РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технического профиля 23.01.03 Автомеханик на базе основного обще
рабочая программа

Гончарюк Наталья Юрьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                        

ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии технического профиля

23.01.03 Автомеханик

на базе основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_03_am_2019_rp.docx72.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской областиhttp://politehnikum-eng.ru/i.jpg

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»)

                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                         

ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии технического профиля

23.01.03 Автомеханик

на базе основного общего образования

2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии 23.01.03 Автомеханик;  Приказ Министерства образования и науки РФ № 701 от 02 августа 2013 г.

РАССМОТРЕНО  на заседании  предметно-цикловой комиссии ______________________________________

______________________________________

Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии _______________

                             /______________________/

Протокол №__, дата «___»________2020 г.

Председатель комиссии ______________

                             /______________________/

Протокол №__, дата «___»________2021 г.

Председатель комиссии _______________

                             /______________________/

ОДОБРЕНО методическим советом техникума

Протокол №___ от «_____» __________2019 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2020г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2021 г.

Председатель _____________/______________/

Составитель(и) (автор):

Гончарюк Н.Ю -  мастер производственного обучения ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»;

Рецензенты:

Внутренний:   Костина Н.В.,  преподаватель  специальных дисциплин  ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»

Внешний:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.03  Автомеханик

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит  общепрофессиональный  цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать материалы для профессиональной  деятельности;
  • определять основные свойства материалов по маркам.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
  • физические  и  химические  свойства горючих   и смазочных материалов;

В результате освоения учебной дисциплины ОП.03 Материаловедение обучающийся должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК  2.  Организовывать  собственную  деятельность,  исходя  из  цели  и  способов  ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку  и  коррекцию  собственной  деятельности, нести  ответственность  за  результаты своей работы.

ОК  4.  Осуществлять  поиск  информации,  необходимой  для  эффективного  выполнения профессиональных задач.

ОК  5.  Использовать  информационно-коммуникационные  технологии  в профессиональной деятельности.

ОК  6.  Работать  в  команде,  эффективно  общаться  с  коллегами,  руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "B" и "C".

ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК  2.3.  Осуществлять  техническое  обслуживание  транспортных  средств  в  пути следования.

ПК 2.4.  Устранять  мелкие  неисправности,  возникающие  во  время  эксплуатации транспортных средств.
ПК  3.1.  Производить  заправку  горючими  и  смазочными  материалами  транспортных

средств на заправочных станциях.

ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  -68 часов;

самостоятельной работы обучающегося  - 34 часа.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

     лабораторные занятия

28

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

Промежуточная  аттестация в форме: экзамена    

                                        2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.03 Материаловедение

        Наименование разделов

и тем

№ учебного занятия

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Формируемые компетенции

(ОК и ПК)

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

1

Материаловедение: понятие, цель изучения, задачи, содержание.

Роль  материалов,  используемых  в современной  автомобильной технике.

ОК.1- ОК.7

Тема  1.  Металловедение  

Содержание учебного материала

20

2

1

Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов.

2

2

ОК.1 - ОК.7

ПК.1.1- ПК. 1.4

ПК2.1-ПК. 2.4

ПК.3.1 – ПК.3.2

3

  Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

2

4

4

2

2

4

5

2

Технологии производства металлов и сплавов.

Производство чугуна и стали.

Углеродистые и легированные  стали.

6

3

Основы термической обработки.

4

Методы получения  и  обработка  изделий  из  металлов  и  сплавов.

5

Твердые  сплавы  и  металлокерамические  материалы.

Практические занятия

  1. Определение твердости металлов и сплавов..
  2. Определение ударной вязкости металлов и сплавов

(прочность на удар)

  1. Классификация сталей
  2. Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов
  3. Определение марки стали по искре
  4. Исследование макроструктуры металлов и сплавов
  5. Расшифровка различных марок стали и чугуна

14

2

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

  • Применение основных свойств металлов и сплавов в автомобилестроительной отрасли
  • Составить диаграмму состояния «железо-углерод»
  • Составить таблицу оловянно-свинцовых и оловянных припоев (по назначению, по содержанию  олова, по температуре плавления)
  • Составить перечень деталей автомобилей, при изготовлении  которых применяются  цветные металлы

10

Тема 2.

Неметаллические  материалы

Содержание учебного материала

20

ОК.1 - ОК.7

ПК.1.1- ПК. 1.4

ПК2.1-ПК. 2.4

ПК.3.1 – ПК.3.2

1

Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Пластические материалы.  Синтетические клеи, уплотнительные и  изоляционные  материалы. Назначение, особенности применения.

