ПРОГРАММА проведения профессиональных проб «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9классов на базе ГБПОУ ИО ТПТТ
учебно-методическое пособие

Мусифулин Ильяс Рамазанович

ПРОГРАММА

проведения профессиональных проб

«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».

по профессии «Машинист крана (крановщик)»

для учащихся общеобразовательных школ 8-9классов

на базе ГБПОУ ИО ТПТТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profproby_kran_2018.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Тайшетский промышленно – технологический техникум»

ПРОГРАММА

проведения профессиональных проб

«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».

по профессии «Машинист крана (крановщик)»

для учащихся общеобразовательных школ 8-9классов

на базе ГБПОУ ИО ТПТТ

2018

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

3

  1. Паспорт программы

6

  1. Учебный план

6

  1. Профессиональная проба «Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять       неисправности в работе крана.»

7

  1. Профессиональная проба «Производить подготовку крана и механизмов к работе»

8

  1. Профессиональная проба «Управлять краном при производстве работ.»

9

            Приложения

12

                

        

        

  1. Пояснительная записка

Профпроба - это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии.

Профессиональная проба рассматривается как средство активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности. В ходе выполнения профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств и способностей обучаться по определенному направлению образования.

Пробы направлены на развитие интересов, склонностей, способностей, качеств личности школьника, достигаемых за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.Профессиональная проба - это специально организованная деятельность,  позволяющая соотнести свои индивидуальные возможности  с требованиями, предъявляемыми данной профессиональной деятельностью к человеку;  приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности.

Профессиональная проба направлена на:

- повышение ценности предметных знаний;

- развитие профессионально значимых качеств;

- корректировку профессиональных намерений.

 Профессиональная проба помогает  узнать  будущую профессию в деталях, определяя самостоятельно или с помощью специалиста  все ее «плюсы» и «минусы».

        Вид профессиональной пробы: профориентационная (самоопределение и выбор профессии).

Программа проведения профессиональных проб  предназначена для школьников 8-9 классов для привлечения их внимания к профессии «Машинист крана (крановщик)»

 и их профессионального самоопределения в будущем.

        При проведении профессиональных проб используются технологии подготовки кранов автомобильных к работе, выполнение работ по обслуживанию и ремонту, проведение погрузо-разгрузочных работ, профессиональное оборудование и инвентарь.

Программа проведения профессиональных проб  дает возможность  школьникам приобрести новые  знания, умения и профессиональные навыки, способствует осознанному выбору того или иного вида  профессиональной деятельности.

Профессиональные пробы по профессии «Машинист крана (крановщик)»  проводятся на базе ГБПОУ ИО ТПТТ на учебном полигоне.

      Программа проведения профессиональных проб предусматривает  выполнение    необходимых требований  согласно Профессиональному стандарту по профессии«Машинист крана (крановщик)» от 2 августа 2013 г. N 847.

Цель:

Формирование устойчивого интереса к профессии «Машинист крана (крановщик)» и оказание помощи в  осознанном выборе  учащимися школ профессии в будущем, приобретая соответствующие навыки посредством профессиональных проб.

Задачи:

- знакомство с профессией;

- содействие формированию допрофессиональных знаний;

- рефлексия учащимися школ приобретенных знаний и опыта;

- создание условий для реализации учебно- трудовой деятельности.

Планируемый результат:

            По итогам выполнения профессиональных проб школьники должны знать:

  - содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;

 - общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

 - технологию выполнения профессиональной пробы согласно   требованиям Профессионального стандарта по профессии «Машинист крана (крановщик)»,  критерии оценки качества выполнения практических задний согласно Worldskilss.

 - правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

 -инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Должны уметь:    

-         выполнять простейшие операциисогласно требованиям Профессионального стандарта по профессии «Машинист крана (крановщик)» критерии оценки качества выполнения практических задний согласно Worldskilss.; пользоваться инструментом, материалом, документацией;

- выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

- выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;

- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными компетенциями.

Критерии оценки:

- соблюдение техники безопасности, правил санитарии и личной гигиены;

- способность проявлять рациональное мышление, решать производственные ситуациисогласно Профессиональному стандарту по профессии «Машинист крана (крановщик)»,  ФГОС СПО,; Worldskills по компетенциям: Транспортировка грузов и Эксплуатация крана при производстве работ (по видам);  

- умение работать по образцу и согласно пошаговой инструкции;

- соблюдение технологии выполнения работ по подготовке крана, ТО крана, погрузочно-разгрузочных работах, соблюдение техники безопасности.

  1. Паспорт программы

  1. Учебный план программы проведения профессиональных проб по профессии «Машинист крана (крановщик)»

Категория   – учащиеся 8-9классов

Срок обучения – 6 часов

№ п/п

Наименование профессиональных проб

Класс

Всего часов

В том числе

лекции

практические занятия

1

Профессиональная проба «Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять       неисправности в работе крана.»

