали пилу при валении дерева с его основания. Только топор. Именно «срубили», «отрубали его от корня». Потому как знали, что при работе топором, его лезвием, у дерева как бы заклеиваются,  запечатываются поры. При пилении волокна древесины распушаются. Капилляры древесины открыты, поэтому больше и скорее подвержены гниению.  Русский мужик знал точно: обрубленное бревно стоит в постройке значительно дольше опиленного. Потому что «снято» топором под углом.

    Разумеется, что на Руси распиловку применяли только «точечно», выполняя некоторые операции при строительстве домов, амбаров, овинов, бань… А всё старались «рубить топором». Потому и дом (сруб) именно рубили.

Сруб, поставленный на сто процентов топором, стоял твердо на земле 100 — 150 лет. А вот «пиленый» — не более 20 — 30 лет.

К тому же, для строительства  дерево использовали не сразу (жилища коммун и общин возводили возле рек и озер). А вымачивали его в воде. Чтоб смоляные виды древесины, чаще используемые при строительстве, как бы  «законсервировались» и были еще более прочными. Выдерживая древесину в воде, смола, пропитываемая дерево  превращалась в очень твердую субстанцию и имела свойства камня. Поэтому, после извлечения бревен на поверхность пилить их было довольно сложно. Как рассказывали наши предки, это равнялось тому, что пилили камень. Вот такие свойства обретала древесина, предназначенная для строительства.

  Образ России ассоциируется с огромными пространствами леса, деревянными поселками и городами. Из дерева возводились храмы и жилые дома, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Да и само слово "деревня" происходит от слова "дерево". Этот ценнейший материал доступен, прост и удобен в обработке, прочен ровно на три поколения, имеет хорошую теплоемкость, а также богат художественно-выразительными возможностями. Деревянные постройки возводились очень быстро. Это говорит о том, что плотничье дело было развито, да и умели люди подняться на святое дело - постройку дома, церкви. Собирались родственники, соседи, желающие и строили за один день, такая церковь называлась "обыденной", а строительство всем миром - "помочью", "толокой". На толоку обычно собиралась вся деревня.

Рубленые дома легко разбираются и перевозятся на новое место. В городах даже существовали специальные рынки, где продавались срубы.

Однако при всех своих положительных качествах дерево имеет свойство недолговечности, подвержено гниению, да и частые пожары сокращали жизнь деревянной постройке.

Многовековой строительный опыт народа позволил максимально использовать свойства каждой породы дерева. Наибольшее применение находили хвойные породы; сосна, лиственница, ибо они обладали ценными качествами в строительном деле. Прямизна и отсутствие дупличности позволяли сплачивать бревна в стену, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин и теса. Смоляничность обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению. Особенно ценилась мелкослойные (до 16 слоев 1 см), "кондовые" сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Для строительства церкви как особого сооружения использовался дуб. Из осины, которая со временем приобретала красивый серебристый оттенок, изготавливался кровельный лемех.

Подбирали деревья очень тщательно, подряд, без разбору, не рубили, берегли лес. Была даже такая примета: если не понравились три лесины с прихода в лес, совсем не рубили в этот день. Грехом считалась и порубка деревьев в "священных" рощах -там, где было кладбище. Не трогали и деревья, выращенные человеком, они считались судьбоносными. Не брали и то, которое при рубке упало на север - говорили, "на полночь". Плохие приметы связывают с деревом, которое при падении зависает в кронах других деревьев. Грешно было отнимать у леса и рубить старые деревья мудрецов. Сотворивший такой грех должен был сойти с ума, покалечиться или умереть. Не трогали и дерево-ребенка или молодое.

