Методическая разработка открытого урока "Первичные средства тушения пожаров"
методическая разработка на тему

Колодезная Нина Юрьевна

Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда и техника безопасности» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки (наплавки)) является важной составляющей внедрение в образовательный процесс знаний средств пожаротушения и правильного их применения. Изучив данный материал, студенты будут:

·        иметь представление об первичных средствах тушения пожаров;

·        знать назначение огнетушителей;

·        знать и уметь применять первичные средства тушения пожаров;

         уметь использовать полученные знания в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_ot_i_tb_svarshchik.docx276.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОНАКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Преподаватель:

Колодезная Нина Юрьевна

Редкино

2017


Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине ОП.08 «Охрана труда и техника безопасности» для профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Разработчик: ____________ Колодезная Н.Ю., преподаватель общепрофессиональных дисциплин.

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии

Протокол № _1_ от  «_04_» ___сентября___ 2017 г.

Председатель _______________ И.С. Коростелёва


Пояснительная записка

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.08 «Охрана труда и техника безопасности» составлена в соответствии с ФГОС и рабочей программой для профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

В данной методической разработке приводится план и содержание учебного занятия. В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы и методические приемы изучения первичных средств тушения пожаров.

Занятие ориентировано на изучение основных причины возникновения пожаров и взрывов, изучение первичных средств тушения пожаров, ознакомиться с конструкциями и применением ручных огнетушителей.

Для достижения целей и задач урока применены практикоориентированные технологии, прививается интерес к учебной дисциплине и избранной специальности, развиваются способности использовать полученные знания в обычных жизненных ситуациях, активизируются обратная связь с учениками и наличие межпредметных связей.

Это занятие имеет большое значение в будущей профессиональной деятельности обучающихся, поэтому преподаватель должен создать все условия для формирования у них положительной мотивации к изучаемому предмету


Общие сведения об открытом занятии

Специальность:

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Регламент занятия:

45 минут

Тема раздела рабочей программы:

Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров

Тема занятия:

Первичные средства тушения пожаров

Тип занятия:

Учебное занятие по первичному изучению и закреплению материала

Форма организации образовательного процесса:

Лекционное занятие с использованием активных методов работы со студентами.

Междисциплинарные связи:

ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы.

ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей.

ПМ.03. Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку.

ПМ.04. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.

Технологии обучения:

Практикоориентированные технологии.


Цели учебного занятия:

Образовательные (дидактические):

Основные причины возникновения пожаров и взрывов, изучение первичных средств тушения пожаров, ознакомиться с конструкциями и применением ручных огнетушителей.

Формирование следующих умений и знаний, в соответствии с ФГОС и рабочей программой учебной дисциплины «Охрана труда и техника безопасности».

умения:

- использовать противопожарную технику;

знания:

- меры предупреждения пожаров и взрывов;

- основные причины возникновения пожаров и взрывов.

Развивающие:

Развитие у студентов рациональных приемов и способов мышления; познавательной активности.

Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Воспитательные:

Привитие интереса к учебной дисциплине и избранной специальности; развитие способности использовать полученные знания в обычных жизненных ситуациях.

Формирование общих компетенций:

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Методические:

Активизация процесса обучения за счет создания условий эффективной познавательной деятельности студентов. Активизация творческого освоения содержания учебного материала и способов действий.


Обеспечение учебного занятия:

Аппаратное обеспечение:        огнетушители ОХП-10, ОВП-10, ОУ-2, ОП-5 (или их макеты), пожарный щит с инвентарем (или его макет).

Учебно-методическое                                    Стенды, плакаты;

обеспечение:        раздаточный материал (Таблица 1,Таблица 2);

        методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов, задания по теме занятия.

В учебном занятии применяются следующие методы контроля и проверки умений и знаний студентов:

  • наблюдение за активностью студентов по ходу занятия;
  • проверка правильности формулирования ответов на вопросы и выводов, правильности выполнения практических задач;
  • проверка грамотного ведения конспекта занятия (конспектирование теоретического материала, заполнение таблиц и т.д.).

Список использованных источников

  1. О.Н.Куликов, Е.И. Ролин. Охрана труда при производстве сварочных работ: учебник для проф. образования, М.,Академия,2016 г.
  2. Никифоров Н.И. Пособие по безопасному проведению сварочных работ. «Издательство НЦ ЭНАС» М., 2007.

Содержание этапов занятия

1 этап.Организационный (2 минуты)

  • Приветствие
  • Проверка отсутствующих
  • Проверка состояния рабочих мест студентов

2 этап. Мотивация деятельности студентов (3 минут)

  • Сообщение темы и постановка цели учебного занятия
  • Информация об основных этапах занятия

Цели занятия: научиться применять ручные огнетушители, ознакомиться с их конструкциями и принципом действия.

