Разработка теста в качестве оценки профессионального образования на примере междисциплинарного курса профессионального модуля по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
методическая разработка на тему

Аннотация: актуальность теста, рекомендации к области применения теста, характеристика закрытых и открытых тестовых заданий, составление технологической матрицы теста, обработка результатов и анализ тестирования, тестовые задания раздела междисциплинарного курса профессионального модуля.

Ключевые слова: тест, открытые задания, закрытые задания, технологическая матрица теста, коэффициент успешности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc137.69 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Анна Сергеевна

преподаватель БПОУ ВО

«Череповецкий металлургический колледж имени

академика И.П. Бардина»

                                                 г. Череповец, Вологодская область

Разработка теста в качестве оценки профессионального образования на примере междисциплинарного курса профессионального модуля по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

Введение нового поколения государственных образовательных стандартов  (ФГОС третьего поколения СПО) в практику профессионального образования повышает актуальность оценки профессионального образования.

В работе приводится характеристика методической разработке теста. Данная разработка рекомендуется преподавателям по профессиональному модулю ПМ.01 «Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования» междисциплинарного курса МДК.01.02. «Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними» по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» для проверки знаний  студентов, а также может быть использована как элемент дистанционного и заочного обучения студентов. 

Выполнение теста (тест представлен в приложении 1) возможно на бумажном носителе, на ПЭВМ (например, в программной оболочке Hуper Serviсе) в качестве итогового контроля после изучения одного из разделов по МДК.01.02.  ПМ.01.

В задании предусмотрены тесты с закрытыми и открытыми ответами. Задания закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предлагаемых вариантов ответа выбирается один правильный ответ. Открытые задания исключают возможность угадывания правильного ответа; позволяют определить и оценить логику рассуждений; допускают частично верный ответ.

В начале теста представлены задания открытого типа (вопросы 1-13), потом идут задания закрытого типа (14-24).

Задания закрытого типа представлены выбором варианта ответа, заданиями на сопоставление и составление технологического процесса.

В таблице представлена технологическая матрица теста. В технологическую матрицу теста включены все темы одного из разделов  междисциплинарного курса ПМ.01 МДК.01.02. Таким образом, фиксируется требование широты заданий теста.

В технологической матрице указываются темы и количество часов, отведенное на их изучение программой профессионального модуля.

На следующем этапе определяется процентное соотношение  количества часов от общего количества времени, предусмотренного на все темы раздела МДК.01.02.

По этим данным определяется количество тестовых заданий по данной теме раздела, непосредственно составляются сами задания.

На выполнение предложенной тестовой работы рекомендуется 1 урок (45 минут). На один вопрос  отводится 1-2 мин.

Таблица 1 - Технологическая матрица теста

№ п.п.

Тема

Кол-во часов на изучение по программе

%

Кол-во заданий

Закрытые (11)

Открытые

(13)

1

2

3

1

2

3

1

Тема 2.1. Организация ремонтной службы на предприятии

24 (20+4пр)

16

4

1

3

2

Тема 2.2 Надежность работы металлургического оборудования

12 (10+2пр)

8

3

1

2

3

Тема 2.3. Восстановление и ремонт  изношенных деталей.

111 (79+32лаб/пр раб)

76

17

3

2

5

6

1

Итого

147

100

24

3

3

5

10

3

Обработка результатов контроля качества усвоения и способы

интерпретации полученных данных

Для перевода в традиционную пятибалльную систему оценивания и выставления отметок в журнал теоретического обучения предлагается использовать следующие диапазоны коэффициента успешности Ку:

Количество баллов, набранное обучающимся

Ку = --------------------------------------------------------------------------------

Максимальное количество баллов, предусмотренное в тесте

Каждый правильный ответ на вопрос теста оценивается преподавателем в 1 бал.

Ку – 0,7 – 0,79 –  оценка «3»

Ку – 0,8 – 0,89 –  оценка «4»

Ку – 0,9 – 1 – оценка  «5»

Если Ку меньше 0,7, то тест считается невыполненным.

Выполнение  тестовых заданий можно проанализировать методом математико-статистической обработки с помощью специального программного обеспечения (например, в программной оболочке Hуper Serviс). Для этого необходимо составить матрицу теста, определить частотное распределение баллов и получить наглядное представление результатов тестирования в виде гистограммы.

