Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по физической культуре
методическая разработка на тему

В методических рекомендациях раскрывается роль самостоятельной работы студентов на занятиях по физической культуре в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта СПО по данной учебной дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Тульский государственный машиностроительный колледж

имени Никиты Демидова»

(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)

   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ  ПО ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ

 

 

 

 

 г. Тула,

2016   

        Физическая культура в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура является обязательным разделом в обще-гуманитарном и социально- экономическом цикле основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.

        Важным условием реализации новых образовательных стандартов СПО является организация самостоятельной работы студентов, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физическая культура».

        Целью самостоятельных занятий физической культурой студентов СПО формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности.

        Для достижения поставленной цели самостоятельные занятия физической культурой предусматривают решение следующих задач:

- способствовать освоению знаний о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека, основы здорового образа жизни;

- формировать осознанную потребность в физической культуре, здоровом и нравственном образе жизни;

- формировать умение использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

- развивать умение самостоятельно осваивать прикладные двигательные умения и навыки, необходимые в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы;

- всесторонне развивать физические качества и обеспечивать на этой основе крепкое здоровье и высокую работоспособность студентов;

- совершенствовать двигательные умения и навыки в избранном виде спорта.

        При организации самостоятельных занятий необходимо   учитывать следующее:

1. Подбор физических упражнений должен быть направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни. Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами должны повышать функциональные возможности организма, способствовать значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функции желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы. К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые для широкого пользования. Данные комплексы могут быть рекомендованы студентам СПО к самостоятельным занятиям физической культурой. Основные их достоинства – доступность, простота реализации и эффективность. Это прежде всего: контролируемые беговые нагрузки ( система Купера); режим 1000 движений (система Амосова); 10000 шагов каждый день (система Михао Икаи); бег ради жизни ( система Лидьярда); калланетика; программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение и связок (система Пикней Калане).

2. Систематичность. Эффект от занятия физкультурой наступает только при регулярном и длительном их применении.

3. Создание комфортности. Студенту нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физические упражнения должны доставлять только приятные ощущения (чувства «мышечной радости»), он должен осознавать что делает что – то очень важное для своего здоровья, ощущать результат. Не допустим авторитарный стиль отношений  со студентами. Педагог не должен быть безразличным к тому, что некоторые обучающиеся не любят зарядку, ленивы в движениях. Для каждого нужен свой «волшебный ключик – то средство, которое заставит неумейку научиться, вовлечет малоподвижного в интересную двигательную деятельность.

4. Индивидуальность. Доказано, что у каждого человека имеется неповторимое своеобразное сочетание индивидуальных особенностей. Индивидуализация образовательного процесса один из важнейших дидактических принципов современности.  Индивидуализация характеризуется необходимостью учета особенностей каждого обучающегося, в том числе возрастно-половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности. В области физического воспитания соблюдение  индивидуальности особенно важно, так как выполнение различных упражнений оказывает непосредственное воздействие на систему и функцию организма и превышение посильной меры физической, психической и эмоциональной нагрузок на занятиях физической культурой может не благоприятно влиять на состояние здоровья обучающегося.

5. Рациональность физических нагрузок. Следует строить занятия по следующему правилу: от простого к сложному, от легкого к трудному. Для ориентировки можно использовать классификацию Г.С. Туманяна, основанную на реакции сердечно-сосудистой системы, на нагрузку если сразу после выполнения физических упражнений не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120-160 средней, более 160 – большой, максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу, определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.

6. Необходимость всестороннего физического развития. В самостоятельных занятиях физкультурой следует целенаправленно развивать основные физические качества- выносливость, силу, гибкость, ловкость и др. Для этого необходимо использовать различные циклические упражнения, гимнастику, игры, упражнения с отягощениями.

7. Врачебный контроль и самоконтроль своего состояния. Консультация с врачом поможет любому человеку выяснить, какие виды физкультуры лучше всего использовать в самостоятельных занятиях, с каких физических нагрузок начинать тренировку.

Выделяют следующие формы самостоятельных занятий физической культурой: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, тренировочные занятия, походы выходного дня, прогулки перед сном, участие в спортивно-массовых мероприятиях, оздоровительная ходьба и бег и т.д. В настоящее время появились новые направления. К ним можно перечислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: фанк-аэробику, степ, джаз, аква, велоаэробику, аэробику с нагрузкой, шейпинг, стретчинг и др.

        Самостоятельная работа студентов направлена на более глубокое усвоение изучаемого теоретического и практического курса, формирование навыков применения простейших методик самооценки работоспособности, умение использовать в повседневной жизни эффективные физкультурно-оздоровительные методики.

        При организации  самостоятельной работы необходимо включать задания теоретического и практического содержания:

- составление и выполнение комплексов упражнений гимнастики, упражнений по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата;

- выполнение комплексов специальных беговых и прыжковых упражнений, прыжки на скакалке, занятия на тренажерах;

- самостоятельные тренировочные занятия легкой атлетикой, лыжной подготовкой, спортивными играми, гимнастикой, плаванием;

- выполнение дыхательной гимнастики;

- освоение приемов массажа и самомассажа;

- ведение личного дневника самоконтроля;

- работа со специальной литературой для подготовки сообщений и докладов.

        Для повышения эффективности самостоятельных занятий педагогами разрабатываются методические рекомендации для студентов, которые включают в себя теоретическое обоснование значимости физической культуры и комплексы упражнений для проведения занятий, видео аудио материалы с записями практических занятий.

        Таким образом, приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни, чем крепче здоровье студентов, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.

Список литературы:

  1. Матвеев Л.Р. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов физкультуры.- М.: ФиС, 2015 год.
  2. Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре - М.: Просвещение, 2015
  3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб.- М.: Издательский центр «академия», 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельных работ студентов по дисциплине «физическая культура» для специальности: 13.02.11 – Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.   По дисциплине «Физическая культура»  практикуютс...

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Настоящие методические указания для выполнения  самостоятельной  работы по дисциплине «Основы православной культуры»    представляют собой структурно-технологическ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.12 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность: 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание для специальности СПО: 49.02.0...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по ОП.17 Русский язык и культура речи

Методические рекомендации для студентов колледжа по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.17 Русский язык и культура речи разработаны на основе рабочей программы Федерального госу...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для студентов специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для специальности  49.02.02   Адаптивная физиче...