Преподаватель: Ребята, сегодня мы продолжим изучать пожарную безопасность, ознакомимся с первичными средствами тушения пожаров. После изучения новой темы «Первичные средства тушения пожаров» Вам предстоит выполнить задания на закрепление новой темы и на повторение материала по теме «Анализ возможных причин возникновения пожаров».

3 этап. Первичное изучение и закрепление нового материала (25 мин)

  • Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями. Изучить устройство и принцип действия огнетушителей.

Преподаватель: Область применения огнегасительных веществ:

  1. дерево, изделия из дерева, ткани и т. п.;
  2. горючие жидкости (мазут, краски, масла);
  3. легко воспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин);
  4. спирты;
  5. электроустановки под напряжением;
  6. ценные вещи (картины, документы, книги и т. п.);
  7. одежда на человеке.

Ручные огнетушители.

В качестве первичных средств пожаротушения применяют воду, песок, асбестовое полотно (или куски кошмы, грубого сукна), различные огнетушители.

Вода обладает хорошими огнегасящими свойствами вследствие высокой теплоемкости и большой теплоты парообразования. Резервуар для воды должен быть объемом не менее 0,2 м3 и укомплектован ведрами. Воду нельзя применять для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, имеющих меньшую, чем у воды, плотность (бензин, керосин, минеральные масла) и для тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением.

Песок используют для тушения небольших очагов воспламенения электропроводки и горючих жидкостей (мазута, красок, масла и т. п.). Хранят его в ящиках (вместимостью 0,5, 1 или 3 м3) вместе с совковой лопатой во всех цехах и производственных помещениях. Асбестовое полотно должно быть размером не менее 1x1 м. В местах хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей оно может быть увеличено до 2x1,5 м или 2x2 м. Асбестовое полотно набрасывают на горящую поверхность и тем самым изолируют ее от окружающей среды. Используют его также для защиты от огня ценного оборудования, закрытия печей и отверстий в трубах с горючими материалами. Хранят в водонепроницаемом футляре (чехле), один раз в три месяца просушивают и очищают от пыли.

Огнетушители являются наиболее надежным средством при тушении загораний до прибытия пожарных подразделений.

В настоящее время промышленностью изготавливаются несколько типов огнетушителей, предназначенных для тушения загораний в различных условиях. В качестве огнегасящего вещества в огнетушителях используется химическая и воздушно-механическая пена, углекислота, специальные порошки.

Ручные химический и воздушно-пенный огнетушители представлены на рис. 1.

В огнетушителе ОХП-10 пена образуется в результате химической реакции, происходящей при смешивании щелочной и кислотной частей заряда. Пена под давлением, которое создается в корпусе огнетушителя, выбрасывается струей через насадку. В огнетушителе ОХП-10 кислотная часть заряда заключена в полиэтиленовый стакан, закрытый резиновым колпаком, а щелочная часть заряда находится в корпусе. Огнетушитель предназначен для быстрого тушения небольших загораний твердых и жидких веществ, за исключением щелочей – калия, натрия, магния, а также спирта. Нельзя использовать его на оборудовании, находящемся под напряжением. Огнетушитель рекомендуется использовать на стационарных объектах, на транспорте, на сельскохозяйственных машинах и агрегатах. Осматривают огнетушители один раз в месяц; заряд проверяют один раз в год.

Рис. 1. Ручные огнетушители: а – химический пенный огнетушитель ОХП-10; б – воздушно-пенный огнетушитель ОВП-10

Чтобы привести огнетушитель ОХП-10 в действие, нужно повернуть рукоятку на 180° в вертикальной плоскости (при этом откроется клапан кислотного стакана) и перевернуть огнетушитель вверх днищем. Кислотная часть заряда выливается в корпус и смешивается со щелочной частью заряда; образующуюся струю пены направляют на очаг пожара.

Принцип действия воздушно-пенного огнетушителя основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь выдавливается газом через каналы и сифонную трубку. В насадке

пенообразователь перемешивается с засасываемым воздухом, и образуется пена. Она попадает на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода. Для приведения в действие воздушно-пенного огнетушителя необходимо снять пломбу, выдернуть чеку, направить насадку на очаг пожара и нажать на рычаг.

Ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2 (ОУ-5, ОУ-8) предназначен для тушения загораний в небольшом количестве всех видов горючих и тлеющих материалов (кроме кинопленки на нитрооснове), а также электроустановок, находящихся под напряжением. В качестве огнетушащего средства в ОУ-2 применяется углекислый газ. Его огнетушащие свойства основаны на снижении концентрации кислорода в воздухе до такой величины, при которой горение прекращается, а также понижении температуры зоны горения. Углекислый газ имеет ряд достоинств: он не портит соприкасающиеся с ним предметы, неэлектропроводен, не изменяет в процессе хранения своих качеств.

