Формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей по профессии "Сварщик"
статья на тему

Чехович Наталия Сергеевна

Методические приемы  мотивации обучающихся при освоении профессии "Сварщик" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetencii__statya.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей по профессии "Сварщик"


В настоящее время остро стоит вопрос о подготовке конкурентноспособных специалистов, которые в современных социально-экономических условиях будут способны развивать производство, стремиться к профессионализму, чтобы сразу включиться в производственный процесс.

Эти показатели непосредственно связаны с содержанием образовательных программ и педагогических технологий их реализации. Очевидно, что обучение основным знаниям, умениям и навыкам, которые являются профессиональными, должно занимать значительное место в образовательном процессе. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый его элемент и составная часть способствовали формированию соответствующих компетенций.

Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения: 1.  в период введения в профессию; 2.  в период овладения профессией; 3.  в контрольно-заключительный период

1.  Период введения в профессию.

Необходимо всесторонне раскрыть перед будущим рабочим общественную значимость осваиваемой профессии, ее роли в промышленности и перспективы развития. Первоначальный интерес к профессии возникает тогда, когда обучающийся получает самые первые сведения о ней, в результате чего у него складываются понятия и представление о профессии, определенное отношение к ней. Занимательные приемы используются для первоначальной организации внимания или для того, чтобы вызвать любопытство, удивление, эмоциональное переживание. С этой целью рассказывается о применении лазерной сварки в медицине и других областях, электронно-лучевой сварки в космосе, сварке взрывом и т.д.

Чувство гордости за свою страну, сознание причастности к профессиональной общности можно развить, обратив внимание обучающихся на то, что Россия - родина электросварки, рассказать о замечательных русских ученых, прославивших нашу страну.

2. Период овладения профессией.

В этом периоде формирование общих и профессиональных компетенций следует проводить путем развития интереса к профессии через активизацию познавательной деятельности по нескольким направлениям.

 2.1. Связь теоретического и производственного обучения.

Принципом единства связи теории и практики в обучении и воспитании пронизана вся педагогическая система А.С. Макаренко.

«Оказалось, что процесс обучения и производство продукции, - писал он,- крепко определяют личность, потому, что они уничтожают ту грань, которая лежит между физическим и умственным трудом».

Так изучение темы «Классификация покрытых электродов» рассматривается на конкретном примере условного обозначения электрода по ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467- 75, который обучающиеся используют в процессе производственного обучения.

Далее задача усложняется: обучающимся предлагается самостоятельно разобрать другой пример, опираясь на полученные знания. Преподаватель управляет учебной деятельностью, консультирует, не допуская снижения интереса к уроку.

Приобретенное умение самостоятельно разбираться в многообразии современных сварочных материалов способствует формированию профессиональных компетенций.                                            

Необходимо разъяснять обучающимся научные основы производства в трудовых процессах, составляющих содержание учебного материала и являющихся средством конкретизации изучаемых понятий, обеспечить углубленное изучение материалов по тем разделам технологии сварочных работ, которые особенно важны для более глубокого овладения профессией, для осуществления прикладной, практической (профессиональной) направленности в преподавании.

2.2. Применение учебно-наглядных пособий.

Обучающиеся профессиональных ГБОУ НПО с первых дней обучения имеют дело с материалами, инструментами, приспособлениями и оборудованием. Изучению этого поможет лишь применение принципа наглядности, который является одним из дидактических принципов педагогики.

Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным и содействует, таким образом, логическому мышлению. Слово, не подкрепленное наблюдением, зрительным восприятием или соответствующей практической деятельностью, перестает быть средством мышления. Например, при изучении темы «Типы сварных соединений» словесное описание преподаватель иллюстрирует эскизами соединений. При закреплении учебного материала демонстрируются сварные образцы, что неизменно вызывает в группе «живой интерес», активизирует работу обучающихся.

2.3. Применение продуктивных методов, ориентированных на организацию активной деятельности самих обучаемых.

Такое обучение носит не чисто сообщающий, а поисковый характер, в значительной степени моделирующий процесс мышления, а потому гораздо больше развивает.

Дидактическую проблему преподаватель должен организовать, совместное с обучающимися ее осмысливание должно привести к возникновению проблемной ситуации. Например, в ходе занятия по теме «Электрическая дуга» можно поставить  проблемный вопрос: «Почему в столбе свободной дуги самая высокая температура, а выделяется меньше всего тепла?»

Проблемную ситуацию можно создать при помощи разнообразных методических приемов. В ходе обсуждения обучающиеся получают способность к самообразованию и самооценке и дальнейшему совершенствованию знаний и методов их приобретения.

2.4. Применение коммуникативных методов,         способствующих развитию коммуникабельности, которая является одним из необходимых умений и навыков при трудоустройстве.

Немаловажное значение имеет посещение спусков судов на   «Адмиралтейских верфях». Кроме воспитательного значения этого мероприятия, преподаватель может обсудить технологии, использованные при постройке судна. В обсуждение можно вовлечь всю аудиторию, т.к. обучающиеся, проходя производственное обучение или практику, так или иначе, имели отношение к постройке судна.

3. Контрольно-заключительный период.

Характеризуется усилением работы по становлению профессионального интереса, в результате чего он становится чертой личности современного молодого рабочего.

Приоритетным в этот период является разработка тем выпускных письменных квалификационных работ, направленных на формирование умений творческого решения проблем и самостоятельного поиска путей достижения цели выпускниками НПО.

Требования к подготовке творчески активной личности рабочего, который сможет быстро осваивать изменяющуюся технику, диктуют необходимость самого пристального внимания при индивидуальных консультациях в ходе написания выпускных работ и подготовке к их защите на выпускных квалификационных экзаменах.

Обучение приобретает личностный смысл, если оно тесно связано с подготовкой к профессиональной деятельности. У обучающихся складывается представление о своей профессии, содействуя развитию  сознания причастности к профессиональной общности. «Образ профессии»  становится основанием выбора ориентиров для подражания (профессионал - мастер своего дела, профессиональная группа, к которой хотел бы принадлежать обучающийся). Поэтому «образ профессии» является важным психологическим условием формирования адекватных целей и мотивов обучения.

Профессиональная и социальная компетентность выпускников является интегральным критерием качества профессионального обучения, залогом их успешного трудоустройства, личностной реализации, готовности к дальнейшему профессиональному росту и самосовершенствованию.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.2 (Электросварочные и газосварочные работы. 2009 г.
  2. Инновационные педагогические технологии /Под ред. Е.В. Иванова, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой - СПб Изд. 000 «Полиграф-С», 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже

В статье рассматриваются  игровые методы обучения, их практическое применение на профессиональном модуле «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с целью р...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

В данной научно-методической разработке показано как  с помощью самостоятельной работы студентов при создании учебно-творческих проектов для более углубленного изучения материала по  професс...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...