Рубке не подлежали деревья с внешними отклонениями: дуплом, необычной формой, наростами. Боялись приносить не только к дому, но и в деревню сухие деревья -"иссохнет" вся семья. Старались не рубить и в зимнее время, когда деревья не имеют жизненной силы. Очень опасны "злые", "прокудливые", "буйные" деревья. Такое обязательно отомстит за свою погибель. "Буйные" деревья, согласно поверьям, чаще всего вырастали на заброшенных лесных дорогах или на перекрестках . Дело в том, что славяне приписывали дороге большой мифологический смысл, притом отрицательный. Дорога, уходящая вдаль, уводила в конечном итоге на тот свет, ибо за пределами племенной территории, как известно, начиналось царство неведомых сил и была близка граница между мирами умерших и живых. Дорога мыслилась язычниками как своего рода "горизонтальная проекция" Мирового Древа, соединявшего миры. Редко, но попадаются и деревья с витками против солнца, такое дерево считалось связанным со злым колдовством.

Славяне всегда знали, что дерево живое, а значит, имеет душу. Срубить дерево - равносильно убить человека. Знали: когда дерево рубят, оно плачет от боли. Никто и никогда не губил дерево без обряда поклонения.

Сняв шапку, с низким поклоном обращались к каждой веточке, к каждому листочку. Долго вели разговор по душам, рассказывали о своей нужде и радости и еще приносили угощение, чтобы древесная душа вышла и не испытывала страдания

Так обращались и с кустами, и с цветами. Благодарили и оставляли хлеб-соль, деньги.

Вернувшись из леса, непременно постились и тщательно мылись в бане, чтобы смыть грех и чтоб души деревьев "потеряли след" и не нашли обидчика. Боялись на двор принести и бревно с "пасынком" - большим сучком, при выпадении которого остается огромная дыра. Считали, что такое бревно вызовет скорую смерть хозяина дома. Такое бревно называли "волком" или "свечой".

Дома в старину не строили, а рубили без пилы и гвоздей. Пиленые бревна и доски легче впитывают влагу, чем рубленые и тесаные. Опиленные бревна "дерет ветром", они трескаются и быстро разрушаются, а от удара топором волокна древесные уплотняются и не подвергаются ни ветру, ни влаге. Топором работают вдоль волокон, что также способствует ненарушению естественного состояния.

Типов и вариантов врубок в русском деревянном зодчестве насчитывалось несколько десятков. Наиболее распространенными были рубки "в обло" и "в лапу". При рубке "в обло", то есть округло, бревна соединялись таким образом, что концы их выступали наружу, за пределы сруба, образуя так называемый остаток. Выступающие концы хорошо предохраняли углы от промерзания. Да и рогатые углы, оберегают от отрицательной энергии. Этот способ именовался также рубкой "в чашу", поскольку для скрепления бревен делались углубления - "чашки".

Другой распространенный способ рубки - "в лапу" - без остатка, такой способ давал возможность увеличить горизонтальные размеры сруба, а вместе с ним и площадь избы. Способ "в лапу" более сложен в исполнении, требовал высокой квалификации плотника, а потому обходился дороже. При рубке "в обло" (то есть округло) или "в простой угол" бревна соединялись таким образом, что концы их выступали наружу, за пределы сруба, образуя так называемый "остаток" - потому-то этот прием именовался еще рубкой с остатком. Выступающие концы хорошо предохраняли углы избы от промерзания. Рубка "в обло" занимала меньше времени подавляющее большинство крестьянских домов в России рубилось поэтому именно таким образом.

Нижний, "окладной" венец зачастую клали прямо на землю. Для того же чтобы этот начальный венец - "нижник" - был менее подвержен гниению, а также с целью создания прочной и надежной основы для дома бревна для него подбирались более толстые и смолистые. Например, в Сибири для нижних венцов использовалась лиственница - очень плотный и довольно долговечный древесный материал.

Нередко под углы и середины закладных венцов подкладывали крупные камни-валуны или вкапывали в землю обрезки толстых бревен - "стулья", которые для защиты от гниения обрабатывали смолой или обжигали. Иногда для этой цели использовались толстые плахи или "лапы" - поставленные вниз корнями выкорчеванные пни. При строительстве жилой избы "окладные" бревна старались класть так, чтобы нижний венец плотно примыкал к земле, зачастую "для тепла" его даже слегка присыпали землей.

После завершения "избного оклада" - укладки первого венца начинали сборку дома "на моху", при которой пазы сруба для большей герметичности прокладывали надранным в низинах и высушенным болотным мхом "мокришником" - это называлось "взамшить" сруб.