К недостаткам углекислого газа следует отнести его токсичность при больших концентрациях в воздухе, поэтому углекислотный огнетушитель нельзя применять в малых помещениях. Зарядом в углекислотных огнетушителях служит жидкая углекислота, которая в момент приведения огнетушителя в действие быстро испаряется, образуя твердую углекислоту («снег») и углекислый газ.

Огнетушитель углекислотный представляет собой стальной баллон, в горловину которого встроена рукоятка с раструбом (рис. 2).

У огнетушителя ОУ-2 раструб присоединен к корпусу шарнирно. Кроме того, огнетушитель имеет предохранительное устройство мембранного типа, которое автоматически разряжает баллон огнетушителя при повышении в нем давления сверхдопустимого.

Рис. 2. Углекислотный огнетушитель ОУ-2

Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб в горизонтальное положение и нажать на рычаг, а затем направить струю заряда на огонь. При работе углекислотного огнетушителя нельзя касаться раструба, так как температура его за счет испарения жидкого углекислого газа понижается до —70 °C. В случае попадания пены в глаза их следует промыть чистой водой или 2 %-ным раствором борной кислоты.

Ручной порошковый огнетушитель ОП-5 (рис. 3) предназначен для тушения небольших загораний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях, тракторах и других машинах. Огнетушитель эффективно работает при температуре от —50 до +50 °C.

Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в следующем. При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (азот, углекислый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создает избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха.

Чтобы привести в действие огнетушитель ОП-5 необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара и нажать на курок; через 5 секунд приступить к тушению пожара.

Рис. 3. Порошковый огнетушитель со встроенным газовым источником давления ОП-5

4 этап. Систематизация полученных знаний и проверка качества усвоения нового материала (12 мин).

  • Определение области применения огнегасительных веществ.

Преподаватель: используя теоретические сведения конспекта, заполните таблицу Преподаватель раздаёт карточки с заданием.

Таблица 1.

п/п

Отнегаситель-ные вещества

Огнегасительные свойства

В какой области нельзя применять (вписать соответствующую букву

из примечания)

охлаждающее

изолирующее

разбавляющее

ингиби-рующее(замедляющее)

1

Вода

2

Песок

3

Покрывало из войлока, брезента ит, п.

4

Химическая пена

5

Углекислота

6

Порошки

Студенты выполняют задание.

Преподаватель: В завершении нашего занятия проверьте самих себя, как хорошо вы освоили материал по теме «Первичные средства тушения пожаров» и ответьте на вопрос какие существуют первичные средства пожаротушения?

Преподаватель: Скажите, пожалуйста, у кого возникли трудности с ответами на задания?

Преподаватель и студенты обсуждают правильные ответы.

  • Задание на дом

Преподаватель благодарит студентов за работу и задает домашнее задание. Подготовить сообщения по данным темам, которые записываются в тетради ответить на вопросы и заполнить таблицу 2:

Таблица 2.

Вопросы:

  1. Как устроены ручные огнетушители ОХП-10, ОУ-2, ОП-1?
  2. Каков принцип действия каждого огнетушителя?
  3. Какие существуют ограничения использования указанных огнетушителей?

5 этап. Подведение итогов и рефлексия проделанной работы (3 мин.)

  • Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения и результатов усвоения изученного материала
  • Подведение итогов учебного занятия преподавателем, выставление оценок

Преподаватель: Все ли справлялись с выполнением заданий преподавателя? Почему важно знать принцип действия первичных средств тушения пожаров и правильно их применения в вашей будущей профессиональной деятельности?

Студенты обсуждают, насколько хорошо ими освоена тема и о значимости ее для них, как специалистов.

Преподаватель благодарит студентов за работу на занятии, выставляет оценки наиболее активным студентам, анализируя их успехи, и анализирует работу группы в целом.

Преподаватель:

ГБПОУ Конаковский колледж                                                    Н.Ю. Колодезная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Аннотация      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.    Работа  ...

Методическая разработка урока по теме "Лесные пожары"

Открытый урок по междисциплинарному курсу "Охрана и защита леса", тема "Лесные пожары"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01 «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» по теме: Учет затрат на ремонт основных средств

Методическая разработка открытого урока включает подробный план-конспект, задания для решения в аудитории. Презентация к уроку прилагается....

План урока "Средства тушения пожаров"

План урока "Средства тушения пожаров"...

Методическая разработка открытого урока по вождению транспортного средства в условиях реального дорожного движения

Данная разработка предназначена для мастеров производственного обучения вождению. Она особенно актуальна, в связи с последними изменениями в правилах приема государственного экзамена на право упр...