Рабочая программа учебной дисциплины "Охрана труда и окружающей среды на лесозаготовительных предприятиях"
рабочая программа на тему

Зоркольцева Альбина Казисовна

Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда и окружающей среды на лесозаготовительных предприятиях»  разработана  в рамках вариативной части ОПОП по профессии 15.01.09  Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от «  »                2016 г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

по профессии

15.01.09  Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

                       

                           

                 Срок обучения -  2 года 10  месяцев

                 Профессии (ОК 016)   - Машинист трелевочной машины

                         - Тракторист на подготовке лесосек,

                            трелевке и вывозке леса

                                 

                         

        

Усть-Илимск, 2016

Рассмотрена и одобрена

на заседании методической комиссии

«Лесозаготовитель»

«   »               201  г.

Протокол № 9

Председатель методической комиссии

___________________ Зоркольцева А.К.                                

Автор: Зоркольцева Альбина Казисовна – мастер производственного обучения, преподаватель первой квалификационной категории

        Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда и окружающей среды на лесозаготовительных предприятиях» (далее Программа) разработана  в рамках вариативной части ОПОП по профессии 15.01.09  Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

1.1. Область применения программы

 Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы и относится к вариативной части ФГОС по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, входящей в укрупненную группу профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка.

 Программа разработана с учетом условий образовательной среды учреждения, отвечает запросам потенциальных работодателей в плане   приобретения  обучающимися знаний и навыков, необходимых в профессиональной деятельности в области охраны труда и окружающей среды на предприятиях лесозаготовительной отрасли.

Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК016-94)

Наименование профессий рабочих

13796

Машинист - крановщик

18528

Слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять методы и средства защиты от опасностей  технических систем и технологических процессов;
  • обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
  • анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
  • применять средства индивидуальной защиты в профессиональной деятельности;
  • оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;
  • использовать экобиозащитную технику.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • нормативно - правовые акты об охране труда и окружающей среды;
  • обязанности работника в области охраны труда и окружающей среды;
  • правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в лесозаготовительной отрасли;
  • воздействие негативных факторов на человека в ходе профессиональной деятельности (природные опасности, биологические опасности, техногенные факторы, антропогенные факторы, экологические факторы);
  • меры защиты и сохранения флоры и фауны природной среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен развивать компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. Осуществлять        поиск информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
  • ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

        практические занятия

20

        контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

выполнение домашних заданий

4

изучение законодательной, нормативной документации и  дополнительной и справочной литературы

5

подготовка отчетов по практическим работам

6

подготовка к выполнению контрольной работы

3

Итоговая аттестация                                                        в форме      зачета


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

№ урока

Уровень освоения

Формы, методы обучения

1

2

3

4

Раздел 1. Правовое и организационное обеспечение охраны труда

20

Тема 1.2. Правовые и нормативные  основы охраны труда в Российской Федерации

Содержание учебного материала

8

1.

Основные понятия и определения в области охраны труда: охрана труда, безопасность, вредный и опасный производственные факторы, безопасные условия труда, требования безопасности труда, техника безопасности, производственная санитария, опасная зона, безопасность производственного оборудования, безопасность производственного процесса, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, пожарная безопасность, гигиена труда.

1

1

КСО, устный опрос

2.

Система законодательных актов Российской Федерации по охране труда. Основные положения по охране труда действующего законодательства. Государственное управление охраной труда, уровни системы управления охраной труда в РФ.

2

1

КСО, ИКТ работа с презентацией, устный опрос

3.

Требования охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда. Обязанности работника  в области охраны труда. Медицинские осмотры работников лесозаготовительной отрасли. Права и гарантии работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.  Ответственность за нарушение требований охраны труда.  Регулирование труда работников занятых на сезонных работах. Регулирование труда лиц, работающих вахтовым методом. Регулирование труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

3

1

КСО,  работа с информационными карточками, устный опрос

Практические занятия

Выбор статей законодательных актов Российской Федерации в области охраны труда в лесозаготовительной отрасли(заполнение таблицы).