Для определения размеров будущих построек русскими плотницких дел мастерами была выработана система простых отношений, в основе которой лежа - русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела.

Соотношение диагонали со стороной квадрата стало принципом сопряжения русских мер: мерной, маховой сажени стороны квадрата (176,4 см) и великой косой сажени - его диагонали (249,5см). И остальные применявшиеся в строительстве меры длины - малая пядь (54 см), нога (27 см), локоть (38 см), большой локоть (54 см), стопа шага (76 см), сажень-локоть (108 см), простая сажень (152,7 см) и косая (казенная) сажень (216 см). Относились друг к другу как сторона к диагонали квадрата.

Покрытия русских деревянных построек были также рубленые. В бревенчатые фронтоны торцевых стен врубались горизонтальные бревна - слеги, которые несли кровлю. Придавая фронтонам различные очертания, можно было возводить кровлю либо на два ската, либо на два ската с полицами (то есть переломом кровли). Кровлям придавалось также криволинейное очертание с килевидным завершением (бочечная кровля). Квадратные в плане постройки перекрывались нередко на восемь скатов, либо пересекающимися бочечными кровлями (крещатая бочка).

Почти у всех типов рубленых построек верхняя подкарнизная часть сруба расширялась для отвода воды. Для кровли употреблялся тес, настилавшийся вперехлест, или лемех (черепица) - короткие дощечки, способные скрывать ("чешуйчатое обивание") и округлые формы (бочки, кубы, шеи, главы). Концы лемеха делались с заостренными или закругленными, но чаще всего городчатыми, то есть в виде ступенчатых прямоугольных уступов.

Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать совершенную и остроумную конструкцию безгвоздевой ("самцовой") кровли жилых домов, все части которой крепились без железа.

Поскольку Россию, Русь всегда называли деревянной страной от избытка огромных древесных ресурсов, жилища, практически все строились из дерева. Поэтому первые коммуны и общины называли деревнями.

   Конечно, первоочередная цель любого древнего строения была практическая. Основная задача и функция любого строения – это прежде всего сохранить человека от природных явлений. Поэтому первым продуманным строением в Древней Руси – это были землянки. Само слово говорит за себя - строение в земле. За счет безграничных стен, максимально сохранялось тепло. В конце 90-х годов прошлого столетия в Центральной части нашего города, а именно на территории Окского сада (булевара), при установке памятника Ильи Муромцу, вовремя работ по раскопки площадки для фундамента скульптуры, рабочие-строители наткнулись на деревянное строение на глубине более 2 метров. При обследовании и исследовании нашими археологами. Было установлена, что на этой глубине находилась в идеальном состоянии сохранившееся строение. Предположительно изба или землянка. И дотировано данное строение не позднее 5-6 век. Бревенчатая кладка, стол, даже топчан и отхожее место были все сохранены. Долго решали, что со всем этим делать. Древесина стала поглощать кислород и разрушаться. Археологи просили обработать данное строение специальными составами и извлечь данный бесценный артефакт. Но, как у нас часто бывает на Руси – истории ю свою мы не ценим. Материальные постулаты диктуют свое. И эта изба была просто, банально залита раствором цемента и теперь на этом месте стоит памятник Илье Муромцу.

  О том, что такое землянка и как она обустраивалась в Древней Руси нам расскажет._______________.

Она подготовила презентацию по этому вопросу.

(Презентация)

   Человек имеет свойство стремиться к лучшему. И улучшение жилищных условий не является исключением. Скорее, первоочередной задачей. На смену землянке приходит новое, более усовершенствованное строение - знаменитая русская изба. «Истба»… Что же за строение такое истба? Почему ее так называли? Какие функции она выполняла нам расскажет…….