Анализ также можно проделать вручную, чтобы понять смысл некоторых показателей качества выполненного теста.

Подводя итог, хочется сказать, что составленная технологическая матрица теста и разработанный тест позволит провести контроль знаний студентов по одному из разделов междисциплинарного курса в рамках освоения профессионального модуля.  Качество выполнения теста будет свидетельствовать о профессиональной компетентности студентов по специальности и возможных внесениях коррекции в процесс обучения.

Данная методическая разработка поможет преподавателям спецдисциплин повысить эффективность  внедрения новых образовательных стандартов в учебный процесс и способствовать повышению профессиональной компетентности студентов.

Приложение 1

ПРИМЕР ТЕСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 01 «Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования»

МДК.01.02.Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними

Раздел ПМ 2.Технология ремонта деталей и узлов

промышленного оборудования

1 Операция или комплекс операций, направленных на восстановление работоспособности оборудования называется….. (ремонт).

2  Операция, в результате которой детали, узлу         возвращаются первоначальные размеры, форма и свойства называется ….(восстановление).

3 Укажите количество разрядов текущего ремонта, предусмотренных системой технического обслуживания и ремонта…(4).

4 Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования называется.. (надежностью).

5 Перечислите виды надежности оборудования… (базовая, идеальная, эксплуатационная).

6 Свойство, характеризующее приспособленность объекта к поддержанию и восстановлению его работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта называется…(ремонтопригодностью).

7 Изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия вследствие разрушения поверхностного слоя называется… (изнашиванием).

8 Определение величины,  места и устранение дисбаланса вращающихся деталей называется… (балансировкой).

9 Недостаточная центровка сопрягаемых узлов называется …(несоосностью).

10 Плотность прилегания вкладышей к расточкам корпуса и шейкам валов определяется методом ...(красок).

11 Укажите значение наибольшей допускаемой величины провисания цепи горизонтальной цепной цепи...(2%).

12 Укажите   вид трения, предусматриваемого  для ременной передачи...(сухое).

13  Укажите фактор, вызывающий статическую неуравновешенность детали…..(смещение центра тяжести детали относительно оси вращения).

14 Укажите цель технического обслуживания промышленного оборудования:

а) предупреждение преждевременного износа оборудования;

б) восстановление работоспособности быстроизнашивающихся деталей оборудования;

в) приспособление к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов оборудования, повреждений и устранения их последствий;

г) устранение повреждений и износов оборудования.

15  Выберите вид химико-термической обработки для шестерни изготовленной из низкоуглеродистой стали для повышения износостойкости детали:

а) нормализация;

б) цементация;

в) закалка;

г) отжиг.

16 Выберите условие, которое должно выполняться при работе подшипника качения без износа в установленном режиме:

а) минимальная толщина масляного слоя должна быть меньше суммы высот микронеровностей цапфы вала и вкладыша подшипника;

б) минимальная толщина масляного слоя должна быть больше суммы высот микронеровностей цапфы вала и вкладыша подшипника;

в) минимальная толщина масляного слоя должна быть равна сумме высот микронеровностей цапфы вала и вкладыша подшипника;

17 Выберите приспособление для определения зазоров в зубчатом зацеплении:

а) штангенциркуль;

б) щуп;

в) нониус;

г) поверочная линейка.

18 Укажите тип крюка, вероятность разрушения которого наиболее велика:

а) кованый;

б) пластинчатый;

в) однорогий;

г) двурогий

19 Установите соответствие   вида износа  и детали оборудования:

а) эрозия;

б) схватывание 1 рода;

в) схватывание 2 рода.

1) трубопровод;

2) зубчатое колесо при высокой частоте вращения;

3) зубчатое колесо при низкой частоте вращения.

Ответ: 1-а; 2-в; 3-б.

20 Разработать последовательность проведения металлизации детали, выбрав операции из предложенного перечня:

1- обезжиривание детали,

2 – очистка детали,

3- подготовка поверхности восстановления,

4 – нанесение покрытия:

а) 2-1-3-4;

б) 1-2-3-4;

в) 3-1-2-4;

г) 3-2-4-1.