1

4

2

Практикум

в учебном кабинете

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение домашних заданий по теме;

-  подготовка отчета по практической работе;

- подготовка реферата на темы: Функции Ростехнадзора; Полномочия Гострудинспекции.

4

Тема 1.2. Основы охраны труда на предприятиях лесозаготовительной отрасли

Содержание учебного материала

9

1.

Условия труда. Факторы воздействующие на условия труда. Тяжесть и напряженность трудового процесса. Режим труда и отдыха.

5

1

Работа в малых группах

2.

Инструкции по охране труда: типовые (отраслевые) и для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Порядок ознакомления с правилами и инструкциями по охране труда.

6

1

3.

Гигиена труда и производственная санитария в обеспечении безопасных условий труда. Общие понятия. Безопасные условия труда при различных метрологических условиях. Средства индивидуальной защиты от перегрева и переохлаждения. Средства индивидуальной защиты глаз и лица. Меры защиты производственной среды от загрязнения воздуха. Защита от шума и вибрации. Средства индивидуальной и коллективной защиты: виды средств индивидуальной защиты (СИЗ), средства и методы коллективной защиты от вредных и опасных производственных факторов. Соблюдение санитарно-гигиенических норм

7

1

ИКТ, работа с электронными носителями

4.

Травматизм на производстве. Травматизм на лесозаготовках. Основные производственные факторы, вызывающие травму. Классификация несчастных случаев. Порядок расследования несчастных случаев. Виды инструктажей, порядок их проведения и регистрация. Вводный инструктаж. Инструктажи на рабочем месте. Целевой инструктаж. Стажировка.

8

1

ИКТ, работа с презентацией

Практические занятия

Анализ опасных производственных факторов при разработке лесосеки харвестерами.

Использование средств индивидуальной защиты в различных производственных ситуациях.

Выбор инструкций по охране труде в соответствии с заданием.

4

9, 10, 11

2

Практикум

в учебном кабинете

Контрольная работа по теме: Основы охраны труда на предприятиях лесозаготовительной отрасли

1

12

КСО, контроль знаний

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение домашних заданий по теме;

- подготовка к выполнению контрольной работы;

- подготовка отчетов по практическим работам.

4

Раздел 2. Безопасность труда  и защита окружающей среды

30

Тема 2.1. Безопасность технологических процессов лесопромышленного производства

Содержание учебного материала

11

1.

Обеспечение безопасных условий труда при эксплуатации лесозаготовительных машин. Требования к конструкции. Требования к валочно-пакетирующим и трелевочным машинам. Требования к кабине и рабочему месту. Системы защиты оператора.

13-14

1

КОС лекция с использованием информационных карточек

2.

Обеспечение нормативных значений физических факторов  условий труда в кабинах  лесозаготовительной техники. Требования к органам управления лесозаготовительных машин. Требования к обзорности рабочих органов машин и рабочих зон. Требование к обустройству кабины и рабочего места. Обеспечение безопасности при работе в темное время суток.

15-16

1

Работа в малых группах

3.

Безопасные условия труда на лесосечных работах.  Подготовка территории лесосек к рубке. Машинная валка деревьев. Трелевка тракторами. Трелевка канатными установками. Машинная очистка деревьев от сучьев. Очистка лесосек. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов. Экобиозащитная техника.

17

1

КОС составление конспекта с использованием информационных карточек

4

Безопасные условия труда на лесоскладских работах. Раскряжевка хлыстов и разделка долготья. Сортировка лесоматериалов. Формирование и Сигнализационные устройства и знаки безопасности. Классификация сигнализации. Световая и звуковая сигнализация. Знаки безопасности ГОСТ 12.4.026-76. Сигнальные цвета. Формы знаков безопасности.разработка штабелей и пакетов круглых лесоматериалов.

18

1

КОС подготовка сообщения по теме по информационным карточкам

6.