(Презентация)

   Хочется добавить про специфическое строение наших предков – это изба на курьих ногах. И это не сказочный объект, персонаж. Это реально существующее строение. Почему оно так называлось? Такого рода жилища строились на тех землях,  где была близко вода, при разливах  рек и озер. Еще их строили в лесных чащобах. Что бы вода не заливалась и мелкие грызуны, змеи не проникали в жилище. А почему «курьи» ноги спросите вы? Ведь у многих сразу ассоциации с ногами домашней птицы, как изображается жилье сказочного персонажа Бабы-яги. Но тут ни чего общего.  Все значительно банальней. Столбы, на которых стояла изба  очень серьезно, качественно обжигали  огнем. Окуривали. Это была своего рода обработка от гниения, плесени. Вот и получилось – изба на окуренных (курьих (не куриных) обоженных) ногах. Но мы продолжаем.

Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок. Когда мы читаем или слышим эти строки, сразу в фантазиях возникает образ красивого, изысканного резного строения. Терем… Изюминка русского зодчества. Первоначально это было одноэтажное строение. Более изысканное, нежели изба. С совершенствованием ремесла русских зодчих, это архитектурное строение преобразовалось в двух, а то и трех этажное. С верхним этажом здания. Называемым «горний», более светлое помещение. Где проживали в основе своей молодые девицы. Ведь. Как известно, на Руси, в давние времена, старины глубокой, молодые девушки не имели права выйти со двора дома без сопровождения отца или братьев. Хуже того и вовсе не выходили до замужества. Поэтому и селили их в самый верхний этаж дома, что бы сбежать от туда или проникнуть посторонним в верхнюю часть терема было. Практически, не возможно. Вот и сидела девица-красавица и, благодаря виду из терема любовалась красотой и жизнью вокруг. 

Те́рем (от греч. τέρεμνον, τέραμνον «дом, жилище») — жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, над воротами и т. д., соединялся с ним сенями — крытым переходом.

Так, что же из себя представляет Терем. Нам расскажет

________________________________________________________________

(Презентация)

Ну вот мы с вами и добрались до высок русского зодчества хором и палат. Слово «хоромы» происходит от др.-вост.-слав. *хоrmъ — дом, защита; др.рус. хоромъ — дом, сени; ст.слав. храмъ — дом, храм, церковь; 

О хоромах  нам поведает:

_______________________________________________________________

Царские, боярские, купеческие палаты. Когда мы с вами слышим эти определения, то перед глазами сразу выходит представление о богатстве, изысканности, роскошной отделке больших каменных комнат глубокой старины. Далеко не каждый мог позволить себе такое великолепие. О том, что такое палаты, кто мог себе позволить в них проживать, нам расскажет…

_________________________________________________________________

(Презентация)

 Когда мы изучаем русское зодчество, мы не можем пройти мимо того, как наши предки ставили не просто строения, а изысканные, можно сказать, произведения искусств, которые красивейшим образом оформлялись по фасадам. Это, конечно, знаменитое русское деревянное кружево.

   Но, что же сподвигло наших предков заниматься таким титаническим, изысканным, кропотливым ремеслом. А все та же практичность, специфическая недоверчивость, подозрительность и суеверие.

  В древней Руси существовал (и существует) свой  тотемный календарь,  который значительно старше известного нам Восточного и Азиатского. Цикл тотемного календаря древних славян – 16 лет. Для русского человека дом, клан, семья были самым важным и святым на земле. Существовали тотемные животные и птицы, которые являлись мощными оберегами наших предков и их кланов. Это, конечно, конь (символ спокойствия, заботы, труда и выносливости, кормилец) и петух (это глашатай, оберегающий дом, клан от опасности (вспомним сказку о Золотом Петушке А.С. Пушкина. И это не просто сказка, это описание тотемной принадлежности священной птицы русских славян). Именно изображения этих животных и располагали на самом верхнем месте дома. На крыше. Которую в последствии стали называть в честь животного-оберега «конек».

