Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога
статья на тему

       Профессиональное-педагогическое  общение  -  значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определяет  психологический комфорт  взаимоотношенийс окружающим. В статье рассматриваются требование к речи педагога, на основе анализа  литературы раскрыты стили и предложены правила педагогического общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st._ped_obshch_kak_aspekt_psih_kultury_2012.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое общение

 как аспект психологической  культуры педагога

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессионально-психологической культуры педагога на одно из ведущих мест. Педагог-профессионал сочетает в себе компетентность в области специальных знаний,  общекультурные качества, основанные на индивидуальных психологических особенностях личности.

 Современная психологическая наука накопила огромный потенциал знаний о психическом складе человека и его многообразном проявлении в социуме. По мнению И. В. Дубровиной, академика РАО, психологическая культура складывается из двух компонентов - психологических знаний и общей культуры человека. Систему формирования психологической культуры педагога определяют во-первых, формирование психологической грамотности как минимума психологических знаний и умений, которые обеспечивают адекватное поведение и социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения, активное вовлечение его в знакомство с системой научных психологических знаний о человеке и взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и индивидуальных качествах, развитие креативности; во-вторых, формирование психологической компетентности, обеспечивающей эффективность педагогического общения, психологическую проницательность, эмпатию, прогностические способности, стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию.

    Учебно-воспитательный процесс осуществляется в непосредственном общении учителя и учащихся. Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника – человека. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно сформировать характер. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный организм учебного заведения, не может заменить личности в деле воспитания.

         Из чего же складывается педагогическое общение учителя как аспект психологической культуры педагога? В ее основе личностные качества, ценностные ориентации, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия, педагогический такт.  

    Невербальная культура общения педагога - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуаль ный контакт и прикосновения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - не вербальными средствами. Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояния ми и служит средством их выражения.

Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога - вербальной культура общения педагога.  Обучаемые очень чутки к рече вым особенностям учителя. Монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная пате тика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему, ошибки в дикции часто вызывают смех, поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть речью.

Требования к речевой культуре педагога

  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал напряжения.
  2. Мелодичность голоса может су щественно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать.
  3. Хорошие дикция, умеренный темп – необходимые характеристики речи. Оптимальный темп речи педагога около 120 слов в мин.
  4. Для достижения выразительности произношения важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь не всегда понятна, без психологических – безлика.
  5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

Педагогический такт проявляется в умении педагога разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении «держать себя», в оценочных суждениях, интонациях, поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с уча щимся - в присутствии других или один на один; позволяет определить время общения - отреагировать немед ленно или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Обучающиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, на сколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями.

Стиль общения определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Известный психолог В.А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения.

Общение на основе дружеского расположения, что является психологической основой личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Данный вид общения проявляется в доверительных отношениях, глубоком взаимоуважении педагогов и обучающихся.

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Необходимо отметить, что не следует допускать панибратских взаимоотношений. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Общение-дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимодействия педагога и обучающихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Общение – устрашение - этот стиль общения связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и иногда учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

Заигрывание связано с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, профессиональной коммуникативной деятельности.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. При этом приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности. От стиля зависит психологическая атмосфера в коллективе, его эмоциональное благополучие.

Правила педагогического общения:

  1. Принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен.
  2. Верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность.
  3. Уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого.
  4. Не унижать достоинства ученика.
  5. Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий.
  6. Помнить, что любой может ошибаться.
  7. Не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Наличие у педагога культуры общения служит показателем высокого профессионального потенциа ла. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего - важнейшие профессионально-педагогические компетенции.  Они проявляются тогда, когда есть интерес к делу воспитания, потребность в общении с учащимися на основе психологической  культура педагога.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Издательство Московского Университета, 2003. - 195с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1986. – 274с.
  4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М., Просвещение. - 1984. – 216 с.
  5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
  6.  Широбокова Т.С. Культура профессионального общения педагога //Справочник классного руководителя №5, 2011
  7. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений /С.Д. Якушева.-2-е изд., стер. -М. Издательский центр «Академия»  2009.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога (курс Педагогика)

Тип  учебногозанятия: изучение и первичное закрепление новых знаний Вид  учебного занятия: лекция Технологический проект преподавания: использование технологии активного обучения в...

Межрегиональный Фестиваль педагогических идей «МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»

Разработка  сценарияКонцертной программы к Межрегиональному Фестивалю педагогических идей«МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»(Блок художественной самодеятел...

X Всероссийский педагогический конкурс «Уровень квалификации педагогов общего, профессионального и дополнительного образования»

X Всероссийский педагогический конкурс «Уровень квалификации педагогов общего, профессионального и дополнительного образования»...

Презентация "Психолого-педагогическая эрудиция и компетентность педагога"

В презентации  даются различные подходы к толкованию компетентности педагога. Ряд учёных отметили, что психолого-педагогическая компетентность является основным элементом в общей структуре профес...

Педагогическая деятельность и личность педагога

Презентация для педагогов дополнительного образования детей и взрослых об истории педагогической деятельности...

Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...