Контрольная работа по теме: Безопасность технологических процессов лесопромышленного производства.

19

1

КСО, контроль знаний

Практические занятия

Работа с ГОСТами

4

20, 21, 22

2

Практикум

в учебном кабинете

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение домашних заданий по теме;

- подготовка отчетов по практическим работам.

- подготовка реферата на тему: Безопасность работ при погрузке и разгрузке лесоматериалов.

2

Тема 2.2.Производственная деятельность и экологическая безопасность.

Содержание учебного материала

5

1.

Защита окружающей среды от негативного воздействия  в результате профессиональной деятельности. Защита атмосферного воздуха от  производственных выбросов.

23

1

КОС, лекция

2.

Защита почв от воздействия лесозаготовительной техники. Сохранение биологического разнообразия при осуществлении лесозаготовительного производства на арендуемых участках лесного фонда ООО «Группа Илим».

24

1

ИКТ, просмотр фильма

Практические занятия

Мониторинг лесосек по заданным параметрам.

Выделение ключевых местообитаний на лесосеке и обозначение их в документации по лесосечному фонду.

2

25-26

2

Практикум

в учебном кабинете

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение домашних заданий по теме;

- подготовка отчетов по практическим работам;

- составление реферата по теме: Экологическая политика предприятий ООО «Группа Илим»

4

Тема 2.3. Пожарная безопасность на лесозаготовительных предприятиях

Содержание учебного материала

7

1.

Определение пожара и общие правила тушения пожаров: основные причины возникновения пожаров и взрывов. Виды лесных пожаров. Опасные факторы пожара. Пожарная опасность производств. Огнетушащие вещества и способы тушения пожаров.Первая помощь при ожогах: термические и химические ожоги. Степени ожогов. Правила оказания первой помощи при ожогах.

27

1

Работа в малых группах

2.

Пожарная профилактика: организация пожарной безопасности. Меры предупреждения пожаров и взрывов. Инструкция о мерах пожарной безопасности. Правила эвакуации людей при лесных пожарах. Обеспечение пожарной безопасности в технологических процессах лесозаготовок, верхних складах, и транспорте леса. Лесосеки и верхние склады. Транспорт леса.

28

1

Работа в малых группах

3.

Обеспечение пожарной безопасности на складах лесоматериалов. Склады круглых лесоматериалов, балансовой древесины и дров. Склады щепы и древесных отходов. Склады горючесмазочных материалов.

29

1

КСО, ИКТ работа с презентацией, устный опрос

Практические занятия

Изучение средств пожаротушения и противопожарного оборудования.

Оказание первой (доврачебной) помощи при ожогах

2

30, 31,

2

Практикум

в учебном кабинете

Контрольная работа по разделу по теме «Пожарная безопасность на лесозаготовительных предприятиях»

1

32

КСО, контроль знаний

Самостоятельная работа обучающихся

- подготовка отчетов по практическим работам;

- подготовка к выполнению контрольной работы.

2

Всего:

48

32


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета охраны труда.

Оборудование учебного кабинета охраны труда:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • информационные тематические стенды;
  • образцы средств индивидуальной защиты;
  • нормативная документация по охране труда (законы, типовые инструкции, стандарты, СНиПы, СанПиНы, нормы пожарной безопасности);
  • литература по охране труда, ГО и ЧС;
  • электронные копии нормативных документов по охране труда;
  • мультимедийные пособия (тематические видеофильмы, обучающие программы, интерактивные инструктажи).

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедийный проектор;
  • экран настенный.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  Нормативно-правовые источники:

  1.  Сборник типовых инструкций по охране труда для основных профессий рабочих лесозаготовительной отрасли:
  2. Трудовой кодекс РФ № 197 от 30 декабря 2001 года.
  3. Федеральный закон №  3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 5 декабря 1995 года.
  4. Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20 июня 1997 года.
  5. Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года.
  6. Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12 марта 1999 года.
  7. Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5, 6 и 21 Федерального Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 19 апреля 2002 года.
  8. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 18 ноября 1994 года.
  9. Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001 года.

 Основные источники:

Дополнительные источники:

  1. Несчастные случаи на производстве. Порядок учета и расследования/ О.С. Ефремова.-  М.: издательство  Альфа-Пресс, 2009г.-  228с.
  2. Противопожарные мероприятия на предприятии: организация и проведение/ В.П. Ковалёв. - М.: издательство  Альфа-Пресс, 2008г.-  336 с.
  3. Система управления охраной труда в организациях. 2-е изд., перераб. и доп./  О.С. Ефремова. - М.: издательство  Альфа-Пресс, 2008г.-  160 с.

Интернет-ресурсы:

- Библиотека специалиста по охране труда// Нормативные документы по охране труда:  URL: http://www.znakcomplect.ru/doc/  (2008).

- Охрана труда в России// Ohranatruda.ru: URL: http://ohranatruda.ru/  (2010).

- Российская энциклопедия по охране труда// Яндекс-словари: URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Охрана%20труда / (2010).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Таблица 1

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

применять методы и средства защиты от опасностей  технических систем и технологических процессов

экспертное наблюдение за выполнением практической работы

обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности

оценка результатов выполнения практической  работы

анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности

оценка результатов выполнения практической  работы

использовать экобиозащитную технику

экспертное наблюдение за выполнением практической работы

Знать:

воздействие негативных факторов на человека

экспертное наблюдение за выполнением практической работы

правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации

оценка результатов выполнения контрольной работы

Таблица 2

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Владение  знаниями, умениями по профессии  в соответствии с ФГОС;

Наблюдение на занятиях

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Своевременность и качество выполнения учебных заданий; рациональность планирования и организации деятельности по изучению учебной дисциплины;

соответствие выбора методов выполнения заданий;

обоснованность постановки цели, выбора  и применения способа решения заданий  в соответствии с реальными и заданными условиями и имеющимися ресурсами;

 рациональное распределение времени на все этапы выполнения задания;

Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для организации деятельности

аргументированность оценки эффективности и  качества решения поставленных задач.

Оценка преподавателем выполнения заданий   самостоятельной работы; оценка преподавателем  материалов самостоятельной работы, конспектов;                                          наблюдение, оценка преподавателем  выполнения практического задания.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность   коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта;

Оценка преподавателем обоснования собственной деятельности;

анализ и оценка преподавателем рефлексии, самооценки деятельности на уроках.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач.

Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии);

задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения  задачи;

пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами и т.п.;

определяет соответствие информации поставленной задаче;

классифицирует и обобщает информацию;

оценивает полноту и достоверность информации.

Наблюдение, оценка на занятиях.

OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях;

использует средства ИТ для обработки и хранения информации;

представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения;

создает  презентации в различных формах.

Наблюдение, оценка на занятиях.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Умеет позитивно  общаться;

признает чужое мнение;

грамотно и этично  выражает  мысли;

отстаивает собственное мнение в соответствии с ситуацией;

формулирует  и  аргументирует свою позицию;

выполняет письменные и устные  рекомендации;

общается по телефону в соответствии с этическими нормами;

включается в коллективное обсуждение рабочей ситуации.

Наблюдение, оценка на занятиях.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Участие в мероприятиях военно – патриотической направленности, прохождение военнополевых сборов, посещение стрелкового тира.

Анализ портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА и ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 13450 маляр среднего профессионального образования

Учебная дисциплина Охрана труда и окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производст­венной средой, во...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования

Учебная дисциплина Охрана окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисц...

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и се...

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы...

Программа учебно-производственной практики "Экология окружающей среды"

Программа учебно-производственной практики "Экология окружающей среды" содержит тематический план занятий, индивидуальные задания, тестовые задания по учебной дисциплине...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (специальности) ПМ. 02 Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ПРАКТИКИПМ. 02 Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий35.02.08  Электрификация и автоматизация сельского хозяйстваКоличество часов: Учебной п...