2

3

Резиновые  материалы: натуральные  и  синтетические каучуки, вулканизирующиее  колеса, шины. Назначение, особенности применения.

4

Лакокрасочные  материалы. Основные  сведения о  лакокрасочных  материалах  и  их  маркировка. Назначение, особенности применения.

5

Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения.

6

Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.

Практические работы

  1. Виды стекла и керамики
  2. Лакокрасочные автоматериалы
  3. Абразивные инструменты

6

2

2

2

14

Самостоятельная работа:

  • Лакокрасочные  материалы, применяемые для  окрашивания автомобилей
  • Особенности шин различного  назначения
  • Виды конструкционно-ремонтных  материалов, их  назначение  и  область  применения
  • Применение пластмасс  в автомобильной  промышленности

Тема 3.

Топливно-смазочные  материалы  и  технические  жидкости

Содержание учебного материала

26

ОК.1 - ОК.7

ПК.1.1- ПК. 1.4

ПК2.1-ПК. 2.4

ПК.3.1 – ПК.3.2

1

Назначение, свойства  и  ассортимент  топливно-смазочных  материалов и  технических  жидкостей

2

2

Автомобильный бензин.  Характеристика, свойства,  требования  к  качеству, маркировка, применение

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Автомобильные дизельные  топлива. Характеристика, свойства,  требования  к  качеству, маркировка, применение

4

Газообразные  топлива. Характеристика, свойства,  требования  к  качеству, маркировка, применение

5

Смазочные масла. Моторные, трансмиссионные масла.  Характеристика, свойства,  требования  к  качеству, маркировка, применение

6

Пластичные  смазки. Природа и структура смазок.  Основные  эксплуатационные  свойства, назначение.

7

Эксплуатационные  жидкости: вода, электролит, амортизационные жидкости, тормозные жидкости, антифризы. Жидкости для гидравлических  систем.

Практические работы

  1. 11.Бензины. Определение качества бензина.
  2. 12.Дизельное топливо. Определение вязкости топлива и масла
  3. 13.Определение качества моторного масла простейшими методами
  4. 14.Определение плотности и температуры замерзания антифриза (тосола)

8

2

2

2

2

ОК.1 - ОК.7

ПК.1.1- ПК. 1.4

ПК2.1-ПК. 2.4

ПК.3.1 – ПК.3.2

2

Самостоятельная работа: 

  • Альтернативное топливо.  Виды, свойства,  область применения
  • Горюче-смазочные материалы для  двигателей  внутреннего  сгорания
  • Экологические свойства топлива

14

Контрольная работа по темам  № № 1-2

2

Промежуточная аттестация

ЭКЗАМЕН

Всего:

102

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

 Для реализация программы дисциплины оборудована  лаборатория  по  материаловедению.

Оборудование лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • плакаты по  материаловедению;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
  • объемные модели металлической кристаллической решетки;
  • образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
  • образцы неметаллических материалов;
  • образцы  топливно-смазочных  материалов.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор,  интерактивная доска.

     

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач.проф. образования./ А.М.Адаскин, В.М.Зуев. – М.: Академия. 2015.

2.   Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке: учеб. пособие для нач.проф. образования /под ред. В.Н.Заплатина. — М.: «Академия», 2015.

                 Дополнительные источники:

  1. Чумаченко Ю., Чумаченко Г. Материаловедение. Учебник. Изд.: Феникс. 2015.

Учебник в электронно- библиотечной системе:

1. Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / Г. П. Фетисов [и др.] ; под редакцией Г. П. Фетисова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09897-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442415

2.  Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов, А. К. Онегина, В. Н. Климов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08154-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/4425803.

3. Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов, А. К. Онегина, В. Н. Климов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 291 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08156-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442306

4. Технология металлов и сплавов : учебное пособие для среднего профессионального образования / ответственный редактор А. П. Кушнир, В. Б. Лившиц. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11111-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444495

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена, который  проводит аттестационная комиссия. В состав аттестационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Тема 1. Металловедение

Тема 2. Неметаллические материалы

Тема 3. Топливно-смазочные  материалы и технические жидкости.

Уметь:

- выбирать материалы для профессиональной деятельности;

- определять основные свойства материалов по маркам.

Знать:

- основные свойства, классификацию, характеристики применяемых материалов;

- физические  химические  свойства горючих   и смазочных материалов

Умение выбрать расходные материалы исходя  из  их  основных свойств в соответствие с видами ремонтных  работ и  условиями эксплуатации

Изложение теоретического материала

Лабораторные работы

Домашняя  работа

Контрольная работа

Устный опрос

Тестирование

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд оценочных средств по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, технического профиля на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине  (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеят...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции  «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 54.01.20 ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...