Средства логопедической ритмики для снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников
методическая разработка на тему

Поночевная Оксана Леонидовна

 

Упражнения на развитие общей моторики. 

Детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжения на протяжении всего урока. Это выражается в снижении концентрации внимания, повышении отвлекаемости и в итоге может привести к низкому уровню усвоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopediya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средства логопедической ритмики для снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников

Общеизвестно, что детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжения на протяжении всего урока. Это выражается в снижении концентрации внимания, повышении отвлекаемости и в итоге может привести к низкому уровню усвоения учебного материала.

Для предотвращения этих негативных проявлений традиционно применяются физкультминутки, представляющие собой комплексы гимнастических упражнений, которые позволяют за счет двигательной активности снизить уровень умственного напряжения. Использование же средств логопедической ритмики оптимизировать такой режимный момент, как физкультминутка, сделать его полифункциональным. Кроме развития общей моторики, умения управлять своим мышечным аппаратом, правильно распределять мускульную энергию по всему телу упражнения логопедической ритмики способствуют развитию чувства темпа и ритма в движении, совершенствованию речевого дыхания, развитию фонематического восприятия, слухопроизносительной дифференциации фонем, слухоречевого ритма.

Традиционно логопедическая ритмика базируется на использовании связи речи, музыки и движения. В практике школьной работы учитель не всегда имеет возможность использовать музыкальное сопровождение при проведении физкультминуток, поэтому предложенные нами упражнения могут использоваться самостоятельно, без музыкального оформления.

Основная цель приведенных ниже упражнений — развитие динамической координации речи и движения. Стихотворения подобраны так, чтобы ритм стихотворной строки соотносился с движениями головы, рук, ног и туловища.

Кроме упражнений на развитие общей моторики в комплекс физкультминутки целесообразно включить задания на развитие мелкой моторики. Ритмические движения пальцев являются средством повышения функционального состояния коры больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Двигательный анализатор, согласно современным представлениям, является аппаратом межанализаторного синтеза. Проекция движений кисти и речевые зоны в коре головного мозга расположены в непосредственной близости.

М.М. Кольцовой было доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает значительное влияние на развитие активной речи. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с праксисом (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов), т.е. способствует совершенствованию навыков письма.

Для совершенствования динамической координации движений и речи можно использовать чистоговорки в сочетании с движениями на развитие общей или мелкой моторики. В логопедической практике с помощью чистоговорок закрепляется правильное произношение звуков. Кроме того, чистоговорки можно использовать в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).

Упражнения на развитие общей моторики

Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо и влево; поворот на 360 градусов; наклоны туловища вправо и влево; приставной шаг вправо и влево; подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.; приседание с разведением рук; возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз.

Метели

Метели, метели, летели, летели,

Стелили в долинах из снега постели.

Кружились метели, звенели метели.

Над лесом, над полем гудели и пели.

И.п.: основная стойка, руки опущены, покачивание над головой прямыми руками;

приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону; наклоны вправо и влево; поочередное поднимание и опускание рук перед собой.

Душ

Вот от ножек и до ушек

Моет Женю жаркий душик.

И макушку, и живот

Жене душ водой польет.

Моет шею, моет уши.

Как же хорошо под душем!

И.п.: основная стойка. Наклон вниз, руки к ушам; круговые движения руками вокруг себя; руки на голову, руки на живот;

наклоны вправо, влево; наклоны головы к плечам; 2 приседания.

Щетки

Этой щеткой чищу зубы.

Этой щеткой — башмаки.

Этой щеткой чищу вещи.

Все три щетки мне нужны.

И.п.: основная стойка. Имитация чистки зубов; наклон вниз; наклоны в стороны;

2 приседания.

Кот и сметана

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

кот сидит — сметаны нет.

И.п.: основная стойка. Наклоны головы

вперед, назад, влево, вправо, наклон вперед,

прогнувшись; наклоны вправо, влево;

2 приседания.

Еду-еду

Еду-еду к бабке, к деду

На лошадке

В красной шапке.

По ровной дорожке,

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в яму — бух!

И.п.: основная стойка. Приставной шаг вправо, влево; наклон вперед, прогнуться назад; высокое поднимание колен; руки в замок над головой; опустить сомкнутые руки до уровня груди; прыжки на правой ноге; прыжки на левой ноге; прыжки на двух ногах; глубокий наклон вниз; 2 приседания.

Совушка-сова

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела.

Во траву свалилася,

В ямку покатилася.

И.п.: основная стойка. Руки на плечи, круговые движения; руки на затылок, наклоны влево, вправо; высокое поднимание колен; повороты головы влево, вправо;

глубокий наклон вперед; 2 приседания.

Пчёлы

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Любишь мед их очень ты.

И.п.: основная стойка. Рывки согнутыми

 в локтях руками перед грудью; наклоны туловища влево, вправо; 2 приседания;

прыжки на двух ногах.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Скакалка

Я скачу, я верчу новую скакалку.

Захочу — научу Настю и Наталку.

Вот так, вот так посреди дорожки

Раз вперед, раз назад

И на правой ножке.

Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы

выполняют вращательные движения.

Разжимание и сжимание пальцев.

Хлопок — кулачки. Руки в «замок», обратный «замок». Поочередно кулаком одной руки стучать в ладонь другой.

Зайчики и белочки

Зайчики и белочки

Вышли погулять,

На полянке солнечной

В салочки играть.

Выходи скорей в кружок.

Здравствуй, здравствуй,

мой дружок.

Кисти в кулачок — поочередное разгибание

 и сгибание пальцев. Круговые движения кистями. 3 хлопка и кисти в форме шара.

Пальцы одной руки поочередно соединяются с пальцами другой руки («пальчики здороваются»).