21 Разработать последовательность проведения процесса восстановления пластмассовыми композициями, выбрав операции из предложенного перечня:

1-восстановление геометрической точности базовой формирующей детали,

2– нанесение разделительного слоя на направляющие формирующей базовой детали, 3-подготовка формуемой поверхности направляющих восстанавливаемой детали,

4-обезжиривание и просушивание наращиваемых поверхностей деталей пластмассовой композиции;

5-заливка пластмассовой композиции в щель между сопрягаемыми поверхностями;

6-подготовка пластмассовой композиции;

7-герметизация сопрягаемых восстанавливаемых поверхностей и изготовление воронок:

а) 1-3-2-4-7-6-5;

б) 1-2-3-4-6-7-5;

в) 4-1-3-2-6-7-5;

г) 6-1-7-3-2-4-5.

22 Разработать последовательность восстановления зубчатых колес при соединении на шпонке, выбрав операции из предложенного перечня:

1-выполнение шпоночного паза в отверстии новых шестерен блока,

 2–выполнение шпоночного паза,

3-проточка ступицы изношенного зубчатого блока,

4-пригонка шпонки,

5-установка шпонки в пазу ступицы,

6-пригонка паза в посадочном отверстии новых шестерен по шпонке,

7-установка новых шестерен блока на посадочное место:

а) 3-1-2-4-5-6-7;

б) 1-2-3-4-5-6-7;

в) 3-1-2-6-4-5-7;

г) 1-2-3-6-4-5-7.

23 Разработать последовательность восстановления резьбы в отверстиях корпусных деталей, выбрав операции из предложенного перечня:

1- развертывание отверстия под резьбовую втулку,

 2 –рассверливание отверстия под установку втулки,

3-вытачивание резьбовой втулки с наружным диаметром,

4 –запрессовка втулки в отверстие:

а) 2-1-3-4;

б) 1-2-3-4;

в) 3-1-2-4;

г) 3-2-4-1.

24 Разработать последовательность проведения механической обработки вала, выбрав операции из предложенного перечня:

 1-балансировка вала,

2–шлифовка шеек вала,

3-шлифовка галтелей вала,

4-контроль геометрических размеров,

5–полирование поверхностей вала:

а) 1-2-3-5-4;

б) 1-3-2-5-4;

в) 2-3-4-5-1;

г) 2-3-1-5-4.

Список литературы

  1. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. Издатель: Интеллект-центр, 2002. -296 с.

  2. Воронкин Ю.Н., Поздняков Н.В. Методы профилактики и ремонта промышленного оборудования. Учебник для студентов учреждений среднего специального оборудования. – 4-е изд. - М.: Академия, 2010. – 240с.

  3. Покровский Б.С. Основы технологии ремонта промышленного оборудования. – М.: Издательский центр  «Академия», 2006. – 176 с.

  4. Сарамутин В. И.  Технология ремонта и монтажа машин и агрегатов металлургических заводов: учеб. для техникумов. - М. : Металлургия, 1991. - 238 с.
  5. Справочник слесаря-монтажника технологического оборудования./ Под общ. ред. П.П. Алексеенко, Л.А. Григорьева. – М.: Машиностроение, 2010. – 640 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по инженерной графике по выполнению практических заданий для студентов заочной формы обучения по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

Методические указания по выполнению практических заданий дисциплины составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Инженерная графика» по специальности  151031 «Монтаж и техническая э...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ на проведение курсового проектирования специальность 15.02.01 ««Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯна проведение курсового проектирования«Технико-экономические расчеты затрат напроведение капитального ремонта промышленного оборудования» ПМ.03 УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОД...

Фонд оценочных средств по учебной практике УП 04.01 специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ( по отраслям)

Молокоперерабатывающие заводы и комбинаты на сегодня представляют собой высокомеханизированное производство со сложным автоматизированным и точным оборудованием, которое необходимо монтировать, обслуж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Электротехника и электроника для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине Электротехника и электроникадля специальности 15.02.01  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)...

Доклад на конференцию по теме "Практика взаимодействия ГАПОУ МО ПК «Энергия» СП Старая Купавна с работодателями на примере специальностей 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, 19.02.01 Биохимическое производство"

Эффективное взаимодействие колледжа и работодателей - одна из актуальных проблем современной России, поскольку от ее решения в значительной степени зависит полноценное развитие и системы среднего обра...