Методические рекомендации «Практика интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной образовательной программы профессионального обучения»
статья

Ковалева Татьяна Александровна

Методические рекомендации раскрывают нормативное сопровождение интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной образовательной программы профессионального обучения, алгоритм составления учебного плана универсального профиля, УМК, методики психологического сопровождения (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx873.06 КБ

Предварительный просмотр:

В мире мудрых мыслей

"Человек лишь тогда становиться мастером, когда понимает, что до конца жизни остается начинающим".

Робин Коллингвуд

«Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек

Декурсель А.

«Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде

 Галифакс Д.

«Самым близким к естественному состоянию из всех тех занятий, которые способны обеспечить существование человека, является труд его рук. Из всех общественных положений самое независимое от судьбы и от людей — положение ремесленника

Руссо Ж.

457212

Челябинская область

Варненский район

 п.Новый Урал пер.Школьный 2

  тел.8(351-42)2-84-19

 e-mail : new_ural@mail.ru 

МОУ «СОШ» п. Новый Урал

Методические рекомендации

«Практика интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной образовательной программы профессионального обучения»

2020

Выдержки из Федерального закона от 29.12.2012

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»

Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья 73. Организация профессионального обучения.

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции,… без изменения уровня образования.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования,… предоставляется бесплатно.

8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность. (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 23. Типы образовательных организаций

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

2) общеобразовательная организация-образовательная

Психологическое сопровождение

Профессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью своих представлений об избираемой профессии со своими возможностями).

Перечень методик, направленных на изучение профессионально-ориентированных предпочтений, интересов учащихся, профессиональных намерений, профессиональной готовности

1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

2. Методика «Структура интересов» В. Хеннинга – диагностика интересов и профессиональных склонностей.

3. Опросник «Карта интересов», разработанный А.Е. Голомштоком - изучение профессионально-ориентированных интересов учащихся

4. Опросник Дж. Холланда – определение профессионально-ориентированного типа личности

Перечень методик, направленных на диагностику профессионально-психологических возможностей, способностей учащихся, личностных характеристик

1 Вопросник КОС (оценка коммуникативных и организаторских склонностей),

2 Личностный опросник Айзенка – изучение темперамента

3  Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?»

4 Опросник Липмана – оценка степени развития различных способностей.

5 Опросник типа мышления

Учебно-методический комплекс по профессиональному обучению в МОУ «СОШ» п. Новый Урал

Специальности

литература

«Сварщик»

1.«Ручная дуговая сварка(наплавка) неплавящимся электродом в защитном газе»: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования/ О.Н. Галкина-М.: Издательский центр «Академия», 2020-176с.

2.«Ручная дуговая сварка(наплавка,резка) плавящимся покрытым электродом»: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования/ В.В. Овчинников-М.: Издательский центр «Академия», 2019-208с.

3.Дефекты сварочных швов и соединений. Профессиональное мастерство: иллюстрированное пособие для учащихся проф.учебных заведений/ Н.А. Юхин-М: Издательство «СОУЭЛО».

4. Руководство по ручной дуговой сварке для начинающих. Первый интернет-гипермаркет сварочного оборудования: www.tiberis.ru

«Портной»

1.«Конструирование изделий легкой промышленности: конструирование швейных изделий: учебник/Л.Ю. Махоткина, Л.Л.Никитина, О.Е. Гаврилова-М.: ИНФРА-М,2020.-324с.

2. «Текстильное материаловедение: лабораторный практикум: учебное пособие/ Ю.С. Шустов, С.М. Кирюхин, А.Ф. Давыдов – М:ИНФРА-М, 2020.-341с.

организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по

образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно… обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

Из Стратегии  социально - экономического развития Челябинской области на период до 2035 года (постановление Законодательного собрания Челябинской области №1748 от 31января 2019)

«Одной из слабых сторон экономики Челябинской области является: дефицит высококвалифицированных кадров рабочих специальностей, структурный дисбаланс на рынке труда.

Основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы Челябинской области.

Цель: создание в Челябинской области современной системы подготовки кадров мирового уровня и формирование необходимых компетенций для приоритетных отраслей народного хозяйства в целях обеспечения подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов и руководителей в соответствии с потребностями региональной экономики.

Задача: модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Меры и механизм реализации задачи:

- осуществление подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей народного хозяйства Челябинской области;

- организация взаимодействия социальных партнеров при реализации практико-ориентированного обучения в Челябинской области…»

Универсальный профиль

ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей

позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне. Таким образом, в универсальном профиле в перечень учебных предметов в универсальном профиле могут быть включены:

  1. учебные предметы только на базовом уровне.
  2. 1-2 учебных предмета на углублённом уровне из одной предметной области;
  3. 1 и более предметов на углублённом уровне из разных предметных областей

Профили обучения,

реализуемые на уровне среднего общего образования

Наименование

профиля

Сфера деятельности, на которую

ориентирован профиль

Предметные области, из которых целесообразно выбирать учебные предметы для изучения

на углубленном уровне

Естественно-научный профиль

ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии

«Математика и информатика»

«Естественные науки»

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности

«Математика и информатика»

«Естественные науки»

Гуманитарный профиль

ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др.

«Русский язык и литература»

«Общественные науки»

«Иностранные языки»

Социально-экономический профиль

ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство

«Математика и информатика»

«Общественные науки»

Нормативные основания интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной образовательной программы профессионального обучения

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -ст.12, ст. 23, ст. 73, ст.74.

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный N 30067).

4. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»

Нормативно-локальная база для общеобразовательной организации:

1. Положение о структуре и содержании основной образовательной программы профессионального обучения, устанавливающее порядок разработки, требования к структуре и оформлению содержания, процедуру утверждения и согласования

2. Положение о порядке приема обучающихся на обучение по программам профессиональной подготовки, регламентирующее условие приема.

3. Основные образовательные программы профессионального обучения.

4. Основная образовательная программа среднего общего образования, интегрированная с основной образовательной программой профессионального обучения.

5. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

6. Порядок организации и проведения квалификационного экзамена. Утверждение формы документа о квалификации.

Алгоритм проектирования учебного плана

1. Определить перечень учебных предметов. Количество учебных предметов в соответствии с требования ФГОС среднего общего образования – 11(12), в том числе:

  • обязательные для включения во все учебные планы («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия»);
  • учебные предметы из обязательных предметных областей (не менее одного из каждой предметной области);
  • 3(4) учебных предмета углубленного уровня (для всех профилей, кроме универсального).

2. Определить вариант включения в учебный план индивидуального проекта:

  • элективный курс;
  • учебные предметы углубленного уровня.

3. Составить учебный план на весь уровень среднего общего образования, рассчитать общее количество часов по учебным предметам.

4. Если общее количество часов меньше максимально допустимого общеобразовательная организация может включить в учебный план курсы по выбору – элективные и факультативные.

Критерии отбора курсов по выбору:

  • соответствие целевых установок и планируемых результатов идеологии ФГОС среднего общего образования;
  • востребованность (запросы обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • ориентация на профессиональную сферу деятельности;
  • технологичность, практическая значимость;
  • учет региональной специфики;
  • ресурсная обеспеченность, в том числе наличие учебных пособий, материально-технических условий для реализации.

Формирование учебного плана школы в условиях интеграции СОО и профессионального обучения.

Стратегии интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основной образовательной программы профессионального обучения:

1. Система элективных курсов.

2. Элективные курсы + курсы внеурочной деятельности.

3. Учебные предметы + элективные курсы.

4. Учебные предметы + дополнительные учебные предметы + элективные курсы

5. Учебные предметы + дополнительные учебные предметы + элективные курсы + курсы внеурочной деятельности

Проектирование управленческих решений по эффективности и рискам инновационной деятельности.

SWOT-анализ состояния внутренней и внешней среды образовательной организации

Метод SWOT-анализа применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности.

Принципы: оценка сильных и слабых сторон образовательных учреждений в определенных условиях, открывающиеся возможности и возникающие опасности в условиях рынка (это так называемый SWOT-анализ: strength - сила, weakness - слабость, opportunities - возможности, threats - опасности).

Для проведения SWOT-анализа исследуют факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность организации. Таких факторов может быть огромное количество. Но из них необходимо выбрать лишь те, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность образовательного учреждения.

Сила (strength) – это то, в чем организация преуспела, или какая-то особенность, придающая ей дополнительные возможности.

Слабость (weakness) – это отсутствие чего-то важного для функционирования организации, то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия

Возможности (opportunities) – определяются как нечто, дающее образовательному учреждению шанс сделать что-то новое: открыть новые специальности, завоевать новых клиентов, внедрить новые технологии и т.п.

Угроза (threats) – это то, что может нанести ущерб образовательному учреждению, лишить его существенных преимуществ.

Например, SWOT-анализ образовательного учреждения может выглядеть следующим образом:

Внутреннее содержание

Сильные стороны

-хорошее местоположение

-статус государственного образовательного учреждения

-наличие необходимых лицензий и аккредитации

-высоко-квалифицированные сотрудники

-хорошие традиции и имидж

-улучшение имиджа образовательного учреждения через регулярное оповещение широкой общественности об успехах выпускников, о научно-методической работе сотрудников

Слабые стороны

-устаревшие образовательные программы

-слабые связи с социальными партнерами

-устаревшая система управления

- недостаток учебников

-разработка новых образовательных программ, основанных на исследовании рынка труда

-развитие сотрудничества с представителями индустрии, профессиональными ассоциациями, службами занятости

Внешняя среда

Возможности

-повышение срока обучения на дополнительную профессиональную подготовку

-рост интереса к профессиональному образованию со стороны международных фондов

-изменения в российском законодательстве

Угрозы

-недостаточное финансирование со стороны государства

-нестабильная социально-экономическая обстановка

-из изменение демографической ситуации

С целью определения слабых и сильных сторон, имеющиеся возможностей и потенциальных рисков, которые могут возникнуть в процессе проектирования образовательной среды при профессиональном обучении проведите SWOT-анализ внутренней и внешней среды своего образовательного учреждения

Сильные стороны (Strengths)

Слабые стороны (Weaknesses)

 

 

 

Возможности (Opportunities)

Риски (Threats)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа профессионального обучения Профессия 18880 Столяр строительный 16671 Плотник

Адаптированная образовательная программа профессионального обучения Профессия 18880 Столяр строительный16671 Плотник(Для обучающихся с нарушением интеллекта)...

Рабочая программа по английскому языку на основе государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта среднего общего образования (базовый уровень)(Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компоне...

Методические рекомендации для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 18.02.06 «Химическая технология органических веществ»

Методические рекомендации  для студентов-заочников образовательных учреждений среднего  профессионального образования  по специальности  18.02.06 «Химическая технология орган...

Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения в соответствие

Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального о...

Образовательная программа профессионального обучения (подготовки) по профессии "Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов"

Образовательная программа профессионального обучения (подготовки) по профессии "Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов"...