Слон

В зоопарке стоит слон:

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Разжимание и сжимание пальцев в кулаки.

Поочередное выставление больших пальцев, указательных, потирание кистей. Большие пальцы поочередно соединяются в кольца с другими пальцами руки («колечки»). Кисти лицом к себе, зовущий жест 4 раза.

Воздушный шар

Шар воздушный, шар воздушный.

Шаловливый, непослушный.

Вместе с ветром убежал.

А куда? Не сказал.

Сгибание-разгибание кистей рук.

«Колечки». «Замок» «рука на руке».

3 хлопка, руки за спину.

Заяц

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Поочередное сжимание-разжимание кулаков. «Пальчики здороваются».

Большой, безымянный и мизинец соединены,

указательный и средний сгибаются.

«Пальчики здороваются».

Чайка

Подогрела чайка чайник.

Пригласила восемь чаек:

— Приходите все на чай!

Сколько чаек? Отвечай!

Сжимание-разжимание кулаков.

4 приглашающих жеста.

Сжимание-разжимание пальцев в «замок».

«Колечки».

Цыпленок

— Не хочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья!

— Где ж они? — Под старой липой!

— Как зовут их? — Цыпа! Цыпа!

Пальцами правой руки ударяют  пальцы левой руки 4 раза. Приглашающее движение

 кистями 3 раза, «замок». Разжимание «замка», поглаживание кистей. 2 хлопка, 2 приглашающих жеста.

Полет

Вот готовится в полет

Винтокрылый самолет.

Ни разгона, ни разбега,

Раскрутили винт — и в небо.

Поднимание-опускание больших пальцев. Вращение большими пальцами. «Кулак — ладонь». Вращение кулаков перед грудью,

 раскрывание пальцев вверх.

Цветок

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

Основания кистей прижаты, пальцы медленно и хаотично двигаются.

«Пальчики здороваются».

Сжимание и разжимание кулаков.

Встряхивание кистями.

Угостим зверей

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура.

Имитация режущего движения ладонями.

Разведение рук в стороны, показать указательный палец. Ладони вместе, в «замок». Руки ладонями от себя, большие

пальцы переплетены, остальные пальцы

совершают хаотические движения («птичка»). Ладони в кулаки, поднимание

 больших пальцев. Ладони раскрыты, пальцы округлены и напряжены («когти»). Пальцами правой руки накрывают

кулак левой руки. Руки прячутся за спину.

Чистоговорки

Здесь привязана коза —

За-за-за-за.

Мало травки у козы —

Зы-зы-зы-зы.

Отвязали мы козу —

Зу-зу-зу-зу.

 4 хлопка.

2 наклона влево-вправо.

4 хлопка.

2 поворота влево-вправо.

4 хлопка.

2 приседания.

Укусила в нос оса —

Са-са-са-са.

Стал мой нос как колесо —

Со-со-со-со.

Не боюсь я злой осы —

Сы-сы-сы-сы.

Я осу в руке несу —

Су-су-су-су.

Наклоны головы вперед-назад.

Рывки руками перед грудью.

Круговые вращения прямыми руками.

Наклоны туловища влево-вправо.

Высокое поднимание колен.

Приставные шаги влево_вправо.

2 приседания.

Прыжки на двух ногах.

Есть ежата у ежа —

Жа-жа-жа-жа.

Как-то уж пришел к ежу —

Жу-жу-жу-жу.

Мне ежаток покажи —

Жи-жи-жи-жи.

Наша школа хороша —

Ша-ша-ша-ша.

В нашу школу я спешу —

Шу-шу-шу-шу.

А учусь я хорошо —

Шо-шо-шо-шо.

Пальцы обеих рук сплетены в «замок»:

сжать ладони — развести.

Пальцы переплетены в «замок»: поочередное

 выпрямление пальцев правой руки, левой руки.

«Колечки» правой рукой.

«Колечки» левой рукой.

Сжимание-разжимание кулаков.

«Кулак — ребро».

Сжимание-разжимание кулаков.

«Кошечка» (чередование напряжения и расслабления).

«Колечки».

Чередование ритмичных хлопков ладонями и ударов кулаками друг о друга.

Имитация стригущих движений указательным и средним пальцами обеих рук

Пальцы обеих рук соединить попарно, придать им форму шара (чередовать напряжение и расслабление).

Для непродолжительного активного отдыха можно использовать комплекс упражнений, включающих в себя три разных вида заданий. Проведение физкультминутки с применением логоритмических упражнений не превышает 1,5–2 минут, но ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое детей, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения, вместе с тем позволяет не только развивать моторную сферу, но и совершенствовать речь, развивать чувство ритма, тему речи и движения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2002.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1979.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.

Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ в обучении младших школьников»

       Изменения в  Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жи...

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

Дипломная работа " Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников"

ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения  младших школьников……………………………………………………………..91.2 Сущность и структура личност...

Интеграция исторических и математических знаний при обучении младших школьников

В пособии раскрыты возможности использования исторического материала при обучении младших школьниковна уроках математики. Представлен содержательный материал и организационно-методическое обеспечение,...

Интеграция как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников

В последние годы в России отмечается рост осознанного интереса к повышению качества образования. Именно поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на осно...

Особенности учебного процесса у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках физкультуры

Обзор особенностей уроков физкультуры у детей с ОВЗ, в частности с ЗПР. Рассмотрены: задачи, решаемые физическим воспитанием детей; понятие универсальных учебных действий, их функции и основные виды; ...

Игровые технологии в содержании процесса воспитания младших школьников средствами музыки

В статье рассматриваются аспекты  процесса воспитания младших школьников средствами музыки  с включением игрового компонента...