Статья "Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе"
статья

Нурутдинова Лилия Фаязовна

В статье указаны знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера хореографического класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе

Фортепианное сопровождение хореографии – специфический вид аккомпанемента, который основан на способности концертмейстера «адекватно воспринимать хореографический материал как “партию” солирующего голоса в музыкальном ансамбле и мгновенно исполнять для нее аккомпанемент». Музыкальное сопровождение дает танцевальной пластике ритмическую основу определяют ее эмоционально образную суть. «Из музыки черпает танец свое образное содержание, музыка является для него своего рода «поэтическим текстом».

Чтобы концертмейстерская партия помогала развитию техники танца, формированию выразительности движений и умению передавать в пластике различные настроения и эмоциональные состояния, музыканту должно подбирать музыкальный материал, соответствующий характеру каждого хореографического па (pas) с помощью педагога-хореографа или самостоятельно.

Подбирая материал к занятиям, нужно помнить, что в музыке отражается стиль каждой учебной или танцевальной комбинации, ее метроритмические, темповые, структурные составляющие.

Музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру хореографической лексики, а также возрастным особенностям учащихся. Музыка должна нравиться и учащимся, и педагогу. Поэтому, и преподаватель, и ученик должны уделять в своих занятиях особое внимание не только развитию ритмической, но и эмоциональной связи музыки и танца.

Так, для уроков классического танца в младших классах необходим репертуар простой, определенной музыкальной формы и ритма, с привлекательными и яркими мелодиями, разнообразными музыкальными размерами и характерами, соответствующих характерам изучаемых движений.

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и предполагает:

  • знание школ и направлений танцевального искусства;
  • знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;
  • знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;
  • знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке).

Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока должны подчиняться музыкальной фразировке или говоря более простым языком  тактовой квадратности (т.е. строиться по равномерным частям, так называемым «квадратам» или «коленам»), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Так, музыкальные построения, особенно в младших классах, могут соответствовать 4 т, 8 т, 16 т, 32 т и т.д.

В практике подбора музыкального материала принципиально утвердились два метода для оформления танцевальных занятий:

  • импровизационный;
  • приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.

Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем-хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров танцевальных классов предпочитают работать по импровизационному методу. В этом случае пианист демонстрирует свои композиторские навыки:

  • умеет сочинять несложные мелодии;
  • умеет выразительно гармонизовать сочинённую мелодию;
  • умеет сделать фактурные преобразования;
  • умеет сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;
  • провести смену размера (а может и темпа), не нарушая законов стиля и т. п.

Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятия, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом: ведь в таком исполнении она выявляет эмоциональную окраску самого движения, подчиняя его музыке, обеспечивает эмоциональную и музыкальную насыщенность урока.

Импровизационные навыки концертмейстера хореографии будут востребованными уже на первых порах, так как каждое упражнение должен предварять препарасьон  своеобразное вступление к нему. Подобно дирижёру хора, который показывает хору ауфтакт, пианист также «должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения. Исполняется обычно на протяжении двух тактов в размере 2/4. Чтобы в препарасьон создавалась атмосфера ожидания будущих основных движений, следует разложить аккорды в виде половинного каданса на доминанте».

То же самое касается и окончания – завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или «домината» и «тоника» (например, доминантсептаккорд и тоническое трезвучие) относительно тональности произведения. Заключение даёт возможность полностью завершить движение, закрыть руки, работающую ногу и оканчивается устойчивым звуком – полным кадансом.

Комбинацию, задаваемую педагогом, концертмейстер должен запомнить так же точно, как и учащиеся. При сопровождении левая, аккомпанирующая рука, определяет темпо-ритм упражнения, а правая в точности следует ритмическому рисунку упражнения, подчеркивает его.

Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков – трелей, форшлагов, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение – одна нота, два движения – две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.

Очень важно обратить внимание на акценты. Одни движения выполняются, начиная с сильной доли, другие – из-за такта. Музыка, как и урок классического танца, протекает по нарастающей линии: экспозиция, кульминация, заключение.

Концертмейстеру, работающему в хореографии, надлежит иметь представление о природе танца, о его элементах, позах, образном содержании хореографических движений и всей хореографической композиции и т. д. Кроме того, ему надо овладеть и некоторыми, казалось бы, не относящимися к его деятельности, компетенциями. Надо знать методы работы в различных сферах хореографической практики. Следить за тем, как четко и координировано исполняются движения, позы и позиции, контролировать точность и определенность в положениях корпуса, ног, рук и головы, устойчивость вращений, выворотность ног, постановку рук и т. д., и т. п.

Концертмейстеру необходимо уметь показывать определенные танцевальные движения, пусть и схематично. Грамотно пользоваться профессиональной лексикой и специальной балетной терминологией: выучить принятые и исторически обусловленные французские термины, знать их перевод на русский язык и выражение в танцевальных движениях, в пластике, в характере исполнения. Все тонкости балетного аккомпанемента постигаются только через качественную и системную практику, серьезную и заинтересованную помощь со стороны педагога-хореографа. Но неподдельная заинтересованность концертмейстера, его желание с максимальным результатом выполнить поставленные перед ним задачи, умения «видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях» наилучшим образом сказываются на результатах его работы в хореографическом классе.

Список литературы

  1. Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром: Учеб. пособие / Г. А. Безуглая – СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005.
  2. Ванслов В. В. О музыке и музыкантах / В. В. Ванслов – М.: Знание, 2006.
  3. Крючков Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения / Н. А. Крючков – Л.: Музгиз, 1961.
  4. Музыкальные жанры / Общ. ред. Т. В. Поповой – М.: Музыка, 1968.
  5. Ревская Н. Е. Классический танец: Музыка на уроке. Экзерсис. Методика музыкального оформления урока классического танца / Н. Е. Ревская – СПб.: Композитор, 2005.
  6. Савельева М. В. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / М. В. Савельева // Метод. зап. по вопр. муз. образования – Вып. 3.–М.: Музыка, 1991.–С. 39–49. Старчеус М. С. Слух музыканта / М. С. Старчеус – М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2003.
  7. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие / В. Н. Холопова – 3-е изд. – СПб.: Музыка, 2006.
  8. Ярмолович Л. И. Классический танец: Метод. пособие / Л. И. Ярмолович – Л.: Музыка, 1986.
  9. Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления урока классического танца / Л. И. Ярмолович; под ред. В. М. Богданова-Березовского – 2-е изд.–Л.: Музыка, 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Особенности работы концертмейстера хореографического отделения"

В работе обобщается  опыт работы концертмейстера хореографического отделения...

Специфика работы концертмейстера в классе хореографии.

   Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и  тренировать мышеч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДШИ»

Концертмейстер – пианист-аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди пианистов....

Творческий подход в работе концертмейстера хореографии над новым музыкальным материалом на уроках хореографического цикла

В статье даны методические рекомендации по построению концертмейстером хореографии музыкальных композиций, используя навыки импровизациции....

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе хореографии»

Обучение в хореографическом классе традиционно связано с музыкальным сопровождением. В современной практике используется два варианта музыкального оформления уроков – в первом используется аудио...

Профилактика профессиональных заболеваний при работе концертмейстером в хореографическом классе

Статья "Профилактика профессиональных заболеваний при работе концертмейстером в хореографическом классе"...