8-9

2

1

1

2

Профессиональная проба «Производить подготовку крана и механизмов к работе»

8-9

2

1

1

3

Профессиональная проба «Управлять краном при производстве работ.»

8-9

2

1

1

ИТОГО:

6

3

3

 

2.1.1. Профессиональная проба «Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять       неисправности в работе крана.»

Задача:познакомиться с правилами ТБ при выполнении ТО и ТР, слесарных работах. Выполнить подготовку крана к проведению ТО и ТР. Познакомиться с правилами выполнения уборочно-моющих операций.

  По итогам профессиональной пробы школьники должны:

 Знать:

        З1. устройство и конструктивные особенности крана;

           З2. правила крепления и регулировки механизмов крана

Уметь:

У1. производить осмотр креплений и регулировку механизмов кранов;

У2.проверять исправность приборов безопасности;

У3.определять пригодность стальных канатов, грузозахватных устройств и приспособлений.

У4. готовить основное и вспомогательное оборудование к работе;

У5.пользоваться эксплуатационной и технической документацией;

Содержание профессиональной пробы

Общие сведения о профессии «Машинист крана (крановщик)» Требования техники безопасности при работе на учебном полигоне. Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом. Основной слесарный инструмент. Техника выполнения ТО и ТР. Правила осмотра крана.

Оборудование и материалы: Набор слесарных инструментов ломы, молотки, монтажки.

Литература:

1.        Игумнов С.Г. Стропальщик. Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления: Уч. пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2016.

2.        Невзоров Л.А., Гудков Ю.И., Полосин М.Д.Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: учеб. для нач. проф. образования. – М.: ИЦ «Академия», 2016.

3.        Невзоров Л.А.Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Уч. пособие для УНПО. – М.: ИЦ «Академия», 2015.

4.        Невзоров Л.А., Гудков Ю.И., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Уч. пособие для УНПО. – М.: ИЦ «Академия», 2017.

2.1.2        Профессиональная проба «Производить подготовку крана и механизмов к работе»

Задача: познакомиться с правилами ТБ при выполнении ТО и ТР, слесарных работах. Выполнить подготовку крана и механизмов к работе. Познакомиться с правилами выполнения регламента работ по обслуживанию крана перед началом смены, а также  уборочно-моющих операций.

  По итогам профессиональной пробы школьники должны:

 Знать:

        З1. устройство и конструктивные особенности крана;

           З2. правила крепления и регулировки механизмов крана

З.3 виды грузов и способы их крепления;

З.4 основное и вспомогательное оборудование;

З.5 правила крепления и регулировки механизмов крана

Уметь:

У1. производить осмотр креплений и регулировку механизмов кранов;

У2.проверять исправность приборов безопасности;

У3.определять пригодность стальных канатов, грузозахватных устройств и приспособлений.

У4. готовить основное и вспомогательное оборудование к работе;

У5.пользоваться эксплуатационной и технической документацией;

Содержание профессиональной пробы

Общие сведения о профессии «Машинист крана (крановщик)» Требования техники безопасности при работе на учебном полигоне. Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом. Основной слесарный инструмент. Техника выполнения ТО и ТР. Правила осмотра крана.

Оборудование и материалы: Набор слесарных инструментов ломы, молотки, монтажки.

Литература:

1.        Игумнов С.Г. Стропальщик. Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления: Уч. пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2016.

2.        Невзоров Л.А., Гудков Ю.И., Полосин М.Д.Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: учеб. для нач. проф. образования. – М.: ИЦ «Академия», 2016.

3.        Невзоров Л.А.Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Уч. пособие для УНПО. – М.: ИЦ «Академия», 2015.

4.        Невзоров Л.А., Гудков Ю.И., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Уч. пособие для УНПО. – М.: ИЦ «Академия», 2017.

2.1.3        Профессиональная проба «Управлять краном при производстве работ.»

Задача: познакомиться с правилами ТБ при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Выполнить работы по обвязке и зацепке учебных грузов. Познакомиться с правилами выполнения регламента работ по подъему и перемещению грузов.

  По итогам профессиональной пробы школьники должны:

 Знать:

        З1. устройство и конструктивные особенности крана;

           З2. правила крепления и регулировки механизмов крана

З.3 виды грузов и способы их крепления;

З.4 основное и вспомогательное оборудование;

З.5 правила крепления и регулировки механизмов крана

Уметь:

У1. производить осмотр креплений и регулировку механизмов кранов;

У2.проверять исправность приборов безопасности;

У3.определять пригодность стальных канатов, грузозахватных устройств и приспособлений.

