«Технология корректировки ОПОП в соответствии с требованиями профессионального стандарта и технического описания профессиональной компетенции «WorldSkills»
статья на тему

Медведева Светлана Владимировна

Для получения специалистов, соответствующих всем современным требованиям необходимо обучаться, повышать квалификацию, стажироваться с учетом этих требований. Для улучшения взаимодействия между работодателями, работниками (специалистами) и образовательными организациями были разработаны профессиональные стандарты, которые содержат требования к специалисту в Российской Федерации. Мировые стандарты отличаются от российских, но существуют требования WS, которые отражают мировые тенденции в развитии той ли иной профессиональной компетенции (профессии). Обучение   c учетом профессионального стандарта и мировых требований дает больше возможностей для развития как общих, так и узких  компетенций (квалификаций внутри профессии). Образовательная организация реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, значит содержание ОПОП разработанное должно быть согласовано (скорректировано) с содержанием профессионального стандарта и требований WS.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx37.85 КБ
Файл korrektirovka_.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАПОУ  СО «Режевской политехникум»

«Технология корректировки  ОПОП в соответствии с требованиями профессионального стандарта и технического описания профессиональной компетенции «WorldSkills»

(по материалам программы повышения квалификации «Разработка профессиональных программ и программ государственной итоговой аттестации по модели Worldskills»  01.02.2016-05.02.2016)

Разработала: Медведева С.В.                                                                                                                                                                                  

Реж

2016

Введение

 На современном рынке труда между работодателями и специалистами складываются новые отношения, их черты можно отследить по следующим характеристикам:

-запрашивают  не  специальности,  а  компетенции;

-приоритет  отдается  владению  ключевыми  компетенциями  и  поведенческим  качествам;

-конкуренция  перемещается  в  область  потенциальных  ресурсов;

-растет  интеллектуальная  составляющая  деятельности;

-соответствие квалификации  требованиям к рабочему  месту;

-быстрая адаптация к меняющимся условиям производства;

-минимизация издержек  по доводке  работника  до уровня требуемой  производительности труда;

-профессиональная мобильность.

Для получения специалистов, соответствующих всем современным требованиям необходимо обучаться, повышать квалификацию, стажироваться с учетом этих требований. Для улучшения взаимодействия между работодателями, работниками (специалистами) и образовательными организациями были разработаны профессиональные стандарты, которые содержат требования к специалисту в Российской Федерации. Мировые стандарты отличаются от российских, но существуют требования WS, которые отражают мировые тенденции в развитии той ли иной профессиональной компетенции (профессии). Обучение   c учетом профессионального стандарта и мировых требований дает больше возможностей для развития как общих, так и узких  компетенций (квалификаций внутри профессии). Образовательная организация реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, значит содержание ОПОП разработанное должно быть согласовано (скорректировано) с содержанием профессионального стандарта и требований WS.

Цель работы: показать технологию корректировки рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, с учетом требований профессионального стандарта и требований  WS.

Задачи:

  1. Ознакомить с алгоритмом корректировки ОПОП.
  2. Ознакомить с формами, направленными на анализ содержательных единиц  ПС и  ФГОС СПО, а также технического описания профессиональной компетенции WS.

Цель корректировки ОПОП:  создание ОПОП (рабочих программ УД и ПМ) по специальностям/профессиям, основанных на действующих ФГОС  СПО и учитывающих требования профессионального стандарта (работодатели, рынок труда) и требования WSR/WSI (лучший мировой опыт).

Задачи:

  • проведение анализа передового российского и зарубежного опыта стандартизации и оценки компетенций студентов по специальностям/профессиям;
  • определение целей и направлений совершенствования имеющихся образовательных программ;
  • обоснование перечня дисциплин и структуры учебного плана с учетом требований соответствующих профессиональных стандартов  и положений WSR/WSI;
  • определение требований к МТБ и кадровому обеспечению с учетом требований соответствующих ПС и положений WSR/WSI;
  • разработка ОПОП по специальностям/профессиям с учетом требований соответствующих профессиональных стандартов и положений WSR/WSI.

Результат: расширение содержания ОПОП, изменение содержания образовательной программы, пополнение содержания рабочих программ УД и ПМ новыми дидактическими единицами, видами работ на учебной и производственной практике.

  1. Основные понятия и определения

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Профессиональный стандарт – 1) нормативный документ, утвержденный в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, отражающий требования к работникам по квалификационным уровням с учетом обеспечения качества, эффективности и безопасности выполняемых работ; 2) характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Техническое описание профессии (компетенции) WSR – документ, определяющий название профессии (компетенции), последовательность проведения соревновательной части, критерии оценки конкурсных работ участников, требования к профессиональным навыкам участников, умениям и знаниям, общий состав оборудования, компоненты, оснастку, основное и дополнительное оборудование, требования по нормам охраны труда и технике безопасности, разрешенные и запрещенные к использованию материалы и оборудование.

  1. Нормативная база по формированию и применению профессиональных стандартов и техническое описание профессии (компетенции) WSR

Нормативный документ

Содержание принятых решений

1. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

Определить порядок применения профессиональных стандартов:  

а) работодателями  при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации  работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных образовательных программ  ;

 в) при разработке ФГОС профессионального образования                                     

2.  22.01. 2015 г. Методические рекомендации МОН РФ по разработке ОПОП и ДПП с учетом ПС

Учитывать при проектировании ОПОП и ДПП содержание ПС (по разработанному алгоритму)

3.  20.04.2015 г.  Методические рекомендации по актуализации действующих  ФГОС СПО  с учетом принимаемых профстандартов

При формировании ФГОС  профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов 

4.  из протокола  №2 заседания наб. совета АНО «АСИ» от 3 мая 2012 года

 Рекомендовать Минобрнауки  России совместно с Агентством стратегических инициатив в срок до 1 декабря 2012 г. разработать и утвердить методическое обеспечение по проведению национального  чемпионата рабочих профессий  «Ворлд Скиллс» в России.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении конкурсов профессионального мастерства использовать разработанное методическое обеспечение с 1 января 2013 г.

5.совещание при министре образования Свердловской области

Каждая образовательная организация должна разработать и провести ГИА , хотя бы по одной образовательной программе,  по модели WSR.

  1. Алгоритм корректировки ОПОП

Общие подходы к содержанию ОПОП, рабочих программ:

  • ориентация на материально-техническое обеспечение, соответствующее международным стандартам ( требованиям WSR) и ПС;
  • ориентация на применение конкурсных заданий национальных чемпионатов по компетенциям WSR;
  • совместимость программ профессионального образования по видам и срокам обучения;
  • принцип детализации, конкретизации  результатов освоения РП, ОПОП;
  • соответствие системы оценивания принципам WS.

Пошаговый алгоритм корректировки ОПОП можно показать следующим образом:

  1. Выбор необходимых  профессиональных стандартов:
  • один стандарт, имеющий одинаковое/синонимичное ФГОС название;
  • часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
  • несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы .
  1. Ознакомление с содержанием технического описания конкурсного задания на официальном сайте WS.
  2.  Проведение сравнительного анализа содержательных единиц  ПС и  ФГОС СПО, а также технического описания профессиональной компетенции WS (приложение 1).
  3. Анализ содержания рабочих программ УД и ПМ.
  4. Внесение изменений в содержание рабочей программы ( за счет вариативных часов, перераспределения количества часов между разделами, темами и т.п.)
  5. Проектирование рабочей программы УД, ПМ. Корректировка (дополнение) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, ФОС и КОС (приложение 2).
  6. Корректировка (дополнение) содержания ФОС и КОС.
  7. Корректировка (дополнение) содержания программы ГИА.
  1. Проектирование рабочей программы УД, ПМ.

Проектирование рабочей программы УД, ПМ, корректировка (дополнение) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей проводится с учетом внесения изменений в следующие разделы рабочих программ:

  • разделы, темы УД, ПМ;
  • дидактические единицы;
  • тематика и форма  практических работ;
  • тематика  и форма самостоятельной работы;
  • дополнительное учебно-методическое обеспечение (методические указания, рекомендации, учебные пособия и т.п.);
  • виды работ по учебной практике, виды работ по учебно-производственной практике;
  • дополнительное оборудование (иные ресурсы);
  • форма аттестации;
  • иметь практический опыт;
  • знать;
  • уметь;
  • результаты обучения;

                   Заключение

Результатом корректировки ОПОП является:

  • расширение содержания ОПОП;
  • изменение содержания образовательной программы;
  • внесение в ОПОП новых УД и МДК:
  • пополнение содержания рабочих программ УД и ПМ новыми дидактическими единицами, видами работ на учебной и производственной практике, изменение тематики и форм внеаудиторной самостоятельной работы.


Приложение 1

Сравнительный анализ содержательных единиц  профессионального стандарта,  ФГОС СПО  и технического описания профессиональной компетенции WS

Форма 1

Предмет спецификации

ФГОС

Профессиональный стандарт

WS

Перечень УД, МДК, ПМ

(указать – из ФГОС + вариатив)

Особенности условий, иные требования

Вид деятельности

Объект деятельности

Область деятельности

Компетенции

Компетенция 1

Знания

Умения

Практический опыт

Компетенция 2

Знания

Умения

Практический опыт

Форма 2

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

(ФГОС)

Профессиональный стандарт

WS

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

(ОПОП)

Анализ и выводы

Наполнение

ОПОП: УД, М

Планирование деятельности, что необходимо сделать, добавить

Приложение 2

Проектирование рабочей программы УД(указать наименование)

Разделы, темы УД

Дидактические единицы

Тематика и форма  Практических работ

Тематика  и форма самостоятельной работы

Дополнительное учебно-методическое обеспечение

Дополнительное оборудование

Проектирование рабочей программы МДК, ПМ (указать наименование)

Разделы, темы МДК

Дидактические единицы

Тематика и форма  Практических работ

Тематика  и форма самостоятельной работы

Виды работ по учебной практике

Виды работ по учебно-производственной практике

Дополнительное учебно-методическое обеспечение

Дополнительное оборудование

(иные ресурсы)

Аттестация


Информационные источники

  1. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального

образования / Автор-составитель: Лямзин М.А., Громкова М.Т.– М.: ИРДПО, 2013. – 29 с.

  1. Глоссарий  WORLDSKILLS RUSSIA
  2. Приведение ФГОС и основных профессиональных образовательных программ в соответствие с профессиональными стандартами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология Корректировки рабочих программ в соответствии с требованиями профессионального стандарта и технического описания профессиональной компетенции « World Skills ». Медведева Светлана Владимировна ГАПОУ СО « Режевской политехникум»

Слайд 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ПРОФ. СТАНДАРТЫ И СТАНДАРТЫ WSS ФГОС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ WS Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности ………. всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию Профессиональный стандарт - нормативный документ, утвержденный в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, отражающий требования к работникам по квалификационным уровням с учетом обеспечения качества, эффективности и безопасности выполняемых работ Стандарты WS определяют знания, понимание и навыки, которые лежат в основе наилучшего международного опыта в техническом и профессиональном плане. Они отражают общемировое понимание того, какую роль рассматриваемая профессия играет для индустрии и бизнеса. Конкурс направлен на отражение наилучшей мировой практики…… Стандарты WS максимально полно отражают Стандарты профессии в мировой промышленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ПРОФ. СТАНДАРТЫ И СТАНДАРТЫ WS

Слайд 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ПРОФ. СТАНДАРТЫ И СТАНДАРТЫ WS Ключевые понятия ФГОС Ключевые понятия ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Ключевые понятия WS -Виды деятельности (ВД) Профессиональные компетенции по каждому ВД Практический опыт Знания Умения -Обобщенные трудовые функции (ОТФ) или трудовые функции (ТФ) соответствующего уровня квалификации Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия Трудовые функции или трудовые действия Знания Умения -Стандарты спецификации WS по компетенции -Требования к квалификации - Содержание конкурсных заданий, инфраструктурный лист - Требования к квалификации (знания), инфраструктурный лист - Требования к квалификации (умения), инфраструктурный лист

Слайд 4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ПРОФ. СТАНДАРТЫ И СТАНДАРТЫ WS Подходы к оценке ФГОС Подходы к оценке профессиональный стандарт Подходы к оценке WS - Уровень освоения знаний Уровень освоения умений Уровень освоения компетенций -Уровень квалификации Обобщенные трудовые функции -Уровень (подуровень) квалификации Трудовые функции В конкурсе оценка знаний и понимания будет осуществляться через оценку исполнения. Отдельных тестов на проверку знаний и понимания не предусмотрено.

Слайд 5

Алгоритм корректировки ОПОП 1. Выбор необходимых профессиональных стандартов: один стандарт, имеющий одинаковое/синонимичное ФГОС название; часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций); несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы . 2. Ознакомление с содержанием технического описания конкурсного задания на официальном сайте WS .

Слайд 6

3. Проведение сравнительного анализа содержательных единиц ПС и ФГОС СПО, а также технического описания профессиональной компетенции WS (приложение 1). 4. Анализ содержания рабочих программ УД и ПМ. 5. Внесение изменений в содержание рабочей программы ( за счет вариативных часов, перераспределения количества часов между разделами, темами и т.п.) 6. Проектирование рабочей программы УД, ПМ. Корректировка (дополнение) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, ФОС и КОС (приложение 2). 7. Корректировка (дополнение) содержания ФОС и КОС. 8. Корректировка (дополнение) содержания программы ГИА.

Слайд 7

Сравнительный анализ содержательных единиц профессионального стандарта, ФГОС СПО и технического описания профессиональной компетенции WS

Слайд 8

Внесения изменений в следующие разделы рабочих программ: разделы, темы УД, ПМ; дидактические единицы; тематика и форма практических работ; тематика и форма самостоятельной работы; дополнительное учебно-методическое обеспечение (методические указания, рекомендации, учебные пособия и т.п.); виды работ по учебной практике, виды работ по учебно-производственной практике; дополнительное оборудование (иные ресурсы); форма аттестации; иметь практический опыт; знать; уметь; результаты обучения.

Слайд 9

Проектирование рабочей программы

Слайд 10

ОПОП «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) ПМ.02Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля по специальности среднего профессионального образования 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Выполнение сервисного обслуживания бы

Программа профессионального модуля (далее программа), составленная в соответствии с ФГОС – является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки специальности СПО ...

карта оценки соответствия квалификации воспитателя требованиям Профессионального стандарта "Педагог"

В каждом дошкольном учреждении сегодня проискодит переход на  Профессиональный стандарт. Он определяет квалификационные требования к воспитателям, необходимые для осуществления их профессионально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА, ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЙ, СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРОБ И РАСТВОРОВ К ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с...

ИКТ-компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта

ИКТ-компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта...

Сопоставление положений профессионального стандарта и требований ФГОС СПО (в части видов деятельности и профессиональных компетенций) по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"

C 1 июля 2016 года  работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установл...