   В глубокой старине, избы были низкими. Окна располагались прямо у завалинки. А тропинки улиц проходили непосредственно вплотную у домов. Занавесок на окнах домов тогда еще не было. Любопытство брало верх. Многие проходящие мимо дома соблазнялись и  заглядывали в окна. Это считалось плохой приметой. Поскольку окна всегда сравнивались с глазами человека. Являлись глазами дома. Люди предполагали, что смотрящие с улицы в дом через окна могли сглазить и сам дом и его жителей. Как же исправить эту ситуацию, как максимально отвлечь людей от любопытства? На помощь опять пришло великое слово искусство, творчество, мастерство, русская смекалка. Домовладельцы стали «надевать» на лицо дома, на окна  красивые, изысканные, колоритные,  выполненный с технике «резьба по дереву» украшения. Наличники. Которые впоследствии назвали уникальным Русским деревянным кружевом. О вариантах уникальной резьбы по дереву нам расскажет:

________________________________________________________________

(Презентация)

До 15 века большинство русских строений были выполнены из дерева или камня. Как правило - белый известняк. Но с влиянием европейской культуры и технологий строительства, привлечением европейских архитекторов,  в добавление к камню приходит кирпич. В 17 веке моду входят такие архитектурные строения, как палаты. Построенные на итальянский, а где то и на восточный  манер.

О них нам расскажет:

 ________________________________________________________________

(Презентация)

Отдельно хочется рассмотреть вопрос о культовых строениях древней Руси.

В 988 великая Русь принимает Крещение. Проходит это сложно, туго.  Не одно десятилетие.

Согласно мировой культуры мы с вами знаем, что с появлением  Христианства во многих мировых цивилизациях, большая часть культурного наследия подчиняется христианской религии. Архитектура – это храмы, соборы, баптистерии, ротонды и т.д. Скульптура – это изображение христианских святых, живопись, мозаика, витражи,  фрески – это  изображение библейских сюжетов. Древняя Русь так же глубоко окунулась в эту культуру и повсюду стали строить церкви, часовни, величественные соборы, монастыри. Пишут иконы. Появляется  новый вид строений у русских – христианское зодчество. хоромъ — дом. Убирается одна гласная буква и получается ст.слав. храмъ — дом божий, храм, церковь 

О видах христианских, православных храмах нам расскажет:

_______________________________________________________________

(Презентация) 

Жемчужина погоста — 22-главая церковь во имя  Преображения Господня в Кижах. Слова, ставшие названием нашего очерка, в одной красивой легенде сказаны именно о ней. Срубивший ее мастер с этими словами будто бы забросил свой топор в озеро.

Храм поднялся здесь в 1714 году. Дата удивляет: ведь это время активного насаждения Петром I западных новшеств. А Церковь Преображения, напротив — не прорыв к новой архитектуре, даже не синтез «старого» и «нового», а итог многовековой традиции. Потрясает воображение не сложность конструкций, возведенных без единого гвоздя (кроме «лемеха» — деревянных чешуек, прибитых к главкам), но гармоничность сочетания этих конструкций. 

Вот такие были на Руси Великие и безымянные зодчие (практически ни одно строение не сохранила памяти об авторах архитектурных шедевров.

  1. Подведение итогов урока

 Итак, сегодня на уроке МХК мы с вами рассмотрели тему русского зодчества. Именно поэтому я хотела бы у вас спросить, как вы считаете, действительно ли  эта необходимая, полезная  информация для вас? Каким образом она может повлиять на ваше мировоззрение, на восприятие мира?

(Ответы)

Подводя итоги еще раз вспомним, что такое зодчество и в чем его отличие от  архитектуры, а так же, что общего между этими понятиями?

(Ответы)

С какими  видами строений русского зодчества вы сегодня познакомились?  (Ответы)

Как вы считаете есть ли необходимость возрождать традиции русского зодчества? Если да, то с какой целью?

(Ответы)

Всем спасибо за урок, активное в нем участие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)

Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...

Обобщение и диссеминация педагогического опыта преподавателя ИТ

Обобщение и диссеминация педагогического опыта преподавателя Чупиной М.И.в профессиональных образовательных организациях СПО РСО-Алания...

Обобщение педагогического опыта «Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического профиля»

Обобщение педагогического опыта преподавателя Атаевой Дианы Руслановны Тема: Методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического про...

МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Обобщение педагогического опыта преподавателя школы искусств...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Преподавателя профессиональных модулей

В работе над обобщением опыта по дипломному проектированию студентов выпускников по специальности 35.02.08. Электрификация и автоматизации сельского  хозяйства приводится подробное  изложени...