У4. готовить основное и вспомогательное оборудование к работе;

У5.пользоваться эксплуатационной и технической документацией;

Содержание профессиональной пробы

Общие сведения о профессии «Машинист крана (крановщик)» Требования техники безопасности при работе на учебном полигоне. Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом. Основной слесарный инструмент. Техника выполнения погрузочно-разгрузочных операций. Правила осмотра крана. Съемные  грузозахватные приспобления.

Оборудование и материалы: Набор слесарных инструментов ломы, молотки, монтажки.

Литература:

1.        Игумнов С.Г. Стропальщик. Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления: Уч. пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2016.

2.        Невзоров Л.А., Гудков Ю.И., Полосин М.Д.Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: учеб. для нач. проф. образования. – М.: ИЦ «Академия», 2016.

3.        Невзоров Л.А.Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Уч. пособие для УНПО. – М.: ИЦ «Академия», 2015.

4.        Невзоров Л.А., Гудков Ю.И., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Уч. пособие для УНПО. – М.: ИЦ «Академия», 2017.

 Приложение 1

АНКЕТА

профессионального самоопределения

        Внимательно прочитайте вопросы и отметьте соответствующий вариант ответа.

1. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?

продолжить обучение в вузе

продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище

работать

пока не знаю

другое (что именно?)

2. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания девятого класса?

продолжить обучение в профильном 10-11-м классах школы

продолжить обучение в гимназии при вузе

продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище

учиться в вечерней школе

пока не знаю

другое (что именно?)

3. Если вам представится возможность выбора профильных 10-11-х классов, то какой профиль вы бы выбрали?

технико-технологический (информатика)

физико-математический

гуманитарный

биологический

художественный

социально-экономико-правовой

затрудняюсь ответить

4. С какой областью деятельности вы связываете свою будущую профессию?

информационные техника и технологии

техника, производство

медицина

строительство

транспорт

торговля

сервис, обслуживание населения, услуги

экономика, организация и управление

армия

право, юриспруденция, милиция

психология

искусство

литература, история

другое (что именно?)

пока не знаю

5. Можете ли вы назвать конкретные профессии, которые представляют для вас интерес?

да (какие именно?)

нет

6. Какими, по вашему мнению, основными качествами должны обладать специалисты этих профессий?

7. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии?

соответствующий вашим личностным особенностям и способностям характер работы

благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, рабочий график и др.)

возможность постоянного повышения квалификации

возможность профессионального роста, успешной карьеры

востребованность на рынке труда

престижность профессии

достойный уровень оплаты труда

ничего, просто нравится такая профессия

затрудняюсь ответить

8. Назовите пять учебных заведений профессионального образования (училища, колледжи, техникумы, институты, университеты, академии), имеющиеся в вашем городе

9. Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?

да

нет

10.Назовите источники ваших знаний о профессиях и выборе профессии

11. Выполняли ли вы тесты на выявление своих способностей к какой-либо профессии?

да (где проходило тестирование?)

нет

12. Вы можете назвать учебное заведение, в котором бы вы хотели учиться по окончании школы?

да (какое именно?)

нет

13. Какой информации о выборе профессии и получении профессионального образования вам не хватает?

Приложение 2

АНКЕТА

участника профессиональной пробы

1.Данные о заполнителе:

ФИО ___________________________________________________________

Школа ____________________________________________________Класс__________

2.Нравится ли  Вам профессия «Машинист крана (крановщик)»?  Чем? ________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Как Вы оцениваете свои возможности в этой профессии?  Все ли  получилось? __________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Хотели бы Вы профессионально владеть профессией «Машинист крана (крановщик)»? __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ваши замечания и предложения  по проведению профессиональной пробы:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6. Считаете ли Вы нужным проводить подобные профессиональные пробы

 в дальнейшем? ____________________________________________________________________

7.Чему Вы хотели бы еще научиться? Какая профессия Вам нравится больше? _______________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Спасибо за участие в профессиональной пробе!

Приложение 3

Заявление

Я, учащийся ______класса школы _________________________________________ ____________________________________________________________________________________

(фио)

согласен участвовать в проведении профессиональных проб на базе ГБПОУ ИО ТПТТ. Участие согласовано с родителями (законными представителями).

Дата:

Подпись:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной и производственной практик по профессии Машинист крана крановщик

Рабочая программа учебной и производственной практик по профессии Машинист крана крановщик...

Исследовательская деятельность мастера производственного обучения по профессии Машинист крана крановщик

Исследовательская деятельность мастера производственного обучения по профессии Машинист крана крановщик...

Конкурс по профессии машинист крана (крановщик)

Конкурс профмастерства по профессии машинист крана (крановщик)...

Вопросы для аттестации по профессии «Машинист крана (крановщик)"

Вопросы для аттестации студентов и сотрудников колледжа по профессии "Машинист крана (крановщик)"...

Анализ мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9кл

Анализ  мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеоб...