Состояние уровня творческого развития студентов как педагогическая проблема
статья по теме

Как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности специалиста способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения проблемы формирования креативности в период подготовки специалиста обусловлена тем, что является базой профессионального творчества, способствует развитию творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в социальной сфере. В настоящее время креативность, в значительной мере, выступает своеобразным механизмом адаптации личности специалиста к происходящим социальным переменам. Е.Е.Туник доказала сама (а также ссылалась на других исследователей), что функциональная связь между уровнем творчества и успешностью в учёбе отсутствует. Правда, можно отметить наличие определенной закономерности. Ребенок, обладающий большим творческим потенциалом вероятнее всего будет хорошо учиться.

Целью настоящей работы было исследовать креативность студентов очного отделения Алтайского промышленно-экономического колледжа. На начало 2009-2010 учебного года на базе колледжа было проведено тестирование студентов первого курса. Основываясь на данных тестирования о составляющих креативности студентов, а также на теоретическом обосновании проблемы, анализе существующих активных методов обучения мы можем разработать механизм реализации системы подготовки студентов к развитию творческих способностей.Данная система педагогических условий для развития творческих способностей студентов способна обеспечить повышение качества обучения по преподаваемым дисциплинам.

Диагностика уровня творческих способностей достаточно трудна и неоднозачна. Задача теста, направленного на исследование и диагностику именно творчества - это найти носителя уникального внесистемного продукта, создателя принципиально нового. В статье приведен анализ результатов диагностики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состояние уровня творческого развития студентов как педагогическая проблема

Колова С.Н.

преподаватель экологических дисциплин

ФГОУ СПО Алтайского промышленно-экономического колледжа,

г. Барнаул

Способности человека были и во многом остаются загадкой науки. Педагогика и психология немало потрудились, чтобы приоткрыть завесу тайны, истоки которой — в природе человека. Каждое, даже незначительное открытие в сфере способностей не просто раздвигает границы педагогической теории и практики, но обогащает представления человека о самом себе, о своих творческих возможностях.

Проблема значима не только в социальном, но и в личностном плане: без развитых творческих способностей, предпосылки к которым заложены природой, невозможно представить целостное воспитание и развитие индивида.

В педагогике и психологии проведены многочисленные исследования в области творческих способностей детей. Эта проблема всегда была актуальной для педагогов, но при этом наиболее важные для педагогической практики вопросы остаются далеко не разрешенными. Вот некоторые из них: творческие способности базируются, прежде всего, на деятельности ума, проявлении интуиции, мотивированности творческой деятельности, эмоциональных побуждениях, сознательном выборе способов деятельности. Все это осуществляется при овладении конкретной учебной информацией, при решении разнообразных образовательных задач. Однако мы недостаточно научились воспитывать дисциплину ума студента: логическую точность, проблемность, избирательность, самостоятельность; синтезировать различные психические проявления в единый творческий акт; стимулировать учащихся к мотивированному волевому творческому самопроявлению выбора.

Это означает, что творческие способности студента к созданию нового в той или иной сфере во многом остаются нераскрытыми. Нерешена главная проблема: педагогическое управление процессом развития индивидуальных творческих способностей.

Лучше, если это будет не стихийный, а организованный, направляемый процесс в условиях освоения человеческой культуры. Каждый человек от природы наделен потенциалом творчества. Способности к творчеству, т.е. способности самостоятельного созидания нового, носят индивидуальный и полимерный характер, они так же разнообразны, как разнообразны виды человеческой деятельности. Они естественнее всего проявляются на различном уровне в повседневных видах деятельности, таких как учебно-познавательная, художественная, спортивная, организаторская, трудовая. В педагогическом опыте каждый педагог убеждается, как с изменением жизненных обстоятельств, мотиваций, характера педагогического взаимодействия и других условий повышается или понижается уровень проявления творчества. Очевидно, что характер педагогического процесса - важнейший фактор регулирования творческих способностей студентов. Педагогический процесс должен преобразовываться так, чтобы он обеспечивал проявление и максимально возможное развитие творческих способностей.

Как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности специалиста способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения проблемы формирования креативности в период подготовки специалиста обусловлена тем, что является базой профессионального творчества, способствует развитию творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в социальной сфере. В настоящее время креативность, в значительной мере, выступает своеобразным механизмом адаптации личности специалиста к происходящим социальным переменам. Е.Е.Туник доказала сама (а также ссылалась на других исследователей), что функциональная связь между уровнем творчества и успешностью в учёбе отсутствует. Правда, можно отметить наличие определенной закономерности. Ребенок, обладающий большим творческим потенциалом вероятнее всего будет хорошо учиться.

Целью настоящей работы было исследовать креативность студентов очного отделения Алтайского промышленно-экономического колледжа. На начало 2009-2010 учебного года на базе колледжа было проведено тестирование студентов первого курса. Основываясь на данных тестирования о составляющих креативности студентов, а также на теоретическом обосновании проблемы, анализе существующих активных методов обучения мы можем разработать механизм реализации системы подготовки студентов к развитию творческих способностей. Данная система педагогических условий для развития творческих способностей студентов способна обеспечить повышение качества обучения по преподаваемым дисциплинам.

Диагностика уровня творческих способностей достаточно трудна и неоднозачна. Задача теста, направленного на исследование и диагностику именно творчества - это найти носителя уникального внесистемного продукта, создателя принципиально нового.

Анализ соотношения понятий «тест» и «творчество» выявляет субъективность прогноза в исследовании творческих способностей. Субъективность прогноза можно снизить за счёт использования батареи тестов. В литературе предлагаются различные батареи тестов. Методика обследования была позаимствована у Туник Елены Евгеньевны. Особенности диагностики творческого мышления заключаются в том, что батарея креативных тестов состояла из экспресс-тестов, которые представляли собой систему измерения восьми факторов дивергентного мышления и личностных характеристик, наиболее важных для творческого процесса:

1. Использование предметов (варианты употребления).

2. Последствия ситуации

3. Выражение.

4. Словесная ассоциация.

5. Составление изображений.

6. Эскизы.

7. Спрятанная форма

Кроме того, использовался тест на уровень притязаний по методике Шварцландера.

Тест на уровень притязаний применяется с целью прогноза уровня притязаний и реакции на неудачу. Человек может быть творцом, но если у него низкий уровень притязаний, то он, очевидно, станет «домашним» Кулибиным и только. Если он сверхчувствительно реагирует на неудачи, то, вероятно, он не сможет преодолеть болезни «оппонента» и социальное давление, то есть в будущем, скорее всего, ничего не добьется. Человек с низким уровнем притязаний просто не будет ставить перед собой великих задач

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей. При исследовании по курсу из 146 человек с нереально низким уровнем притязаний выявлено 12 человек, с низким – 61, с умеренным – 54,с высоким – 15, с нереально высоким -4.

В книге Е.Е.Туник предложена система обсчёта тестов. Она целиком была использована в данной работе. Результаты выполнения субтестов оценивались в баллах по 3 показателям: беглость, гибкость, оригинальность.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления). Перечислить как можно больше необычных способов использования газеты.

Субтест 2. Последствия ситуации. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Субтест 3б. Выражение. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы В, М, С, К

Субтест 4. Словесная ассоциация. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов: «книга».

Субтест 5. Составление изображений. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

Субтест 6. Эскизы. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки.

Субтест 7. Спрятанная форма. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Используемые тесты проводились со студентами, обучающимися в нашем колледже на базе 9 классов. Студенты предупреждались заранее, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы. Приведены данные по объединенной выборке — 150 человек, возраст —15-17 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

По этому тесту испытуемыми было дано в среднем шесть ответов на человека (за 3 минуты), разброс по числу ответов велик — от 2 до 14. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Можно сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Сдать в макулатуру. Подстилать. Узнавать из нее новости». Редкие, оригинальные ответы: «Обмахиваться, если жарко. Наказывать газетой собаку. Дать играть кошке. Править статьи и развлекаться этим. Порвать и сделать салют».

Субтест 2. Последствия ситуации

Этот тест вызвал у некоторых студентов затруднение. В среднем было дано четыре ответа (за 3 минуты). Разброс ответов по числу— от 0 до 6. Было приведено примерно 80 типов ответов. Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут дружить. Люди и звери будут помогать друг другу. Будет весело. Будет неразбериха. Все сойдут с ума. Будут рассказывать о наших секретах родителям». Редкие, оригинальные ответы: «Звери будут учить иностранные языки. Будут учиться петь песни. Будут выступать по телевидению. Человек не будет самым разумным, будут ругать нас  за то, что мы наступаем на насекомых, узнаем тайны полета, будем знать погоду, договоримся с вирусами о перемирии, не будем называть друг друга животными» и т.д

Субтест 3б. «Выражение» обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений — 4. Разброс предложений — от 0 до 9. Примеры часто приводимых предложений: «В Москве стоит кинотеатр», «В машине сидит кот». Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений: волны морские сменили курс, весь мир счастлив кораблю, в «Мехико» сегодня корпоратив, витрина мигает сиреневым конфетти, вышла марка серебряных кабриолетов.

Субтест 4. Словесная ассоциация

Среднее число приведенных ответов — определений к слову «книга» — составляло 11. Разброс ответов по числу — от 3 до 29 (за 3 минуты). Было дано 180 ответов. Часто встречающиеся ответы: «интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая». Редкие ответы: «удивительная, странная, забытая, правдивая, купленная, документальная, запрещенная, мокрая, электронная, 3д, анимированная».

Тесты на изобразительное творческое мышление — “Спрятанная форма” и “Составление рисунков” в наибольшей степени дифференцировали испытуемых. Среднее число ответов 1 — 12, разброс ответов — от 5 до 25. Всего дано 180 различных ответов. Часто встречающиеся ответы: «зонт, рыба, кувшин, ведро, птица, шляпа, человек, солнце, лампа, лодка, облако». Редкие, оригинальные ответы: «баскетбольная корзина, банан, якорь, таракан, кувшин, сосиска, забор».

Привлекает внимание тот факт, что разница итоговых баллов по творческому мышлению зависит от разницы баллов по показателю беглости, т.е. показатели оригинальности и точности мало различаются у испытуемых. Вообще, большинство испытуемых характеризуют легкость и продуктивность творческого процесса, нежели его оригинальность.

Обобщая выше сказанное, можно отметить, что недостаточный уровень развития творческого мышления, воображения, любознательности связан с тем, что на данном этапе система обучения сохраняет примат информированности личности над ее культурой, и рациональная сторона познания в ней преобладает над чувственно – эмоциональной. Это означает, что деятельность при такой системе обучения в основном направлена на передачу знаний студентам, а сам процесс обучения основывается на дидактоцентрической технологии, в котором превалируют субъект – объектные отношения между преподавателем и студентами. Как отмечает Фергюсон «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Многочисленные исследования по оценке креативности студентов  и учащихся в различных учебных заведениях показывают, что оригинальность ответов преобладает в выборке учащихся, которые обучались с использованием развивающих технологий, технологии РТВ и ТРИЗ. В ходе обучения с применением активных методов, развивающего обучения у студентов активизируется дивергентное мышление, высвобождается творческий потенциал, повышается креативность.

Таким образом, как бы ни был хорошо подготовлен преподаватель, способы его деятельности и применяемая им методика не позволяет вывести студентов на более высокий уровень освоения содержания образования, т.к. в самой традиционной технологии заложена авторитарная педагогика требований, в которой отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей и творческих проявлений личности. Возникает необходимость разработать систему использования активных методов обучения, где преобладают субъект – субъектные отношения между преподавателем и студентом, позволяющую развивать творческие способности студентов.

Список используемых источников:

1 Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1985.

2 И.Д. Лушников//Проблема педагогического управления развитием творческих способностей  учащихся// «Стандарты и мониторинг в образовании» 5, 2000

3 Е.Е.Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.2004.

4. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

5. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.

6. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластен и на. - М., 1993.

7 Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

10. Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. Пед.вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / М.: Академия, 2002.- 272с

11 «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» Электронная книга, версия 3.0., фонд Альтшуллера Г.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние здоровья учащихся как медико-педагогическая проблема

В статье приведены данные о состоянии здоровья подростковКоломны и Коломенского района по результатам медицинских осмотров студентов-первокурсников до 18 лет Коломенского медицинского колледжа за пери...

Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи

Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...

Методическая разработка "Диагностика уровня творческого развития"

Методическая разработка "Диагностика уровня творческого развития" предназначена для выявления уровня развития и обучения, формирования хореографических способностей, определения задач индивидуального ...

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...

Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.

В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятия...

Исследование уровня знаний студентов колледжа о проблеме ВИЧ-инфекции и отношения к ней

Исследование уровня знаний студентов проводиться в несколько этапов.- Подготовка к анкетированию;- Анкетирование студентов;- Обработка результатов;- Обсуждение результатов...

Эссе преподавателя профессиональных модулей "Интеллектуальное и творческое развитие студентов".

Суть интеллекта заключается не в самом процессе накопления информации, а в способности из имеющейся создать новое качество, новую идею, новую мысль....